ЕФЕС

Пример античного мегаполиса


Основание города и его история

Ефес (греч. Ἔφεσος, вероятно от φέσος — вожделенный, желанный; лат. Ephesus) был заложен на берегу Эгейского моря примерно в XI в. до Р.Х. ионийскими колонистами при афинском царе Кодре. [2,177]

Согласно легенде Андрокл, сын афинского правителя Кодра (Кадруса), получил от Дельфийского оракула приказ основать новый город. Место для нового города ему должны были указать рыба, огонь и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил потревоженный кабан. Здесь и был заложен город. [6,21]

Во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Ефесию (что переводится, вероятно, как "желанная"), он влюбился. В честь неё, по одной из версий, и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев. [7,86]

Около 650 г. до Р.Х. город был захвачен и разрушен киммерийцами, ещё через столетие его захватил лидийский царь Крез. При нём Ефес достиг большого расцвета и пышности. Восстановленный Крезом, он был покорен персидским царем Киром в середине VI века. После бурных перипетий истории Ефес мирно вошел в состав Римской империи. [2,179]

У Ефеса, как свободного города, были довольно значительные политические права — он имел самоуправление и был освобождён от содержания в своих стенах римского гарнизона. О значении, которое имел Ефес в тот период, можно судить по частым посещениям города великими римлянами, такими как Брут, Кассий, Антоний и сам Цицерон. Во время правления династии Августов Ефес был столицей Римской провинции Асия. Город постепенно разрастался и стал оживленным торговым центром, резиденцией римских правителей и одним из пяти крупнейших городов империи.

Римский проконсул, прибывавший в Асию на должность губернатора, должен был сойти с корабля на берег именно в Ефесе и здесь торжественно вступить в управление своей провинцией.

Археологические объекты

Руины Ефеса сегодня представляют собой один из крупнейших музеев под открытым небом, где можно ознакомиться с жизнью античных греков и римлян. [6, 21]

Одеон. Это сооружение известно еще как малый театр, здесь же находилась государственная агора, где собирались члены городского сената. Публий Ведий Антоний построил это здание в 150 году по Р.Х. Первоначально, здание было крытым и вмещало около 1500 человек. Архитектурное строение классическое — двухъярусное полукружие рядов разделено на четыре сектора лестничными проходами; нестандартная конструкция просцениума говорит о том, что здание было пригодно скорее для заседания сената, чем для театральных представлений. [3,18]

От Одеона через ворота Геракла дорога, вымощенная мраморными плитами, ведет в центр города. Эта дорога носит название улица Куретов и пролегает на фоне необычайно живописного пейзажа (в данном случае "куреты" — влиятельные граждане Ефеса, возводившие свою родословную к куретам — мифическим персонажам древнегреческой мифологии, "божественным юношам с Крита", по Гомеру). По обеим ее сторонам высятся руины античных зданий. В этом изобилии античных руин отчетливо выделяются крытые галереи с колоннами, мощение в которых выполнено из ценных мозаик тонкой работы. На пустых пьедесталах, обращенных к колоннам, когда-то стояли статуи богов и знатных горожан, в руках которых были светильники, освещающие ночной город.[5, 158]

Ефес, как и другие города Малой Азии, доказывая свою лояльность Риму, принимал самое активное участие в распространении культа императора. Сохранились ворота, построенные в 4-2 гг. до Р. Х. двумя вольноотпущенными рабами императора Августа. Они посвящены семье императора. Надпись на воротах гласит «Сыну божественного, верховному жрецу, великому понтифику». На статуях взоры императора и членов его семьи обращены вниз, на проходящих у подножия людей.[7,91]

Еще одним памятником поклонения императору является храм Адриана. Он был построен около 138 г. по Р.Х. малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что в храме были статуи, посвященные императорам Диоклетиану, Максимиану, Констанцию Хлору и Галерию, которые когда-то украшали храм. [4, 76] Храм имеет редкие архитектурные особенности: простой тетрастильный пронаос с двумя пилястрами и двумя колоннами, над которыми возвышается фронтон с аркой в центре, украшенный бюстом Тихе — греческой богини судьбы (в древнеримском пантеоне ей соответствует Фортуна) [7,92]. Архитрав богато украшен растительными мотивами и носит вырезанную надпись с посвящением. Небольшую входную дверь венчал богато изваянный люнет, изображавший женскую фигуру в корзине из акантовых листьев. В противоположность декору фасада, интерьер храма, должно быть, являлся достаточно скромным: около стены, в глубине целлы, на оси с дверью, находилось основание культовой статуи. [3, 30]

Храм Адриана представляет собой выразительный пример азиатской архитектуры в римскую эпоху: чередование прямоугольной и криволинейной архитектуры, особенно привлекает внимание фасад, на котором сосредотачивается внимание посетителя.

Библиотека Цельса, фасад от которой прекрасно сохранился, представляет собой еще один интересный археологический объект. Она была построена во времена правления императора Адриана (117-138 гг.) по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквила, который пожелал посвятить работу своему отцу — Тиберию Юлию Цельсу Полимену. Во 2-й половине III в.по Р. Х., во время нашествия готов, внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил лишь фасад здания. [7,92]

Библиотека состояла из просторного зала с обширной апсидой в стене, расположенной в глубине и, по всей видимости, предназначенной для постамента и статуи Афины. В стенах зала открываются десять ниш, заключенные между двумя колоннами и предназначенные для шкафов со свитками. Ниши размещались на трех этажах, к верхним можно было подойти по балконам, в то время как между внутренней и внешней стеной находился зазор, необходимый для изоляции рукописей от влажности и для того, чтобы предоставить двойной доступ к балконам верхних этажей и к подземной комнате с гробницей Цельса. Плоский потолок зала был декорирован кессонами.

Ко входу в библиотеку с внешней стороны вела широкая монументальная лестница, а фасад был украшен двойным рядом колонн, обрамлявших ниши, декорированные мраморными рамками и предназначенные для статуй Софии, Ареты, Эвномии и Епистимии (т.е. аллегорических изображений добродетелей Мудрости, Доблести, Благозакония и Знания). Над тремя дверями первого этажа соответственно было расположено три окна верхнего этажа. Колонны, находящиеся на расстоянии 1 м от фасада, образуют крытый портик и придают архитектуре фасада библиотеки живой и пышный вид. Достаточно богат и разнообразен архитектурный декор, в особенности благодаря использованию спиралей из акантовых листьев, обрамляющих фигуры. [3, 40]

Центром коммерческой деятельности Ефеса была Агора. Руины Агоры относятся к сооружению периода Римской империи (I в. по Р.Х.), возведенному, скорее всего, во времена правления императоров Августа и Клавдия.

Агора, имела торговую функцию. Площадь, окруженная портиками, была сооружена в III в. до Р. Х. на просторной равнинной территории, но, начиная с первой половины императорской эпохи (IV в. по Р.Х.), неоднократно перестраивалась с использованием архитектурного декора. К агоре можно было пройти с востока через монументальные ворота, построенные после 23 г. по Р. Х. Величественные пропилеи с двойным ионическим богато украшенным портиком и двумя боковыми выступами как в рамку заключали широкую монументальную лестницу. Еще двое других ворот открывались с северной и южной стороны площади. С южной стороны можно было пройти через ворота с тремя проходами (ворота Мазея и Митридата), подобные сооружениям с римскими триумфальными арками. В настоящее время они полностью отреставрированы. Здесь также имеется свидетельство дарения общественных монументов частными лицами: надпись на латинском языке бронзовыми буквами была посвящена в 4 г. до Р.Х. вольноотпущенниками Августа Мазеем и Митридатом императору Августу, императрице Ливии, братственному другу и зятю императора Марку Агриппе и дочери Иулии. [3, 36] В проходах размещались лавки, где шла активная торговля как местными, так и привозными товарами (в Ефесе было развито текстильное ремесло, ценились также Ефесские вина и духи). Агора кроме торгового центра выполняла функции места для неофициальных общественных собраний. [7,93]

Сохранился общественный туалет, облицованный мрамором. Он представляет собой большую комнату с колоннами, в центре которой бил фонтан, а по периметру находились мраморные сиденья. Благодаря грамотно устроенной системе подачи воды в туалете всегда был чистый воздух.

Одной из главных достопримечательностей древнего Ефеса является Большой театр — центр общественной жизни древнего города. Театр дошел до нас в прекрасном состоянии и по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников прошлого в этой археологической зоне. Один из самых больших в мире театр был окончательно сооружен в римскую императорскую эпоху и мог вмещать около 25.000 зрителей. Первое сооружение, которое должно быть, имело достаточно скромные размеры, по всей видимости, восходит к эллинистической эпохе и, вероятно, было соединено с новой урбанистической структурой, задуманной Лисимахом, одним из тетрархов-наследников Александра Великого, когда он получил город во владение в первой половине III в. до Р.Х. Ко второму этапу, датированному, вероятно, I в. до Р. Х., вероятно, восходит строительство орхестры с дренажным каналом, двухэтажной сценой и первым рядом кавеи. В течение I в. по Р. Х., в особенности при императорах династии Флавиев, здание расширялось: была установлена новая сцена с богато украшенными нишами и колоннами, расположенными в два ряда. Орхестра была расширена и, выполненная из мрамора кавеа, была снабжена вторым рядом сидений, наложенных с внешних сторон и заменяющих свод. Позже к сцене был добавлен третий ряд, а также третий ряд сидений в кавее. Два коридора из лестниц разделяли ряды сидений. Самая высокая часть кавеи заканчивалась колоннадой. Театр был частично paзрушен землетрясением, поразившим город в 262 г. по Р.Х. Другие землетрясения в 359-366 гг. по Р.Х. полностью разрушили верхнюю часть кавеи. В VII в. здание было окружено укрепительными сооружениями. [3, 48]

Об Ефесе упоминается в Священном Писании в книге Деяний апостольских (19-22 главы), также известно послание к Ефесянам св. апостола Павла. Ефес был центром миссионерской деятельности апостола на протяжении почти трех лет. По церковному преданию, позже в Ефесе на протяжении долгого периода жил св. апостол Иоанн Богослов.

Церковь Пресвятой Богородицы имеет большое значение для Ефеса. Она была возведена в течение трех различных строительных этапов на южном крыле храма Адриана, переданного в эпоху Константина христианам, и представляла собой трехнефную церковь с апсидой, нартексом, пресвитерием и восхитительной мозаикой, украшавшей пол.

Она имеет еще названия "двойная церковь", так как считается, что один предел был посвящен Пресвятой Богородице, а другой — святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, и "церковь Собора", потому что в ней проходил Ефесский Собор.

Церковь Пресвятой Богородицы имеет вид классической прямоугольной базилики окруженной рядом колонн протяженностью в 260 м и поперечными стенами между ними. В VI в. по Р.Х., после землетрясения она подверглась глубоким изменениям: восточная сторона напротив апсиды была перестроена в базилику с пилястрами (заменяющими колонны), западная же — в покрытую куполом церковь с собственной апсидой. Весьма вероятно, что место было заброшено после арабского нашествия 645-655 гг.; с этого времени епископская кафедра была перенесена в другое место и со временем церковь стала кладбищенской. [3, 55]

На северной стороне церкви сохранился древний баптистерий. Первоначально он находился в четырехугольном здании с четырьмя входами и чередующимися нишами, покрытом кирпичным куполом, украшенным окнами. [1,67]

Список использованной литературы

  1. Fant C.E. Ephesus After Antiquity. Cambridge, 1979. 223 p.
  2. Fant C.E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2008. 395 p.
  3. Sheider E.E. Ephesus and Pergam: Past and Present. Rome, 2008. 90 p.
  4. Cimok F. A Guide to The Seven Churches. Istambul, 2009. 96 p.
  5. Koester H. Ephesus: Metropolis of Asia // The Processional Way in Ephesos as a Place of Cult and Burial. Harvard, 1995. P. 117-159.
  6. Koester H. Ephesus: Metropolis of Asia // The City of Ephesos From the Roman Period to Late Antiquity / Ed. P. Scherrer. Harvard, 2004. P. 21-80.
  7. Стопами святых апостолов. Церковно-исторический альманах Смоленской православной духовной семинарии. Смоленск, 2010. 168 c.
Текст: Владимир Зегнун
Фото: прот. Димитрий Юревич, Владимир Зегнун, Андрей Волков
Видео: прот. Димитрий Юревич


Развалины некрополя (VI в. до Р.Х.) Руины гражданской (верхней) агоры Руины гражданской (верхней) агоры (другой ракурс) Видео: Городская дорога между гражданской агорой и одеоном (на заднем плане справа — одеон) Городская дорога между гражданской агорой и одеоном
За городской дорогой виден одеон Городская дорога (слева) и одеон (справа) Элементы декора одеона Элементы декора одеона (другой ракурс) Элемент декора одеона: капитель в виде быка
Видео: Городская дорога и одеон Видео: Одеон Оден. Вид с верхних рядов Ступени одеона Ступени и скамьи одеона
Видео: Одеон. Вид с верхних рядов. На заднем плане — городская улица и руины гражданской агоры Видео: Городская канализация Ворота Геракла, разделявшие город на верхнюю (преимущественно административную) и нижнюю часть Главная городская улица, называвшаяся в древности Эмболос, ныне известная как улица Куретов. Вела от верхней (гражданской) агоры через ворота Геракла вниз к библиотеке Цельса На этих постаментах в античности стояли статуи знатных горожан и богов со светильниками в руках (так улица освещалась в темное время суток)
Улица Куретов На камнях видны насечки, препятствовавшие скольжению повозок Насечки на камнях Памятник Г. Меммию (I в. до Р.Х.) Памятник Г. Меммию (другой ракурс)
Памятник Г. Меммию, элементы декора Памятник Г. Меммию, элементы декора Памятник Г. Меммию (другой ракурс) Барельеф Ники (с фигурой стоящего рядом человека для масштаба) Барельеф Ники
Руины храма Домициана Гробница Поллио, возведенная благодарными горожанами (после 13 г. по Р.Х.) Развалины нимфеума Фонтан Траяна, посвященный ему Аристионом (102/114 гг. по Р.Х.) Фонтан Траяна (другой ракурс)
Храм Адриана Видео: Храм Адриана — один из храмов Ефеса, посвященных обожествленному императору Храм Адриана: элемент декора Храм Адриана: элемент декора Залы терм Схоластики
Залы терм Схоластики (другой ракурс) Залы терм Схоластики (другой ракурс) Видео: Общественный туалет (II в. по Р.Х.) Общественный туалет Общественный туалет: развалины центрального фонтана
Общественный туалет Библиотека Цельса (по центру) и ворота Мазея и Митридата (справа) Библиотека Цельса Библиотека Цельса (другой ракурс) Видео: Библиотека Цельса
Образец богатого декора библиотеки Цельса Статуя античной добродетели Арети Статуя античной добродетели Софиа Статуя античной добродетели Энойа Статуя античной добродетели Эпистими
Фрагменты барьельефов Фрагменты барьельефов Торговая агора: общий вид Торговая агора: вид со стороны театра Торговая агора
Торговая агора Торговая агора Торговые лавки агоры Торговые лавки агоры Видео: Ректор Смоленской православной духовной семинарии протоиерей Георгий Урбанович рассказывает о торговой агоре
Античный театр Античный театр (другой ракурс) Античный театр (другой ракурс) Видео: Античный театр


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.