ГОРА ГАРИЗИМ

Развалины самарянского храма


Географические и исторические сведения

Гора Гаризим располагается на южной границе долины Сихем (совр. Джабаль эт-Тур), в исторических пределах колена Ефрема, и имеет высоту 868 метров над уровнем моря. Северная возвышенность горы Гаризим с остатками византийской крепости, церкви и развалинами эллинистического периода называется Тель эр-Рас (Tell er-Ras). Она и привлекала внимание археологов.

Гаризим в совокупности с противоположной от себя к северу горой Гевал, является входом в узкую долину древнего Сихема. Этот проход обладал единственной возможностью доступа с востока на запад и представлял главный путь с севера на юг. Все это говорит о стратегической важности этого места с ранних времен [1, 153].

В Библии гора Гаризим представлена как сакральное место. Первое, правда косвенное, упоминание в Священном Писании об этой горе мы встречаем, когда патриарх Авраам во время своего переселения из Ура Халдейского проходит по ней и достигает до Сихема, до дубравы Море (Быт. 12:6). Согласно самарянскому преданию, на этой горе Господь повелевает Аврааму совершить жертвоприношение собственного сына Исаака [1, 153].

Пророк Моисей назначает гору Гаризим для благословений и гору Гевал для проклятий (Втор. 11:29). Святой Иисус Навин, исполняя повеление пророка Моисея, при вхождении Израиля в Обетованную Землю произносит благословения с горы Гаризим и проклятия с горы Гевал (Нав. 8:33).

После вавилонского плена и отделения самарян от иудеев гора Гаризим становится духовным и значимым центром самарян [1, 154].

Иосиф Флавий сообщает, что во времена Александра Македонского самаряне построили на горе храм (Древности 11:310; 13:74) [1, 154], альтернативный по отношению к Иерусалимскому. После того, как Антиох IV Епифан решил посвятить этот храм Зевсу (ср.: 2 Макк. 6:2; Древности 12:257), храм был разрушен Иоанном Гирканом в 128 году до Р.Х., сообщает Иосиф Флавий [1, 154].

Во время 1-ой иудейской войны, в 70 г. римский отряд окружил г. Гаризим и убил здесь 11 600 восставших самарян. По сообщению источников V и VI вв. по Р.Х., император Адриан в нач. II в. по Р.Х. построил на г. Гаризим храм Зевсу Хисистосу [1, 154]. Этот храм изображался на монетах Неаполя (нынешний Наблус) со времени правления римского императора Антонина Пия (130-161) до Волусиануса (251-253) [1, 154]. Храм был украшен монументальной лестницей, как об этом пишут паломник из Бордо (ок. 330) и Епифаний Кипрский (ок. 315-403). Она изображена и на монетах. [1, 154]

В 486 г. император Зинон изгнал самарян с горы и построил здесь храм в честь Богородицы. В 530 году император Юстиниан обнес его стеной [1, 154].

Археологические раскопки

В XIX веке А.М. Шнайдер провел археологические раскопки руин церкви Богородицы эпохи императора Зенона и ограды с угловыми квадратными башнями (Эль-Кала, т. е. цитадель), построенной Юстинианом. Раскопки указали на восьмиконечное основание церкви с апсидой и западным притвором и на часть юстиниановой ограды [1, 154].

В 1964-1966 гг. экспедицией Мак-Кормикского университета под руководством Р.Д. Булла были раскопаны остатки 2-х фаз строительства храма Зевса на северном склоне Гаризима. На склоне сохранились признаки лестницы ведущей в Наблус (Сихем) [1, 154].

Храм Зевса может быть отнесен ко II веку по Р.Х., к эпохе правления императора Адриана. Ниже храма открыты остатки сооружений с иной планировкой, датируемые не ранее эпохи эллинизма [1, 154].

Согласно исследованиям израильского археолога Ицхака Магена (Yitzhak Magen), проводившимся в 1983 году [3], церковь Богородицы была построена на месте самарянского храма [2].

Список использованной литературы

  1. The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Nachville, Camden, New-York: Thomas Nelson publishers, 1986.
  2. Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries; Essays in Honour of Virgilio C. Corbo / Edited by Giovanni C. Bottini, Leah Di Segni and Eugenio Alliata. Jerusalem: Franciscan Press, 1990. 596 pp.
  3. Shanks H. Biblical Archaeology and Sliced Bananas // Biblical Archaeology Review. 1995, Sep/Oct. 21:05. CD ROM Edition.
Текст: А. Зиновкин
Редакция текста, фотографии, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


На вершине горы Гаризим (вид с северо-запада). Справа — стена эллинистического периода, в центре — развалины построек того же периода Развалины построек эллинистического периода (на переднем плане) на север от византийской крепости (на заднем плане видна башня византийской крепости) Развалины построек эллинистического периода на север от византийской крепости (другой ракурс) Стена эллинистического периода (справа) Стена эллинистического периода (справа; другой ракурс)
Камень с самарянской надписью в стене эллинистического периода Камень с самарянской надписью (крупный план) Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Димитрий Гольцев указывает на расположение камня с самарянской надписью в стене эллинистического периода Вид с севера: на переднем плане (внизу) — стена эллинистического периода; на заднем плане — византийская стена и башня византийской крепости Башня византийской крепости крупным планом
Видео: Вид на место, где располагался самарянский храм, а ныне находятся развалины октогональной византийской церкви (вид с юго-западного угла византийской крепости) Место, где располагалась центральная и восточная части самарянского храма (вид с юго-западного угла крепости на северо-восток). В центре — византийская ортогональная церковь Место, где располагалась центральная часть самарянского храма, ныне — западная часть византийской крепости (вид с юго-западного угла крепости на север) П-образная каменная структура (внизу под смотровой площакой; по центру фотографии) представляет собой развалины западной части самарянского храма, а именно — святая святых храма. Западная стена византийской крепости (на фотографии идет параллельно смотровой площадке) была построена таким образом, что отсекала западную часть храма. Таким образом, центральная и восточная части храма оказались под кладкой византийской крепости, а западная часть (святая святых) не была сверху застроена. На фотографии представлен вид с юго-западного угла крепости на северо-запад. Слева на фотографии на заднем плане видно современное поселение самарян П-образная каменная структура слева на фотографии — развалины западной части (святая святых) самарянского храма; справа — стена византийской крепости, сложенная из камней хасмонейского периода (вторичное использование камней) поверх развалин храма (вид с юга на север от внешней стороны юго-западного угла византийской крепости)
Развалины западной части (святая святых) самарянского храма; справа — стена византийской крепости и смотровая площадка, с которой были сделаны некоторые предыдущие фотографии Вид на северную часть византийской крепости с ее юго-западного угла (со смотровой площадки) Видео: Византийская крепость (вид с ее юго-западного угла) Октогональная византийская церковь (вид с запада на восток) Мозаичный пол византийской церкви в ее алтарной (восточной) части
Вид на юго-восточный угол византийской крепости Видео: Алтарная часть византийской церкви Алтарная часть византийской церкви Октогональная византийская церковь (вид с востока на запад) Вид с востока на византийскую крепость. Внизу фотографии — место, где, вероятно, располагался жертвенник самарянского храма (т.к. видны струкруры для отвода жидкости, которые могли быть стоками крови жертвенных животных)
Восточная часть храмовой платформы (другой ракурс). Слева внизу фотографии — предполагаемое место жертвенника По центру слева направо: кладка восточной стены византийской церкви. В кладке использованы камни различной обработки; слева и справа видны швы в кладке Шов в кладке восточной стены византийской церкви (на фотографии — справа) Кладка восточной стены византийской церкви Шов в кладке восточной стены византийской церкви (крупным планом)
Вид с горы Гаризим на восток Видео: Вид с востока на византийскую октогональную церковь Вид с севера на западную часть византийской крепости; здесь располагалась центральная часть самарянского храма Вид с северо-востока на западную часть византийской крепости; здесь располагалась центральная часть самарянского храма Западная часть византийской крепости, вид с востока
Вид на византийскую крепость на вершине горы Гаризим с юга Участок на юг от византийской крепости с выходом скальной породы. По мнению современных самарян, здесь находился жертвенник. Однако данная точка зрения неверна, если исходить из того, что устройство самарянского храма было сходным с иерусалимским; в последнем случае жертвенник находился на месте нынешней восточной части византийской крепости Выход скальной породы на юг от храмовой платформы Развалины западного квартала (находятся на юго-запад от византийской крепости)


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.