ТУННЕЛИ У ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ ХРАМОВОЙ ГОРЫ

Камни «великой кладки», иродианская улица и хасмонейский акведук


В 67/63 гг. до Р.Х. евреи разрушил мост, чтобы блокировать доступ римской армии к Храмовой горе. Когда мусульмане завоевали Иерусалим в 638 г. по Р.Х., они восстановили поврежденный мост [2, 56-57, 59]. На старом фундаменте иродианского разрушенного моста они соорудили два параллельных узких моста [2, 66]. Мост был окончательно разрушен после второго изгнания крестоносцев из Иерусалима в 1244 г. по Р.Х. С целью максимального соединения Храмовой горы с остальной частью города, по приказу мусульманского правительства пространство между Тиропеонской долиной и Западной стеной было застроено сводами, арками, некоторые места были просто завалены мусором. Эти сооружения скрыли естественно существующее пространство между Тиропеонской долиной и Храмовой Горой и большую часть Западной стены. Выше сводов были построены общественные здания [2, 60-61]. Когда своды и здания были построены, строители открыли новые ворота в Западной стене выше арки Уилсона. Эти новые ворота были построены на том же уровне, что Храмовая гора и город. Все ниже этого нового верхнего уровня было скрыто на века… Мусульмане продолжали строить в Иерусалиме в течение сотен лет [2, 62]. Этим они достигли своей цели: соединение Храмовой горы и города по существу в одну топографическую единицу [2, 60-63]. Раскопки в Северной части Западной стены начались только в XIX столетии по Р.Х. Британские исследователи Чарльз Уилсон в 1864 г. и Чарльз Уоррен в 1867-1870 гг. исследовали северное расширение Молитвенной площади и открыли ряд структур, назначения которых они не понимали. Позже, в 1968 г., по инициативе Министерства религиозных дел начались раскопки по всей длине Западной стены. Молитвенная площадь была понижена на два уровня каменной кладки. На этом уровне был вырыт туннель вдоль Западной стены к северу от Молитвенной площади и сооружены проходы к арке Уилсона [2, 28-29]. Первая стадия раскопок была окончена в 1985 г. Было раскрыто 3-5 рядов каменной кладки по всей длине Западной стены. Во время раскопок в северном конце Западной стены был открыт Хасмонейский акведук. В настоящее время это последняя секция туннелей Западной стены [2, 30].

Вход в Западные туннели начинается в сводчатом проходе, смежном с верхним северным краем Молитвенной площади у Стены Плача. Проход сооружен в XIV столетии по Р. Х. Позднее этот проход получил название «Тайного хода» царя Давида (см. 3~Цар. 10:5; 2~Пар. 9:4, 10-11). Вдоль северного края «Тайного хода» размещен ряд сводов [2, 49]. Эти своды были сооружены на вершине остатков иродианского моста арки Уилсона, связывавшего некогда верхний город с Храмовой горой [2, 54].

Иродианский зал

Под мостом было раскрыто множество внушительных сооружений, датирующихся Вторым Храмовым периодом. Среди них — Иродианский зал, находящийся на уровень ниже конечного пункта «Тайного хода» [2, 65]. Этот зал — конечный пункт восточных сводов, построенных мусульманами (по всей вероятности, имеются своды, скрытые ниже уровня пола Иродианского зала). Все камни в Иродианском зале были высечены в типичном Иродианском стиле. На высоте приблизительно 1 м от уровня пола стену комнаты окружал декоративный карниз. Выше его помещались пилястры, украшенные коринфскими капителями. Вдоль южной стены Иродианского зала были найдены два хода, которые вели в две комнаты. Вход в одну из комнат был заложен из соображений безопасности. Среди находок, обнаруженных в этих комнатах, были камни баллист. Они идентичны таким же камням, обнаруженным на участках Большого Антиримского восстания Гамлы и Масады. Очевидно, что события восстания происходили около Иродианского зала [2, 73]. На севере Иродианского зала была найдена комната с рядом ступеней — остатками Иродианской улицы [2, 71]. Зал подвергался многочисленным изменениям и перестройкам. Так, когда мусульмане построили свой мост, они взломали первоначальный потолок, соорудив впоследствии новый сводчатый. В Поздневизантийский или Раннемусульманский периоды это помещение использовалось как плавильня [2, 69]. В этот же период в центре зала была сооружена колонна для поддержания свода хранилища, покрывающего зал [2, 70-71].

К северу от Иродианского зала находится самое большое помещение системы Западных туннелей с четырьмя проходами. Этот проход первоначально использовался как водная цистерна для верхних сооружений, о чем свидетельствуют следы штукатурки в верхней части зала. В мусульманский период этот зал использовался как медресе [2, 76].

Камни «великой кладки»

Восточный проход примыкает к Западной стене. В нижней части открытого участка находятся четыре самых больших иродианских камня т. н. «великой кладки». Первый камень на юге является наибольшим. Его длина — 13,6 м, ширина — приблизительно 3,5-4, 5 м и высота — приблизительно 3,5 м. Его вес — 570 метрических тонн (приблизительно 628 т). Длина второго камня составляет 2,14 м, третьего — 12,05 м, четвертого — 8 м [2, 90]. Очевидно, что такие большие камни изредка добывали в каменоломне в силу особенностей скальной породы. Карьер, из которого были добыты эти камни, был найден в самом конечном северном пункте западных туннелей. Уровень карьера немного выше уровня самой кладки, что позволяло просто спускать камни по уклону к месту их назначения [2: 90, 124]. По всей вероятности, эти камни стабилизировали нижнюю каменную кладку Западной стены, усиливая ее сопротивление землетрясениям, а также служили силой противодействия мощному давлению наполнителя в основании платформы Храмовой горы. «Великая кладка» не окружала Храмовую гору и даже не шла по всей длине Западной стены. Скорее всего, она была фрагментарно помещена только в тех секциях, которые инженеры сочли уязвимыми или топографически неустойчивыми [2, 88]. В иродианский период эти камни находились на одном уровне с узкой улицей, расположенной над торговыми лавками вдоль Западной стены. Расположение этих камней на уровне улицы, скорее всего, было вызвано желанием Ирода поразить воображение пешеходов, идущих вдоль них [1, 56]. Верхняя и средняя части кладки Западной стены пострадали при разрушении Храма римскими солдатами в 70 г. по Р. Х., но эти огромные камни они были бессильны сдвинуть, повредив только верхнюю часть «великой кладки» [2, 90].

В византийский период в этой области Западной стены был сооружен акведук. Верхняя часть камней была разрушена еще больше [2, 90]. Для того, чтобы вода не просачивалась, каменную кладку необходимо было оштукатурить. Но гладкая поверхность камней не позволяла этого сделать. Тогда в камнях были сделаны прямоугольные бреши, куда вбивались каменные клинья, удерживающие толстый слой штукатурки [2, 88-89].

В VIII в. по Р.Х. мусульмане восстановили разрушенную верхнюю часть «великой кладки», а также первоначальную Западную стену в первоначальную высоту, используя меньшие по размеру камни. Из-за многочисленных землетрясений верхняя часть стены неоднократно повреждалась и каждый раз восстанавливалась камнями, менее красивыми и величественными [2, 85, 88].

В западном проходе находится стендовый зал с моделью Храмовой горы.

Ворота Уоррена

Ворота Уоррена — одни из четырех западных ворот Второго Храмового периода — располагались в 233 м к северу от юго-западной части Западной стены. Они являлись вторыми воротами, через которые, как и через ворота Баркли, можно было непосредственно проникнуть на Храмовую Гору с улицы. Ширина прохода — 5,5 м (такая же, как у ворот Баркли). Длина ворот Уоррена — 25,6 м, высота — 10,5 м [1, 56-57]. Первоначально эти ворота были построены с архитравом, сделанным из одного большого камня, но после землетрясения 1033 г. по Р. Х. ворота были восстановлены с аркой [2, 94]. Архитектурный стиль арки напоминает Двойные и Тройные ворота в Южной стене, которые также были восстановлены в этот период [2, 95]. Косяк ворот справа был сформирован частью основной каменной кладки и оставался неповрежденным, тогда как левый косяк был восстановлен заново [2, 94]. Ворота располагались близко к оси Святого Святых. Их проход являлся главной синагогой в Раннемусульманский период. Поскольку они располагались под Храмовой Горой, их назвали «Me'ara» (евр. «Пещера»). Эти ворота были центром еврейской жизни в Иерусалиме в течение многих столетий, пока сами ворота не были заложены Крестоносцами в 1099 г., превратившими внутренний проход в водный резервуар [2: 93, 95, 99]. В 1864 г. британский археолог Чарльз Уилсон обнаружил ворота. Позже он назвал их в честь своего коллеги Чарльза Уоррена [2, 93-94].

К северу от ворот Уоррена Западная стена близко подступает к участку Святого Святых (евр. «Kodesh ha Kodashim»). Здесь находится помещение, известное как «Напротив Святого Святых» или «Напротив камня мироздания», с которого, согласно Талмудической традиции, началось творение мира [2, 20, 26, 100].

Узкий туннель и его шахты

В северо-восточном углу туннели значительно сжимаются и становятся длинными и узкими. По всей длине этого участка Западная стена формирует восточную стену туннеля. Потолок туннеля и стены укреплен металлическими опорами. Не все камни кладки первоначально иродианские камни. Некоторые из них были добавлены после землетрясения 1033 г. по Р. Х. [2, 108].

Рядом с Западной стеной была проложена древняя улица, датирующаяся Иродианским периодом. Улица имела уклон, повышающийся к северу. В узком туннеле были вырыты две шахты, через одну шахту можно видеть Иродианские камни, упавшие на Иродианскую улицу во время разрушения Западной стены римскими солдатами [2, 110].

Через вторую шахту ниже туннельного уровня заметны пять уровней кладки Западной стены, достигающих основы естественной горной породы, а также остатки магазина Второго Храмового периода [2, 110].

Хасмонейская водная цистерна

Это цистерна, которая была вырезана в камне в Хасмонейский период, чтобы доставлять воду к крепости Birah. В Иродианский период она использовалась как ритуальный бассейн, о чем свидетельствуют оставшиеся три ступени былой лестницы, по всей вероятности, еще Хасмонейского периода, или как акведук, куда собиралась лишняя дождевая вода с Иродианской улицы Западной стены. Внимание привлекает большой камень с гладкой поверхностью, который [2, 117] был установлен в этом месте, чтобы защитить прохожих от нечаянного падения в цистерну, а также для поддержания верхней каменной кладки улицы. Верх камня отполирован и гладок: в течение 1400 лет люди, сидя или облокотясь на этот камень, брали воду из цистерны. Столетиями вода и люди сглаживали поверхность камня [2, 119].

Секция иродианской улицы

В конце северо-западной секции туннелей Западной стены археологи обнаружили часть мощеной большими каменными плитами Иродианской улицы, проходящей по всей длине Западной стены параллельно ей. К северу уровень улицы повышается, заканчиваясь у горной основы, в которой вырезано основание Западной стены. Вдоль улицы были сооружены дорические колонны, две из которых были обнаружены в стене, поддерживающей основания здания периода Мамлюков [2, 120].

Башня северо-западного угла

Северная часть Западной стены находится не в одной линии с остальной частью стены. Она выдвинута вперед на 2,44 м. Эта особенность напоминает подобное выдвижение вперед Иродианской башни (часть Восточной стены) в северо-восточном углу Храмовой горы. Скорее всего, на северо-западном углу Храмовой горы также находилась подобная башня. Возможно, данное утолщение стены было сделано для того, чтобы просто укрепить углы Храмовой горы [1, 57; 2, 130].

Частично обработанные камни

Конечный пункт расширения Храмовой горы отмечен двумя частично обработанными камнями. Эти камни были вырезаны в естественной горной породе и должны были имитировать иродианские камни, но резчик не завершил свою работу, возможно, из-за внезапной остановки работ по расширению Западной стены после смерти Ирода. Эти два камня — единственные из сотен известных камней Западной стены, которые отображают то, как шла работа над сооружением каменной кладки в Западной стене. Скорее всего, рабочие заканчивали обрабатывать камни только после того, как последние крепились в опорных стенах Храмовой горы [2, 134-135].

Хасмонейский акведук и Стротеонский пруд

Акведук, прорубленный в скале, имеет длину около 80 м и заканчивается на севере у большого водного «Стротеонского» резервуара. Этот акведук был создан еще в Хасмонейский период. По нему дождевая вода текла с Тиропеонской долины к Храмовой Горе и заполняла водные цистерны в ее северо-западном углу, где первоначально располагалась крепость Бира [2, 148]. Некоторые исследователи датируют акведук Железным веком [2, 138]. При расширении Иродом Храмовой горы северный конец Западной стены пересек курс акведука. Чтобы вода не затопила работу строителей, в акведуке была сооружена дамба [2, 147], которая отклоняла воду акведука в Стротеонский («Воробьиный») пруд [2, 150]. Верх акведука был вымощен каменными плитами и стал частью Форума. Скорее всего, эта мостовая является Лифостротоном, т.е. помостом, на котором Иисус Христос был приговорен Пилатом [1, 58].

С обеих сторон акведука видны впадины в скале, напоминающие небольшие пещеры. Эти впадины были образованы естественным водным течением. На восток от этих впадин начинается северо-западный угол Храмовой горы. Далее акведук проникает на север через скалу, на которой была построена крепость Антония [2, 144].

В 67 г. по Р.Х. солдаты Тита использовали Стротеонский водоем при осаде крепости Антония. Император Адриан сохранил водоем, покрыв его сводами, которые разделили его на два длинных и узких водоема, каждый более 7 м шириной. Чтобы поддержать качество воды, стена между двумя водоемами не была сплошной. Ниже водной поверхности были построены арки, чтобы позволить воде течь свободно между обеими частями водоема [1, 155]. Столетиями входы и выходы водоема были закрыты, так что о водоеме и акведуке забыли. Впервые он был обнаружен в 1870 г. по Р.Х. Ч. Уорреном, который идентифицировал его как «темным проход», упомянутый у Иосифа Флавия («Иудейская война. III. 75. 76), через который в крепость проникли нанятые царем Аристовулом убийцы, посланные убить его брата Антигона [2, 142]. Акведук был открыт открыт для посетителей лишь в 1985 г. [2, 154].

Список использованной литературы
  1. Гольцев Д., прот. Реконструкция ветхозаветного Храма Иерусалимского в современных археологических исследованиях: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. СПб., 1999. 260 с.
  2. Bahat D. The Western Wall Tunnels // Touching the Stones of Our Heritage. Tell Aviv: Ayin Resh, 2002.
  3. Mazar E. The Complete Guide to the Temple Mount Excavations / Shoham Academic Research and Publication. Jerusalem: The Old City Press, 2002.
  4. Reich R., Avni G., Winter T. The Jerusalem Archaeological Park. Jerusalem: Israel Antiquities Authority, 1999.
Текст: В. Лозовский
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Сводчатые опоры, поддерживавшие мост, ведший на храмовую гору Видео: Камни «Великой кладки» в западной стене Камни «Великой кладки» Камни «Великой кладки» Камни «Великой кладки»
Кладка камня Кладка камня Туннель Ворота Уоррена Ворота Уоррена
Ворота Уоррена Ворота Уоррена Ворота Уоррена Видео: Ворота Уоррена Иродианские колонны
Частично обработанные камни Частично обработанные камни Конец Иродианской улицы Хасмонейский акведук Видео: Хасмонейский акведук
Стротеонский резервуар


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.