ВИФЕЗДА

Место исцеления больных ангелом Господним


Из евангелия от Иоанна (5:2-9) известна купальня около Овечьих ворот, называемая Вифездой. Вифезда́ — это арамейское слово, транслитерированное на греческий язык. В разных рукописях название этой купальни имеет различные варианты прочтения: Вифезда (Bethesda) — «дом милосердия», Вифзафа (Beth-Zatha) — «дом олив», Вифсаида (Bethsaida) — «дом рыбы». Ясность в это разночтение привносит найденный в Кумране медный свиток, написанный между 25 и 68 годами по Р. Х. [1]. Согласно ему, именно Вифезда наиболее соответствует еврейскому обозначению этого места [5, 595]. Кроме того, это форма двойственного числа, на формирование которой могла повлиять особенность архитектуры данного сооружения, состоящего из двух бассейнов. [1] Один из археологов выдвинул предположение, что название «Овчая купель» происходит из того, что там омывали овец, предназначенных для жертвоприношений в Храме. Книга Неемии (Неем. 3:1), в связи с восстановлением городских стен, также упоминает об Овечьих воротах в северной стене Храмовой горы. Это указывает на то, что северные ворота после расширений Храмовой горы при царе Ироде сохранили имя Овечьих ворот, поскольку только через эти ворота приводились животные, предназначенные для жертвоприношений. А Вифезда располагалась примерно в 80 метрах от Овечьих ворот [3, 54].

Вифезда образована двумя разными по величине бассейнами, имеющими в основании трапециевидную форму. Частью они вырублены в скале, частью обложены обтесанным камнем. Бассейны были разделены каменным барьером (дамбой) шириной 6 м, в котором имелись каналы для стока воды. Общая длина двух бассейнов с севера на юг составляла 97 м. Малая (северная) купель с северной стороны имела ширину около 60 м, в то время как большая (южная) купель с южной стороны была шириной около 76 м. [1; 5, 595]

Существуют разные версии расположения Вифезды (водоем Биркет Израэль, расположенный между церковью прав. Анны и храмовой зоной на юге; небольшие водохранилища на территории монастыря Сестер Сиона на Крестном Пути; пруд возле Гиона на склонах холма Офель), но традиционно с Овечьей купелью отождествляют руины у Овечьих ворот, в северо-восточном углу стены Иерусалима, немного к западу от церкви превомученика Стефана и рядом с церковью прав. Анны.

Последняя версия местоположения Вифезды была подтверждена находкой в 1866 году в помещениях под церковью прав. Анны древних (II-III вв.) вотивов (от лат. votiva — обетная; у древнеримских язычников — подарок богам, у латинских католиков — памятная доска или изображение (обычно сердца, руки, ноги и т.д.), установленные в храме в знак благодарности за исполнение прошения, чаще всего об исцелении) и, немного позднее, открытием подземных помещений того же времени с малыми купальнями, каналами, остатками живописи и мозаики. Эти находки указывают на то, что участок был местом святилища римской эпохи с бассейном для омовений.

Евреи почитали это место, т.к., согласно евангелию, Ангел Господень раз в год сходил туда и «возмущал» воду, после чего, первый, кто искупается в нем, исцелялся. Находки указывают на то, что это место было почитаемо не только евреями, но и римлянами в эпоху правления императора Адриана (II в.), при которых комплекс Вифезды был перестроен в храм, посвященный богу-целителю Асклепию [1].

Дата создания самой купели точно не известна, но, по мнению Б. Мазара, сооружение можно отнести ко времени первосвященника Симона (220-195 гг. до Р.Х.). [4, 187]. Архитектурный стиль сооружения и надпись на нем (обнаруженная в 1932 г. на южной стене купели) свидетельствуют, что оно относится к периоду Ирода Великого (при раскопках также было найдено много капителей, баз и стволов колонн типичных для того времени). [5, 596]

Позже, в V веке по Р.Х., на этом участке была построена византийская трехнефная базилика, которая впоследствии, в VII в., была разрушена. [6, 240-241]. Затем на месте базилики отмечают существование маленькой часовни, уничтоженной в 1009 г. После 1099 года на месте базилики крестоносцами была построена церковь, позже разрушенная турками.

Никаких следов пяти притворов (портиков), упомянутых в Евангелии от Иоанна и описанных многими византийскими историками, до сих пор не найдено. Однако указание на то, как они могли функционировать, дают Ориген (231) и святитель Кирилл Иерусалимский (347), которые отмечают, что было четыре портика вокруг бассейнов и один — в середине между ними. [3, 55]

Список использованной литературы
  1. Strange J.F. Beth-Zatha // The Anchor Bible Dictionary. CD ROM Edition.
  2. Reich R., Avni G., Winter T. The Jerusalem Arheological Park. Jerusalem, 1999.
  3. Ritmeyer L., Ritmeyer K. Jerusalem in the Year 30 A.D. Jerusalem, 2004.
  4. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, 1985.
  5. Вифезда // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004.
  6. Вифезда // Большой библейский словарь. СПб., 2007.
Текст: В. Соколов, редакция Д.Г. Добыкина
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Католическая церковь святой Анны, матери Персвятой Богородицы, построенная в 1130 году поверх пещер, в одной из которых, по преданию, родилась Дева Мария. Это — первое, что видят посетители данного места. Бассейн Вифезда находится далее. Схема, поясняющая комплекс бассейна Вифезда. Черными линиями отмечены границы северного (сверху) и южного (снизу) бассейнов Вифезда. Их глубина составляла 13 м. Они использовались исключительно для сбора дождевой воды, сходившей с окресных гор. Люди в них не купались, и скот непосредственно в них не мыли. По периметру этих бассейнов, а также на перемычке между ними располагались 5 крытых колоннад (5 "крытых ходов"). Справа от центра черным цветом обозначены несколько неглубоких бассейнов, в которые и спускались жаждущие исцеления больные. Во времена Элии Капитолины (с 200 по 400 гг.) на месте этих маленьких бассейнов был построен храм Асклепию, греческому богу-целителю. Остатки храма обозначены желтым. При патриархе Иерусалимском Иувеналии (422-458 гг.) была построена большая византийская базилика (обозначена красным). Ее нефы, поддерживаемые семью арками, расположились на месте старой дамбы и водоемов. Она была частично разрушена персами в 614 г., но вскоре восстановлена. В 1010 г. церковь была разрушена арабами. На ее месте после 1099 г. крестоносцы построили церковь меньшего размера (обозначена синим цветом). Разрушена турками. Вид на крестоностскую церковь с юго-востока. Левее и ниже крестоностской церкви видны арки, сохранившиеся от византийской базилики. На переднем плане — развалины римского храма Асклепию. Также на переднем плане видны небольшие бассейны, служившие для погружения ищущих исцеления. Видео: Вид на крестоностскую церковь с юго-востока, арки византийской церкви и развалины храма Асклепия с небольшими бассейнами для погружения. Вид с юго-востока. Арки, сохранившиеся от византийской церкви, примыкающие к дамбе (справа), а также раскопанная часть южного бассейна Вифезда (слева).
Арки, сохранившиеся от византийской церкви (справа), а также раскопанная часть южного бассейна Вифезда (слева). Вид с востока на арки византийской церкви и раскопанную часть южного бассейна Видео: Вид с востока на арки византийской церкви и раскопанную часть южного бассейна Вид с востока. Справа — крестоностская церковь, левее и ниже ее — арка византийской базилики, на переднем плане — развалины храма Асклепия и бассейны для погружения Видео: Вид с востока. Справа — крестоностская церковь, левее и ниже ее — арка византийской базилики, на переднем плане — развалины храма Асклепия и бассейны для погружения
Вид с севера. Развалины римского храма Асклепию Вид с севера. Развалины римского храма Асклепию и римская цистерна Вид с севера. Римская цистерна Вид с севера. Справа — развалины церкви крестоносцев, слева на заднем плане — католическая церковь св. Анны Вид с севера на крестоностскую церковь
Видео: Вид с севера. Крестоностская церковь, развалины храма Асклепия, римская цистерна. На заднем плане — католическая церковь св. Анны Вид с северо-запада на крестоностскую церковь Вид с запада: развалины крестоностской церкви (слева вверху), арки византийской церкви (по центру фотографии), раскопанная часть южного бассейна Вифезда Вид с запада: развалины крестоностской церкви (слева вверху), арки византийской церкви (по центру фотографии), раскопанная часть южного бассейна Вифезда. Справа вверху видна часть церкви св. Анны Вид с юга: дамба, разделяющая северный бассейн от южного
Видео: Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Димитрий Гольцев рассказывает об археологическом комплексе бассейна Вифезда Видео: Протоиерей Димитрий Гольцев рассказывает о размерах бассейна Вифезда Пещера под храмом святой Анны, где, по преданию, родилась Пресвятая Богородица


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.