КАПЕРНАУМ

Дом апостола Петра и еврейская синагога


Название «Капернаум» в переводе с еврейского означает «селение Наума» или «село утешения» (Мф 4:13, 11:23, Мк 2:1, Лк 7:1, Ин 4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на западном берегу Тивериадского озера, на недалеком расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и вблизи страны Геннисаретской.

Евангельские указания на Капернаум многочисленны и вызывают немалый интерес. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф 4:13), так что Капернаум после этого стал называться Его городом (Мф 9:1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф 17:24). Здесь жили апп. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф 8:14-15, Мк 1:29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф 9:2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес (Мк 1:32-34, Лк 4:33), как, например, исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу и др. В Капернауме и в его окрестностях было произнесено Христом много притч и поучений; Он также много беседовал там с разными людьми (Мф 9:10-17, 15:1-20, Мк 9:33-50, Ин 6:22-71).

Но несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не увероровал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: «и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф 11:23). Позднее Капернаум оказался полностью погребенным под землей, и по поводу его точного месторасположения долгое время возникали споры. Таким вероятным местом считается сегодняшний Телль Хум (арабский эквивалент иудейского названия Танхум). [4, 380-381] Первоначальное название «Капернаум» теперь подтверждено на основании арамейской надписи, обнаруженной профессором Сукеником в ходе раскопок, которые проводились в древней синагоге, в Хамат Гедер, вблизи устья реки Ярмук. В этой надписи говорится о людях, приносящих дары. Среди них упоминается некий Досифей из Капернаума (Кефар Наум). Руины Капернаума занимают территорию около двух тысяч метров вдоль берега озера Геннисарет [3, 345].

Археологические раскопки

Капернаумская синагога

Капернаумская синагога принадлежит к раннему галилейскому типу. Ее развалины обнаружены в 1905 г. благодаря усилиям немецких археологов Г. Коля и С. Вацингера, раскопанны в 1921 г. Синагога была отреставрирована при участии Г. Орфли в 1925 г. [2, 292] Она была построена в III-IV вв. по Р.Х., по всей видимости, на фундаменте более древней синагоги, той, в которой проповедовал Иисус Христос (Мф 1,21). [3, 345]

Синагога состояла из трех частей: молельного зала (20,4 х 18,65 м); внутреннего двора на востоке (11,25 м ширины на внешней стороне); и крыльца вдоль фасада здания, которое было обращено на юг к Иерусалиму. В северо-западном углу здания находилась небольшая комната, соединяющая вход с молельным залом. [2, 292]

Комплекс был окружен улицами со всех четырех сторон. Вдоль фасада существовало пять входов, три вели в молельный зал и два во внутренний двор на востоке. Внутренний двор имел три других входа на своей северной стороне. Молельный зал и внутренний двор были связаны между собой проходом. [2, 292-293]

Строилось здание из белого, хорошо обработанного мелового камня, который завозили туда издалека, поэтому оно выделялось на фоне других базальтовых домов местных жителей. [2, 294]

Синагога была довольно крупной по своим размерам и имела два высоких яруса.

Также она известна богатством внутреннего и внешнего украшения. Фасад украшался арочными фронтонами. В синагоге был богатый резной орнамент из камня, на котором изображались символические растения, фрукты, геометрические украшения, кружева, животные и мифологические фигуры.

Внутренняя часть почти не украшалась. Пол выложен квадратной плиткой. Вдоль бокового нефа находились каменные лавки. Здесь был найден переносной шкаф для Торы (арон а-кодеш), вырезанные иудейские религиозные символы (менора, виноградные листья и гроздья, плоды инжира, маген давид, шофар, план храма). На одной из колонн в центре зала сохранилась надпись на греческом языке: «Хародес, сын Мокимоса, и его сын Юстус вместе с их детьми поставили эту колонну». [1, 154]

На другой колонне, которая стояла, по всей видимости, во дворе, найдена арамейская надпись: «Хальфу Бен-Зида Бен Йоханан сделал эту колонну, да будет благословен он». [1, 154] Архитектурный стиль и украшенные места датируются концом II и началом III века по Р.Х. Однако в результате более поздних археологических раскопок (1960-1970) были найдены незначительные артефакты, преимущественно монеты, позволяющие датировать синагогу IV в. по Р.Х.

Список использованной литературы
  1. Азария А. Путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля. Иерусалим: Карта, 2006.
  2. Loffreda S. Capernaum // The New Encyclopedia of Archaeological Excavation in the Holy Land. Ed. Ephraim Stern. Vol. 1. Jerusalem: The Israel Exploration Society & Carta, 1993. P. 292-295.
  3. Василиадис Н. Библия и археология. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
  4. Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1990.

Дом св. апостола Петра

Примерно в 30 метрах к югу от синагоги был обнаружен дом апостола Петра. Он был построен около I века до Р.Х. Именно в этом доме жила теща апостола Петра, которую исцелил Господь (Мк 1:29-31). [1, 154]

    Схема дома апостола Петра в Капернауме: [3, 81]
  1. вход
  2. северный внутренний двор
  3. печь
  4. молельная комната
  5. южный двор

Внутренний двор позволял готовить еду на открытом воздухе. Ровно четверть двора предназначалась для мелкого скота, загон для которого находился в его центре. Двери комнат открывались во внутренний двор и не имели окон. Благодаря этой особенности частично обеспечивалась охрана дома. Из-за отсутствия окон комнаты имели мало света и это, возможно, объясняет, почему женщина, потерявшая одну монету, искала ее при свете лампы (Лк 15, 8). Комнаты в основном использовались как кладовые и как спальные помещения. Летом люди спали на крыше, принимали пищу, размышляли, молились, беседовали и встречались с соседями. Симон Петр пребывал в молитве на крыше в Иопии, когда ему явилось небесное видение (Деян 10:9). [3, 81]

Во второй половине I века по Р.Х. он превратился в центр религиозной деятельности, в церковь, в место встреч. Надписи на стенах дома свидетельствуют о том, что люди верили в Иисуса Христа как Бога, и о том, что они почитали апостола Петра. В середине V века христиане построили удивительный восьмиугольный храм с баптистериями, развалины которого были обнаружены в 1971-1972 гг. Один паломник (около 570 г.) сообщает о том, что дом Петра был превращен в место проведения богослужений. [4, 345]

В 1990 году над этой церковью была построена новая церковь, на сваях со стеклянным полом, чтобы оттуда можно было видеть внизу дом Петра и проводить над ним религиозные церемонии. (1, 154 с.)

Список использованной литературы
  1. Алон А. Путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля. Иерусалим: Карта, 2006.
  2. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan: Grand Rapids.
  3. Василиадис Н. Библия и археология. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.
Текст: И. Колосовский
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Католическая церковь, построенная в XX в. над развалинами дома св. ап. Петра Развалины дома св. ап. Петра под современной католической церковью Фото с информационного стенда, показывающее сохранившиеся археологические слои и возможную реконструкцию объектов, существовавших на месте дома св. ап. Петра: нижний ярус — дом I в. по Р.Х., где собиралась христианская община; 2-ой снизу ярус — церковный дом IV в.; 3-й снизу ярус — октогональная церковь V в. Верхний ярус показывает нынешнее состояние объекта, с указанием слоев различного периода различным цветом Видео: Развалины на месте дома св. ап. Петра Фото с информационного стенда: реконструкция дома св. ап. Петра
Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс)
Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс)
Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Октогональная церковь и развалины дома св. ап. Петра (другой ракурс) Католическое богослужение в современной церкви, построенной над развалинами дома св. ап. Петра
Вид сверху из современной церкви на развалины октогональной церкви V в. Видео: Дом св. ап. Петра и синагога располагались неподалеку Монументальная синагога IV-V вв., построенная на основании синагоги I в. Монументальная синагога IV-V вв., построенная на основании синагоги I в. (другой ракурс) Синагога IV-V вв. (другой ракурс)
Синагога IV-V вв. (другой ракурс) Синагога IV-V вв. (другой ракурс) Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о капернаумской синагоге IV в. Синагога IV-V вв. (другой ракурс) Синагога IV-V вв. (другой ракурс)
Синагога IV-V вв. (другой ракурс) Синагога IV-V вв. (другой ракурс) Синагога украшалась различными символическими изображениями Колонна с греческой надписью Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о том, что синагога IV в. построена на фундаменте синагоги I в.
Предположительно, развалины синагоги I в. Предположительно, развалины синагоги I в. (другой ракурс) Предположительно, развалины синагоги I в. (другой ракурс) Предположительно, развалины синагоги I в. (другой ракурс)


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.