ПЕРГИЯ

Первый город, который посетил св. ап. Павел в Малой Азии


Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии.
Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

Деян 13:13

История города

Пергия (или Перге; греч. Πέργη, лат. Perge) — один из хорошо сохранившихся памятников римской культуры. Руины древнего города расположены в 18 км от Анталии (античной Атталии).

История города восходит ко времени окончания Троянской войны. Согласно легенде, он был основан прорицателем Калхасом, хотя о времени возникновения города или, точнее, первых поселений на этом месте, единого мнения не существует. Ряд источников связывает основание города с переселением «народов моря» из Эгейского региона на побережье Средиземного моря в XII в. до Р. Х. и датирует основание Пергии временем около 1000 г. до Р. Х. Другие источники связывают основание города с хеттами, которые, предположительно, именовали город Парга. В таком случае город мог быть основан в XVII-XIII вв. до Р. Х. [1, 329] Археологические исследования в городе в настоящее время ведутся учёными Анатолийского университета, причем многие найденные здесь экспонаты выставлены в археологическом музее города Антальи.

Расположение города было выбрано из соображений безопасности — в 12 км от моря на берегах судоходной тогда реки Кестр. Благодаря этому богатая Пергия имела возможность торговать, не подвергаясь опустошающим нападениям морских пиратов. В VII в до Р. Х. город вошел в состав Лидийского царства, а после его разгрома царем Киром, стал персидским. [2, 357]

В 333 г. до Р. Х. город был покорен Александром Македонским и не подвергся уничтожению только благодаря большой дани, заплаченной знатными жителями города победоносному полководцу. В эллинистический период Пергия входила во владения Селевкидов, позднее — в составе Пергамского царства. [1, 330]

В III веке до Р. Х. здесь жил ученик Архимеда, Аполлоний Пергский — один из величайших геометров Античности, который разрабатывал теорию неравномерности движения планет, идею, которой затем подхватили Гиппарх и Птолемей. Со II в. до Р. Х. Пергия стала римским городом. С этого времени начинается расцвет Пергии, которая становится столицей провинции Памфилия. Величественные руины свидетельствуют о том, что это был богатый и преуспевающий город Римской империи. [4, 14]

Археологические объекты

В настоящее время город представляет собой частично открытые руины, которые активно исследуют археологи. Значительная часть города продолжает оставаться скрытой под землей.

Знакомство с городом начинается с театра и стадиона. В театре, вмещавшем до 15 тыс. человек, ведутся археологические и реставрационные работы, поэтому в настоящее время он закрыт для доступа. Стадион Пергии сохранился достаточно хорошо: он рассчитан на 12 тыс. человек и имеет 234 м в длину и 34 м в ширину. [1, 331]

Городские ворота делятся на более изящные внутренние ворота эллинистического периода (с круглыми башнями; III в. до Р.Х.) и грубые, но фундаментальные внешние ворота римского времени. Сохранились также стены города высотой 12 м эллинистического периода. В римскую эпоху размеры города увеличились настолько, что перешагнули за крепостные стены (самые популярные места для горожан — театр и стадион — лежат вне городских стен), ведь пребывание в составе империи гарантировало безопасность.

За воротами находится небольшой U-образный двор с нишами в стенах. Когда-то здесь стояли статуи богов, императоров и основателей города. Во время раскопок вблизи этих ворот были обнаружены некоторые из этих скульптур. Сейчас они выставлены в Археологическом музее в Анталии, а в ниши поместили камни с надписями на греческом языке.[1, 332]

Несмотря на то, что значительная часть города еще не раскопана, легко угадывается его планировка. Хорошо сохранилась агора с мощной колоннадой (75 x 75 м) и местом для жертвоприношений в центре. Обнаружены рельефы, возможно изображающие орудия этих жертвоприношений.[2, 358]

По высоте колонн и осколкам черепицы можно предположить, что в основном Пергия была двухэтажным городом под черепичными крышами.

Главная улица города имеет колонаду и каскадный водный канал посередине. Канал берет начало из фонтана, устроенного богатой горожанкой. Фонтан представляет собой сооружение более семи метров в высоту, украшенное аркой с женской скульптурой. Со стороны гор спускается акведук, питавший фонтан и город в целом. Водоснабжение было очень важным фактором для города, находящегося среди скальной породы, ведь копать колодцы в ней было невозможно.[5, 33]

О богатстве жителей свидетельствуют южные термы (из названия «южные» следует, что таковых в городе было несколько). Изнутри они были выложены не мрамором, как в других местах империи, а полудрагоценным ониксом. Как известно, термы представляли собой не столько бани, сколько места для полноценного отдыха и проведения досуга. Хорошо сохранились и подземные коммуникации — система подачи и нагрева воды. Обращают на себя внимание характерные апсиды вдоль одной из стен. Не исключено, что в состав комплекса входили и некие религиозные сооружения. [4, 16]

Упоминание города в Священном Писании

Во время первого миссионерского путешествия св. ап. Па­вел и его соратники проходили через этот город по пути в Антиохию Писидийскую. В Книге Деяний не упомина­ется о проповеди апостола в Пергии; говорится лишь, что там Иоанн Марк оставил своих товарищей и вернулся в Иерусалим (Деян 13:13-14).

Если предположить, что св. ев. Лука обязательно написал бы о проповеди св. ап. Павла в Пергии во время их пребывания там, мы можем только догадываться, почему этого не про­изошло. Храм Артемиды и связанный с ним культ должны были скорее подтолкнуть его к проповеди истинного Бога, нежели смутить. Возможно, апостол был бо­лен (некоторые комментаторы связывают этот случай с упоминаемым в Гал 4:13), но тогда следовало бы ожи­дать, что его место займет св. ап. Варнава. Связано ли возвращение Иоанна Марка в Иерусалим с возможными спорами с ап. Павлом по вопросу благовестия язычникам, как предполагают некоторые толкователи, сказать трудно. [3, 106] На обратном пути апп. Павел и Варнава пропове­довали «слово Господне в Пергии» перед тем, как отпра­виться в Атталию, где они сели на корабль, плывущий в Антиохию Сирийскую (Деян 14:25-26). Результаты этой проповеди неизвестны; по-видимому, христиан­ство в первые века не процветало в Пергии в той же степени, как в некоторых других городах Ма­лой Азии.

В какой период происходит христианизация Пергии — достоверно неизвестно. Сохранившиеся руины VI века интерпретируются как базилика, что можно понять из имеющейся надписи, так как само здание не раскопано и не изучено.

Cписок использованной литературы

  1. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. 10th Edition. Istanbul, 2007. 367 p.
  2. Blaiklock E., Harrison R., Douglass D. New International Dictionary of Biblical Archaeology. Michigan, 1983. 485 p.
  3. Wilson M. Biblical Turkey. A Guide to the Jewish and Christian Sites of Asia Minor. Istanbul, 2010. 397 p.
  4. Стопами святых апостолов. Церковно-исторический альманах Смоленской православной духовной семинарии. Смоленск, 2010. 168 c.
  5. Резникова О. Перге: Говорящие камни // Пегас. 20097 № 11. С. 32-37.
Текст и фото: Андрей Волков


Развалины стадиона римского периода, вмещавшего 12 тыс. человек Развалины стадиона римского периода, другой ракурс Развалины стадиона римского периода, другой ракурс Стадион сложен из массивных камней, которые плотно прилегали друг к другу Утонченная резьба по камню свидетельствует о роскошном оформлении античного стадиона
Внешний вид стадиона. Предположительно, под арками находились торговые павильоны Кладка сводов ниш стадиона Развалины стадиона римского периода, другой ракурс Кладка подпорных стен стадиона Внешние городские ворота римского периода
Общий вид на развалины города Вид на город, другой ракурс Развалины базилики VI века Колоннада агоры Агора. Фото с информационного стенда
Вид на римскую часть города Капители колонн украшены изящной резьбой по камню Мясницкий нож и крюк — барельеф лавки мясника Повсюду в городе встречаются надписи на греческом Центральную улицу венчает городской фонтан
Акведук, по которому вода из фонтана поступала далее в город Вид на тротуар и торговую часть города Городской фонтан — одно из красивейших мест города Арка фонтана со скульптурной композицией Трубы, обеспечивавшие подачу воды с самой верхней точки города
Вид с верхней точки города. Хорошо виден акведук Трубы, проходящие далее в город Раскопки на месте жилых кварталов города Водяные трубы, проходящие в доме, свидетельствует о богатстве и знатности хозяев Развалины одного из домов в жилом квартале
Строения римского периода Схема расположения объектов пергийских терм в римской части города: I. Кальдарий — горячая баня, комната в римских термах, в которых парились; II. Тепидариум — регенерационная баня римского образца. Помещение, предназначенное для прогрева тела и укрепления организма без стрессовых нагрузок; III. Фригидариум — большой холодный бассейн для погружения после пребывания в горячей римской ванне; IV, V. Помещения терм; VI. Пале́cтра — частная гимнастическая школа, характерная для Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так называемая система пятиборья), гимнастические упражнения, плавание; VIII, IX. Помещения банно-спортивного комплекса; VII. Галерея имени императора Клавдия. Ониксовый бассейн римских терм Мощение ониксом Термы имели несколько бассейнов
Полы терм были выложены мрамором Внутреннее устройство терм Здесь находились печи, которые отапливали помещение и грели пар и воду Римские ворота


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.