СИХЕМ

Город с храмом бронзового века


Сихем известен также как Тель Балата, что в переводе на русский язык означает «плечо» или «спина».

1. Первые письменные упоминания

Сихем впервые упомянут в текстах древнеегипетских заклятий враждебных городов (19 в. до н. э.). Он был важным городом-государством во второй половине эпохи правления 12-й династии фараонов. В Эль-Амарнских письмах (14 в. до н. э.) упоминается сильный царь Сихема Лавая (Лаваю), добившийся независимости от Египта. [4; 1]

2. Географическое положение

Примерно в 65 км. к югу от Иерусалима, на территории, в библейские времена занятой коленами Ефрема и Манассии, расположен холм, именуемый Тель Балата, занимающий площадь около 2,4 га. Название происходит от арабского поселения Балата, которое занимает большую часть южной половины холма. Свободная же часть — около 2/3 территории — остаётся открытой для исследований. Территория расположена в конце узкого прохода между двумя наиболее высокими горами центральной Палестины — г. Гаризим (881 м.) на юге и г. Гевал (940 м.) на севере. [2]

3. Топография

Древние люди строили поселения в стратегически важных местах, по возможности, поблизости от воды, с учётом достаточных площадей плодородной земли, чтобы обеспечить нужды населения. Несомненно, учитывалось наличие в регионе транспортных коммуникаций. Все эти требования реализовывались в древнем Сихеме.

Сихем имел стабильное водоснабжение. В 400 м. к юго-востоку от Сихема находится колодец Иакова. В самом Тель-Балата, предположительно, в том месте, где возвышалась южная стена, находится обильный источник. Этот источник — один из лучших в местности, он способен в засушливые периоды обеспечивать водой не только Тель-Балата, но и окрестности.

Окрестности Сихема обладают сельскохозяйственным потенциалом, достаточным для пропитания города. Лежащая в основании порода известняка создаёт условия для формирования плодородной красно-бурой почвы (terra rosa). Благодаря эрозийным процессам с поверхности холма почва смывается и заполняет долину. [2]

4. Упоминание в Библии

Впервые Сихем упоминается в Библии как место первой стоянки Авраама после его переезда из Месопотамии в Ханаан. Там Бог обещал ему землю ханаанскую, там Авраам построил первый жертвенник в этой земле (Быт. 12:6-7).

После 20-летнего пребывания Иакова в северной Месопотамии, он вернулся в Сихем и купил себе там участок. К тому времени Сихем был уже городом с крепостной стеной и воротами (Быт. 34:20,24).

После покорения земли обетованной, недалеко от Сихема, на горах Гаризим и Гевал, состоялась церемония произнесения благословений и проклятий (Нав. 8:30-35).

При разделении земли Сихем стал одним из городов для убежища (Нав. 20:7; 21:21) и одним из 48 левитских городов (Нав. 21:21). В Сихеме Иисус Навин обратился к народу с прощальной речью (Нав. 24:1,25), там были похоронены кости Иосифа на купленной им земле (Нав. 24:32).

Во время судей сын Гедеона Авимелех провозгласил себя там царём Израиля. Сначала его поддерживали жители Сихема, но потом против него был поднят бунт, что привело к разрушению города (Суд. 9:1-7, 23-57). Ровоам был коронован там непосредственно перед расколом его царства (3 Цар. 12:1), а Иеровоам, первый царь Северного Царства, перестроил город и сделал его своей первой столицей.

Чуть южнее Сихема находится самарийский город Сихарь и колодец Иакова, известный тем, что при нём состоялась беседа Господа с самарянкой (Ин. 4:4-6). [3]

5. История открытия

В 1903 г. Германн Тирш (Hermann Thiersh) вместе с немецкими студентами изучали склон и обнаружили в северо-западной части объекта стену, представляющую собой массивную каменную конструкцию высотой 3 м., остатки которой простирались на 37 м. Очевидно, это была часть оборонительных укреплений. «Сихем, который сейчас называется Неаполь (или Наблус)…», — это утверждение Иеронима, который, очевидно, не делает разницы между двумя местностями, но Евсевий считает, что Сихем «…был в окрестностях Неаполя», и карта Мадаба, составленная по «Ономастикону» Евсевия, изображает Сихем к юго-востоку от Наблуса. Открытие Тиршем значительного древнего укрепления в Тель-Балата позволяет утверждать, что Тель-Балата, как место древнего Сихема, находится в отдалении от Наблуса, и вопрос об их идентификации с тех пор более не поднимался. [2]

6. Исследования

Поскольку тексты, упоминающие Сихем, говорят об окрестностях так же подробно, как и о самом городе, последовал толчок для исследования области вокруг Сихема. Дж. Вельтер (G. Welter) раскопал структуру средней Бронзы II на склоне г. Гаризим и церковь в честь Богородицы на вершине г. Гаризим (1928). Американская экспедиция изучала высеченную в камне гробницу на кладбище Сихема на склоне г. Гевал. Количество гробниц на данный момент порядка 70-ти.

Р. Болинг (R. Boling) из американской экспедиции повторно раскопал Тананир в 1968 г. Р. Булл (R. Bull) участвовал в раскопках Тель эр-Рас с 1964 по 1968 гг. Американская экспедиция начала более систематическое исследование окрестностей, направленное на изучение местности Сихема как единой системы. В этом проекте были проведены исследования по 54 местам, 29 из которых осуществлены группами из Германии и Израиля, особенно — Евангелическим институтом Германии (Deutsche Evangelische Institut) (до 1967 г.) и Israel Survey в 1967-68 гг., а также И. Финкельштейном (I. Finkelstein) и А. Зерталом (A. Zertal) (с 1968 г.). В результате исследователи пришли к пониманию Сихема как центра данного региона. [2]

6.1. Исследования австро-германской экспедиции.

Систематические раскопки Тель Балата начал Э. Селлин (E. Sellin) осенью 1913 г. (он вернулся к работам весной 1914 г.). Он сконцентрировался на раскопках фортификационной стены, остатки которой десятью годами ранее наметил Тирш. В своей работе для различения общей стратиграфии он использовал длинные траншеи шириной в 5 метров. В результате он выявил 4 главных периода: эллинистический, поздне-израильский, ранне-израильский и ханаанский. Фактически (как стало ясно позже), они относились к периодам эллинистическому, израильскому, средней бронзы, ранней бронзы и халколита.[2]

В результате его раскопок были найдены две клинописные таблички и бронзовое оружие. Большая часть работы Селлина была сосредоточена на западной части бугра, который является акрополем. Там им был раскопан дворец, северо-западные ворота, храм, судное место и алтари.

Его работа над раскопками продолжалась до 1943 года. Однако его записи вместе со многими артефактами погибли в Берлине во время Второй мировой войны.

6.2. Американская экспедиция

Началась в 1956 году совместными усилиями Drew University в Мэдисон, Нью Джерси (Madison, New Jersey) и McCormick Theological Seminary в Чикаго, под руководством Э. Райта (G.E.Wright) и Б. Андерсона (B.W.Anderson). Данная экспедиция была задумана как учебные раскопки для молодых американских, канадских и европейских ученых. Их задачей было тщательное описание раскопок и объединение метода Кеньен (K.M.Kenyon) c методом датировки по керамике, основанном на работе Олбрайта (W.F.Albright). Впервые были применены междисциплинарные исследования, включая сотрудничество с геологом Буллардом (R.Bullard). Основная задача данной экспедиции — связать текстуальные свидетельства с археологическими находками. В результате их работы идентифицировано 24 слоя. [2]

7. Раскопки

7.1. Ранний период.

Отсутствуют стратиграфические данные о городе периода ранней бронзы. Керамики не обнаружено.

7.2. Средняя бронза IIA (слои 22-21)

Следующие слои принадлежат к периоду Средней бронзы IIA. Гончарные изделия датируют данные слои 1900-ми годами до нашей эры. Обнаружены неукрепленные дома и первые городские укрепления.

7.3. Средняя бронза IIB (слои 20-17)

Западный участок становится акрополем с массивной стеной (стена 900), отделяющей его от основного города. Его западный край был обозначен самой ранней из фортификационных систем. Между фортификационными стенами и стеной 900 находятся 4 конструкции — комплексы внутреннего двора, которые, по предположению Райта, являлись храмами. Однако это мнение в полной мере не подтверждено. Вероятно, святилища являлись лишь частью комплекса. Внутри города найдены жилые дома.

7.4. Средняя бронза IIC (слои 16-15)

Серьезные изменения коснулись данного места в 1650 году до нашей эры. Были построены северо-западные ворота и платформа над дворовым комплексом в акрополе. Платформа послужила основой для большого укрепленного храма, или migdal. Фундамент его имел размеры 26,3 х 21 м с каменными стенами 5,1 м в толщину. В своей первой фазе храм имел вход, распложенный по центру. Он располагался между двумя башнями, за ним находился зал 7 м в ширину и 5 м в длину. За ним находился зал с колоннами 13,5 х 11 м, в конце которого был алтарь с наклонным пандусом, ведущим к нему. Во второй период существования migdal имел изогнутый вход между двумя мацебот.

Пол в этом отделе на 75 сантиметров выше, чем в первом. Переход от первой ко второй фазе связан с развитием фортификационной системы. Были построены стена B и восточные ворота.

16 и 15 слои археологи относят к периоду между 1650-1540 годами (средняя бронза IIС).

Между migdal и стеной А находится то, что Селлин считал городским дворцом. В 1973 году Девер обнаружил еще одну фортификационную стену — Е, которая находится на юг от северо-западных ворот и была построена в самом конце периода средней бронзы IIC, как попытка обороны против нападения врагов (предположительно — сопровождавших водворение гиксосов 18 египетской династией, примерно 1540 год).

В настоящее время ясно, что южное крыло дворца Селлина имело трехчастную структуру с внутренними колоннами и алтарем напротив внутренней стены центральной комнаты. Это было святилище, современное migdal. Девер идентифицировал его как систему помещений, служащих комнатами для охраны.

На север от акрополя в слоях 15 и 16 обнаружены 2 дома. Вероятно, там располагались правительственные здания. По результатам раскопок Селлина были сделаны выводы о том, что два найденных дома являются первый — резиденцией правителя, другой — домом аристократии. Вокруг домов были найдены скарабеи и тонкое лезвие кинжала, которые свидетельствовали о высоком уровне достатка жителей.

Везде на этом месте видны следы уничтожения. Так завершился 200-летний период процветания города-государства, охватывающий время с 1750 по 1540 годы.

7.5. Поздняя бронза и железо I (слои 14-11)

Заметны следы продолжительного заселения.

В одном из захоронений данного периода была обнаружена керамика поздней бронзы. Восстановление города началось с 1450 г.; были заново отстроены северо-западные и восточные ворота, причем восточные со сторожевой башней нового типа. Migdal также был отстроен заново.

Здание с тем, что может быть алтарем, и с мацебот продолжало использоваться на протяжении поздней бронзы I и II.

Город заново отстроен в период железо I, однако алтарь и мацебот были закопаны и покрыты новым полом, что свидетельствует о том, что они больше не являлись святыней.

Дома в поле 13 характеризуют этот период с точки зрения городской жизни. Восстановление города после разрушения египтянами происходит по четкому плану.

Слой 13 имеет большое разнообразие сохранившейся керамики, которая оставлена в подземном помещении. Также среди артефактов — фигурка божества и две клинописные таблички. Эти находки свидетельствуют о силе и независимости города-государства, упоминающегося в Эль Амарнских письмах.

Существенные разрушения привели слой 13 к концу его существования в 1350-1300 до Р.Х.

12 слой без следов разрушений переходит в слой 11. Сихем подвергся серьезному разрушению в 1100 году до н.э. В результате мы видим два серьезных разрушения в XIV и в XII веках, однако ни одно из этих разрушений не подходит под возможные варианты хронологии входа евреев в землю обетованную (около 1400 г. или около 1250 г. до Р.Х.). Из этого следует, что город был взят евреями без боя (Священное Писание также не говорит о каких-либо военных действиях евреев против Сихема при их вхождении в Ханаан).

Слой 11 связывается с тем временем, о котором повествуется в 9 главе книги Судей и 24 главе книги Иисуса Навина.

7.6. Монархический период (слои 10-7)

По данным региональных исследований, Сихем в это время был мало заселен. Слой 9 датируется концом X - началом IX века и становится осязаемым свидетелем перестройки Иеровоама I (3 Цар 12:25). Сихем вновь получил статус города.

7-ой слой хорошо представлен из-за разрушений. Одно здание (№ 1727 в поле 7) является типичной постройкой времен ассирийского разорения (приблизительно 724 год). Это — 4-хкомнатное жилище с комнатами, расположенными вокруг центральной.

7.7. Ассирийские поселения и персидский период (слои 6-5)

Слой 6 — ограниченное заселение, охватывает VII век.

Слой 5 — остатки Персидского периода также скудны, хотя артефакты предполагают смешанное и относительно состоятельное население. Найдены монеты VI столетия.

7.8. Эллинистический период (слои 4-1)

В конце IV столетия до нашей эры Сихем снова восстанавливается. Большое количество земли было перемещено, чтобы обеспечить его укрепления. Город снова укреплен.

Слой 4 — начальное укрепление, приготовление территории (приблизительно 300 год). Дома строят до 250 года.

Слой 3 — фортификационная система усилена, улучшено качество домов. Все найденные монеты, относятся к образцу периода Птолемеев.

Слой 2 — преобладают монеты Селевкидов. 190 г до Р.Х.

Слой 1 датируется по керамике, относящейся к концу 2-ого века до Р.Х. Основываясь на монетах, найденных в этом слое, можно предположить что окончательное разрушение Сихема произошло во время осады Самарии Иоанном Гирканом в 107 до Р.Х., как повествует Иосиф Флавий, а не в 128 году, в котором, согласно Иосифу, произошло разрушение храма на горе Гаризим (Иудейские древности. XIII. 254-256, 275-281).

Список использованной литературы
  1. Campbell E.F. Shechem (Tel Balatah) // The New Encyclopedia of Archeological Excavations in the Holy Land. Vol. 4. Jerusalem, [1994]. P. 1345-54.
  2. Shechem // Anchor Bible Dictionary. Electronic Edition. 1991.
  3. Большой библейский словарь. СПб., 2007.
Текст в редакции Д.Г. Добыкина
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Вид на Тель Балата с востока. По центру — храм бронзового века (1700-1200 гг. до Р.Х.), перед ним внизу — развалины строений эллинистического периода (300-50 гг. до Р.Х.), слева — гора Гаризим, справа — гора Гевал Храм бронзового века, вид с юга Храм бронзового века, вид с юго-востока Развалины строений эллинистического периода Вид на храм периода бронзы и эллинистические строения с северо-востока
Вид на храм бронзового века и эллинистические постройки с севера Вид на храм бронзового века с севера Храм бронзового века. Вид с юго-востока. Сзади — гора Гевал Храм бронзового века. Вид с юго-востока (другой ракурс) Развалины построек эллинистического периода
Видео: Вид с юга на храм бронзового века, контуры жертвенника, три священные колонны Протоиерей Димитрий Гольцев (справа) показывает, где находился жертвенник; П. Белецкий (слева) и К.В. Неклюдов (по центру) стоят около 2-ой и 3-й священных колонн Протоиерей Димитрий Гольцев показывает, где находился жертвенник Видео: Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Димитрий Гольцев рассказывает о площадке перед храмом, священных колоннах и жертвеннике Площадка перед храмом, вид с запада. По центру — священная колонна, перед ней на земле обозначены контуры места, где находился храмовый жертвенник
Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника (более крупный план) Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника (крупный план) Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника, вид с запада Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника, вид с запада (крупный план) Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника, вид с юго-запада
Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника, вид с северо-запада Площадка перед храмом, священная колонна и контуры жертвенника, вид с северо-запада (более крупный план) Видео: Площадка перед храмом (вид с запада), 1-я священная колонна, контуры жертвенника, 2-я и 3-я священные колонны Вид на развалины входа в храм со стороны площадки (с востока) 2-я и 3-я священные колонны у входа в храм, вид с востока с площадки перед храмом
2-я священная колонна (по центру), вид с востока с площадки перед храмом 2-я священная колонна, вид с юго-востока (другой ракурс) 2-я и 3-я священные колонны у входа в храм, вид с юго-востока с площадки перед храмом (другой ракурс) 3-я священная колонна, вид с юго-востока с площадки перед храмом Храм бронзового века, вид с востока от священных колонн
Храм бронзового века, вид с востока Храм периода бронзы (другой ракурс) Храм периода бронзы (другой ракурс) Видео: Храм периода бронзы Вид на храм с его северо-западного угла
Вид на храм с его северо-западного угла (другой ракурс) Видео: Вид на храм с его северо-западного угла Вид на храм от его западной стены Исследователи за работой: преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Димитрий Гольцев и студент магистратуры академии Павел Белецкий производят измерения с целью установить расположение жертвенника перед священной колонной в соответствии со сведениями из книги G.E. Wright. Shechem, Biography of a Biblical City. 1965 Исследователи за работой: Контуры жертвенника успешно воспроизведены на земле с помощью камней. Измерение священной колонны
Исследователи за работой: Измерение священной колонны Северо-западные четырехкамерные ворота бронзового века (1700-1200 гг. до Р.Х.), вид с южного угла ворот, камера направлена на север. Вход в ворота (расположенный по центру фотографии) вел в город (направо на фотографии) Видео: Северо-западные четырехкамерные ворота, вид с южного угла ворот Северо-западная (внешняя) часть северо-западных ворот Видео: Северо-западные четырехкамерные ворота, вид с западного угла ворот
Северо-западные ворота, вид снаружи города (с северо-запада) Видео: Городские стены и северо-западные ворота Вход в северо-западные городские ворота, вид изнутри ворот


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.