ВОСТОЧНАЯ СТЕНА ХРАМОВОЙ ГОРЫ И ДОЛИНА КЕДРОН

«Золотые врата» Мессии и гробницы пророков


Юго-восточный угол сохранился, благодаря огромным блокам в угловой кладке. Самый большой угловой камень, являющийся частью большого ряда иродианской кладки, по оценкам исследователей, весит почти 100 т [4, 80].

Вертикальный «шов» юго-восточного угла Храмовой горы

Симеон Хасмоней известен своими строительными работами по всему Иерусалиму. Среди них — расширение состава Храмовой горы в южном направлении. Так, видимый в Восточной стене в 32 м на север от юго-восточного угла Храмовой горы вертикальный «шов» образовался в итоге соединения двух дополнительных участков каменной кладки: на север — характерный стиль каменной кладки хасмонейского периода (длина кладки 50 м), на юг — типично иродианская кладка (длина кладки 32 м) [4, 90]. Это указывает на то, что кладка восточной стены Храмовой горы, а, следовательно, и сама стена, в дохасмонейский период была короче как минимум на 82 м, чем сегодня, будучи расширенной на юг на 50 м при Симеоне Хасмонее, а затем — еще на 32 м уже при Ироде Великом до ее теперешних пределов [3, 20-22].

Восточная стена

Арка

В южной оконечности Восточной стены можно увидеть остатки арки шириной 7 м, значительно меньшего размера, чем арка Робинсона. Над развалинами арки видны остатки двух входов. Они вели в подземные залы, известные как Соломоновы конюшни (неправильное название, появившееся во времена крестоносцев). Потолок этих зал состоял из нескольких арок и сводов, которые служили опорой для пола двора Храмовой горы [1, 83-84, 86-87]. Вдоль Восточной стены находится мусульманское кладбище.

Башня юго-восточного угла

На расстоянии в 20 м от юго-восточного угла, в восьмом видимом ряду кладки над уровнем грунта, появляется вертикальная линия, или выступ. Эта линия создается небольшими выступами, встроенными в каменную кладку. На верхних рядах кладки выступы постепенно увеличиваются. Скорее всего, эта выступающая часть стены является началом башни, возвышающейся над юго-восточным углом. Рядом с сохранившейся вершиной иродианской башни видны обломки трех центрально расположенных окон. В самом южном окне все еще сохраняет подлинный архитрав. У среднего окна сохранились боковые стороны, но архитрав отсутствует. От третьего окна сохранилась только южная сторона. Очевидно, что в этой башне были комнаты [1, 88-89].

Наблюдательный пост могилы Авессалома

Наблюдательный пост, построенный около юго-восточного угла Храмовой горы, обеспечивает хороший обзор склонов Масличной горы с многочисленными надгробными плитами еврейского кладбища на верхней ее части. В основании склона находятся могилы периода Второго Храма: могила Авессалома, могила Бен Хезира и могила Захарии. На юге (прямо) на том же склоне находятся остатки могилы периода Первого Храма, известной как «Могила дочери фараона». За наблюдательным постом юго-восточный угол Храмовой горы возвышается на сорок метров выше уровня дороги Ophel [4, 89]. Эта часть Храмовой горы поддерживается системой хранилищ, создающих большое подземное пространство, известное как Соломоновы конюшни. Их строительство позволило Ироду расширить область Храмовой горы на юг [4, 90].

Золотые ворота

В результате иродианского расширения Храмовой горы Восточная стена получила двое ворот: одни — небольшие недалеко от юго-восточного угла, которые вели в иродианские подземные залы, называемые Соломоновыми конюшнями, и вторые — современные Золотые ворота, являющиеся подлинными восточными воротами Храмовой горы. Внутри ворот сохранились две большие монолитные стойки. Высота северной — 4,5 м, южной — 3,5 м. Вершина южной стойки находится на одном уровне с древним рядом кладки, все еще видимой в Восточной стене сразу южнее Золотых ворот. Вторая стойка на один ряд кладки выше. Так как монолиты находятся в одном ряду с прилегающей кладкой восточной стены, они, вероятно, были построены одновременно с ней, то есть в период Зоровавеля — Неемии, хотя остается вероятность того, что они были вставлены позднее (т. е. в хасмонейский или иродианский периоды). Расстояние между двумя уцелевшими стойками составляет примерно 8,5 м. Для одиночного проема оно слишком велико, следовательно, между ними должна была существовать еще одна стойка. Порог Золотых ворот расположен на 13,41 м выше уровня скалы. Скорее всего, к ним вела система лестничных маршей, поддерживаемых аркой, аналогичной арке Робинсона, а сами ворота служили входом к Восточному (Соломонову) портику (Ин. 10: 23, Деян. 3:11). Возможно, ступенчатый подступ к Золотым воротам был началом арочного пандуса, проходившего через Кедронскую долину, а далее — наверх к Елеонской горе [1, 89-92]. Об этих воротах было сложено много легенд. Самая известная из них гласит, что через них войдет в Иерусалим Мессия [2, 95].

Башня северо-восточного угла

Все четыре угла иродианской Храмовой горы пережили римское разрушение частично. Так произошло из-за очень длинных камней, лежащих в угловой кладке. Северо-восточный угол Храмовой горы, ошибочно названный во времена Уоррена «Башней Антония» или «Замком Антония», не стал исключением. Эта башня и часть стены между ней и Золотыми воротами — наименее изученные части Храмовой горы. Некоторые исследователи считают, что эти части имеют доиродианское происхождение. Другие отождествляют стену с частью Третьей стены, возведенной Агриппой, а башню в северо-восточном углу Храмовой горы — с одной из башен городской стены. Части восточного и северного фасадов этой башни еще сохранились. На большинстве больших квадров, высота которых в среднем 1,15 м, четко различимы иродианские швы и боссы. Восточный фасад, надземная часть которого выдвигается примерно на 2,14 м из Восточной стены Храмовой горы, был тщательно описан Уорреном, заметившим, что камни в этой башне и стене идентичны камням в Стене Плача. Над уровнем грунта видно, что башня является составной частью стены, в которую она встроена. Это сооружение, конечно, напоминает руины башни в юго-восточном углу, там, где идентичный отступ наблюдался в Восточной стене. Эта башня выполняла защитную функцию, в отличие от Южной и Западной стен. Небольшой отремонтированный участок в северном фасаде северо-восточной башни указывает на части стены, наиболее сильно пострадавшие при римской осаде в 70 г. по Р.Х. [1, 92-96].

Археолог Л. Ритмейер заметил разницу между камнями кладки с необработанными боссами в башне в северо-восточном углу Храмовой горы и большими камнями с грубыми выступающими поверхностями, расположенными севернее и южнее Золотых ворот. Скорее всего, что этот тип кладки датируется временем Езекии [1, 95-96].

Список использованной литературы
  1. Гольцев Д., прот. Реконструкция ветхозаветного Храма Иерусалимского в современных археологических исследованиях: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. СПб., 1999. 260 с.
  2. Bahat D. The Western Wall Tunnels // Touching the Stones of Our Heritage. Tell Aviv: Ayin Resh, 2002.
  3. Mazar E. The Complete Guide to the Temple Mount Excavations / Shoham Academic Research and Publication. Jerusalem: The Old City Press, 2002.
  4. Reich R., Avni G., Winter T. The Jerusalem Archaeological Park. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, 1999.
Текст: В. Лозовский
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Юго-восточный угол. Иродианское расширение Вход с юго-востока на Храмовую гору Вход с юго-востока на Храмовую гору Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Димитрий Гольцев рассказывает об археологии юго-восточного угла Храмовой горы Шов и хасмонейская кладка
Шов, хасмонейская кладка и "столп Магомеда" Долина Кедрон. Так называемая "гробница Авессалома" (нач. I в. по Р.Х.) Так называемая "гробница Авессалома" (нач. I в. по Р.Х.) Видео: Гробницы Авессалома и пророка Захарии (нач. I в. по Р. Х.), а также гробница священнической семьи Хезира между ними (I век до Р. Х.). Последняя была действующим семейным захоронением; в двух первых были перезахоронены указанные личности, либо это были символические могилы, поскольку паломник IV века из Бордо связывает их с другими именами: царя Езекии и пророка Исаии. Подобного рода гробницы окружали новозаветный Иерусалим с трех сторон. Они являются превосходной иллюстрацией к обличению Господом Иисусом Христом в адрес фарисеев и книжников, где Он говорит, что те строят гробницы пророкам, которых избивали их отцы (см. Лк 11:47), а их самих сравнивает с этими гробницами — красивыми внешне и исполненными нечистоты внутри (см. Мф 23:27). Долина Кедрон. Гробницы Авессалома, семьи Хезира и Захарии.
Долина Кедрон. Гробницы семьи Хезира и Захарии. Долина Кедрон. Гробница семьи Хезира. Долина Кедрон. Гробница Захарии. Золотые врата Золотые врата
Выступ в восточной стене Выступ в восточной стене


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.