САМАРИЯ

Столица Израильского царства


Впервые Священное Писание повествует нам о Самарии (евр. Шомрон) в третьей книге Царств. Это событие связано с нечестивым царем Амврием: «И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы» (3 Цар. 16:24).

Самария располагается на холме высотой от 430 до 350 м. над уровнем моря [6, 282]. В древности эта территория принадлежала коленам Ефрема и Манассии. Она удалена от Сихема (совр. Наблус) к северо-западу на 11 км. [3, 719].

В 880 г. до Р.Х. царь Амврий делает Самарию вместо Фирцы столицей северного Царства [1, 5]. Здесь он построил великолепные дворцы и храмы. Работа была продолжена его сыном царем Ахавом. Он построил здание, украшенное слоновой костью (ср.: 3 Цар. 22:39). Возможно, этот «дом из слоновой кости» Ахав построил для своей супруги, имеющей позорную известность, Иезавели, Тирской принцессы [1, 5]. Известно, что жена Ахава Иезавель поощряла почитание Ваала и Астарты, вследствие чего город становится объектом идолопоклонства и беззакония.

Под управлением последующих царей городские богатства увеличивались. Эта роскошь осуждалась пророками: «И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут дома с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь» (Ам. 3:15) [1, 5-6].

В 722 г. город Самария была опустошена Салманассаром (Саргоном II), царем Ассирийским (4 Цар. 17:1-6, 24). Согласно его «Анналам», свыше 27 тыс. жителей города были уведены в плен. Это принято считать концом существования северного Израильского царства как независимого государства.

Из колоний Ассирии в этой земле происходит расселение прочих пленников империи, причем последние ассимилируются с оставшимся народом Самарии, образуя при этом новый синкретичный народ и синкретичную религию.

Город был завоеван Александром Македонским в 331(2) г. до Р.Х. и отстроен по образцу греческих городов. Затем Самария была разрушена Хасмонеями [1, 10]. Иоанн Гиркан подверг Самарию осаде и опустошил ее окрестности ок. 111-107 гг. до Р.Х. [3, 720].

Во время правления Ирода Великого город был переименован им в Севастию, в честь императора Октавиана Августа (по греч. Август — Севастос). Это — время расцвета города. Ирод восстановил Самарию по образцу Римской столицы, с ее храмами, огромным ипподромом, форумом и стадионом. Все находилось под защитой стены с воротами [1, 14]. Римский город Ирода известен также великолепным храмом, посвященным Августу, построенному на месте израильских дворцов [3, 721].

Во втором веке город пришел в запустение. Однако он обретает могущество под руководством крестоносцев, но в эту же эпоху Самария приходит в упадок и становится маленькой деревушкой Севастия до сегодняшнего дня.

К югу от храма Августа в VII веке была построена маленькая церковь в честь св. Иоанна Крестителя. Предположительно это — место, где была захоронена честная глава Предтечи [1, 15].

В восточной части древнего города Севастии, а сегодня рядом с Севастийской деревней, была построена церковь в честь святого Иоанна Крестителя. Это то место, где, по преданию, под алтарем церкви томился в узах Предтеча Господень Иоанн [5, 121], который был убит Иродом Антипой в крепости Махерон [1, 14; 4, 318]. На этом месте сегодня стоит арабская мечеть.

Археологические исследования местности

Обширные раскопки проводились на самарийском холме экспедицией Гарвардского университета под руководством Г. А. Райснера и К. С. Фшера в 1908-1910 гг., а также в 1931-1935 гг. объединенной экспедицией с участием Британской школы археологии в Иерусалиме и Гарвардского университета. Дальнейшие раскопки производились Департаментом древностей Иордании в 1965 г. и Британской школой археологии в Иерусалиме в 1968 г. [3, 721; 2, 335].

Израильский период до ассирийского завоевания

Шесть видов керамических изделий и шесть периодов строений было отмечено в ходе раскопок, время относится к годам 876-722 до Р.Х. [2, 335].

Первый слой (царь Амврий) — конструкция царского дворца и внутренней стены акрополя [2, 335].

Второй слой (царь Ахав) — стены-казематы, хранилище и, возможно, восточные врата [2, 335]. Эти врата, по-видимому, были оформлены в виде парадного двора с колоннами [3, 721].

Третий слой (царь Ииуй и его преемники) — продолжение стен-каземат, использование существующих домов и строений по новому образцу [2, 335].

Четвертый слой (царь Иеровоам II) — реставрация стены в виде каземат, смена существующих строений и сооружений по новому образцу [2, 335]. Имелся широкий внутренний двор с бассейном или прудом (10 x 5 м) [3, 721].

Пятый и шестой слой — перестройки и реставрации [2, 335].

Раскопки города в большей степени пролили свет лишь на царский акрополь этого периода, располагающийся на вершине горы и входивший в состав царской резиденции [6, 281]. Так, внутри царской резиденции выделяют две строительные фазы. Первая фаза — это время царя Амврия. В это время акрополь огорожен стеной толщиной до 1,6 м. Сегодня стена очень сильно разрушена, но и остатки ее свидетельствуют о чрезвычайно высоком качестве кладки [6, 283].

Вторая фаза кладки связывается с царем Ахавом, сыном Амврия. Это время расширения площадки царской резиденции, укрепление стен под облик казематов, общая толщина которых на северном участке достигала 10 м. Остатки сохранились очень слабо.

Исследователи не рискуют давать четкий ответ о плане царского двора. Наиболее подходяще стоит говорить только о наличии большого прямоугольного двора, фланкированного несколькими крыльями. Сохранилось лишь южное крыло, состоящее из прямоугольных комнат, расположенных по сторонам двора [6, 283-284].

Далее, две группы небольших находок этого периода заслуживают особого упоминания: глиняные черепки с надписями (остраконы) и пластинки из слоновой кости, найденные на территории царского дворца.

Глиняные черепки датируются временем правления царя Иеровоама II. В примыкающей ко двору кладовой было обнаружено 65 остраконов [3, 721]. Они содержат надписи на древнееврейском языке — это записи либо налогов времен различных царей, либо вклады за аренду царской земли [2, 335].

Изделия из слоновой кости указывают на богатство северного Царства, а также на влияние иностранной культуры на израильское высшее общество. Среди руин археологи нашли пластины из слоновой кости, некогда украшавшие стены дворца Ахава.

Эти находки позволили К. Фишеру, принимавшему участие в раскопках 1908-1910 гг., сказать, что дворец Ахава не напрасно назывался «дворцом из слоновой кости» согласно Священному Писанию (ср.: 3 Цар. 22:39) [4, 191-192]. Раскопки показали, что большая часть изделий из слоновой кости принадлежит времени царствования Иеровоама II. Об этом говорит и Священное Писание: «Дом и ложа из слоновой кости» ( Ам. 3:15, 6:4 ). Было обнаружено более 200 пластин и фрагментов из слоновой кости [3, 721] с изображением различной тематики: например, верховного египетского божества с прочими богами, животных, различных царей, даже изображение женщины, сидящей внутри окна [2, 336].

Ассирийский, вавилонский и персидский периоды

Мало что известно об этих периодах. Кажется, что Саргон II не разрушил укрепления и они продолжали быть в употреблении. П. В. Лаппом (P.W. Lapp) была открыта группа папирусов в пещерах Wadi Daliyeh в Иорданской долине, к востоку от Самарии. Они указывают на жизнь жителей четвертого века и имеют записи транспортных дел, расторжение договоров (в частности браков) и продажа, перевозка и освобождение рабов [2, 336].

Эллинистический и римский периоды

В раннем эллинистическом периоде ветхие стены акрополя по-прежнему были в употреблении, однако были добавлены большие круглые башни. Одна из них 19 м в диаметре и сейчас высотой 8 м [2, 336].

Вокруг акрополя была построена новая стена, охватывающая территорию 228x118 м. Возможно, что эта стена была разрушена Иоанном Гирканом [2, 336]. Городские ворота располагались на западе и состояли из двух массивных круглых башен (14 м в диаметре). Эти башни расположены на квадратной подошве эллинистического периода [2, 336].

На самой высокой части холма Ирод Великий построил великолепный храм, посвященный Августу. Размер храма составляет 35x24 м, с просторным двором в передней части. Храм был разрушен, но вновь восстановлен Септимием Севером (193-211 гг. по Р.Х.).

От времени Ирода Великого вплоть до второго и начала третьего веков сохранились следующие объекты. На северном склоне от акрополя был раскопан театр, который относится к началу третьего века, он хорошо сохранился; форум, который располагался к востоку от акрополя. Во время царствования Септимия Севера была сооружена дорога, украшенная колоннами: 820 м. длиной и с 600-ми колоннами [1, 14; 2, 337].

К югу от руин акрополя сохранилась византийская церковь во имя св. Иоанна Крестителя (VII в.). По преданию, это — место, где было захоронено учениками обезглавленное тело Крестителя [1, 15]. В северной части церкви сохранился вход в крипту, где был маленький престол.

Список использованной литературы
  1. Sebastia. Samaria. Pictorial Souvenir. Published by Palphot.
  2. The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Nachville, Camden, New-York: Thomas Nelson Publishers, 1986.
  3. Новый библейский словарь. В 2-х т. Т. 2: Библейские реалии. СПб.: "Мирт", 2001.
  4. Василиадис Н. Библия и археология. Сергиев Посад, 2003.
  5. Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000.
Текст: А. Зиновкин
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Развалины римского форума Развалины римского форума Развалины римского форума Развалины римского форума Видео: Развалины римского форума
Окрестности Самарии Окрестности Самарии Окрестности Самарии Видео: Окрестности Самарии Римская дорога
Римская дорога Римская дорога Видео: Римская дорога Развалины византийской церкви св. Иоанна Крестителя Видео: Развалины византийской церкви св. Иоанна Крестителя
Развалины входа в церковь св. Иоанна Крестителя Развалины входа в церковь св. Иоанна Крестителя Видео: Церковь св. Иоанна Крестителя, крипта и престол в ней Крипта в церкви св. Иоанна Крестителя Видео: Развалины дворца Ахава
Развалины дворца Ахава Развалины дворца Ахава Развалины дворца Ахава Видео: Протоиерей Александр Тимофеев (Московская православная духовная академия) рассказывает о развалинах дворца Ахава Развалины дворца Ахава
Развалины дворца Ахава Развалины дворца Ахава Развалины дворца Ахава. Видны прямоугольные комнаты Видео: Развалины дворца Ахава и позднейшая эллинистическая кладка Видео: Римский акрополь и развалины римского храма Августа
Развалины храма Августа Развалины храма Августа Преподаватели Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиереи Димитрий Гольцев и Димитрий Юревич у лестницы храма Августа Лестница храма Августа Видео: Лестница храма Августа
Видео: Развалины храма Августа Башня эллинистического периода Видео: Башня эллинистического периода Башня эллинистического периода Башня эллинистического периода
Слева — башня эллинистического периода, справа вдали виден амфитеатр Кладка башни эллинистического периода Видео: Кладка башни эллинистического периода Башня эллинистического периода и амфитеатр Амфитеатр
Видео: Амфитеатр Амфитеатр Амфитеатр Видео: Амфитеатр


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.