ЮГО-ЗАПАДНЫЙ УГОЛ И ЮЖНАЯ СТЕНА ХРАМОВОЙ ГОРЫ

Монументальные постройки иродианского периода


Средний Бронзовый век (приблизительно 2200-1550 гг. до Р.Х.)

Жертвоприношение Авраамом Исаака на г. Мориа (прибл. XIX в. до Р. Х., см. Быт. 22:1-19).

Период Первого Храма (Железный век, прибл. 1000-586 гг. до Р. Х.)

Прибл. в 1000 г. до Р.Х. царь Давид завоевал Иерусалим и превратил его в столицу единого государства Израиль. Давид соорудил алтарь Богу Израилеву на гумне, купленном за 50 сиклей серебра у Орны Иевусеянина (см. 2 Цар. 24:24-25). Давидом был разработан план реконструкции г. Мориа для устранения ее значительных топографических особенностей (см. Иудейские древности. VII. 14. 10; XV. 11. 3).

Прибл. 967-961 гг. до Р.Х. — царь Соломон с помощью Хирама, царя Тирского, и сидонских ремесленников строит Первый Храм (см. 3 Цар. 6-7).

Прибл. 928 г. до Р.Х. — Израиль разделен на два царства. Иерусалим — столица Иудейского царства.

Прибл. 736 г. до Р.Х. — мощное землетрясение сильно повредило главное здание Храма (см. Ис. 6; Ам. 1:1; Зах. 14:5).

Прибл. 725-697 гг. до Р.Х. — царь-реформатор Езекия полностью перестраивает Храм, описание которого, по всей вероятности, приведено во 2 Пар. 3-4 [1, 161].

586 г. до Р.Х. — осада Иерусалима Навуходоносором, царем Вавилона. Город завоеван и разрушен, а Храм сожжен (см. 4 Цар. 25: 1-12; 2 Пар. 36:19-21; Иер. 25:11).

Персидский, эллинистический и хасмонейский периоды (VI-I вв. до Р. Х.)

Персидский период (586-332 гг. до Р. Х.). Цитадель Бира

В течение многих десятилетий после разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до Р.Х., Храмовая Гора оставалась в запустении. Начало нового периода в ее истории, как, впрочем, и самого Иерусалима, началось после падения Вавилона в 538~г. до Р.Х., когда Кир II (559-529 гг. до Р.Х.), царь Персидской империи, издал указ, разрешающий евреям возвратиться в Иерусалим и восстановить Храм (см. Езд. 1:2-3). Восстановление Храма началось во дни правления Зоровавеля, который был назначен персидским руководством наместником Иудейской провинции. Для сооружения по сути нового (Второго) Храма на Храмовой Горе была сооружена цитадель (Бира) — окруженная опорными стенами площадь размером 500 x 500 локтей (262,5 x 262,5 м), сооруженная практически на руинах Первого Храма (Езд. 3:8-10). Строительство Второго Храма продолжалось в течение пяти лет и было окончено в 516/515 г. до Р.Х. Восстановление стен Иерусалима началось в 445~г. до Р.Х. при наместнике Неемии, назначенном в Иудею Персидским царем Артаксерксом [3, 18-19; 4, 114-115].

Эллинистический период (332-167 гг. до Р. Х.). Селевкидская акра

В 332 г. до Р.Х. Иудея была завоевана Александром Македонским. После смерти Александра Великого и разделения его империи, Иудея вошла в состав Сиро-Финикии. Этот период характеризуется относительной военно — политической стабильностью.

В 200 г. до Р.Х. сирийский царь Антиох III Мегас завоевал Иерусалим, и право владения городом перешло от Птолемеев к Селевкидам. Во время правления его сына, Антиоха IV Епифана, в Иерусалиме был размещен греко-сирийский гарнизон. Специально для них около Храмовой Горы была сооружена крепость (греч. «akra»). Акра служила крепостью и для греческого гарнизона, и для проселевкидской еврейской аристократии [4, 45]. Она была построена на холме, который «был высок и господствовал над Храмом» (Иудейские древности. XII. 5. 4.) около Южной стены Бира, для контролирования ворот, ведущих во внутренние дворы Храма.

Приблизительно 50 м к югу от Двойных ворот Южной стены археологами были найдены большие сводчатые комнаты, устроенные вокруг большого оштукатуренного акведука размером 14 x 18 м (возможно, участка крепости Acra) [4, 45]. Комнаты и водоем, вырезанные в горной основе, были частями первого этажа большого здания неопределенного предназначения. Здание было построено в Хасмонейский период и использовалось в Иродианский период, когда его акведук был переделан в ритуальные ванны (евр. «mikva'ot»). По всей вероятности, в западную часть Хасмонейского здания были включены остатки Западной стены холма Офель Первого Храмового периода [3, 22].

Драматические события имели место, когда царь Антиох Епифан осенью 168 г. до Р.Х. издал свои декреты против соблюдения Храмового ритуала и Закона Моисеева. Его варварское осквернение и разграбление Храма спровоцировали восстание евреев во главе с Хасмонеями [3, 18; 4, 142].

Хасмонейский период (167- 37 гг. до Р. Х.)

В 167 г. до Р.Х. Иуда Маккавей завоевал Иерусалим и очистил Храм, а в 164 г. до Р.Х. в 25 день месяца Кислев был восстановлен ритуал Храма. В 142-134 гг. до Р.Х. Симеон Хасмоней снес Акру до основания. Сделав это, Симеон убедил народ срыть вершину холма, на которой помещалась крепость. После трехлетней, не прерывавшейся ни днем, ни ночью работы холм был срыт до основания и сравнен с землей. После уничтожения крепости и горы над всем городом доминировало здание Храма (см. Иудейские древности. XIII. 6. 7).

Иродианский период (37 г. до Р.Х. - 70 г. по Р.Х.)

Расширение Храмовой Горы Иродом Великим

В результате непрерывной борьбы между наследниками Хасмонейской династии в 63 г. до Р.Х. римская армия во главе с Помпеем завоевала Иерусалим. В 40 г. до Р.Х. Римский Сенат провозгласил царем Иудеи Ирода, сына Антипатра Идумеянина.

На двадцатом году своего правления в Иудее Ирод предпринял масштабную работу по расширению платформы Храмовой Горы и по реконструкции самого здания Храма.

Для расширения Храмовой платформы Ирод поднял часть Тиропеонской долины, лежавшей к западу от г. Мориа, а также часть небольшой долины к северу. Вокруг Южной стены потребовалось поднять уровень верхней части Кедронской долины. Вокруг Храмовой Горы были сооружены массивные опорные стены (некоторые достигают толщины 4,5 м) на основании коренной горной породы. Массивные опорные стены с камнями весом до 570 т огороженной территории были построены без использования цементирующего материала. Каждый ряд кладки слегка отодвинут назад по отношению к нижнему ряду на 2-3 см, что обеспечивало их устойчивость [2, 80]. В результате подобных отступов стены кверху сужались и получали уклон. Это давало возможность сдерживать давление внутреннего наполнителя. Камни, наиболее часто используемые в кладке, были примерно 1,0 — 1,1 м высотой, 1,5-2 м длиной и весом 5-6 т [3: 28, 31-32]. Уровень Восточной стены остался без изменений, но сама стена была продлена на север и на юг. Для выравнивания внутренней части огороженной территории использовали, преимущественно, землю, а на южном торце был сооружен ряд подземных опорных сводов. Такое расширение в трех направлениях, осуществленное Иродом, увеличило Храмовую Гору в два раза по сравнению с ее первоначальным размером, а огороженная территория приобрела прямоугольную форму с ассиметричными сторонами: 485 м на западе, 315 м — на севере, 460 м — на востоке и 280 м — на юге. Поверхностный уровень внутреннего двора, огороженной территории, был таким же, как и сегодня — 737 м над уровнем моря [3, 27]. Вся область вокруг Храмовой Горы также была перепроектирована, включая входные ворота и лестничные марши восточной стены, мощеные улицы, систему дренажа, общественные площади и значительное количество ритуальных ванн, в которых люди могли ритуально очистить себя перед тем, как подняться на Храмовую платформу.

Для того, чтобы закончить расширение Храмовой платформы и для сооружения опорных стен, Ироду потребовалось восемь лет, в то время как расширение непосредственно самого здания Храма длилось один год и пять месяцев. Дополнительное строительство в составе Храмовой Горы и ее окрестностях заняло еще много лет. Строительные объекты были закончены только во время правления прокуратора Альбинуса (62-64 гг. по Р. Х.). Для столь масштабных работ было нанято более десяти тысяч рабочих. Для транспортировки строительных материалов и огромных каменных блоков для сооружения стен использовалось около тысячи телег [3, 25-26].

На южной стороне Храмовой платформы (современный участок мечети Аль-Aкса) в непосредственной связи с внутренней стороной Южной опорной стены Ирод соорудил Царский портик. Царский портик длиной 180 м был построен в форме базилики. Его крыша опиралась на четыре ряда коринфских колонн (40 к каждому ряду на расстоянии 4,75 м). Самый южный ряд колонн соединялся с Южной стеной Храмовой Горы. Царский портик служил центром городской и торговой деятельности. Скорее всего, здесь находилась «комната из обтесанных камней», где заседал Верховный суд — Синедрион (Мишна. Синедрион. 11:2). Царский Портик использовался также для светских сделок — таких, как покупка и продажа жертвенных животных, обмен монет для налога, который регулярно платился паломниками на содержание Храма (Исх. 30:11-16). Вероятно, здесь Иисус Христос опрокинул разменные столы и изгнал торгующих из Храма (Мф. 21:12). Портик был также местом для проповеди и обсуждений различных общественных дел [3, 33-34; 4, 143].

«Хотя Ирод построил фактически новый Храм, только очень немногие называли его Третьим Храмом. Считается, что термин «Третий Храм» сохранялся для эсхатологического храма, описанного в пророчестве Иезекииля (см. Иез. 40-43). Другая причина сохранения названия «Второй Храм» в том, что фактически не было прерывания жертвоприношений во время реконструкции Храма Иродом» [1, 19].

Правление прокураторов, тяжесть налогов, частые оскорбления религиозных чувств сеяли искры недовольства в сердцах евреев, искры, которые вскоре разгорелись пожаром восстания. В 66 г. по Р.Х. евреи прекратили исполнять ритуальные жертвоприношения в честь Римского Императора в Храме. В Иерусалиме увеличилось число народных восстаний. Это было воспринято как объявление войны Риму. В 70 г. по Р.Х. римский император Тит с четырьмя легионами (Пятым, Десятым, Двенадцатым и Пятнадцатым) осадил Иерусалим. Осада города продлилась пять месяцев и закончилась разрушением города и сожжением Храма [3, 27]. «Знаменателен тот факт, что Храм Соломона и Храм Ирода были разрушены полностью, причем в один и тот же день года, 9-ый день еврейского месяца Аба. Так исполнились слова Христа о полном разрушении Храма: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2)» [1, 20].

Западная стена

Протяженность Западной стены — 488 м. Первые 75 м на южном конце были открыты и исследованы сразу же после Шестидневной войны профессором Бенджамином Мазаром. Стена Плача, расширенная после этой войны, имеет протяженность 57 м на север. Оставшиеся 320 м Западной стены продолжают оставаться ниже уровня улиц и домов Старого Города. Некоторые фрагменты стены здесь были открыты во время раскопок туннелей Западной стены [2, 26].

Арка Робинсона

В 12 м к северу от юго-западного угла Храмовой Горы на высоте 17,5 м от уровня древней Иродианской улицы, проходящей вдоль Западной стены, в основе сохраненной Иродианской кладки заметны выступающие вперед камни. Это остатки огромной арки длиной 15,2 м. Арка названа в честь американского ученого Эдварда Робинсона, который первым идентифицировал её в 1838 г. В описании своих находок в 1867-1870 гг. Чарльз Уоррен отмечает наличие большого быка шириной 3,6 м, возведенного на коренной породе в 12,5 м к западу от арки, который подпирал её с этой стороны. Бык сохранился до высоты 5 м. Пространства в большом опорном быке арки Робинсона служили магазинами. Бык служил не только опорой, но и являлся восточной внешней стеной монументального здания, развалины которого обнаружены на западе. Бенджамин Мазар предположил, что здание было Иерусалимским архивом. Над зданием был лестничный пролет, восточная сторона которого опиралась на арку Робинсона [3:34, 36; 4, 20].

В 1971 г. к югу от здания были обнаружены руины шести сводоопорных быков. Они постепенно уменьшались по высоте, располагаясь на расстоянии 35 м к югу. Рядом были найдены многочисленные каменные ступени (некоторые из них соединены). Скорее всего, они поддерживали лестничный марш, идущий с юга к Арке Робинсона. Над сводами и на самом верху конструкции находились промежуточные площадки. С верхней площадки лестница поворачивала на восток и продолжалась до Арки Робинсона [3, 36]. «Такая конструкция вмещала большое число поднимавшихся на Царский портик паломников, желавших задержаться на высоких платформах, чтобы полюбоваться видом города» [1, 60].

Иродианская улица

У подножия арки Робинсона была обнаружена улица Иродианского периода шириной 8,5 м, огражденная с обеих сторон бордюром. Эта улица была главной артерией Иерусалима эпохи Ирода Великого. Она проходила через Тиропеонскую долину, начинаясь у существующих ныне северных Дамасских ворот и заканчиваясь у южных ворот города рядом с Силоамской купальней, так что общая ее длина составляла приблизительно 1 км. Она была вымощена большими гладкими каменными плитами длиной 2 — 3 м. Удивителен тот факт, что камни, которыми вымощена улица, не имеют признаков изнашивания (на них до сих пор различимы следы инструментов резчиков). Скорее всего, во время правления прокуратора Альбинуса улицы Иерусалима были повторно вымощены для того, чтобы обеспечить работой многочисленных рабочих, трудившихся над строительством Храма [3, 37]. Короткий участок Иродианской улицы впервые был открыт в ходе археологических раскопок, возглавляемых Бенджамином Мазаром в 1968-1977 гг. После возобновления раскопок в 1994-1996 гг. было открыто приблизительно 75 м улицы [4, 14].

Когда римляне заняли Иерусалим в 70 г. по Р. Х., они разрушили и сожгли Храм и город. Падение огромных камней с Западной стены разрушило улицу. Некоторые из камней пробили ее кладку и провалились в нижние сводчатые помещения — водостоки, по которым лишняя дождевая вода стекала с улиц Верхнего города в Силоамские бассейны на юге города, расположенные при слиянии Тиропеонской долины и долины Кедрон [3, 37-38; 4, 18].

Угловой парапетный камень юго-западного угла Храмовой Горы

Одно из самых интересных открытий было сделано в юго-западном углу Храмовой Горы. Это большой угловой парапетный камень, котоpый был найден лежащим на брусчатке Иродианской улицы. В книге Второзаконие есть такие слова: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Втор. 22:8). Подобным образом был построен парапет на крышах галерей вокруг Храмовой Горы [1, 62-63].

Трубный камень

Несколько камней с закругленным верхом и пологими сторонами были найдены среди упавших камней Западной стены. Однако они были другими. Не только потому, что это были угловые камни, у них были высечены ниши во внутренних пологих южных сторонах. Выше этих ниш были надписи на древнееврейском языке: «l'bet hatqia l'hakh». Два первых слова l'bet hatqia означали «к месту возвещения», но последнее слово было неполным. Ученые предположили закончить надпись словами l'hekhal «к Храму», l'ha-kohn «для священника» или l'hakhriz «объявлять». Последнее предположение читать надпись как «к месту для трубного возвещения» получило наибольшую поддержку, а камень стали называть «Трубным». Так как камень был найден лежащим прямо на улице под остальными упавшими иродианскими камнями, он должен был находиться на вершине юго-западного угла, откуда он был скинут вниз первым. С этого места священник звуком трубы возглашал людям время прекращения и возобновления работы, в связи с началом и окончанием субботнего покоя (Иудейская война. IV. 9. 12) [1, 62-63; 3: 42, 45; 4, 25].

Между улицей и Западной стеной находился ряд магазинов, задней стеной примыкавших к Западной стене. Восточные бордюрные камни улицы служили порогами магазинов. Лестничный пролет, обнаруженный в юго-западном углу Храмовой Горы к северу от большого опорного быка арки Робинсона вел на общую крышу магазинов, которая служила верхней улицей вдоль Западной стены по направлению к Верхнему городу. Все магазины, примыкающие к Западной стене, разрушились, поскольку первые каменные блоки падали непосредственно на них [4, 15].

Стена Плача

До Шестидневной войны 1967 г. молельное место у Западной стены состояло из одной узкой улицы. После того, как Старый Город перешел под контроль Израиля, старые лачуги, стоявшие у стены, были снесены бульдозером, а весь район стал ниже, раскрыв при этом больше рядов иродианской кладки. Самые нижние из видимых семи рядов кладки являются иродианскими, но под современной мостовой располагаются еще девятнадцать. Самые нижние ряды стоят на скальной породе, некоторые уходят на глубину 21 м. Геофизическое обследование установило, что на том уровне толщина стен составляет 4,6 м. Выше иродианской кладки видны руины стены, построенной из камней, равных по высоте иродианским. Однако они короче и являются частью общей перестройки Храмовой Горы, произведенной в эпоху Омейядских халифов [1, 49-50].

Ворота Баркли

В южной части Стены Плача, предназначенной для молитв женщин, сразу над ступеньками (позднейшей пристройкой), ведущими в небольшой зал под пандусом, заметна часть архитрава иродианского происхождения с частью заложенного камнями проема ворот. Этот массивный архитрав впервые был обнаружен Джеймсом Баркли в начале 1850-х годов. Высота видимой части ворот, заложенной камнями, — 2,08 м, но, по всей вероятности, общая высота ворот в Иродианский период составляла 8,70 м, а ширина — 5,49 м. Толщина архитравной балки и глубина арки составляли вместе 4,60 м, что соответствует средней толщине Западной стены. Ворота Баркли служили входом в прямоугольное помещение 14,34 м длиной и 5,48 м шириной, сверху закрытое эллиптическим сводом. В этом помещении находился лестничный марш в форме буквы L шириной 5,48 м. Лестничный марш, поднимавшийся на высоту 5,48 м до, вероятно, находившейся под куполом площадки. Другой лестничный марш продолжался на юг до достижения уровня Храмовой Горы. Археолог Уилсон предположил, что подобная L-образная форма лестничного марша и изменение его направления могли быть вызваны поднимающимся на востоке уровнем основной горной породы или из-за существования подлинной опорной стены Второго Храма, которую не сочли нужным удалять при расширении этого района во время правления Ирода Великого [1: 50-51, 53-54].

К воротам непосредственно примыкала узкая мощеная улица (толщина кладки около 0,5 м), расположенная параллельно Западной стене, на высоте 4 м от уровня Иродианской улицы. Дорога имела как минимум два лестничных пролета, ведущих на главную улицу Тиропеонской долины: в юго-западном углу, состоящий из 14-ти ступеней и, вероятно, еще один, меньший, расположенный напротив ворот Баркли. В 1972 году в 63,5 м к северу от юго-западного угла стены был обнаружен фундамент мастерской в 13,5 м южнее ворот Баркли. Самые недавние раскопки обнаружили руины еще большего количества торговых лавок высотой 3,05 м, располагавшихся непосредственно под улицей, так что кладка улицы служила их крышей. Пол внутри ворот располагался на уровне как минимум 4,60 м, чтобы деревянные двери могли закрываться [1, 51-52].

Арка Уилсона

К северу от Стены Плача находится подземное помещение с огромной аркой. Пространство под аркой, на самом деле являющейся частью фундамента здания Махкаме наверху, используется в качестве зала для богослужений. Уоррен назвал арку в честь Чарлза Уилсона — британского инженера, занимавшегося исследованиями в Иерусалиме в середине девятнадцатого века и в 1864 г. впервые в современной истории исследовавшего арку. Эта арка, возможно, является реставрацией подлинной иродианской арки, выполненной в период династии Омейядов. Западная пилястра, на которой покоится арка, имеет подлинное Иродианское происхождение. Арка Уилсона поддерживала мост, пересекающий Тиропеонскую долину, связывая Храмовую Гору с Верхним городом на западе. Мост, вероятно, был построен в Хасмонейский период. Расстояние между опорами арки — 12,8 м, ширина — 14,65 м. Мост поддерживал акведук, несущий воду от Прудов Соломона к югу от Вифлеема в резервуар на Храмовой Горе, известный как «Великое Море» [1: 54-55; 2, 66].

Южная стена

Весь нижний пласт каменной кладки Южной стены имеет Иродианское происхождение. Юго-западный и юго-восточный углы являются неотъемлемой частью Западной и Восточной стен, соответственно. В Южной стене было двое ворот. Одни их них — Двойные ворота. Другие ворота носят название Тройных. Выше этой стены Ирод Великий возвел Царский портик.

Юго-западный угол

Этот угол сохранился лучше всего, благодаря огромным камням весом более 80 т. Поскольку римляне не смогли сдвинуть эти тяжелые камни при разрушении Храма, все углы Храмовой Горы времен Ирода сохранились практически полностью. Однако до верхней части стены Иродианская кладка сохранилась только рядом с юго-западным углом. Девять самых больших сохранившихся каменных пластов на южном фасаде этого угла продолжаются на восток на 23 м, после которого появляется вертикальный обрыв — итог персидского разрушения Южной стены Храмовой Горы 614 г. В результате образовавшийся обрыв был заделан в Омейядский период, когда за Южной стеной была построена мечеть Аль-Акса [4, 23-24].

Улица и площадь вдоль Южной стены

На юго-западном углу была найдена улица шириной 6,6 м, которая шла вдоль Южной стены. У её западного конца, рядом с пересечением с Иродианской улицей, идущей вдоль Западной стены, южная улица сохранилась только на 11,2 м. С этого места она поднималась за счет серии лестниц к Двойным воротам. Улица проходила по крышам двух смежных рядов сводчатых помещений идентичного размера. Сооружение ряда сводчатых помещений было необходимо для выравнивания неровностей коренной породы с целью создания ровной поверхности улицы. Фундамент был положен на неровную коренную породу, а каменные плиты, которыми вымощена улица, были уложены над сводчатыми залами [3, 47].

Параллельно южной стороне улицы находилась площадь шириной 13 м, вымощенная гладкими каменными плитами. Разница в высоте между помещениями под улицей и площадью обеспечивала выходы в южных стенах помещений, так что они могли служить магазинами, обращенными к площади. Как и улица, вдоль Западной стены, эта улица была отремонтирована с помощью белых камней в период правления прокуратoра Альбинуса [3, 47-48].

Ворота Южной стены

В период Второго Храма в южной стене Храмовой Горы было двое ворот, известных как ворота пророчицы Хульды. Ворота названы так в честь пророчицы Хульды, которая, согласно преданию, жила в Иерусалиме в период Первого Храма. Изначальные ворота Хульды были сооружены в южной стене храмовой территории в период возвращения из плена. Они отстоят друг от друга на 70 м. Во времена правления Ирода, при расширении территории Храмовой Горы, ворота Хульды были заменены Двойными и Тройными воротами. Эти ворота вели в длинные коридоры, проходившие под Царским портиком. Они имели сложную систему арок, поддерживающих куполообразные своды и системы лестничных пролетов. По этим туннелям люди могли взойти на южную часть Храмовой платформы, а также спуститься с нее (Миддот. 1:3) [3, 47-48; 4, 34].

Двойные (Западные) ворота Хульды и лестничный марш перед ними

Двойные ворота располагались в 101 м восточнее юго-западного угла Южной стены. Во период Второго Храма они являлись одними из главных ворот Южной стены Храма. Одна часть ворот использовалась для входа, а другая — для выхода (Миддот. 1:3; 2:2). Каждый вход в воротах имел ширину 5,5 м и высоту 11 м. Ворота разделялись центральной опорной стеной шириной 1,9 м. В 1976 г. пространство за Двойными воротами было частично раскопано с целью укрепления фундамента мечети Аль-Акса. За воротами был обнаружен древний туннель. Часть древнего туннеля разделена на четыре пролета отделенными друг от друга отлогими арками, отходящими от монолитных колонн с капителями, поддерживающими четыре вырезанных в камне идентичных купола Иродианского периода с круглой основой, украшенных резным великолепным орнаментом, выполненным в камне — самый ранний образец пологих сферических куполов с непрерывными сферическими треугольными парусами [1: 71-74; 3, 50; 4: 35-36]. Купола производили сильное впечатление на паломников, поднимавшихся на Храмовую Гору через Двойные ворота. Возможно, другое их название — Красные двери, упомянутые в Деяниях Апостолов, когда Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого (Деян. 3:2) [1, 74].

Большая часть западных ворот Хульды теперь сокрыта средневековым зданием (Башней крестоносцев), смежным с мечетью Аль-Акса. Сегодня видима только правая четверть Двойных ворот [3, 35] с украшенной орнаментом притолокой и частью резного дверного косяка, относящихся к периоду правления династии Омейядов, когда проход под Двойными Воротами служил главным входом на территорию Храмовой Горы. Над притолокой можно увидеть часть первоначального архитрава Иродианских времен, уцелевшего при разрушении римлянами, обрамленного сверху опорной разгрузочной аркой, тоже явно иродианского происхождения. Верх этой арки находится на одном уровне с Храмовой платформой. Выше архитрава можно заметить другой декоративный карниз также Омейядского периода. После землетрясения 1033 г. Фатимиды блокировали восточную половину Двойных ворот, оставив открытой западную половину [3: 50, 104-105].

Перед Двойными воротами был отрыт широкий лестничный пролет. Тридцать ступеней, частично высеченных в естественной горной породе, частично сделанных из больших каменных плит. Ступени чередовались с лестничными пролетами, подстраиваясь под наклон горы. 3 самых низких и 3 самых высоких участков лестницы являлись узкими, в то время как остальные 24 ступени лестницы между ними представляют собой чередование широких (90 см) и узких (30 см) участков. Это обеспечивало неторопливый подъем паломников к святому месту. В настоящее время общая ширина откопанной лестницы равна 32 м, что составляет только половину от первоначальной ее ширины. Большинство ступеней сломаны, а другие сохранились лучше, так как были непосредственно вырезаны в скале. Их остатки весьма ясно различимы на восстановленных ступенях, которые облицованы грубыми плитами из белого известняка [4, 34]. Подобная же лестница вела и к Восточным Тройным воротам.

В основании лестницы находится вход в систему водоотводных каналов. Некоторые из них имеют в длину 80 м. Во период Второго Храма по этим каналам в специальные ритуальные ванны у основания восточных Тройных ворот Хульды стекала лишняя дождевая вода с Храмовой Горы. По этим же каналам теперь можно попасть непосредственно к самим восточным воротам Хульды [4, 36].

Пространство между Двойными и Тройными воротами

Между южными воротами виден «Великий» или «Большой» ряд кладки прямо над иродианской улицей, связывающей эти ворота. Этот ряд — единственный, уцелевший в этом районе, вероятно, из-за больших размеров камней, высота каждого из которых составляет, как минимум, 1,82-1,94 м. Этот ряд продолжается в восточном направлении. Он присутствует в юго-восточном углу Храмовой Горы и заканчивается в 7,60 м севернее этого угла [1: 74-74].

Между ступенями, ведущими к Двойным и Тройным воротам, археологи нашли руины двух зданий, вероятно, имеющих какое-то общественное значение. Внутри них были обнаружены многочисленные комнаты. Функция большого здания доподлинно не известна. Возможно, это одно из трех зданий суда, существовавших в Иродианскую эпоху, либо здание для заседаний старейшин Синедриона рядом со входом на Храмовую Гору (см. Мишна. Синедрион. 11:2). Второе здание, возможно, было сторожкой у входа в Храмовый комплекс [3, 57-58].

Тройные (Восточные) ворота Хульды и лестничный марш перед ними

Тройные ворота шириной 14, 5 м в восточной части Южной стены Храмовой Горы, также как и Двойные ворота, служили Южным входом на Храмовую платформу. От первоначальных ворот Иродианской эпохи уцелели лишь часть порога и часть западного (левого) дверного косяка (самый нижний камень) [4, 36]. Сзади фасада ворот находился туннель, который по пандусу вел во двор Храмовой Горы, напрямую связанный с подземными сводчатыми конструкциями, в настоящее время представленными так называемыми Соломоновыми конюшнями. После римского разрушения ворота оставались заложенными каменной кладкой до момента их реконструкции в Омеядский период. Около ворот можно видеть часть мощеной улицы, которая проходила вдоль Южной стены. Интересно, что к Тройным воротам вела монументальная лестница, частично вырезанная в скале, частично достроенная, подобно лестнице перед Двойными воротами, но значительно уже. Она, очевидно, использовалась священниками для быстрого восхождения на Храмовую платформу к Царскому портику, где была расположена «комната из обтесанных камней», в которой заседал Синедрион (см. Мишна. Синедрион. 11:2). [1: 79-81].

Ритуальные бассейны

К югу от ворот, под лестницей, были найдены две смежные вырезанные в скале сводчатые оштукатуренные залы — ритуальные бассейны (евр. «miqva'ot», см. Мишна. Келим. 1:8-9). Общая их длина — 14,7 м, что эквивалентно общей ширине Тройных ворот. Бассейн имеет один лестничный ход с низким парапетом в центре, который отделял людей, которые ритуально очистились в купальне, от тех, которые только спускались для ритуального очищения [3: 57, 61; 4: 13, 36-37, 41, 146]. Вода к миквам подавалась по каналам, обнаруженным у основания Двойных ворот Хульды [3, 49].

Римский период (70-324 гг. по Р. Х.)

В 130 г. по Р.Х. император Адриан (117-138 гг. по Р. Х.) основал на руинах Иерусалима языческий город и назвал его Элия Капитолина (Aelia Capitolina): Aelia — непосредственно в честь Императора (Publius Aelius Hadrianus) и Capitolina — в честь трех Капитолийских богов — Юпитера, Юноны и Минервы. Город был разделен на два сектора: городскую гражданскую область на севере и на южную, где размещался Десятый римский легион. Часть римского легиона контролировала также Храмовую Гору, где был воздвигнут храм в честь Юпитера. Входом в Храм служили Двойные ворота и пролом, который образовался в западной части Южной стены, или ворота Баркли на западе [3, 69].

Камень с перевернутой латинской надписью

Во время реконструкции фасада Двойных ворот в Омейядский период в кладке стены рядом с верхней восточной частью ворот был положен камень с перевернутой латинской надписью. В надписи упомянут римский император Антонин Пий (138-161 гг. по Р. Х.). Видимо, камень был взят из постамента статуи императора, которая стояла на Храмовой Горе в период его правления [3, 50-51, 105 ].

Скорее всего, надпись читалась так:

[Imp(eratori) Caes(ari)] tito Ael(io) Hadriano
Antonino Aug(usto) Pio
p(atri) p(atriae) pontif(ici) augur(i) d(ecreto) d(ecurionum)
[3, 69].

Пекарни

Около арки Робинсона были найдены четыре комнаты, представляющие собой пекарни Десятого легиона, каждая размером 4,5 x 4,5 м. Здание было построено на руинах большого лестничного марша, который вел к Царскому портику в Иродианский период. В пекарне была найдена глиняная прямоугольная печать с надписью «prim…» (сокращение латинского слова «primus»), использовавшаяся для того, чтобы отмечать самый качественный хлеб [3, 70].

Византийский период (324-638 гг. по Р.Х.)

В итоге восстания Бар Кохбы в 132-135 гг. евреям был запрещен вход в город. В конце III ст. по Р.Х. Десятый римский Легион был перемещен в Эйлат. Постепенно снижался статус Aelia Capitolina. Только в 324 г. при императоре Константине Великом (306-337 гг. по Р. Х.), при котором христианство стало официальным вероисповеданием Византийской империи, Иерусалиму, как городу, связанному с жизнью Господа Иисуса Христа, был присвоен особый статус [3: 63-64, 75].

Император Юлиан Отступник (361-363 гг. по Р. Х.), племянник Константина, попытался восстановить превосходство римской языческой религии. Он предоставил религиозную свободу всей империи. В результате запрет на вход евреев в Иерусалим был снят, и в 362 г. Юлиан позволил им восстанавливать разрушенный Храм. Но надежды евреев на восстановление Храма не оправдались, так как в 363 по Р.Х. император умер.

В IV-V вв. по Р.Х., особенно при императрице Евдокии, жене императора Феодосия II (408-450 гг. по Р. Х.), в Иерусалиме происходит консолидация христианского сообщества и бурное строительство церквей, монастырей, общественных зданий. В Иерусалим прибывало множество паломников, некоторые из которых оставались и становились жителями города.

В этот период в северной области Ophel у подножия Южной стены был построен жилой квартал с большим количеством двухэтажных общественных зданий. Большинство этих зданий, построенных из камня, состояло из нескольких комнат вокруг частично накрытого крышей, сделанной из жердей и ветвей, внутреннего двора. На первом этаже размешались кухни и подсобные помещения, а также различные мастерские. Некоторые здания не имели окон на первом этаже. Скорее всего, они использовались как складские помещения. Окна размещались в верхней части стен [4, 147]. Здания были оштукатурены внутри и снаружи, причем в некоторых местах исследователи обнаружили трехслойную штукатурку с рельефным изображением треугольной формы [3,79], и украшены мозаичными полами с элементами черно-красного цвета на белом фоне. В одном из таких зданий на полу была найдена мозаичная плита с приветствием: «Удача тем, кто живет здесь» [3: 79-80; 4: 32-33]. Среди зданий были узкие улицы со многими лестничными маршами [3: 77-78].

Приют для паломников

Большая общественная двухэтажная постройка (24 x 25 м) была найдена в восточном конце окрестностей Ophel, рядом с городской стеной. Первый этаж структуры содержит приблизительно тридцать очень хорошо сохранившихся комнат с элементами мозаичного декора. Хорошо сохранилась лестница, по которой можно было попасть на второй этаж, несколько комнат которого заметны в западной части здания. У сооружения было по крайней мере три входа с главной лестничной площадкой на северо-востоке. На стене около входа одной из комнат сохранился рисунок креста, вписанного в круг. Судя по плану, данная постройка служила приютом для многочисленных паломников, посещающих Иерусалим в Византийский период [3, 88].

При Евдокии, в середине V ст. по Р.Х., была заново отстроена южная городская стена, вместо более ранней, которая с 70 г. по Р.Х. оставалась в руинах [3, 75]. Руины стены примыкают к юго — восточному углу Храмовой Горы. Здесь ее высота составляла 16, 5 м, а ширина 3 м. Далее стена шла на юго — запад на 250 м вдоль восточного склона холма Града Давидова. Стена была сначала изучена Уорреном в 1867-1870 гг. Уоррен доказал, что курс стены следовал древней линией городской стены Первого Храмового периода [3, 88, 90]. Квадратные башни (7, 5 x 7, 5 м), выступая с обеих сторон, включались в стену на неравных интервалах друг от друга [3, 89-90, 91].

В VI в. по Р.Х., при императоре Юстиниане I (527-565 по Р. Х.), Иерусалим достиг апогея своего расцвета. [3, 76].

Т. о., на протяжении практически всего Византийского периода Храмовая гора оставалась в руинах, а впоследствии, согласно некоторым источникам, была даже превращена в городскую свалку [3, 63-64, 75].

В 614 г. персы завоевали Иерусалим. Городские стены были разрушены. Многочисленные церкви и монастыри были сожжены до основания. Персы господствовали в Иерусалиме в течение 15 лет, после которых город еще на 8 лет вернулся под контроль Византии вплоть до Мусульманского завоевания в 638 г. по Р.Х. [3, 63-64, 77].

Доомейядский, омейядский и аббасидский периоды (638-969 гг. по Р.Х.)

Доомейядский период (638-661 гг. по Р.Х.)

В 638 г. мусульманский Халиф Амар ибн аль-Каттаб (634-644 гг.) завоевал Иерусалим. Он приказал очистить Храмовую гору от мусора и построить маленькую мечеть, вероятно, в южной части горы, где теперь стоит мечеть Аль-Aкса. Халиф Амар разрешил 70-ти еврейским семьям из Тиверии обосноваться рядом со стенами Храма.

Рядом с юго-западным углом Храмовой Горы были найдены руины самой ранней синагоги, построенной в еврейском квартале во время господства Халифа Омара. Строение представляло собой типичное византийское двухэтажное здание с центральным внутренним двором [3, 94]. В северо-западной части второго этажа была большая молельная комната размером 5,15 x 6,50 м. Принимая во внимание, что вход на первый этаж здания был с восточной стороны, доступ к большой комнате на втором этаже был непосредственно с улицы (с северной стороны). В южной стене большой комнаты была ниша. На восточной стороне ниши было изображение семисвечника с семью ветвями. Другое изображение меноры с семью ветвями было найдено на камне в руинах комнаты, которая была с другой стороны ниши. В ходе раскопок был найден каменный архитрав северной лестничной площадки комнаты. В центре архитрава, между двумя изображениями меноры, было найдено изображение греческого креста. По всей вероятности, когда здание переоборудовалось под синагогу, византийское художественное изображение креста было заштукатурено, а изображения меноры с семью ветвями были нарисованы по нему. Синагога существовала в течение более 60-ти лет вплоть до омейядского периода [3, 94, 96].

Омейядский период (661-750 гг. по Р.Х.)

При Халифе Му-авии (661-680 по Р.- Х.), правителе Сирии, начинается новый период господства Омейядской династии (661-750 по Р.Х.). В этот период основные строительные работы на Храмовой горе были произведены в конце VII - нач. VIII вв. по Р.Х. По инициативе Халифов Абдал-Малика (685-705 гг. по Р.Х.) и Аль-Валида (705-715 гг. по Р.Х.) была построена мечеть Омара («Купол Скалы») на том месте, где, согласно мусульманской традиции, Абрахам (т.е. Авраам) связывал своего сына для жертвоприношения Аллаху и с которого пророк Мухаммед вознесся на небо. Главная мечеть города — мечеть Аль-Акса, также построенная в этот период, к югу от мечети «Купола скалы», была и все еще остается главным храмом мусульман Иерусалима. Эта мечеть идентифицирована в мусульманской традиции как «самая дальняя мечеть». Она упоминается в Коране как конечное место назначения (араб. «aqsa») ночной поездки пророка Мухаммеда из Мекки (Сура 17:1). За период правления Омейядских халифов (661-750 гг. по Р.Х.) были восстановлены внешние опорные стены Храмовой горы, однако вся внутренняя территория Храма и его ближайшие окрестности (особенно южная часть Храмовой горы и пределы вокруг ее юго-западного угла) были использованы для возведения мусульманского религиозно-политического комплекса [3, 93-94; 4: 144-145].

В период правления халифа аль-Валида, у основания Южной стены и в южной части Западной стены был построен дворцовый комплекс халифов. До его сооружения была восстановлена западная часть Южной стены. Комплекс дворца Халифов включал четыре больших структуры, построенные вокруг мечети Аль-Акса [3, 97]. Архитектурные планы этих зданий сходны и включают открытый внутренний двор окруженный портиками и/или длинными комнатами. Большинство камней для строительства омейядского комплекса — камни былых иродианских и византийских зданий. Среди руин были найдены фрагменты фресок, которые украшали стены структур. Это — доказательства заключительной фазы их строительства. Между южными и западными стенами и комплексом дворца халифов были проложены улицы шириной 4,30 м [3, 98, 104].

Наибольшим зданием комплекса является сам дворец халифов. Внешние стены здания на востоке и юге, как полагают, были построены вдоль курса стен лагеря Десятого римского легиона. Дворец был построен в основном из больших тесаных камней иродианского периода. Область, мощеная большими прямоугольными плитами известняка под северным крылом дворца, — ни что иное, как остатки площади времен Второго Храма, граничащей с улицей вдоль южной стены Храмовой горы [4, 28]. Здание имело почти квадратную форму (84 x 96 м) с внешними стенами толщиной 3 м. У здания было два этажа с тремя входами на первом этаже. Одна лестничная площадка, 4 м шириной, была расположена в середине восточной стены, с параллельным ходом в западной стене. Эти ходы соединили дворец с его вспомогательными зданиями. Восточный вход был заблокирован в ходе строительства новой городской стены в период Фатимидов, и был вновь отреставрирован во время раскопок, в форме двух маленьких ворот, названых впоследствии воротами Мазара [3, 101]. Все комнаты дворца, 4 м и 8 м шириной, построены продольно и ограничены его внешними стенами [3, 102]. Вдоль комнат 4 м ширины находились пары арочных быков, на которых базировались арки, поддерживающие потолки. Вдоль центра комнат 8 м ширины для поддержания этих арок были сооружены колонны. Сточные каналы и системы дренажа дождевой воды были построены ниже этажей здания [3, 104; 4, 26-27]. Третий вход, 2,5 метра шириной, был расположен в середине северной стены. Доступ к этому ходу был через лестничный марш с улицы, располагавшейся между Южной опорной стеной Храмовой горы и внешней южной стеной дворца [3, 101]. Улица располагалась выше фундамента дворца и шла в восточном направлении к Двойным воротам, через которые можно было пройти к внутреннему двору Храмовой платформы. В северной части крыши дворца непосредственно к Южной стене Храмовой Горы, к которой примыкала мечеть Аль-Акса, был сооружен мост. Остатки северного конца моста видны на Южной стене Храмовой Горы напротив северной лестничной площадки дворца [3, 102]. На восток от этой площади находятся руины основания лестничного марша, который обеспечивал доступ между этажами дворца. Вероятно, лестничный марш вел на крышу дворца. С крыши дворца посредством другого лестничного марша можно было попасть на Храмовую платформу, к мечетям Аль-Акса и Омара («Купол Скалы») [4, 28]. Комплекс был разрушен землетрясением в 749 г. по Р.Х. После землетрясения, согласно указу правителей династии Аббасидов, общественное строительство в Иерусалиме было прекращено [3, 98]. Дворцовый комплекс не был восстановлен. Часть его территории использовалась как кладбище. В XI в. по Р. Х., когда Фатимиды сооружали новую южную городскую стену, руины дворцового комплекса Омейядов стали безграничным источником строительного материала [3, 99].

Аббасидский период (750-969 гг. по Р. Х.)

В 750 г по Р.Х. на смену Омейядской династии пришла династия дома Аббаса. Столица империи была перемещена из Дамаска в Багдад. Из-за значительной отдаленности от столицы Иерусалим постепенно терял свой политический статус [3, 94].

Период Фатимидов (969-1099 гг. по Р. Х.), период крестоносцев (1099-1187 гг. по Р. Х.),
аяябидский период (1187-1250 гг. по Р. Х.) и период Мамлюков (1250-1516 гг. по Р. Х.).

Период Фатимидов (969-1099 гг. по Р. Х.)

В 969 г. город был завоеван халифом аль-Му'ицц Ма'адом (969-975 гг. по Р.Х.), основателем династии Фатимидов (104). В 1033 г. сильное землетрясение разрушило городские стены Иерусалима. Халиф T'хир Aли Фатимид (1021-1036 гг. по Р.Х.) восстановил разрушенные городские стены и уменьшил их протяженность на юге. Их реконструкция продолжалась в течение 30 лет (1034-1064 гг. по Р. Х.). В 1073 г. по Р.Х. Иерусалим был завоеван турками-сельджуками [3, 109-110].

Период крестоносцев (1099-1187 гг. по Р.Х.)

Крестоносцы завоевали Иерусалим в 1099 г. Город стал столицей независимого Королевства Иерусалим. Этот период характеризуется интенсивным строительством, прежде всего — сооружений религиозного предназначения. В 1118 г. по Р.Х. в Иерусалиме основан орден Тамплиеров. Его штабом стало перестроенное здание мечети Аль-Акса (получившее название Templum Solomonis). Мечеть Омара была переоборудована в церковь, стала называться Templum Domini и связываться с тем местом на храмовой горе, где, согласно Лк. 2:22-24, был произведен ритуальный выкуп первенца Иисуса [3, 109].

Аяябидский период (1187-1250 гг. по Р.Х.)

В 1187 г. по Р.Х. армия Саладина (1174-1193 гг. по Р.Х. ) победила Крестоносцев и завоевала Иерусалим. Королевство Иерусалим прекратило свое существование. Церкви на Храмовой Горе вновь были обращены в мечети. Из-за угрозы Третьего Крестового похода во главе с Ричардом Львиное Сердце (1189-1192 гг. по Р.Х. ), Салах ад-Дин (Саладин) начал ремонт и укрепление городских стен (109). В 1219 г. по Р.Х. халиф Аяябид аль-Maлик аль-Mу'aццaм Иса (1198-1227 гг.), опасаясь крестоносцев, разрушил стены Иерусалима, чтобы европеейские воины не смогли использовать эти укрепления в случае завоевания города [3, 110].

Период Мамлюков (1250-1516 гг. по Р. Х.)

Период Мамлюков начался в Египте, с падением династии Аяябидов в 1250 г. по Р.Х. Большинство христианского населения Иерусалима было выслано, и население снова стало главным образом мусульманским. В этот период в Иерусалиме наблюдается бурное строительство религиозных учреждений и других общественных структур. С увеличением населения и расширением строительных работ при Мамлюках в области на юге Храмовой горы было построено большое число жилых зданий. В ходе раскопок большинство структур этого периода было удалено, чтобы исследовать более древние сооружения под ними. При Мамлюках была восстановлена Стена Плача [3, 110].

Башня крестоносцев

Башня крестоносцев — это массивная конструкция, которая примыкает к южной стене Храмовой горы и южному концу мечети Аль-Акса. На западе и на юге к ней примыкают руины омейядского дворца, на востоке — ворота Хульды и монументальная лестница. В настоящий момент структура включает архитектурные элементы различных периодов — Фатимидов, крестоносцев, Мамлюков и Оттоманов. В основе структуры находится башня Фатимидов, расширенная тамплиерами. Возможно, эта структура охраняла вход к восточной части Двойных ворот, через которые было все еще возможно было получить доступ к подземному проходу ниже мечети Аль-Акса (Templum Solomonis), который вел на платформу Храмовой Горы. Западная и восточная сторона башни имела два входа. Предполагается, что входы на восточных и западных сторонах башни были построены для того, чтобы облегчить движение лошадей из «Соломоновых» конюшен, расположенных в подземных залах в юго-восточном углу Храмовой горы [3, 113; 4, 15].

Оттоманский период (1516-1917 гг. по Р. Х.)

В конце 1516 г. по Р.Х. оттоманский султан Селим I (1512-1520 г. по Р. Х.) привел свою армию к Иерусалиму и взял город без сражения. Сын Селима I, Сулейман Великолепный (1520-1566 гг. по Р.Х.) — воплощение золотого века Османской империи. Во время его правления в Иерусалиме были проведены грандиозные строительные работы. Строительство началось с реконструкции водной системы и достигло своего пика с восстановлением городских стен между 1536-1541 гг. по Р.Х. В эпоху Оттоманского владычества доступ на Храмовую гору для евреев и не-мусульман был запрещен. После Сулеймана Великолепного Османская империя начала уменьшаться, и строительные работы уменьшились, пока вовсе не прекратились, чтобы быть возобновленными только в XIX столетии [3, 115].

Список использованной литературы
  1. Гольцев Д., прот. Реконструкция ветхозаветного Храма Иерусалимского в современных археологических исследованиях: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. СПб., 1999. 260 с.
  2. Bahat D. The Western Wall Tunnels // Touching the Stones of Our Heritage. Tell Aviv: Ayin Resh, 2002.
  3. Mazar E. The Complete Guide to the Temple Mount Excavations / Shoham Academic Research and Publication. Jerusalem: The Old City Press. 2002.
  4. Reich R., Avni G., Winter T. The Jerusalem Archaeological Park. Israel Antiquities Authority. Jerusalem, 1999.
Текст: В. Лозовский
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Вид на Храмовую гору с юго-запада. По центру — мечеть Купол скалы (с золотым куполом), справа — мечеть Аль-Акса (с серым куполом) Вид на Храмовую гору с юго-запада. Современная автомобильная асфальтовая дорога проходит над долиной Терапион Видео: Вид на Храмовую гору с юго-запада. На заднем плане видна Елеонская гора и колокольня Вознесенского монастыря ("Русская свеча") Вид на Храмовую гору с юго-запада Юго-западный угол Храмовой горы
Вид на южную часть Храмовой горы; вдали виднеется Елеонская гора Видео: Юго-западный угол Храмовой горы Юго-западный угол, западная стена. По центру — остатки арки Робинсона Юго-западный угол, западная стена. По центру — остатки арки Робинсона Остатки арки Робинсона
Остатки арки Робинсона Вид на главную улицу Иерусалима иродианских времен, проходившую вдоль западной стены Храмовой горы (справа виден юго-западный угол Храмовой горы) На переднем плане — развалины дворца Омейядских царей (построен в кон. VII-нач. VIII вв. по Р.Х.). Западная стена дворца омейядинов была построена в кон. VII-нач. VIII в. из огромных иродианских камней, взятых из руин стен Храмовой горы Иродианская улица и развалины дворца Омейядских царей Иродианская улица
Развалины дворца Омейядских царей На переднем плане — развалины дворца Омейядских царей; на заднем плане (правее мечети Аль-Акса) к южной стене вплотную примыкает высокое сооружение, построенное в средневековье, первоначальный план и предназначение которого неизвестны. В эпоху крестоносцев там, вероятно, находились ворота, ведующие на Храмовую гору Вид с юга на юго-западный угол Храмовой горы Вид с юга на юго-западный угол Храмовой горы. Хорошо видны разные типы кладки Сооружение рядом с мечетью Аль-Акса: вид с юго-запада
Сооружение рядом с мечетью Аль-Акса Сооружение рядом с мечетью Аль-Акса Сооружение рядом с мечетью Аль-Акса: вид с востока Видео: Сооружение рядом с мечетью Аль-Акса: вид с востока Камень в кладке указанного сооружения
Центральная часть южной стены. Слева видна стена средневекового строения, примыкающего вплотную к южной стене Храмовой горе. В углу видны заложенные камнем и частично закрытые средневековым строением двойные (западные) ворота — так называемые ворота пророчицы Хульды, служившие входом на Храмовую гору в иродианский период (существуют еще тройные ворота, расположенные далее к востоку на южной стене, также заложенные; на данной фотографии не видны) Центральная часть южной стены Видео: Центральная и восточная части южной стены Двойные ворота пророчицы Хульды и монументальные ступени иродианского периода Ворота пророчицы Хульды
Двойные ворота пророчицы Хульды Двойные ворота пророчицы Хульды Фасад западных ворот пророчицы Хульды был разрушен римлянами и восстановлен в раннемусульманский период (вывод об этом можно сделать, судя по перекладине и косяку ворот, украшеных орнаментами на мотивы цветов и геометрических фигур) По центру фотографии — камень в кладке с перевернутой римской надписью в честь императора Адриана (II в по Р.Х.). Т.о. камень был использован повторно при восстановлении данного участка кладки южной стены, вероятно, строителями, не знавшими латыни У основания ворот пророчицы Хульды виден выход скальной породы; также на фоне фигуры студента СПбПДА хорошо видны масштабы камня иродианской кладки
Ворота пророчицы Хульды Южная стена Южная стена. Протоиерей Димитрий Гольцев показывает уровень, разделяющий кладку иродианского периода от позднейшей Южная стена. Протоиерей Димитрий Гольцев показывает уровень, разделяющий кладку иродианского периода от позднейшей Видео: Ворота пророчицы Хульды и южная стена
Вид на восток от ворот пророчицы Хульды; прямо вдали видна Елеонская гора, правее — долина Кедрон Частично реконструированные монументальные ступени иродианского периода, ведущие к двойным воротам пророчицы Хульды. Почти наверняка по ним ступали Господь Иисус Христос и апостолы Частично реконструированные монументальные ступени иродианского периода Частично реконструированные монументальные ступени иродианского периода Южнее ворот пророчицы Хульды и далее на восток находятся развалины общественного здания периода Омейядов
Видео: Развалины общественного здания периода Омейядов Иродианская улица Видео: Иродианская улица и развалины дворца Омейядских царей Иродианская улица Иродианская улица, западная стена и выступ арки Робинсона. Слева видно основание арки Робинсона, в котором находились магазины. Рядом со входом в один из них было найдено более 200 бронзовых монет периода Первого антиримского восстания (66-70 г. по Р.Х.)
Выступ арки Робинсона Иродианская улица. Слева внизу — камень из косяка ворот, ведших на Храмовую гору и располагавшихся непосредственно над аркой Робинсона. Справа внизу — трубный камень Видео: Иродианская улица, камень из косяка, трубный камень Камень из косяка ворот, ведших на Храмовую гору и располагавшихся непосредственно над аркой Робинсона Камень из косяка ворот
 Трубный камень (копия; оригинал находится в израильском музее). Один из камней, упавших на мощеную иродианскую улицу во время разрушения римлянами Иерусалима, содержал надпись: "К трубному месту для..." [провозглашения]. Камень, вероятно, указывал место, на котором священники, служившие на Храмовой горе в период Второго храма, должны были стоять, трубя в трубу и сигнализиря наступление или окончание святого дня субботы. Камень находился изначально на юго-западном углу карниза Храмовой горы Надпись на трубном камне Протоиерей Димитрий Гольцев показывает, как трубили возле трубного камня Трубный камень Трубный камень
Трубный камень Видео: Трубный камень Иродианская улица Иродианская улица. Слева — основание арки Робинсона Основание арки Робинсона
Иродианская улица Остатки арки Робинсона Видео: Арка Робинсона и иродианская улица Арка Робинсона Видео: Арка Робинсона
Арка Робинсона Арка Робинсона Миква периода позднего Второго храма Миква периода позднего Второго храма


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.