ДАН

Грех Иеровоама: священная высота с золотым тельцом


1. Общие сведения

Город на севере Палестины, до израильского завоевания называвшийся Лаисом (Суд 18:7,29) или Ласемом (Нав 19:47). Данитяне, захватив город (Нав 19:47; Суд 18:7-29), переименовали его в Дан (Нав 19:47; Суд 18:29).

Являлся пограничным городом на севере Израиля, принадлежащем уделу колена Дана (см. Иез 48,1)1. В Библии неоднократно встречается выражение «от Дана до Вирсавии» (крайние северная и южная точки), подразумевающее весь Израиль (1 Цар 3:20; Суд 20:1; 2 Цар 3:10; 17:11; 24:2,15; 3 Цар 4:25; 1 Пар 21:2; 2 Пар 30:5; ср. Втор 34:1). После разделения в 931 году до Р.Х. [6, 42] единого Израильского царства на Северное и Южное, город вместе с коленом Дана стал входить в Северное царство — Израиль [6, 45].

В 722 году до Р.Х. [6, 42] население города Дана при израильском царе Осии было угнано Саргоном II [6, 52] в плен в Ассирию (4 Цар 17:6,23).

2. Археологические и исторические сведения

В 1838 году древний Дан был идентифицирован Э. Робинсоном с большим холмом Тель Дан (ранее известным как Тель эль-Кади («холм судьи»), и называющимся так и в настоящее время). Он расположен на севере Израиля у подножия горы Ермон, вблизи одного из главных истоков Иордана, в северной части долины озера Хуле, на важнейшем перекрестке путей от побережья на восток к Дамаску. Площадь холма — 50 акров, высота над равниной — около 20 м, угол склона — 40 градусов. [2, 719; 1, 96].

Раскопки, начатые в 1966 году А. Бираном, ведутся до сих пор. Полученные результаты указывают, что город был основан в конце раннебронзового периода II и процветал в течение раннебронзового периода III. Было открыто много фаз, представляющих богатую материальную культуру. Дан (тогда Лаис) снова был заселен в среднебронзовом веке IIа [2, 719; 1, 96]. К концу этого периода были построены мощные земляные валы с твердыми стенами, являющимися ядром этих валов, что все вместе до сих пор придает городу вид крепости. В одной раскопанной секции твердая стена, достигавшая высотой около 10 м, построена из камня. В других секциях стена была построена из сырцовых кирпичей. Основание насыпи достигает в ширину 50 м. Уклон валов составлял 45 градусов для обеспечения огромной защитной системы. В юго-восточной части вала построены трехарочные ворота из сырцового кирпича. Каменные ступени вели к воротам со стороны равнины и вниз от ворот на улицу внутри города [2, 719; 1, 96]. Ворота состоят из двух башен, каждая шириной около 5 м и высотой около 7 м. Причем башни поставлены с востока и запада от уступчатого арочного прохода шириной около 5 м. Внутри ворота разделены 4-хметровой стеной в направлении с севера на юг с арочным проемом (2 другие арки — на внутреннем и внешнем фасадах башен). Но стены и башни прослужили недолго, и уже вскоре въезд в город был перенесен в южную часть города; известны небольшие его остатки [2, 719-720].

После постройки этих стен и ворот в течение некоторого времени город процветал. К периоду поздней бронзы относится раскопанное большое здание с каменными стенами [2, 720; 1, 96]. К концу XIII — начала XII века до Р.Х. был завоеван племенем Дана. Но город не был разрушен, сменилась только культура города, тогда уже получившего название Дана. [2, 720]. Город был разрушен пожаром около середины XI века. [2, 720; 1, 96]. Постепенно его заново укрепили и в железном веке II Дан, наряду с Вефилем, стал религиозным и административным центром Израильского (Северного) царства (3 Цар 12:28-32; 4 Цар 10:29; Ам 8:14). Иеровоам I поставил в городе золотого тельца (3 Цар 12:28-31) [2, 720; 1, 96; 4, 224].

К археологическим слоям IX-VIII веков относятся остатки крупной оборонительной системы. В IX веке при израильском царе Ахаве были расширены стены и ворота города. Перед воротами снаружи была устроена площадка, мощеная камнем. Внутри ворот был мощеный двор, открытый к главной части ворот — 4-хкамерному зданию с 2-мя сторожевыми башнями. Далее мощеная дорога вела от ворот в город. При ассирийском нашествии в конце VIII века до Р.Х. эта конструкция погибла, и при царе Иеровоаме II 4-хкамерные ворота построили уже на самой вершине холма. [2, 720].

Справа во внешних воротах были найдены культовые камни [2, 720]. Обычно камни представляли Ваала, божество, почитаемое в Палестине и Сирии, или вообще божество мужского пола. [5, 948; 3, 112]. В Дане известны еще три подобных сооружения.

Были обнаружены остатки храмовой территории с винодавильней, которую ранее считали установкой для церемоний возлияния воды. [2, 721; 1, 96]. Святилище возникло задолго до прихода израильтян. Но первые монументальные сооружения построили именно они. Как указывалось выше, Иеровоам I поставил в Дане золотого тельца и на «высотах» практиковались культы, осуждавшиеся в Священном Писании (3 Цар 12:28-31; 4 Цар 10:29; ср. Ам 8:14) [2, 720-721]. При царе Ахаве территория святилища была расширена и построена каменная структура размером приблизительно 19 на 19 метров, окруженная земляным внутренним двором. [1, 96]. Юго-западнее «высоты» было открыто святилище с жертвенником с «рогами» — небольшими вертикальными выступами по углам [2, 721; 1, 96]. Это святилище соотносят с эпохой Иеровоама II [2,721].

В районе ворот Дана в 1993 году был найден фрагмент так называемой победной стелы покорившего город царя (либо правителя Дамаска Азаила, либо Венадада) с надписью на арамейском языке (датируемой 2-й пол. IX-VIII в.), содержащей имена царей Израиля и царей (как сказано в надписи) «дома Давида» (последнее подтверждает истинность аналогичного названия династии Давида, имеющегося в Библии) [2, 720].

После 722 года [6, 42] город служил пришельцам опорным пунктом и был снова заселен до начала VI века, когда жители его покинули. Но в IV-III веках наблюдается активность богослужений. Тогда же территория храма была огорожена каменной стеной, внутри встроен бассейн, смазанный с обеих сторон глиной (внутренний диаметр 1,2 м; глубина 1,3 м) [1, 113; 2, 721]. Имеются остатки небольшого, возможно, храма из тесаного камня со ступенями. [2, 721]. С этим предполагаемым храмом связывают найденную в 1977 году надпись на греческом (3 строки) и арамейском (1 строка) языках, переводимую как «Богу, который в Дане, Зоил принес обет. Вот обет Зоила божеству Дана». Надпись напоминает инвективы в Ам 8:14 и может свидетельствовать о синкретизме жителей. Несомненно, надпись принадлежит эллинистическому периоду и важна для понимания взаимопроникновения местной и эллинской культур [2, 721].

Список использованной литературы

  1. Dan (Tel); Danites // Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Ed. A. Negev. New York, 1986. P. 96-113.
  2. Беляев Л.А. Дан // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 719-721.
  3. Ваал // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 112.
  4. Дан // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 224.
  5. Столбы // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 948.
  6. Даули Т. Библейский атлас. М.: РБО, 2003.
Текст: Максим Нефедов
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Дорога к Тель Дану проходит через живописный природный парк Природный парк рядом с Тель Даном Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о природном базальте, из которого была построена крепость Дан Стены железного века в Тель Дане Видео: Стены железного века в Тель Дане
Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о стенах железного века Видео: Стена железного века Стена железного века (другой ракурс) Стена железного века (другой ракурс) Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода
Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода (другой ракурс) Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода (другой ракурс) Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода (другой ракурс) Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода (другой ракурс) Общий вид на площадку перед внешними городскими воротами израильского периода
Общий вид на площадку перед внешними городскими воротами израильского периода (другой ракурс) Площадь перед городскими воротами и внешние городские ворота израильского периода (другой ракурс) Культовое сооружение (высота) перед внешними городскими воротами Видео: Культовое сооружение (высота) рядом с внешними городскими воротами Культовое сооружение (высота) перед внешними городскими воротами (другой ракурс)
Культовое сооружение (высота) перед внешними городскими воротами (другой ракурс) Видео: Культовое сооружение (высота) рядом с внешними городскими воротами (другой ракурс) Внешние городские ворота (другой ракурс) Видео: Внешние городские ворота Седалище правителя при городских воротах
Седалище правителя при городских воротах (другой ракурс) Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о площади при городских воротах Внешние городские ворота (другой ракурс, со стороны города) Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о внешних городских воротах Дана Внешние городские ворота со стороны города (другой ракурс)
Видео: Внешние городские ворота Видео: Зав. кафедрой библеистики Московской православной духовной академии протоиерей Александр Тимофеев рассказывает о внутренних городских воротах Внутренние городские ворота Внутренние городские ворота (другой ракурс) Внутренние городские ворота (другой ракурс)
Внутренние городские ворота (другой ракурс) Видео: Внутренние городские ворота Внутренние городские ворота (другой ракурс) Внутренние городские ворота (другой ракурс) Видео: Внутренние городские ворота (другой ракурс)
Внутренние городские ворота, вид из города Древнеизраильское святилище (стена впереди — эллинистического периода) На переднем плане — реконструкция контуров жертвенника, на заднем плане — священная высота (бема), на которой был установлен золотой телец Контуры жертвенника на месте, где он находился Контуры жертвенника на месте, где он находился (с фигурой исследователя для масштаба)
Контуры жертвенника на месте, где он находился Контуры жертвенника на месте, где он находился (другой ракурс) Контуры жертвенника на месте, где он находился (другой ракурс) Контуры жертвенника на месте, где он находился (другой ракурс) Контуры жертвенника на месте, где он находился (другой ракурс)
Слева — высота, по центру — контуры жертвенника; справа — круглый бассейн, смазанный с обеих сторон глиной, построенный в раннеэллинистический период (IV-III вв. до Р.Х.) Контуры жертвенника и круглый бассейн Видео: Контуры жертвенника и священная возвышенность (высота, бема) Контуры жертвенника и возвышенная платформа (передняя часть) Контуры жертвенника и возвышенная платформа (передняя часть)
Контуры жертвенника и возвышенная платформа Контуры жертвенника и возвышенная платформа (другой ракурс) Священная возвышенность (бема) Общий вид на культовый комплекс Видео: Общий вид на культовый комплекс
Видео: Контуры жертвенника, круглый бассейн (IV-III вв. до Р.Х.), комната священников, жертвенник воскурений и высота Комната с жертвенником воскурений Комната с жертвенником воскурений (другой ракурс) Ниша около платформы; исследователь показывает линию, сверху которой — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя Ниша около платформы; исследователь показывает линию, сверху которой — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя (крупный план)
Платформа священной возвышенности; сверху — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя Платформа священной возвышенности; сверху — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя (крупный план) Платформа священной возвышенности; сверху — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя (крупный план) Платформа священной возвышенности (другой ракурс) Платформа священной возвышенности; сверху — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя
Платформа священной возвышенности; сверху — эллинистическая кладка, снизу — более ранняя (крупный план)


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.