ФИЛАДЕЛЬФИЯ

«Ты сохранил слово Мое и не отрекся имени Моего» (Откр 3:8)


Филадельфия (Φιλαδέλφεια, греч. «братолюбие») — современный г. Алашехир (Alaşehir), расположенный в западной Турции в 45 км на юго-восток от Сард, в северо-восточной части Боз Дажи. Филадельфия была основана или царем Пергама Евменом II (197-159 гг. до Р.Х.), или его братом Атталом II Филадельфом (159-138 гг. до Р.Х.), впоследствии также царем Пергамским [1,137]. Основывая Филадельфию, царь Аттал преследовал следующие цели.

Во-первых, этот город имел крайне выгодное военно-стратегическое положение: выстроенный у северной подошвы живописных гор Тмолуса, на уступах скал, возвышаясь амфитеатром в тени прекрасных фруктовых рощ, этот город должен был стать аванпостом Пергамского царства, который, находясь возле персидской царской дороги, контролировал бы две значимые долины Западной Малой Азии: Гермус и реку Меандр [6,126]. Помимо этого, рядом с Филадельфией находилась дорога, поднимавшаяся на высокое центральное плато Фригии [1,138]. В городе была сооружена башня-крепость, которая должна была обеспечивать в случае военных действий сопротивление завоевателям [1, 137]. Таким образом, Филадельфия стала вторым по значимости городом Лидии и именовалась на лидийском языке Каллетебус [1,137]. Это подтверждается найденной здесь надписью, из которой видно, что сюда со всей Азии собирались народы на общие празднества. Возможно, Филадельфия располагалась на том же месте, где прежде находился город Каллативон, о котором упоминает Геродот, повествуя о пути Ксеркса в 481 г. до Р. Х. через Малую Азию к Геллеспонту [6,126; 2,85].

Во-вторых, с момента своего основания как аванпост Пергама, Филадельфия стала самым молодым из всех семи городов, ставших после своего основания центрами распространения эллинистической культуры в Лидии и Фригии. Город настолько хорошо выполнял возложенную на него задачу, что постепенно лидийцы совершенно забыли свой язык и чувствовали себя греками, а лидийский язык исчез как язык разговорный. Таким образом, Филадельфия стала «миссионерским городом», «дверью» эллинистической культуры и греческого языка среди населения восточной Лидии, а в раннехристианское время — миссионерским центром распространения Евангельской проповеди «до края земли» [1;138,139].

Возможно, это второе предназначение Филадельфии имеет в виду св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, когда говорит о дверях, отворенных перед Филадельфией: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр 3:7-8) [5, 210]. За три века до этого перед Филадельфией «отворилась дверь» для распространения греческих идей в близлежащих странах, теперь же перед ней открылась другая великая миссия — нести весть о любви Иисуса Христа. Таким образом, открытая дверь — символ возможности миссионерского труда [1,139]. За послушание и верность филадельфийцев, за их стойкость в вере Христос, как Имеющий ключ от «двери» града Давидова, т.е. Нового Иерусалима (см. Откр 7:12, ср. Откр 1:18 и Ис 22:22), открывает Филадельфийской Церкви доступ к совершенству народа Божия [3, 1003]. Интересно, что турецкое название города «Алашехир» в переводе означает «Божий город», что соответствует словам Откровения: «И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего» (Откр. 3:12).

Почему же первоначально Аттал дал военному форпосту столь необычное название — Филадельфия? Вполне возможно из-за лояльности к своему брату Евмению, который был царем до него (Philadelphos буквально означает «тот, кто любит своего брата»). Монеты того времени содержат изображения двух сходных братьев [1,137].

В 133 г. до Р. Х. Аттал III, племянник Аттала II, слабый и эксцентричный человек, не имея наследника, покинул Пергам и уехал в Рим, передав свое царство под протекторат Римской империи. Так Филадельфия стала римской территорией [2,85]. Император Калигула также покровительствовал городу. При императоре Веспасиане Филадельфия получила название в честь его фамилии — Флавия. Маленький амфитеатр, расположенный на северном краю Топтепского холма, является всем тем, что осталось от римской Филадельфии. При императоре Каракалле в Филадельфии распространился культ императора; на монетах того периода чеканили слово Νεωκόρος (буквально, «смотритель или сторож храма») [5,207-213].

Римский историк и географ Страбон описывает Филадельфию как «город, полный землетрясений». Действительно, Филадельфия, как и Сардис, располагались в сейсмоактивной зоне, где часто случались землетрясения, по причине которых город не раз разрушался. Сильнейшие землетрясения произошли в 17 и 23 гг. по Р. Х., разрушив Филадельфию, Сардис и еще десять городов: «…в стенах домов появлялись трещины, то одна часть города лежала в развалинах, то другая; большая часть населения жила за городом в хижинах и шалашах, чтобы не быть погребенными в городе под рухнувшими зданиями» [4,246]. Но город отстроили заново благодаря щедрости римского императора Тиберия, который даже освободил его население от уплаты государственного налога [5,213]. В благодарность императору город был переименован в Неокесарию, однако в царствование Нерона снова стал называться по-прежнему [2,86].

Религиозное мировоззрение филадельфийцев до распространения христианства вращалось вокруг олимпийского и местного пантеонов божеств более, нежели вокруг имперских божеств римлян. Население Пергама поклонялось Зевсу и «божественному» императору Траяну, но их местный бог — целитель Асклепий (храм Асклепия был разграблен в 156 г. до Р.Х. вифинцами) — составлял конкуренцию и Зевсу и культу императора. Хотя Филадельфия и была административно связана с Пергамом, но, благодаря своему расположению на самом краю огромной вулканической равнины с остатками лавы и пепла потухших вулканов, она стала центром виноградарства и виноделия. Главным божеством здесь был Дионис. Исследователи находят надписи, связанные с Дионисом, которые содержат исповедания ему грехов, наказание бога за грехи и снова благодарение ему. Однако, согласно эдикту Домициана 92 г., половина виноградников провинции была уничтожена, что нанесло большой экономический ущерб Филадельфии [1,138].

В момент появления христианских проповедников население Филадельфии составляло, по-видимому, ок. 1000 чел. Церковь в Филадельфии является одной из семи, к которым обращается автор Апокалипсиса (см. Откр 3:7-13). Более того, Филадельфия и Смирна — это две Церкви среди семи, о которых, в связи с их стойкостью и непоколебимостью в христианской вере, не было сказано ничего негативного св. апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Эта стойкость действительно заслуживала похвалы, ведь практически до VI в. по Р.Х. в Филадельфии наряду с христианством продолжало процветать и язычество, а сам город даже в Византийский период именовался «маленькими Афинами» [2,86]. Таким образом, стойкость христиан-филадельфийцев в вере особенно славилась между семи малоазийскими Церквами, хотя сама Филадельфия была наименее примечательным городом среди семи городов малоазийских Церквей. Тогда как те давно уже не существуют, в Филадельфии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и других памятников священной древности [1,137;2,86].

Наиболее интересные руины христианской Филадельфии находятся в Беш Эйлюле. Её жители доселе показывают путешественникам древние развалины церкви. Они представляют собой фрагменты базилики св. ап. Иоанна Богослова, сооруженной из кирпича в начале VI века по Р.Х. с фрагментами высокой арки и фрагментами фресок XI в. по Р.Х. На одной из колонн храма сохранилась древняя фреска, изображающая св. ап. Иоанна Богослова и Ангела рядом с ним [1,137;2,86].

Величественные руины церкви св. ап. Иоанна Богослова сохранились довольно хорошо. Сохранились три колонны базилики и основание четвертой колонны. Ее мощные колонны из огромных тесаных камней, на которых еще видны следы штукатурки, еще долгое время будут бороться со временем, словно ожидая своего возобновления.

В XIV-XVIII вв. ежегодно в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (хотя древняя церковь, по некоторым источникам, была посвящена Преображению Господню) на место этого храма направлялся крестный ход и оглашал полуразрушившиеся своды священными гимнами. Сами турки благоговеют перед этими развалинами и повествуют о чудесных явлениях, которые были видимы там некоторыми из них [6,138].

К жителям Филадельфии написано св. Игнатием Богоносцем одно из семи посланий. По преданию, ее первым епископом был св. Димитрий, рукоположенный св. ап. Иоанном. В III в. по Р.Х. Филадельфия становится одним из центров монтанизма.

В нижней (северо-восточной) части города находятся обломки толстых стен византийского периода, которые в Средние века служили внешней защитой города от постоянных набегов турок-сельджуков, захватывавшими город в 1074 и 1093-94 гг. В 1098 г., во время Первого Крестового похода, турки были изгнаны из Филадельфии византийским императором Алексием I Комниным. С XI по XII вв. Филадельфия была центром нескольких восстаний против правящего византийского императора Исаака II Ангела (в 1182 г. и 1188-1205, или 1206 гг.). В XIV ст. Филадельфия за свою стойкость в противостоянии оттоманам была провозглашена Константинопольским патриархом митрополией Лидии (этот статус сохранился до сих пор) [6; 136, 137]. Расцвет города пришелся особенно на XIII и XIV ст. Здесь располагалась Генуэзская торговая колония, и город был важным производителем кожаных товаров и красного шелка. К началу XIII ст. вся Малая Азия была покорена турками, но Филадельфия, словно сохраняя в себе одной залог всех семи Церквей Апокалипсиса, стояла непобедимо под знамением креста. К XIV ст. город был окружен турецкими эмиратами, но поддержал номинальную преданность византийскому императору. Город богател благодаря торговле и своему выгодному стратегическому местоположению. Филадельфия была независимым городом под патронажем госпитальеров. И только в 1390/1 году султан Баязед I после длительной осады захватил город. По иронии судьбы в порабощении Филадельфии был вынужден участвовать и византийский император Михаил II Комнин [2, 86; 6; 129,130]. Двенадцать лет спустя Филадельфия была захвачена Тимуром (Тамерланом), который не разрушил самого города, но велел соорудить стену из трупов пленных узников.

Но, несмотря на то, что Филадельфия была последней захваченной византийской крепостью во внутренней Малой Азии, Филадельфийская Церковь долгое время оставалась стабильной. Христиане этого региона, в отличие, например, от смирнских христиан, не занимались коммерцией, а жили в своём городе большими семьями оседло и имели хорошие отношения с турками-мусульманами.

Т. о. Филадельфия все еще оставалась «столпом», «последней сторожевой башней» христианства, уединенно расположенной среди мусульманских областей. Вплоть до конца XVIII ст. город имел значительные размеры, с греческим православным населением приблизительно в 1200 семей, имеющим своего епископа и 25 церквей (соборная церковь во имя св. Георгия, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, церковь во имя св. Феодора, церковь во имя св. Архистратига Михаила и церковь во имя св. Марины и еще двадцать церквей в северной части города) [6, 137-139].

После Первой мировой войны греческое население, окончательно покинув город, создало уже в Греции своё поселение — Новую Филадельфию. Из-за частых подземных толчков любые раскопки в этом месте открывают хаотическую историю, т.к. слои перемешаны из-за частых землетрясений [4,246].

Список использованной литературы

  1. Edmonds A.G., Blake E.C. Biblical Sites in Turkey. Arahk, 2006. 184 p.
  2. Cimok F. A Guide to the Seven Churches. Istanbul, 2007. 96 p.
  3. Collins A.V. The Apocalypse (Revelation) // The New Jerome Biblical commentary / Ed. by Raymond E., Brown S.S. Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. P. 995-1015.
  4. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, Baker Academic. 1991. 432 р.
  5. Ramsay W.N. The Letters to the Seven Churches of Asia. Grand Rapids, MI: Christian Classic Ethereal Library, 1904. 228 p.
  6. Норов А. С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. СПб., 1847. 298 c.
Текст: Алексей Медведев
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич


Руины Филадельфийской церкви св. ап. Иоанна Богослова (нач. VI в.) Видео: Руины Филадельфийской церкви св. ап. Иоанна Богослова (нач. VI в.) в центре современного турецкого города Алашехир Видео: На одной из колонн храма сохранилась древняя фреска, изображающая св. ап. и ев. Иоанна Богослова и ангела рядом с ним Древняя фреска, изображающая св. ап. и ев. Иоанна Богослов и ангела рядом с ним Руины церкви св. ап. и ев. Иоанна Богослова: на переднем плане видны остатки колонн. Кладка колонн — снизу каменная, сверху — плинфа
На переднем плане — руины основания одной из колонн Мощные колонны базилики из огромных тесаных камней Остатки штукатурки на колоннах храма Видео: Сохранились три колонны базилики и основание четвертой колонны


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.