ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА)

Место распятия, погребения и воскресения Спасителя


Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте распятия Спасителя при имп. Адриане (117-138) был построен храм Венеры, а на месте воскресения — храм Юпитера. [1, 124]

Возведение храма было осуществлено после обретения места распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326) по приказу равноап. имп. Константина и его матери царицы Елены. Его особое значение в истории христианства заключается в том, что он существовал практически непрерывно: несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан. [1, 124]

Выделяют несколько основных этапов существования храма. Данные археологических исследований подтверждают, что место горы Голгофы оставалось вне города до постройки Иродом Агриппой третей стены в 41-44 г. по Р.Х. [1, 137]

Письменные, археологические и исторические источники указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р.Х. Карьер был заброшен к началу римского периода и превращен в загородный сад, в склонах этого загородного сада были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия западного склона; вблизи этой гробницы в конце XIX в. нашли еще одну гробницу, получившую название "Гробница Иосифа Аримафейского". [1, 126]

В IV в. общая площадь комплекса составляла приблизительно 1,4 га. В нем выделяют следующие структуры, описанные еще Евсевием Кесарийским: Анастасис (Гроб Господень и окружающая его ротонда); Трипортик (внутренний двор); т.н. Мартирий (базиликальная церковь); атриум (главный вход перед храмом, выходящий на главную улицу (кардо максимус)). Вход в храмовый ансамбль находился с вост. стороны от кардо максимус, широкие ступени (изображены на мозаичной карте из Мадабы) вели к 1-му атриуму, откуда через 3 входа можно было попасть в Мартирий. К западу от него, перед Гробом Господним, был еще один открытый двор (2-й атриум), с 3-х сторон окруженный колоннадой. В его юго-вост. углу возвышалась Голгофа (на ней позже был водружен символический крест, а вблизи воздвигнута часовня). Гроб Господень находился западнее, за 2-м атриумом. Первоначально гробница, видимо, представляла собой отделенную от склона скалу с вырубленной в ней пещеркой. Уже к концу правления имп. Константина гробница была окружена ротондой диаметром ок. 35 м, с деревянной крышей в виде шатра (ее стена сохр. как основание совр. ротонды). Это сооружение с конца IV в. часто называли по посвящению престола — Анастасис (греч. "Воскресение"). [1, 126-128]

Мартирий. Фундаменты этого базиликального сооружения, архитектурно оформившего места, свидетельствующие о страданиях Христа, Его Крестной смерти и воскресении (название «Мартирий» от греч. "свидетельство, доказательство"), обнаружены в церкви св. Елены (армянской часовне св. Вардана), к востоку от Голгофы, в алтаре современного греческого кафоликона (основание апсиды). Они уходят глубоко, опираясь на скалу и засыпку карьера, в некоторых местах пересекая древние стены римского периода. Открытая часть апсиды базилики позволила определить, что ее ось проходит немного южнее оси ротонды. В 1970 г. Армянский Патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды церкви св. Елены (она же армянская церковь св. Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на восточном краю комплекса, из нее вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится ц. Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в которое был закрыт еще в античности (эта новая часть церкви Обретения Креста получила название часовни св. Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего.

В кон. XIX в. - нач. XX в. при археологических раскопках и архитектурных реставрациях были получены важные сведения об устройстве храма. [1, 127]

Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни свт. Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, имп. Констанций II). По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция которого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи — многоугольная, но выше частей IV в. достройка XI в., которую отделяют от первоначальной неск. рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены — концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, которая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды). [1, 127]

Чуть западнее от центра ротонды находится кувуклия. Перед в ходом в кувуклию расположены невысокие мраморные скамьи. Сама кувуклия представляет собой купольную часовню из розового мрамора размером около 8х6 м с 16 пилястрами. Современный вид она приобрела после пожара 1808 г. (ее восстановили полностью в 1810 г.).

Она разделена на две части:

1. Придел Ангела в центре, которого находится камень, отваленный от Гроба Господня. Придел имеет размеры 3,4х3,9 м.

2. Гроб Господень, который представляет собой гробницу, высеченную в скале, точнее говоря — сохранившуюся нижнюю часть одной из камер гробницы, предназначенной для положения туда тела усопшего (типичная иудейская гробница I в. по Р.Х. представляла собой центральный зал, от которого в разные стороны отходили камеры; подробнее см. об этом в разделе "Русский участок в Хевроне"), размером 2х1,9 м. В камере находится вделанное в стену мраморное надгробие, покрывающее тридневное ложе Господа нашего Иисуса Христа, стены гробницы также облицованы белым мрамором.

Камень Помазания. Камень расположен при входе в храм, напротив дверей. Он представляет собой продолговатую низкую плиту (вероятно, из известняка), облицованную мрамором. На мраморной доске начертан текст из Евангелия (Ин.19:38-40). На стене за камнем Помазания — мозаичное панно с изображением Снятия с Креста и Положение во Гроб Господа нашего Иисуса Христа.

Голгофа. Направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх, на Голгофу. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. В глубине находится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Видно скальное основание горы.

VI-VII вв.

В VI-VII вв. наглядно оформились, правда, мало археологически изученные, представления о существовании под скалой Голгофы «пещеры Адама». При имп. Адриане это небольшое углубление в скале было закрыто. В IV в. строители сломали стену примерно на 70 см ниже, но никак ее не оформили. Очевидно, обустройство «пещеры Адама» принадлежит патриарху Иерусалимскому свт. Модесту (местоблюститель в 614-628, патриарх в 630-634), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу латинских королей. [1, 128]

Под алтарем Голгофы тоже имеется часть скалы. Пятна ржавого метала средневековыми паломниками воспринимались как капли крови Спасителя.

В 614 г. при нападении на Палестину войск шаха Хосрова первый храм был разрушен. С этих пор судьба комплекса прослеживается скорее по письменным источникам, нежели по натурным материалам. Уже в 615 г. свт. Модест при помощи свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Мартирий простоял до 1009 г., древняя базилика, в отличие от Голгофы и ротонды, более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию.

Период крестоносцев

Современный облик храма сложился в период с 1099-1149 и связан с деятельностью латинян. Паломники передвигались от часовни к другой из амбулатория по лестницам, ведущим в церковь св. Елены (вдоль ее стен сохранилось огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях), далее спускались в часовню Обретения Креста. Рядом с часовней Обретения Креста находится мраморный камень с изображенным восьмиконечным крестом. По преданию на этом месте и был обнаружен Животворящий Крест Господень. [1, 130]

Храм был освящен 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия Иерусалима. Все его св. места были собраны под одну кровлю. С юга, на месте позднего визант. дворика и аркады, ведших в храм, крестоносцы возвели 2-портальный фасад, главные двери которого стали известны как Врата Распятия. К западу от входа в храм была воздвигнута 5-ярусная колокольня с полигональным куполом. [1, 130]

XIII-XVIII вв.

Cултан Салах-ад-Дин не стал разрушать храм, но закрыл его на время. Он перестроил входы, сократив доступ в храм паломников, закрыл восточный портал главного входа, вход через «капеллу франков»; западный вход с улицы Патриархов на галерею ротонды, уменьшил высоту колокольни. [1, 130]

1800 г. - настоящее время

В начале XX века храм находился в плачевном состоянии, которое усугубилось землетрясениями и пожарами. В середине этого столетия инженеры британского мандата укрепили эдикулу. Археологические работы стали производить с 60-х годов XX века. Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным.

С середины 70-х по 80-й гг. раскопки велись под руководством М. Броши; о. Флорентино Диас Фернандес (Испания) исследовал участок в восточной части от Голгофы. В 1970 г. сотрудники греческого патриархата работали в кафоликоне, руководил этими работами архит. А. Экономопулос, в 1977 г. — в восточной части Голгофы (руководство совместно с Х. Кацимбинисом). Первые довольно противоречащие сведения о стратиграфии данного участка были получины после 30 лет работ. Каусноном эти данные были суммированы и опубликованы отдельной книгой. История храма и места, где он поставлен, постепенно проясняется, однако в топографии, датах и атрибуции отдельных частей комплекса остается много вопросов. [1, 124]

Список использованной литературы
  1. Беляев Л.А. Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2000. C. 124-131.
Иеродиакон Серафим (Бубнов)


Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня Ротонда
Ротонда Кувуклия Вход в Гроб Господень Кувуклия Придел Ангела
Вход в придел Ангела Голгофа Выход скальной породы Голгофы Часть скалы в нижней части Голгофы Камень помазания
Лестница, вещующая к месту обретения Креста Господня Лестница, вещующая в часовню обретения Креста Господня Граффити, оставленные паломниками на стенах лестницы Граффити, оставленные паломниками на стенах лестницы Граффити, оставленные паломниками на стенах лестницы
Место обретения Креста Господня Место обретения Креста Господня Часовня обретения Креста Господня


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.