ИЕРАПОЛЬ

Шедевр античности


Иераполь (греч. Ἱεράπολις, «священный город») — античный фригийский город, руины которого находятся в 17 км от турецкого города Денизли; cовременное название — Памуккале («Хлопковая крепость»).

Иераполь был основан в честь бога Аполлона. Город славился священными горячими источниками, пары которых, часто ядовитые, считались исходящими от Плутона, божества подземного мира. По мнению географа Стефана Византийского (527–565 гг.), город получил свое название от большого количества находившихся в нем храмов. [3,175]

Первые постройки на месте Иераполя появились во II тысячелетии до Р.Х., однако следов пребывания здесь хеттов и персов археологами пока не обнаружено. Известно только, что в VI веке до Р. Х. правители древней Лидии построили у верхнего края белой горы военный пост, остатки которого можно видеть и в наши дни. Как таковой город был основан только в 190 г. до Р. Х. царём Пергама Евменом II и назван Иераполем. По преданию, Дельфийский оракул объявил, что город должен стоять на белой горе. Но снега уже сошли, и царь пребывал в недоумении, пока не увидел на своем пути белую, как снег, известняковую кальциевую гору, и поныне поражающую впечатление туристов. [4,124]

Иераполь с самого начала своего существования сделался своего рода древним курортом «на водах», где античные врачи использовали горячие термальные источники для лечения своих пациентов. Во II веке до Р. Х. город начал чеканить свои бронзовые монеты.

В 133 г. до Р. Х. город перешёл под власть Рима. Иераполь быстро рос и развивался, став во времена Римской империи одним из богатейших торговых центров малоазийского полуострова, но в 61 г. по Р. Х., в эпоху правления императора Нерона, город был до основания разрушен в результате катастрофического землетрясения. Но уже через несколько десятилетий Иераполь и Лаодикия возродились вновь: на известковых террасах возникли новые, еще более прекрасные храмы, аркады, жилые и торговые постройки, библиотеки, каналы и акведуки. Возле источников поднялись роскошные здания римских терм, а на плато были воздвигнуты святилища Аполлона и его матери Латоны. [3,176]

Период Римской империи – время наибольшего расцвета Иераполя. При императоре Константине Великом город стал столицей Фригии, но впоследствии, из-за постоянно повторяющихся землетрясений, город постепенно стал терять своё значение. В 1097 г. он был передан Византией турецкому султану в качестве военной компенсации. В дальнейшем Иераполь, вместе с расположенными рядом городами Лаодикией и Колоссами, являлся спорной территорией и несколько раз переходил из рук в руки. Окончательно город стал турецким в 1210 г. В 1534 г. сильное землетрясение разрушило город, и он больше не восстанавливался. [1,208]

Иераполь знаменит своим некрополем. Это – один из самых больших некрополей во всей современной Турции. Примечательным является то, что среди захоронений встречаются различные не только по убранству, но и по своей специфике. По обе стороны от дороги можно увидеть и ликийские могилы, похожие на корабли, богато украшенные склепы и мавзолеи, саркофаги и курганы. Одной из причин возникновения большого некрополя является следующее. В этих краях находится огромное количество горячих минеральных источников, которые, по поверию людей, съезжавшихся сюда со всей империи, имели чудодейственную и целительную силу. Однако вода не могла исцелить от всех недугов, поэтому многие "нашли здесь последний приют", так и не вернувшись в родные края. [2,186]

Один из знаменитых горячих источников существует и сегодня — это бассейн Клеопатры, построенный еще в античные времена. Сегодня он представляет из себя огромный резервуар с чистой природно-газированной минеральной водой, температура которой примерно равна температуре человеческого тела. [4,129]

В восточной части города находятся руины храма Аполлона, в честь которого был построен Иераполь. Рядом с храмом находится вход в святилище Плутона. Из подземного источника ядовитые пары поднимались в святилище. В античные времена сюда, без вреда для здоровья, удавалось спускаться только жрецам, т.к. угарный газ поступал только из одной расщелины и жрецы, зная это место, на несколько секунд задерживали дыхание и оставались в живых. Любой другой человек неизбежно погибал. На этом можно было ловко играть и рекламировать могущество своего бога. Страбон писал, что внутренность Плутониума была квадратной и имела «50 стоп по сторонам», а испарения этой пещеры были так густы, что земли под ногами не было видно. Он сам впускал туда птиц, которые немедленно задыхались. [2,187]

Примечательны также руины кафедрального собора Иераполя VI века. Сохранилась часть алтарной абсиды и часть колоннады. [1,211]

Театр Иераполя был построен в середине II в. по Р.Х. при императоре Адриане и значительно расширен в III в. при императоре Септимии Севере. Для строительства верхней секции на 25 рядов использовались камни, взятые из более древнего театра. После завершения строительства театр вмещал до 15 тыс. человек. Сейчас, во время ежегодного международного музыкального фестиваля в Памуккале, на 46 рядах умещается около 7 тыс. зрителей. [2,187]

Около 80 г. в Иераполе пострадал один из 12 апостолов — святой Филипп, которому по жребию выпало проповедовать в Малой Азии. В житии апостола Филиппа сказано что когда он пришел в Иераполь, там «было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна» (Никифор Каллист. «Церковная история»). Речь здесь может идти о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия во Фригии действительно служил змей. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. Во время казни началось землетрясение, и народ, видя происходившее, стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших жителей Иераполя. Апостол Филипп скончался на кресте. [4,133] Он был похоронен на высоком холме, а впоследствии, когда гонения на христиан прекратились, в начале V столетия здесь был построен храм (Мартириум Филиппа). В 560 г. мощи св. апостола Филиппа были перенесены в Рим, в крипту базилики Двенадцати апостолов, где они находятся и по сей день. [3,176]

Сегодня, добравшись по раскопанной итальянскими археологами дороге до Мартириума, от которого сохранились часть стен, перекрытий и несколько колонн, можно прочесть надпись на установленном щите: «Внутри мартириума находятся останки апостола Филиппа». Мартириум Филиппа имеет форму двух крестов, вписанных в круг, который вписан в квадрат. Таким образом, мартириум имеет вид восьмиконечной звезды. Вся конструкция имеет 8 арочных порталов, над каждым из которых вырезан на камне какой-либо христианский символ. [4,135]

Список использованной литературы

  1. Clyde F., Mitchell R. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2008. 395 p.
  2. Kindersley D. Eyewitness Travel Guide to Turkey. Istambul, 2006. 408 p.
  3. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istambul, 2002. 398 p.
  4. Стопами святых апостолов. Церковно-исторический альманах Смоленской православной духовной семинарии. Смоленск, 2010. 168 c.
Текст: священник Николай Терентьев
Фото: прот. Димитрий Юревич, Андрей Волков, Владимир Зегнун
Видео: прот. Димитрий Юревич


План Иераполя Видео: Склепы и саркофаги некрополя Склеп № 176 (II-III вв. по Р.Х.) Видео: Склеп № 176 (II-III вв. по Р.Х.) Видео: Устройство склепа
Видео: Некрополь Иераполя Склеп № 170 (II-III вв. по Р.Х.) Видео: Дорога через некрополь Склеп № 166: склеп гладиаторов (II-III вв. по Р.Х.) Видео: Склеп № 166 — склеп гладиаторов (II-III вв. по Р.Х.)
Украшения склепа гладиаторов. Изображения амфоры — знака победы, трезубца — оружия гладиатора и круглого щита Склеп. Вид изнутри Видео: Склеп. Вид изнутри Декорированный саркофаг Декорированный саркофаг (вид с другой стороны)
Саркофаг с декором Декор на саркофаге (крупный план) Саркофаг иудея с изображением меноры Саркофаг иудея с изображением меноры (другой ракурс) Саркофаг иудея с изображением меноры (крупный план)
Погребальный курган №51 (I в. до Р.Х.). Вид со стороны входа Погребальный курган №51 (I в. до Р.Х.). Вид с обратной стороны Термы III в по Р.Х., перестроенные в храм в VI в. по Р.Х. Термы, перестроенные в храм (другой ракурс) Видео: Термы престроенные в храм
Северные ворота римского периода Северные ворота римского периода (другой ракурс) Видео: Северные Римские ворота и центральная улица Северные римские ворота и улица (вид изнутри города) Северные римские ворота и улица (вид изнутри города)
Общественный туалет римского периода Видео: Общественный туалет римского периода Центральная улица Иераполя римского периода Видео: Центральная улица Иераполя римского периода Северные ворота византийского периода
Северные ворота византийского периода (фрагмент) Видео: Северные византийские ворота Дворец с фонтанами византийского периода Дворец с фонтанами византийского периода Развалины кафедрального собора византийского периода (1-я пол. VI в.)
Развалины кафедрального собора византийского периода Элементы декора Алтарная часть кафедрального собора Алтарная часть (крупным планом) Руины мартириума апостола Филиппа
Руины мартириума апостола Филиппа Мартириум апостола Филиппа Мартириум апостола Филиппа разделялся на залы с колоннами и был окружен галереями Руины галерей мартириума апостола Филиппа Мартириум апостола Филиппа
Изображение креста над аркой в мартириуме Филиппа Нимфеум (III в. по Р.Х.) Нимфеум (другой ракурс) Нимфеум (другой ракурс) Видео: Нимфеум (III в. по Р.Х.)
Святилище Апполона (монументальная фаза строительства — I в. по Р.Х., достраивалось вплоть до III в. по Р.Х.) Святилище Апполона (другой ракурс) Святилище Апполона (другой ракурс) Замурованный вход в плутониум Видео: Святилище Апполона и плутониум (рассказывает прот. Георгий Урбанович)
Театр Иераполя Театр Театр Снаружи театра со стороны сцены Элемент декора театра
Элемент декора театра Театр Иераполя, вид со зрительских мест Сцена Зрительские места Зрительские места и сцена
Сцена (другой ракурс) Видео: Театр Иераполя Зрительские места и сцена Сцена (другой ракурс) Видео: Театр Иераполя (другой ракурс)


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.