АРАД

Город с альтернативным израильским храмом


Арад (עֲרָד) — в древности крупный город в восточной части пустыни Негев. Он контролировал главный путь в Эдом и Эйлат. В Библии Арад упоминается как ханаанский, кенитский и израильский город. Арад был разрушен 2700 лет назад.

Современный Арад расположен на горном перевале в Иудейской пустыне на высоте около 600 м над уровнем моря, в 35 км к востоку от Беер-Шевы и в 20 км от Мертвого моря, в непосредственной близости с развалинами древнего Арада.

Упоминания в Библии

В книге Судей (1:16) указывается, что та часть пустыни Негев (в синодальном переводе — «пустыня Иудейская»), где располагался Арад, была заселена кенитами — народом, к которому принадлежал Иофор, тесть Моисея.

Впервые Арад упоминается в книге Чисел. Царь Арада разбил евреев, которые наступали из Кадес-Варни через Афарим (Числ. 14:44-45; Втор. 1:44).

Во время второго Израильского похода на Ханаан (Числ. 21:2-3) царь Арада вступил в сражение с израильтянами и некоторых из них взял в плен. Однако он был вскоре побежден, город и жители были преданы заклятию. Впоследствии израильтяне переименовали это место в «Хорму», что значит «погибель».

Позже Арад был покорен Иисусом Навином (Нав. 12:14) и город вошел в удел колена Иудина (Нав. 15:21). В последнем отрывке дается еще одно название Арада — Едер.

В конце X века до Р. Х. крепость Арад была сожжена, возможно, египетским фараоном Сусакимом (в исторической литературе — Шешонк I) во время войны против Иудеи (3 Цар. 14:25-26). Это событие подтверждается Карнакской надписью, в которой названы 2 разрушенные крепости в Южной Палестине — «Больший Арад и Арад дома Иерухама» (вероятно, Иерахмеела; ср. 1 Цар. 27:10; 30:29) [3, 162].

Раскопки в Араде

Самые крупные раскопки проводились между 1962 и 1967 годами по поручению Еврейского университета в Иерусалиме, Израильского департамента древностей и Израильского исследовательского общества.

Обнаруженные на месте остатки двух различных поселений Р. Ариманом и У. Ахарони были отнесены к городу эпохи раннего бронзового века и крепости железного века. К 1980 году было проведено 14 сезонов раскопок. Все они были возглавляемы Р. Ариманом [2,30].

Раскопки велись одновременно на двух уровнях телля: нижнем — городе раннего бронзового века, и верхнем — крепости железного века.

Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнееврейской письменности [3,161].

Ранний Бронзовый век (2900-2700 до Р. Х.)

Городу предшествовало открытое поселение энеолита. Затем Арад был окружен каменной стеной примерно 2,5 метра толщиной, поддерживаемой полукруглыми смотровыми башнями. Большой укрепленный город существовал здесь в течение раннего бронзового века II. Город был разделен на различные районы, и дома были построены в соответствии с фиксированным архитектурным замыслом отдельного «просторного дома», т. е. имеющего вход на одной из более длинных сторон. Уникальной находкой оказалась глиняная модель одного из этих домов.

Другие интересные находки — сосуды, привезённые из Египта, а также множество расписной и отлично отполированной глиняной посуды. Подобную посуду находят в египетских гробницах эпохи 1-ой династии. Находки свидетельствуют об оживлённой торговле с Египтом и важны для датировки различных культурных слоёв.

Последний уровень был полностью уничтожен и заброшен перед концом раннего бронзового века II, т. е. не позже 2700 г. до Р.Х.

Железный век

Новое поселение, которое было найдено в юго-восточной части старого города относится к XI веку до Р. Х. Это была маленькая открытая деревня и в ее центре находилась серповидная платформа и квадратный алтарь.

В X или XI веке до Р. Х. Арад стал сильно укрепленной царской крепостью [3, 162], основанной, вероятно, Соломоном. В течение периода монархии он был разрушен и сожжен шесть раз (первый раз фараоном Шешонком, который оставил памятную надпись на стеле в Карнаке [1, 401]), но всегда быстро восстанавливался и существовал до конца Первого храма как царский, военный и административный центр пограничной территории.

Крепость имела четырехугольную форму, ее окружала стена толщиной 4 метра с маленькими выступами и единственными восточными воротами.

Крепость также существовала здесь и позднее, в персидский, эллинистический, римский и в период до падения Набатейского царства в 106 году по Р.Х. [2, 30].

По поводу датировки верхнего телля до сих пор ведутся различные споры. Согласно мнению израильских археологов Ахарони и Херцога, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, которая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, около тысячи лет [3, 162].

В верхнем телле выделяют 7 периодов (которые обозначаются от A.I до A.VII) [3, 161].

В конце 80 гг. XX века израильский археолог Д. Уссышкин и некоторые другие археологи предложили другую датировку святилища и всех нижних слоев, относя их к VII веку до Р.Х., святилище — к концу VII - нач. VI в. до Р. Х., перестройку стен — к А.IV (т.е. к эллинистическо-римскому времени) [3,162].

Перестройка Арада как крепости была связана с необходимостью охранять пути к Вади эль-Арабу, Моаву и Едому (1 Цар. 22:47-48; 2 Пар. 17:10-12). Если датировать перестройку X веком, то ее можно связать с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р.Х.; 2 Пар. 14:4-6; 1 Цар. 15:23) или Иосафата (870-848 до Р.Х.; 2 Пар. 17:1-2, 12-13; 21:3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар. 21:8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар. 21:16-17) в 840-х гг. до Р.Х. В восстановленном Араде (при Озии, ок. 767 г. до Р.Х.) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима около 715 г. до Р. Х. (2 Цар. 18:4, 22; 2 Пар 31:1; 32:12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. Арад вновь был разрушен во время вторжения ассирийского царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии). В одно из нашествий вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 г. до Р.Х.; 2 Цар. 24:2; Иер. 13. 18-19) Арад вновь разрушили. Его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными египетским иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, которому адресовано большинство остраконов этого слоя). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что Арад VI мог быть отстроен в конце VI в. до Р. Х. (см. Иер. 51:59; ср.: 27: 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд. 10-14; Пс. 137:7), что подтверждает одно из писем, в котором Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев» [3,162].

Две самые замечательные находки в крепости — израильский храм и керамические черепки (остраконы), найденные в доме наместника Элиашива, сына Осиаху.

Израильский храм в Араде

Самая замечательная находка в Араде — храм, занимавший северо-западный угол крепости. Это — самый ранний Израильский храм, найденный во время каких-либо раскопок. Его ориентация, основной план и содержание сходны с Храмом Соломона. Храм состоит из одного главного помещения, на западе находится возвышенное место для поклонения — Святое святых, или Давир.

Обрамляли вход в него два жертвенника для курения фимиама. Восточная часть здания была относительно большим внутренним двором, разделенным на большую внешнюю территорию и меньшую внутреннюю. Вход в храм обрамляли две каменных плиты, вероятно, основания колонн, похожие на колонны Иахин и Воаз в храме в Иерусалиме (1 Цар. 7:21; 2 Пар. 3:17). В открытом внутреннем дворе был алтарь для жертвоприношения, построенный из земли и необтёсанного камня (ср. Исх. 20:25 и далее).

Алтарь был площадью 5 на 5 локтей и 3 локтя высотой, как алтарь в скинии (Исх. 27:1; ср. 2 Пар. 6:13). Алтарь не использовался с конца VIII века до Р.Х., и в дальнейшем храм был уничтожен во время сооружения последней израильской крепости во второй половине VII века до Р. Х. [2, 31].

Храм свидетельствует о том, что богослужения велись с самого начала Израильской эпохи и до дней Езекии, который централизировал богослужения в Иерусалиме.

Два алтаря воскурения были перенесены отсюда в музей Израиля. На их месте в храме Тель-Арада, в святая святых, стоят копии [1, 401].

Остраконы

При раскопках Арада обнаружено большое количество остраконов — глиняных черепков с чернильными надписями.

Были обнаружены 88 древнееврейских надписей X-VI вв. до Р.Х., десятки арамейских надписей V-IV вв. до Р.Х., несколько греческих I-II вв. по Р.Х. и арабских VII-IX вв. по Р.Х. Наибольший интерес вызывают древнееврейские остраконы, которые являются свидетельством существования древнееврейского языка как письменного в X-VI вв. до Р. Х. в его южной (иудейской) разновидности, на что указывает отсутствие стяжения дифтонгов и использование теофорного элемента в личных именах [3, 162].

На основании датировки по палеографическим данным остраконы из Арада можно распределить по следующим группам:

  1. 5 остраконов X-IX вв. до Р.Х.: расписки в получении товаров с указанием личных имен и количества (веса) товара;
  2. 9 остраконов 1-ой пол. VIII в. до Р.Х. — сильно поврежденные надписи, состоящие из одного или нескольких знаков, дают список лиц, функции которых остаются неясными;
  3. 14 остраконов 3-й четв. VIII в. до Р.Х. содержат списки личных имен, в одном случае (№ 72) — с указанием количества (вероятно, полученного товара), и дают примеры весьма распространенной в израильской эпиграфике формулы принадлежности, например: «принадлежит Цадоку» (№ 93). Чаша с несколько раз выписанным словом (№ 99) представляет особый интерес для палеографии, т. к. наряду с обычным для финикийского письма направлением справа налево здесь отмечено и противоположное направление;
  4. среди 24 остраконов последней четв. VIII в. до Р. Х. преобладают списки личных имен, иногда с указанием количества; особую группу представляют остраконы, найденные вблизи святилища, на каждом из них надписано одно имя собственное: по одному из предположений, речь идет о черепках, служивших в качестве жребиев для установления порядка службы священников;
  5. из 15 остраконов 2-й пол. VI-I в. до Р. Х. особого внимания заслуживает остракон № 88, представляющий собой частично сохранившееся письмо от имени царя, начинающееся со слов: «Я воцарился (царствую) во вс[ей земле Израиля]»;
  6. из 38 остраконов нач. VI в. до Р. Х. около половины составляют письма, адресованные Элиашиву, сыну Осиаха, с предписаниями выдать хлеб, муку, вино или масло в одних случаях «китеям», по-видимому, жителям островов Средиземного моря, а также отдельным лицам, находившимся на службе в Иудейском царстве. Письма построены по одной схеме. В приветственных формулах упоминается Божественное имя: «Пусть Господь дарует тебе благополучие»; «Благословляю тебя в Господе». Была найдена также его личная печать [1, 401].

Арамейские остраконы — это преимущественно списки персидских гарнизонов, включающие списки имён, отрядов и количество различных предметов потребления, таких как вино, масло, мука и серебро.

Кроме остраконов было найдено много глиняной посуды, которую можно разделить на 6 категорий: а) посуда для хранения продуктов; б) посуда для варки продуктов; в) посуда для сервировки стола; г) маленькие сосуды для хранения благовоний; д) светильник; е) декоративная посуда» [1,402].

Список использованной литературы
  1. Алон А. Путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля. Иерусалим, 2006.
  2. Arad // The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Ed. A. Negev. New York, 1986.
  3. Беляев Л.А, Лявданский А.К. Арад // Православная энциклопедия. Т. 3. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 161-163.
  4. Большой библейский словарь. Под ред. У. Элуэлла и Ф. Камфорта. СПб.: Библия для всех, 2007.
Д.Г. Добыкин, В. Маслаков


Национальный парк Тель-Арад состоит из двух частей: нижний ханаанский город на юге, датируемый 3150-2000 гг. до Р.Х. (на фото — на переднем плане) и Тель а-Мецудот — верхняя израильская крепость на севере, существовавшая с XII по нач. VI в. до Р.Х. (на фото — на заднем плане) Израильское поселение в верхнем городе возникло в XII в. до Р.Х. Первая крепость была построена во времена неразделенной монархии и разрушена в X в. до Р.Х. войсками египетского фараона Шешонка. О захвате им двух городов под названием Арад упоминается на мемориальной стеле в Карнаке. Крепость была восстановлена в IX в до .Х. Повторно крепость была разрушена в VI в. до Р.Х. и восстановлена в эллинистический период Крепость имела четырехугольную форму, ее окружала стена толщиной 4 метра с маленькими выступами и воротами с восточной стороны. Эта стена использовалась и позже, когда крепость была восстановлена и существовала в период разделенной монархии, а затем — в эллинистический период И детали строения, и археологические находки свидетельствуют, что это не был гражданский город, разрастающийся постепенно с приходом новых жителей, а была царсткая крепость, специально спроектированная в пустыне Негев как оборонный пункт Модель израильской крепости периода разделенных царств (Музей истории, г. Арад, Израиль)
Крепостные ворота (IX в. до Р.Х.). За входом в крепость видны ступени, ведущие к башне, построенной в эллинистический период Лестница и башня эллинистического периода Башня эллинистического периода Первым замечательным археологическим объектом на территории израильской крепости в Тель а-Мецудот являются развалины израильского храма, альтернативного по отношению к Иерусалимскому храму. Арадский храм находится в северо-западном углу крепости. Он был построен в X в. (по другой датировке — в VIII в.) до Р.Х. и существовал вплоть до разрушения крепости в VI в до Р.Х. Внизу фотографии по центру — вход в закрытый двор. Во дворе справа (в самом центре фотографии) — алтарь, построенный из валунов и земли; далее идет вход во святилище, откуда три ступеньки ведут вверх в небольшую комнату — святое святых Модель израильской крепости Арад в период разделенных царств; в задней части видны существовавшие тогда постройки: слева — храм, справа — склады (Музей истории, г. Арад, Израиль)
Арадский храм: справа — закрытый двор и алтарь, слева — святилище и святое святых Жертвенник всесожжения в арадском храме Святое святых арадского храма. При входе видны два жертвенника для воскурений (копии найденных при раскопках) Святое святых арадского храма Святое святых — вид сверху
Вид на арадский храм и эллинистическую башню со стороных святого святых Видео: Заведующий кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает об археологии арадского храма Эллинистическая башня (вид со стороны святого святых) Комната Элияшива. Протоиерей Леонид Грилихес показывает место, где были найдены остраконы Комната Элияшива. Вид от крепостной стены
Комната Элияшива. Вид со стороны эллинистической крепости Остракон, найденный в Араде Остракон, найденный в Араде Остракон, найденный в Араде Найденная на раскопках в нижнем городе глиняная модель дома раннего бронзового века II


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.