БЕЕР-ШЕВА (ВИРСАВИЯ)

Типичный израильский город


Название «Беэр-Шева» («Вирсавия») связано непосредственно с библейскими событиями. Его переводят обычно как: а) колодец клятвы (Быт. 21:27-31); б) колодец семи (Быт. 21:31б: «Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись»). Название города происходит от еврейского корня, который означает «клясться», но это слово связано с семью жертвами, которые приносились одновременно с клятвой [2, 424].

Упоминание в Священном Писании

Согласно Библии (Быт. 21:25-31), Вирсавия — это «источник семи», названный так по 7 агнцам, которых Авраам отдал герарскому царю Авимелеху в знак заключения союза между ними. Однако уже в ст. 31 название объясняется как место клятвы. Возле этого колодца долгое время жил Авраам, а после него Исаак (Быт. 26:32, 33), а затем на этом месте возник город. Имя городу было дано Исааком (Быт. 26: 32-33), он его назвал «Шива» (клятва). Позже Иаков приносит жертвоприношения на этом месте (Быт. 46:1-4).

Город находился на границе заселенной израильтянами территории. Со времени эпохи Судей Вирсавия уже был городом, возможно, даже главным центром (1 Цар. 8:2). Его административную и религиозную особенность отражают фразы «от Дана до Вирсавии» (Суд. 20:1; 1 Цар. 3:20; 2 Цар. 3:10) [3, 53] и «от Вирсавии до Дана» (1 Пар. 21:2), которые указывали на весь еврейский народ, а фраза «от Гевы до Вирсавии» (4 Цар. 23:8) обозначала территорию только Иудейского царства.

Город находился в колене Иудином, но с течением времени вошел в состав колена Симеонова (Нав. 15:28, 19:2) [5]

В Вирсавии было религиозное святилище еще со времени патриархов (Быт. 21:33). Иаков перед путешествием в Египет получил в Вирсавии пророчество от Господа (Быт 46:1-5). Двое сыновей Самуила, Иоиль и Авия, были неправедными судьями именно здесь (1 Цар. 8: 2). Пророк Илия во время бегства от гнева Иезавели шел по дороге в Вирсавию (3 Цар. 19:3). Цивья, мать царя Иоаса, который должен был свергнуть узурпаторшу Гофолию, также пришла из Вирсавии (4 Цар. 12:1).

Во времена пророка Амоса (VIII в. до Р.Х.) святилище в Вирсавии было одним из самых известных в стране, и он упоминает его наряду с Даном и Beфилем (где поклонялись золотым тельцам), Галгалом (древним святилищем, основанным еще Иисусом Навином) и Самарией (столицей Израильского царства). Амос упоминает Вирсавию как место паломничества (Ам. 5:5; 8:14), котороое он осуждает, а также клятву грешников: «Жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» (Ам. 8:14), что, возможно, указывало на то, что здесь совершались особые священные ритуалы [4,533].

О судьбе Вирсавии в поздний монархический период известно мало. Город стал одним из первых заселенных центров после возвращения евреев из вавилонского плена (Неем. 11:27).

Археологические раскопки района Вирсавии

1. Образование поселений на холме. В районе Вирсавии люди стали селиться еще с четвертого тысячелетия до Р.Х., в эпоху халколита (медно-каменный век) и устраивать свои города, поселения и жилища. Одним из таких городов затем стала Вирсавия или Беэр-Шеба.

Группа древних поселений была открыта в 1950 году Д. Алоном и Ц. Офером на обоих склонах района Вирсавии [4, 533].

а) Медно-каменная эпоха (3500-3000 гг. до Р.Х.). Район Вирсавии был важным и процветающим уже с медно-каменного века, поселения которого были открыты по берегам пересыхающего русла реки (т.н. «вади»). Некоторые поселения могли быть ремесленными центрами металлургии (Абу-Матар) и резьбы по кости (Бир-эс-Сафади) [4, 533].

Эти поселения раскапывались в период 1951 по 1960 года французской археологической миссией в Израиле под управлением Джина Перата: Беэром Матаром (Абу Матар) с 1951 по 1954 года и Бэром Шафадом (Шафади) с 1954 по 1959 гг. Общая поверхность раскопок составляла 1 га. М. Дотан от имени Израильского департамента древностей в период с 1952 г. по 1954 г. копал часть третьего поселения в Хорвате Батар. Другие развалины были найдены близ Бир Ибрахим и рыночной площади в Вирсавии. И. Элдар и Ю. Баумгартен в 1982 г. вели раскопки в Бээр Шафад [7, 161].

б) Железный век. Впервые Вирсавия была заселена в раннем железном веке. Город был построен на холме и располагался на важном пересечении дорог: к горе Хеврон на севере; Иудейской пустыне и Мертвому морю на востоке; прибрежной равнине на западе; Негевским холмам, Кадеш-Бар-Неа, и Элату на юге [7,167]. В долине Вирсавии при археологических раскопках было обнаружено 15 слоев [6,394]. На Телль-эс-Себа (один из памятников, с которым отождествляли ветхозаветную Вирсавию [4,533]) насчитывается 9 слоев (не считая персидского, эллинистического и иродианского). Девять уровней заселения были идентифицированы с XIII-XI вв. до Р.Х. и по VII-VIII вв. после Р.Х. [3,53].

Слой IX. Середина XII в. - сер. XI в. до Р.Х. Ямы и временные укрытия. Самое раннее поселение этого слоя было открыто только в юго-восточной части холма. Оно состояло из пещер и ям разной формы, вырытых в склоне холма, которые могли использоваться для хранения зерна или для жилья. В слое обнаружены фрагменты филистимской, краснолощеной и крашеной керамики, египетских скарабеев (кон. XII - нач. XI вв.) [4, 534]. Диаметр этих ям варьируется между 5-10 м, и их глубина достигает приблизительно 3-х метров. Вырытая площадь привела к обнаружению 7 ям, показывая, что, вероятно, существовали около 20 углублений на всем склоне. Был найден глубокий колодец 2,1 м шириной, который был выкопан на северо-восточном крае холма. Он был очищен до 2,23 м глубины, но при этом не был достигнут водоносный слой [3,53]. И. Ахарони идентифицировал этот колодец с тем, который упоминается в патриархальную эпоху (Быт. 21:30) [7, 168].

Слой VIII. Первая половина XI в. до Р.Х. Незащищенные открытые поселения. Пещеры и ямы оставались основными сооружениями в слое VIII, но найдены и следы строительства зданий на каменных фундаментах.

Каменные фундаменты таких домов, которые были найдены возле колодцев, дали возможность измерить их размеры (13,7 на 7,7 м). В плане это большая комната с большим двором на фасаде. Такие дома считают прототипом 4-х комнатного дома (cр. 2 Цар. 8:1-2). Среди находок из VIII слоя есть первые металлические предметы, включая железные наконечники стрел [7, 168].

Слой VII. Конец XI - начало X в. до Р.Х. Закрытые поселения. Дома в слое VII были пристроены к городской стене, а фасады и входы направлены вовнутрь, к центральному двору. Этот тип построек известен как «закрытое поселение» [7, 168].

Ворота города состояли из 2-х камер, пристроенных к углам домов по обеим сторонам. За воротами находился колодец, также окруженный зданиями. Дата появления колодца неясна [4, 533]. Слой VII принес богатые находки: кухонные горшки, кувшины, украшения, железные орудия, осколки статуэток.

Слой VI. Начало X в. до Р.Х. Временный трудовой лагерь. Слой VI отличается от предшествующего как стратиграфически, так и по качеству строительства: 4-хкомнатный дом отмечен только в одном случае, остальные здания построены наскоро или с использованием руин VII слоя [4, 533].

Находки указывают на недолговременное заселение в первой половине X в. до Р.Х. Несомненным является то, что здесь был расположен трудовой лагерь, когда было решено построить укрепленный город на этом месте [7,170].

Слой V. Середина X в. Город со стеной. Два архитектурных элемента — монолитная стена и тройные ворота — необычны для X в., «эпохи Соломона». Город возродился на руинах слоя V, но вскоре был вновь уничтожен (слой IV, ок. 910-865 гг.) [4, 533].

В слое V обнаружены следы сноса прежних зданий и строительства мощной стены из сырца на каменном основании. Стена была прикрыта гласисом, наружный ров был глубиной более 4 м; городские ворота (ок. 21x21 м) с 3 камерами располагались с юго-востока.

Город погиб при пожаре, который И. Ахарони связал с военными действиями фараона Шешонка I (925 г. до Р.Х.) в Южной Иудее.

Слой IV. Конец X в. - начало IX в. Перестроенный город. Слой IV похож во многих деталях на слой V. Крепкая стена и древние четырехкамерные ворота (две камеры на каждой стороне входа) продолжались использоваться. Стена была воздвигнута над искусственным склоном и защищена рвом [3, 54]. Эта стена была разрушена, а новая взамен старой была построена в последующем периоде заселения, в начале VIII века до Р.Х. [7, 171].

Слой III-II. IX-VIII вв. до Р.Х. Перестроенный город и стена каземата. Последний уровень состоит из 2 фаз (слой III-II) и исследован на максимально большой площади. Нарисовалась ясная картина небольшой, хорошо спланированной крепости — провинциального центра управления. Крепость состояла из казематной стены с гласисом, стоявшей на руинах более ранней монолитной и превосходившей ее по высоте стене [4, 533]. Стена каземата также позволяла более эффективное использование пространства в городе [7, 171]. С восточной стороны стена спускалась с теля, чтобы обеспечить жителям доступ к воде. Новые 3-хчастные ворота стояли на месте ранних; проход в ширину был 4,2 м; по сторонам одной из камер шли скамьи высотой около 30 см, уничтоженные в слое II.

В городе, помимо древнего колодца, была и древняя система снабжения водой, открытая в 1994 г. в северо-восточной части: вертикальная квадратная шахта (ок. 15 м глубиной) вела в глубину теля, а затем переходила в ступенчатый туннель (еще 5 м), выходя к 5 подземным цистернам (6 м высотой каждая, общий объем 500 куб. м). Они заполнялись водой в зимний период через особый туннель.

Дома были в основном 4-хкомнатные, сразу за воротами располагалось административное здание с жилыми, парадными и хозяйственными помещениями, часть которых замощена камнем (здание обычно трактуют как дом правителя города), и 3 хранилища, где было найдено много тарной керамики (пифосы, кувшины, горшки), кухонной и столовой посуды [4, 533]. Широкая лестница, найденная на северо-восточном углу холма, возможно, вела к главной системе водоснабжения. В городе была модернизированная канализационная система [3, 54].

Слой II представляет собой продолжение предыдущего, с некоторыми изменениями: а именно, снос жертвенника и храма, перестройка склада и воздвижение так называемых погребов. Это слой был разрушен сильным пожаром [7, 171].

Слой I. Начало VII в. до Р.Х. Попытка реконструкции. После разрушения город был вновь укреплен, часть казематной стены укрепили новой насыпью, но новых зданий не построили. Возможно, что главная часть поселения уже переместилась вдоль вади к западу, в Хирбет Бир-эс-Себа [4, 34]. Эта стена была плохо построена, с чередующимися слоями глины и булыжников. Кроме того, южная башня ворот укреплена, и пол в одной из ее комнат был поднят. Скудность ремонта указывает на то, что это было не царской политикой, но скорее местной попыткой организации поселения. Вероятно, решение было принято для переноса административного центра из Вирсавийской долины [7, 171].

в) Израильский город. VII-VI вв. до Р. Х. Город имеет овальную форму, будучи окруженным двойной стеной с нишами. Стена была выстроена на крутом скользком скате, чтобы затруднить штурм города. Вход в город был на юго-востоке через простые городские внешние ворота, рядом с которыми, за стенами города, находился глубокий колодец [6, 395].

Дорога поднимается к главным внутренним воротам, построенным по следующему проекту: массивное здание, в нем два внутренних помещения по обе стороны дороги. Пройдя сквозь городские ворота, гости города попадали на «улицу городских ворот» — центральная городская площадь, от которой в сторону расходилось множество улиц [6, 396]. Вдоль городских стен шла кольцевая дорога, между дорогой и стеной располагались жилые дома. Второй ряд домов находился на внутренней стороне главной улицы, а на другой стороне — широкая внутренняя улица [там же].

Дренажная и водная системы. Дренажные каналы высечены внизу тротуара улиц. По этим каналам стекала дождевая вода с крыш и дворов по другим подземным каменным каналам. Каменные каналы направляли воду к главному каналу, который проходил под воротами. Цель этих дренажных каналов была предотвратить собирание дождевой воды в пределах границ города, таким образом можно было избегнуть разрушение его строений, построенных из высушенных сырцовых кирпичей. Более того, дождевая вода, которая текла по каналам, собиралась в древние колодцы за воротами города [7, 171].

Дополнительная система водоснабжения — это водокачка, построенная в городе, указывает на важность, с которой царская власть смотрела на Вирсавию. Единственная часть широких ступенек, которые вели вниз к системе и удерживающей стене, окружающей их, были найдены. Эта система была спланирована так, чтобы дать возможность городу лучше устоять во время вражеской осады. [7, 171].

Опорные строения и рогатый жертвенник. Самый большой комплекс строений, выкопанный в городе, имеет ряд трехстолбных строений и покрывает площадь в 600 кв. м. Эти строения служили городскими складами, что доказывается сотнями керамических сосудов, найденных в них. Ядин и Дж.С. Холэдай рассматривали эти колонные строения как стойла в Вирсавии [7, 172].

Рогатый жертвенник Первоначально камни, встроенные в одну из стен склада, были частью большого рогатого жертвенника (1,6 x 1,6 м). Согласно Ахарони, наличие жертвенника говорит о наличии городского храма. По его мнению, храм был разрушен в результате реформ, произведенных Езекией, царем Иудеи [7, 172].

Дворец правителя и дом с подвалами. Дом правителя, по всей вероятности, находился рядом с главной площадью, а на небольшом расстоянии от него стоял дом с подвалами с очень глубоким фундаментом [6, 396].

Дом правителя располагается возле городской площади между внутренними и внешними окружными дорогами. Он состоял из трех больших залов для приема, входы которых были построены из тесаного камня (другие строения в Вирсавии построены из булыжников).

К западу от внутренних городских ворот, недалеко от дома правителя, располагалась смотровая башня. Второе строение называют домом с подвалами (с погребом), из-за двух комнат, вырытых под его полами. Раскопки показали, что другие комнаты этого строения также имели свои фундаменты, вырытые под породу. Есть точка зрения, что погреб был сооружен в яме, появившейся после разрушения храма и его оснований. Комнаты погреба были, вероятно, использованы для хранения вина, и их владельцы, возможно, отвечали за склады в городе [7, 172].

Жилища. Кроме публичных строений, в Вирсавии было примерно 75 жилищ (включая нераскопанные площади). Большинство из них были 4-хкомнатными строениями, имея вход со стороны фасада во двор, внутренний дворик, комнату для работ и хранилища, смежную с двором, и жилую комнату в конце дома. Также были жилые помещения, встроенные в комнаты стен каземата.

Город Вирсавия был использован для гражданской элиты царства, а не для обычных граждан, которые жили в округе в деревнях и занимались земледелием. [7, 122].

г) Позднейшие времена.

Персидская крепость и ямы (IV в. до Р.Х.). В Вирсавии были найдены ямы, которые содержали золу, перемешанную с землей, кости животных, керамические черепки. Там же были найдены 40 арамейских остраконов. Остраконы перечисляют имена евреев, эдумеев, арабов. Их датировка варьируется в пределах от 359 до 338 г. до Р.Х. Ц. Гофер считает, что в этих ямах обрабатывали городские отходы в органические удобрения, хотя в это время не было ни одного города в Вирсавии, и сложно предположить, для кого такое производство могло быть устроено. Более вероятно, что ямы использовались для хранения зерна, которое обеспечивало персидскую армию.

Эллинистическая крепость и храм (III-II вв. до Р. Х.). Остатки большой эллинистической крепости и близлежащий храм были найдены на холме. Многие приношения были найдены в подземных хранилищах, выкопанных во дворе храма.

Иродианский период. I в. после Р.Х. Дворец и купальня. В Иродианский период на холме был построен большой дворец, глубина фундамента которого достигала ранних слоев железного века. Возле дворца были обнаружены части купальни.

Римский период. II-III вв. после Р.Х. Крепость. Крепость в римский период была ромбовидной формы, длина каждой из сторон — по 32 метра. Позже остатки крепости заново были использованы арабами в VIII-IX вв. по Р.Х. как промежуточный путевой пункт [7, 171-172].

Список использованной литературы
  1. Encyclopaedia Biblica. New York, 1899. Vol. 1. P. 518-519.
  2. The International Standard Bible Encyclopedia. Chicago, 1929. Vol. 1 . P. 424-425.
  3. Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. New York, 1986. P. 53-54.
  4. Беляев Л.А. Вирсавия // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002. C. 533-535.
  5. Никифор (Бажанов), архим. Библейская энциклопедия. М., 1891.
  6. Алон А. Путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля. Иерусалим, 2006. С. 392-397.
  7. The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 1. Jerusalem, 1993. P. 160-173.
Текст: диакон Алексий Раздоров, в редакции Д.Г. Добыкина


Рогатый жертвенник (копия найденного на раскопках) Жертвенник (копия найденного на раскопках). Высоту можно оценить по фигуре стоящего рядом археолога — сотрудника МПДА П.А. Короткова Рог жертвенника (копия жертвенника, найденного на раскопках) Копия жертвенника, найденного на раскопках (другой ракурс) Акведук, по которому вода при полноводье поступала из Вади Хеброн в древнюю систему водоснабжения города
Акведук Источник у внешних городских ворот. Необычен тем, что не прорублен через скальную породу на более низком уровне, а выкопан на склоне холма. Предполагают, что это произошло в XIII-XII вв. до Р.Х., но не исключено, что источник существовал уже в патриархальные времена Источник. «И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись и заключили союз в Вирсавии» (Быт 21:28-32) Шахта источника. «В тот же день пришли рабы Исааковы и известили его о колодезе, который копали они, и сказали ему: мы нашли воду. И он назвал его: Шива. Посему имя городу тому Беэршива до сего дня» (Быт 26:32-33) Внешние городские ворота, предотвращавшие проход врага к основным воротам
Вид через внешние городские ворота Вид на внешние ворота изнутри Фрагмент внешних ворот (справа) и дренажный канал, который служил для вывода дождевых вод вне города. Основные городские ворота состояли из двух мощных башен (на фото возвышаются стены левой башни, археолог стоит напротив развалин правой башни) и прохода между ними (на фото по направлению слева направо). Комнаты внутри башен использовались воинами, а также купцами, судьями и городскими старцами, которые собирались для обсуждения и ведения различных дел. «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших» (Зах 8:16) По центру — проход между башнями ворот, слева — одна из башен с комнатами
Левая башня ворот Одна из комнат в левой башне ворот Вид на правую башню ворот изнутри города. На заднем плане — внешние ворота На переднем плане — правая башня ворот, на заднем — левая Городская площадь. Войдя через городские ворота, путник попадал на городскую площадь (называемую в Библии «улица городских ворот»), которая являлась единственным открытам местом для собрания внутри города. Система улиц радиально расходилась от этой площади, а вблизи находились важные публичные здания (дом правителя налево, хранилище запасов направо). «И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их...» (2 Пар 32:6)
Дом правителя. Крупнейшее здание в городе; находилось рядом с воротами, чтобы обеспечить контроль как над ними, так и над городской площадью Дом правителя Дом правителя (другой ракурс) Городская улица Железная конструкция обозначает место, где находилась городская смотровая башня
Вид со стороны смотровой башни на юг. Слева в центре — хранилище для запасов (здание с колоннами; по другой идентификации — торговые ряды). В центре на заднем плане — внешние ворота. Справа на заднем плане — внутренние ворота. Вид со смотровой башни. Слева на заднем плане — внутренние ворота, перед ними — площадь, правее площади на заднем плане — дом правителя Вид со стороны смотровой башни на запад. Слева — площадь, от нее направо идет одна из главных городских улиц Слева по центру направо вниз фотографии идет городская улица. Справа на заднем плане видны развалины жилищ, которые были встроены в казематную стену. В центре фотографии — дом с подвалами Необычное здание с двумя подвалами, которые могли использоваться для хранения вина (на заднем плане — смотровая башня). Здание было построено  поздно для истории израильского градостроительства. Возможно, именно на этом месте находился до момента разрушения городской храм с рогатым жертвенником во дворе. «И вывел [Иосия] всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты [пред] воротами, — ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот» (4 Цар 23:8)
Здание с подвалами Развалины жилищ, которые были встроены в казематную стену Развалины жилищ, которые были встроены в казематную стену Жилища и казематная стена (справа) Казематная стена
Вид на городскую улицу Хранилище запасов (по другой идентификации — торговые ряды). Здание состояло из 3 секций и занимало площадь примерно 600 кв.м. Каждая секция была разделена на 3 продолговатых части двумя рядами каменных столбов Хранилище запасов (одна из секций крупным планом) Хранилище запасов. Видны остатки каменных колонн Хранилище запасов (одна из секций крупным планом)
Хранилище запасов. Видны остатки каменных колонн Система водоснабжения Спуск в систему водоснабжения В системе водоснабжения В системе водоснабжения
В туннеле системы водоснабжения Вход в одну из цистерн системы водоснабжения Выход из системы водоснабжения вне стен древнего города


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.