САРДИС

«Я приду, как тать ночью» (Откр 3:3)


История Сардиса

Столица древнего Лидийского царства Сардис (или Сарды; греч. Σάρδεις) была построена вдоль реки Пактола (Pactolus), у подножия горы Тмола (Tmolus) [1, 303; 6, 659] к западу от акрополя [4, 261]. В I тыс. до Р.Х. Сардис становится центром могущественного Лидийского царства, охватывавшего большую часть земель на западе Малой Азии [1, 303; 3, 124].

Ныне древний город лежит приблизительно в 97 км к востоку от г. Измира вдоль современной автомагистрали (E96/300), соединяющей Измир и Анкару в долине реки Гермы (сегодняшнее название — Гедиз) [1, 303]. Часть развалин города расположена по соседству с трассой и поэтому легко доступна [1, 303].

План рельефной местности Сардиса
Рельефный план местности Сардиса (фото с информационного стенда)
    Условные обозначения:
  1. Храм Артемиды и Зевса.
  2. Римский банно-гимназический комплекс с синагогой, магазинами византийского периода и римской дорогой.
  3. Участок Дома бронзы.
  4. Защитная стена лидийского периода.
  5. Стена позднего римского города.
  6. Участок из нескольких строений: завод по переработке сахара, алтарь Кибелы, римский особняк и христианская церковь византийского периода.
  7. Римское строение.
  8. Здание раннего византийского периода.
  9. Римское строение.
  10. Участок византийских укреплений.
  11. Театр эллинистического периода, построенный в римское время.
  12. Римский стадион.
  13. Римские бани.
  14. Акрополь с укреплениями византийского периода.
  15. Дорога к акрополю.

Ранние лидийские правители принадлежали к династии Гераклидов, которая правила 505 лет [1, 303]. Эту династию сменила династия Мермнад, первым царем которой был Гигес (около 680-652 гг. до Р.Х.) [1, 303; 3, 124; 5, 73]. Многие ученые видят в Гигесе, известном по Ассирийским памятникам как Гугу [1, 303; 3, 124], возможную фигуру правителя Гога в Иез 38 и Откр 20:8, который понимается как олицетворение зла [1, 303].

Самым известным Лидийским царем был Крез (561-547 гг. до Р.Х.); по легендам того времени — самый богатый человек в мире [1, 304; 3, 124; 6, 659]. Во время его правления в Сардисе проводили свое время такие знаменитые люди, как древний рассказчик Эзоп и законодатель Афин Солон [1, 304]. К своему концу Лидийское царство подошло тогда, когда персидский царь Кир захватил Сардис и победил Креза в 547 году до Р.Х [1, 304; 3, 124]. Во времена персидского владычества Сардис стал столицей одной из провинций и был мощной цитаделью на западе [3, 124], на дороге, соединяющей Малую Азию со столицей Сузы в Персии [1, 304; 5, 75].

Персидский период заканчивается в 334 году до Р.Х. когда Сардис сдался без сопротивления императору Александру Великому. После его смерти город находился под управлением Селевкидских царей с 280 по 190 гг. до Р.Х. и являлся одним из трех правительственных центров династии Селевкидов [1, 305; 5, 75].

В 133 году до Р.Х. последний Пергамский царь Аттал III добровольно отдал город римлянам [1, 305; 5, 75].

Во времена Римской империи Сардис — административный центр, в котором процветают торговля и промышленность [1, 305]. После сильного землетрясения в этой области в 17 году по Р.Х., разрушившего "12 городов за одну ночь" [4, 262], римский император Тиверий предоставил денежные средства на восстановление города [1, 305; 4, 262; 6, 659], а также освободил Сардис от уплаты налогов в течение пяти лет [4, 262]. В 1979 году в Сардисе было найдено основание статуи Тиверия, на которой была надпись в честь императора как "основателя города" [4, 262]. В I-II вв. по Р.Х. население города достигало 100 тысяч [1, 305], а по некоторым данным — 120 тысяч человек [4, 261; 5, 75].

В ранневизантийский период (350-600 гг. по Р.Х.) Сардис продолжает быть жизненно важным центром империи. В этот период в нем происходила реконструкция некоторых сооружений [1, 305]. С VII века город начинает терять свое величие. В VIII веке арабы периодически нападают на город, а с XI века город подпадает под власть турок [1, 305]. В 1402 году завоеватель Тамерлан полностью разграбил город и разрушил его до основания [1, 305; 6, 659]. Ныне ничтожная деревушка Сарт лишь своими древними развалинами напоминает о некогда бывшем цветущем городе [6, 659].

Упоминание в Священном Писании

Самое раннее упоминание Сардиса встречается у пророка Авдия: "...а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде..." (Авд 20). Этот текст, написанный в VI-V вв. до Р.Х., указывает на окончательное возвращение иудейских изгнанников в Обетованную землю [1, 306]. Так как есть лингвистическое сходство между "Сефарад" (лидийское название Сардиса) и "Сфард" (персидское название Сардиса), то велика вероятность что Сефарад и есть древний Сардис [1, 306; 2, 399]. Если это отождествление верно, то в начале VI века до Р.Х. в городе уже была значительная иудейская община [1, 306; 2, 399].

Другое упоминание Сардиса находится в книге Откровения, в перечислении семи малоазийским церквам (Откр 3:1-6). Христиан Сардиса Иоанн предупреждает о вреде беспечности в ожидании суда Божия, ибо Христос может прийти "как тать ночью" (Откр 3:3), тем самым намекая на два несчастных случая из жизни города, когда он был совершенно неожиданно взят завоевателями [1, 306].

Археологические раскопки

Самыми важными раскопанными архитектурными памятниками являются синагога и банно-гимназический комплекс, находящиеся севернее автотрассы Измир-Анкара [3, 126].

Схема банно-гимназического комплекса и синагоги
Схема банно-гимназического комплекса и синагоги (фото с информационного стенда)
Цифровые обозначения:
2 — банно-гимназический комплекс и синагога;
3 — участок Дома бронзы;
4 — защитная стена лидийского периода;
5 — стена позднего римского города;
6 — участок с различными сооружениями: завод по переработке сахара, алтарь Кибелы, Римский особняк и христианская церковь византийского периода.

Банно-гимназический комплекс

Банно-гимназический комплекс, присущий всем римским городам, — покрытое крышей здание общей площадью 22 тыс. кв. м. Он был расположен в самом центре города [1, 306]. Большая часть комплекса была завершена к середине II века по Р.Х. [4, 263]; различные дополнения к нему добавлялись вплоть до VII века по Р.Х., когда Сардис был захвачен Сасанидами [1, 306]. Первоначальный вход был с восточной стороны через большой внешний двор — палестру, т.е. площадь для занятий и упражнений гостей гимназии [1, 307; 3, 126]; после занятий гости отправлялись через красивую колоннаду Мраморного двора в ванны (теплую, горячую, холодную) и в плавательный бассейн. Водные процедуры заканчивались массажем [1, 307].

Схема банно-гимназического комплекса (комплекс с термами; фото с информационного стенда)
Схема банно-гимназического комплекса (комплекс с термами; фото с информационного стенда)

Синагога

На южной стороне палестры — здание в стиле базилики, подвергавшееся в своей истории трем значительным реконструкциям [1, 307]. Первоначально построенное как комнаты для переодевания или лекционные залы, здание во II веке по Р.Х. было реконструировано в приемную (вестибюль) для Римского гражданского суда, а позднее, скорее всего, в III веке по Р.Х., оно было отдано иудейской общине Сардиса для синагоги [1, 308; 4, 263]. Были добавлены скамьи в апсиде в западной части и мраморная облицовка стен [1, 308]. Третья реконструкция произошла в середине или во второй половине IV века по Р.Х., когда появились колоннада внешнего двора, резервуар для воды, усыпальницы, кафедра, стол с изображением орлов и мозаика на полу [1, 308].

Синагога Сардиса — наибольшая из найденных в диаспоре, и она имеет несколько интересных особенностей [1, 308]. Находящаяся в сердце римского города и являющаяся неотъемлемой частью банно-гимназического комплекса, синагога свидетельствует об известности иудейских жителей Сардиса и их интеграции с обществом города [1, 308]. Минимальное количество человек, которые могли находится на богослужении в синагоге — 1000 [1, 308]. Стол с изображением орла и две статуи львов (каждая пара спиной к спине) — неиудейские предметы в синагоге, свидетельствующие о большой степени участия иудеев в римской жизни города [1, 308]. Орел — символ Рима, а лев часто сопровождал изображения богини Кибелы [1, 308]. В синагоге львы, вероятно, олицетворяли Иуду (Быт. 49:9-10). Сегодня стол и статуи львов — всего лишь репродукции, оригиналы находятся в музее Маниса [1, 308].

Вход в синагогу был с восточной стороны и вел во внешний двор, содержащий большой резервуар для воды в центре [1, 308]. В главное здание с внешнего двора вели три двери, между которыми были две большие усыпальницы; южная — место для хранения свитков Торы [1, 308]. В противоположность обычной синагоге, эта не содержала в себе скамьи вдоль стены, и, кроме того, не имела явно отделенного места для женщин [1, 308]. Богослужение, скорее всего, было только для мужчин [1, 308]. Внутренняя часть синагоги имеет в длину 60 м и в ширину 18 м [1, 308]. На полу можно увидеть мозаичное изображение в виде геометрических форм [1, 308]. Надписи, найденные в синагоге, показывают социальный и политический статус иудейской общины Сардиса; по крайней мере, упомянутые восемь человек-жертвователей были высокого ранга: городской советник, представитель прокуратора и императорский финансовый администратор [1, 308].

Магазины и римская дорога

Южнее синагоги можно увидеть ряд магазинов, построенных в IV веке по Р.Х. и просуществовавших до VII века по Р.Х. [1, 309]. Магазины были двухэтажными, верхний этаж иногда использовался для жилья (некоторые дома имели места для жительства и на первом этаже) [1, 309]. Надписи и артефакты, найденные здесь, указывают, что 6 строений были иудейскими магазинами или местами жительства, 10 — христианскими. Были также найдены мастерские для окраски одежды, рестораны, склад для металлических изделий, магазины для продажи посуды и др. [1, 309].

Магазины выходят на улицу с колоннами, которая была вымощена мраморными блоками [1, 309]. Начало строительства этой улицы относят ко времени императора Тиверия, а завершение — ко времени Клавдия (I в. по Р.Х.) [4, 262]. Она находится недалеко от места где проходила древняя персидская королевская дорога от Сардиса до Суз, зимней резиденции и главной столицы Персидской империи [1, 310; 4, 262]. На юго-западе находится общественный туалет [1, 310].

Храм Артемиды

Южнее от автомагистрали Измир-Анкара находятся руины храма Артемиды — четвертого по размеру ионического храма в мире и одного из семи самых больших греческих храмов [1, 312]. В длину он составлял 91 м, в ширину — 49 м [1, 312]. Большая часть развалин относится к римскому периоду [1, 312].

Колонны храма Артемиды и Зевса перед раскопками в 1910 году
Колонны храма Артемиды и Зевса перед раскопками в 1910 году (фото с информационного стенда)

В период 1910-1914 гг., а также в 1922 г., экспедицией, сформированной представителями Принстонского университета под руководством Ховарда Батлера, проводились раскопки в результате которых было найдено большое количество артефактов, в том числе — Храм Артемиды [2, 399; 3, 125; 4, 264]. Вскоре вышел 17-томный труд, переиздававшийся впоследствии 9 раз [4, 262]. Найденные произведения искусства, датируемые VI веком до Р.Х., сейчас находятся в столичном музее Нью-Йорка [3, 125]. С 1958 года раскопки были возобновлены под руководством Дж. Ханфмана при участии ASOR (American School of Oriental Researches, Американской школы ближневосточных исследований), Гарвардского и Корнелльского университетов [3, 125].

Храм Артемиды и Зевса: история строительства (сверху — запад, снизу — восток)
Храм Артемиды и Зевса: история строительства (сверху — запад, снизу — восток; фото с информационного стенда)

    Слева направо:
  • храм был построен около 300 г. до Р.Х. царем Антиохом I и был посвящен Артемиде (схема слева);
  • в римский период (I-II вв.) храм был реконструирован и посвящен Зевсу. Появилась разделительная стена, которая поделила храм на две равные части, причем западная часть храма была "передвинута" дальше для симметрии. Планировалось построить ряд дополнительных колонн вокруг храма; были подготовлены основания для колонн, но замыслу не суждено было сбыться (схема посередине);
  • в IV в. по Р.Х. появилась небольшая пристройка в юго-восточном углу храма — христианская погребальная часовня (схема справа).

Начальное строительство датируется 300 годом до Р.Х. [1, 312; 2, 400; 3, 127; 4, 264]. По плану это должен был быть храм с двумя рядами колонн вокруг — диптера [1, 312; 3, 127-129]. Замысел не был завершен из-за прекращения финансирования, второго ряда колонн не было [1, 312]. После землетрясения 17 года по Р.Х. храм подвергся реконструкции и в это время были сооружены те колонны, которые мы видим сегодня [1, 312]. Должно было быть 78 колонн, но замысел опять не удался и храм превратился в храм имперского культа [1, 312]. Эта перемена привела к возведению стены, разделяющей внутреннюю часть храма на два участка, создающих эффект двойного храма [1, 312]. Одна сторона храма была посвящена Артемиде и Фаустине (жене римского императора Антония Пия 138-161 гг. по Р.Х.), а другая — Зевсу и Антонию Пию [1, 312; 3, 128]. Богослужение в храме прекратилось в IV веке по Р.Х. и приблизительно в это же время в юго-восточном углу была построена христианская погребальная часовня [1, 312; 5, 77]. С западной стороны храма можно увидеть алтарь, датируемый VI-V вв. до Р.Х. Первоначально это был отдельно стоящий алтарь [1, 313; 3, 127].

Акрополь

Акрополь, лежащий к востоку от храма Артемиды, находится на холме (подъем занимает как минимум 45 минут); большинство руин относится к византийскому периоду [1, 313; 4, 261]. Однако при раскопках в 1960 году были найдены останки мраморной башни эллинистического периода, построенной Антиохом III (III-II вв. до Р.Х.) [3,131]. Рядом с этой башней была также найдена часть стены, построенная из зеленого песчаника и относящаяся ко времени Персидского завоевания [3,131]. К северу от акрополя — небольшие останки римского театра (на 20 тысяч мест) и стадион [1, 313; 3, 126]. Севернее этих руин через дорогу можно увидеть останки Византийской церкви [1, 313; 3, 126].

Современные раскопки

С южной стороны современной автотрассы археологами были найдены многочисленные останки как лидийского периода (VII-VI вв. до Р.Х.), так и позднего римского (т. е. византийского: IV-VII вв. по Р.Х.) [1, 310]. Так как в этой стороне ведутся раскопки, то доступа для посетителей сюда нет [1, 310]. Жилой комплекс римского периода представлен домами с настенными фресками и черепичной крышей, а внутренний двор окружен колоннами [1, 310]. Также обнаружен дом VI века по Р.Х., который назван Домом бронзы из-за многочисленных объектов из бронзы, найденных в его основании [1, 310; 3, 126; 4, 264]. К лидийскому периоду относятся защитная стена, рынок, мастерские и жилой квартал [1, 310].

Использованная литература

  1. Fant C.E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2003. 395 p.
  2. Blaiklock E.M., Harrison R.K., Douglass D.R. The New International Dictionary of Biblical Archaeology. Michigan, 1983. 485 p.
  3. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. 10th Edition. Istanbul, 2007. 367 p.
  4. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, 1991. 432 p.
  5. Fatih C. A Guide to the Seven Churches. 11th edition. Istanbul, 2009. 95 p.
  6. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад — Джорданвилль, 2007. 802 с.
Текст: священник Елисей Ротко
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич


Руины храма Артемиды и Зевса (вид с северо-запада) Руины храма Артемиды и Зевса: ближний план (вид с северо-запада) Видео: Храм Артемиды и Зевса. Общий план местности (вид с северо-запада) Кран, который Х. Батлер использовал в своей экспедиции в 1910 году Храм Артемиды и Зевса. На переднем плане можно увидеть останки древнего алтаря лидийского периода VI-V вв. до Р.Х., размеры 21*11 м (вид с запада)
Кран Х. Батлера и часть Ионийской колонны (вид с востока) Видео: Храм Артемиды и Зевса Храм Артемиды и Зевса: две Ионийские колонны, слева — храм Артемиды, справа в углу — христианская часовня IV в. по Р.Х. (вид с запада) Две Ионийские колонны храма Артемиды и Зевса (эллинистический период; вид с запада) Древняя часть храма Артемиды и Зевса — восточная часть (эллинистический период). Восточная часть храма была посвящена Фаустине, жене имп. Антония Пия (вид с юго-запада)
Западная часть храма была посвящена Зевсу и имп. Антонию Пию. Справа — основание каменной разделительной стены (I-II вв. по Р.Х.; вид с юго-востока) Каменная разделительная стена (I-II вв. по Р.Х.; вид с юга) Восточная часть храма Артемиды и Зевса, посвященная Фаустине, жене имп. Антония Пия (II в. по Р.Х.) (вид с юга) Южная стена храма Артемиды и Зевса. Справа видны основания для колонн (римский период). По замыслу здесь должен быть крытый портик (вид с запада) Колонны римского периода в восточной части (I в. по Р.Х.; вид с юго-запада)
Колонны римского периода в южной части (I в. по Р.Х.; вид с северо-запада) Видео: Преподаватель и секретарь кафедры библеистики Московской православной духовной академии священник Александр Тимофеев рассказывает о внутренней части храма Артемиды и Зевса Видео: Внутренняя часть храма Артемиды и Зевса. Видна разность кладки: снизу — эллинистическая, сверху — римская Вид на внутреннюю часть храма Артемиды (вид с юго-востока, с оконечности южной стены) Южная стена храма Артемиды и Зевса, восточный фрагмент. Сверху римская кладка, внизу — кладка эллинистического периода
Римская кладка южной стены храма Артемиды и Зевса Видео: Преподаватель и секретарь кафедры библеистики Московской православной духовной академии священник Александр Тимофеев рассказывает о восточной части южной стены храма Артемиды и Зевса. Видна разность кладки. Верхняя часть — римская, нижняя — эллинистическая Видео: Римская кладка южной стены храма Артемиды и Зевса Восточная стена (вид с востока). Внизу эллинистическая кладка, сверху — римская Виден способ крепления колонн к основанию
Восточная стена (вид с востока). Виден вход в храм Артемиды и Зевса с восточной стороны Видео: Вход в храм Артемиды и Зевса. Колоннада римского периода при входе в храм Колонны римского периода храма Артемиды и Зевса перед входом с восточной стороны (вид с востока) Христианская часовня IV в. по Р.Х. в юго-восточном углу комплекса (вид с северо-востока) Общий вид храма Артемиды и Зевса с восточной стороны
Общий вид храма Артемиды и Зевса с северо-восточной стороны Видео: Вид на храм Артемиды и Зевса с восточной стороны Видео: Вид на храм Артемиды и Зевса с северо-восточной стороны Вид на древний акрополь (византийский период) Общественный туалет (византийский период)
Общественный туалет (византийский период) Видео: Общественный туалет византийского периода возле гимназии Вход в гимназию Дома-магазины византийского периода (IV в. по Р.Х.) Резервуар для воды
Кресты византийского периода нанесены поверх эллинистических надписей. Хорошо видно вторичное использование правой плиты (греческие надписи перевернуты на 180 градусов) Видео: Вход в гимназию. Резервуар для воды с крестами. Дома-магазины византийского периода Римская дорога. Слева ряд домов-магазинов. Справа колонны византийского периода Банный комплекс. Вид с южной стороны Римская дорога. Лидийская дорога существовала здесь в VII и VI вв. до Р.Х. (она находится на 2 м ниже уровня римской дороги). Римская дорога была шириной 18,5 м, выложена мраморными блоками, с обоих сторон этой дороги находились римские портики с цветными мозаичными полами. Данный отрезок дороги датируется примерно IV-VI вв. по Р.Х. Далее — ближе к стене — древняя персидская дорога из Сардиса в Сузы. За забором — современная автомагистраль Измир-Анкара
Видео: Римская дорога Видео: Римская дорога. Ряд домов-магазинов Римская дорога Римская дорога. Справа — дома-магазины. Слева — древняя персидская (королевская) дорога. Вид с восточной стороны Синагога Сардиса (II-III вв. по Р.Х.). Вид с внутреннего двора
Вход во внутренний двор синагоги был через три двери. Между ними — две возвышенности. Справа (южная) — место для хранения свитков Торы, слева (северная) — "Моисеево седалище" Внутренний двор синагоги Видео: Синагога Сардиса (III-IV вв. по Р.Х.) Внешний двор синагоги. Колонны и резервуар появились в IV в. по Р.Х. Символ на полу внешнего двора синагоги
Мозаика на полу внешнего двора синагоги Видео: Внешний двор синагоги в Сардисе Внутренний двор синагоги. Справа — банный комплекс (комплекс с термами) Схема-реконструкция внутреннего двора синагоги (с информационного стенда) Алтарная часть синагоги. Атриум, стол с изображениями двух орлов и две статуи львов византийского периода
Мозаика на полу внутреннего двора синагоги Мозаика на полу внутреннего двора синагоги Видео: Внутренний двор синагоги Сардиса Стол с изображениями орлов и статуи львов в синагоге Вид на внутренний двор синагоги с западной стороны
Видео: Внутренний двор синагоги Сардиса. Стол для чтения свитков Торы. Место хранения свитков Вид с внутреннего двора на вход Видео: Алтарная часть синагоги. Место для чтения свитков. Статуи львов Вход с восточной стороны в комплекс с термами Комплекс с термами (банный комплекс)
Видео: Комплекс с термами. Общий вид. Палестра Комплекс с термами. Слева — синагога Прямо — синагога. Площадь перед входом в комплекс — палестра: место для занятий в гимназии Палестра. Место для занятий в гимназии Вход в комплекс с термами через Мраморный двор. Далее были холодные ванны
Видео: Мраморный двор при входе в комплекс с термами Карниз Мраморного двора. Надписи — эллинистического периода, сверху — украшения римского периода Карниз Мраморного двора Мраморный двор комплекса с термами Вид с западной стороны на вход в комплекс с термами


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.