БАБ ЭД-ДРА

Библейский Содом?


I. Баб эд-Дра как кандидат на идентификацию с библейским Содомом

Содом и Гоморра были двумя из пяти городов, которые в Священном Писании названы как "города равнины" (в Синодальном переводе — очень точно "города окресности [Иорданской]"). Исходя из упоминаний "окрестности Иорданской" (Быт 13:10) и "долины Сиддим, где море Соленое [=Мертвое море]" (Быт 14:3), а также из того, что Авраам смотрит на Содом и Гоморру из Хеврона (Быт 19:28), можно сделать вывод, что эти города располагались в районе Мертвого моря.

Одна из принятых ныне весьма популярных теорий относительно расположения городов равнины исходит из того, что в патриархальный период Мертвое море занимало только северную часть своего нынешнего бассейна; там, где сейчас находится южная часть моря, располагалась равнина, где и могли находиться искомые города. Через некоторое время после разрушения городов вода Мертвого моря скрыла их из глаз. [2]

Начиная с 1973 г. археологический обзор восточно-южного побережья Мертвого моря проводился под руководством Вальтера Раста (Walter Rast) и Томаса Шауба (Thomas Schaub) в связи с изучением ими поселения периода ранней бронзы (3300-2200 гг. до Р.Х.) под названием Баб эд-Дра (Bab edh-Dhraʿ) на восточном берегу Мертвого моря. Они обнаружили еще четыре древних поселения на юг от Баб эд-Дры и предположили, что их можно соотнести с библейскими "городами равнины". [1, 67-68] Одно из этих поселений — Нумейра (Numeira) — в 13 км к югу от Баб эд-Дры, было , вероятно тесно связано с Баб эд-Дрой как город-спутник. Изучение трех других поселений (Safi, Feifa и Khanazir) не дало достаточной информации, чтобы надежно связать их с другими "городами равнины". [1, 68]

На данный момент известны только два города из района Мертвого моря — Баб эд-Дра и Нумейра — которые были обитаемы в период ранней бронзы. Более того, Баб эд-Дра — вообще крупнейшее поселение в данном регионе вплоть до эллинистического периода. Поэтому невозможно не сделать попытки сопоставить эти поселения с библейскими "городами равнины". [1, 68]

Для идентификации этих объектов необходимо обратиться к библейскому повествованию. Лот бежал из Содома в Сигор, в еврейском произношении — Цоар (Быт 19:21-23). Сигор / Цоар существовал и позднее, поскольку упоминается в пророческих книгах в связи с пророчествами о Моаве (Ис 15:5; Иер 48:34). Он упоминался и впоследствии в различных древних источниках от эллинистического периода до средневековья (ссылки на спец. литературу см. в [1, 68]).

Наиболее важным источником для установления расположения Сигора является карта Мадабы VI в. На ней объекты изображены таким образом, что север — слева карты, юг — справа, восток — сверху, запад — снизу. К востоку от Мертвого моря указана река Заред, к югу от нее, на юго-восточном побережье Мертвого моря указаны ΒΑΛΑΚ Η Κ С[ΗΓWΡ Η ΝΥΝ] ΖΟΟΡΑ, т.е. Baλακ ἡ κ(αὶ) Σ[ηγωρ ἡ νυν] Ζοορα, что означает "Валак (=Бела), и С[игор, нынешний] Зоора" [3, 42] (см. на фотографии обведенное кругом вверху справа).



Фрагмент карты Мадабы

Рядом с этим местом карта Мадабы указывает на церковь св. Лота, построенную к тому времени рядом с пещерой, в которой, согласно преданию, скрывался Лот. [3, 42]

Вне зависимости от того, насколько достоверно предание о пещере Лота, район Сигора однозначно соотносился в VI в. с южной частью восточного побережья Мертвого моря. Поэтому Баб эд-Дра и Нумейра, расположенные на восточном же побережье, только севернее, вполне могли быть теми городами, из которых убегал Лот.

В пользу такой идентификации говорит и анализ арабского названия места Нумейра — города-спутника Баб эд-Дры. В древнееврейском названии Гоморра согласными звуками являются ʿmr, где ʿ — это "аин". В то же время в арабском названии Нумейра согласные — nmr. Т.о., древнее и современное название совпадают, за исключением первой буквы. Однако начальные гортанные звуки (такие, как аин) с течением времени или утрачивались, или изменялись, когда входили в другие языки и диалекты. Не исключено, что в данном случае имела место так называемая назализация, при которой еврейское аин из ʿmr превратилось в арабское nmr. [1, 69, там см. ссылки на спец. литературу]

Археология Баб эд-Дры вполне подходит под не очень подробное описание Содома в Священном Писании. Когда два ангела пришли к Лоту, он сидел в городских воротах (Быт 19:1), что указывает на фортификацию Содома. Укрепления Баб эд-Дры производят впечатление: городская стена охватывала 9-10 акров и была шириной 7 м, причем ее нижний уровень был сделан из камней, а верхний — из сырцового кирпича. Были найдены свидетельства о том, что и вне городской стены имелись поселения. Население Баб эд-Дры к моменту, когда город перестал существовать, составляло от 60 до 1200 человек. Внутри города было святилище, жилая и промышленная зоны. Дома были типичные для периода ранней бронзы, содержали прямоугольные комнаты размерами около 5 м на 2-3 м с входом с одной из длинных сторон. Городские ворота были устроены в западной части города, однако на протяжении позднейшего периода они были заложены и созданы новые — в северо-восточной части. [1, 70]

Известно, что Баб эд-Дра полностью прекратил существование в конце периода ранней бронзы III, примерно в то же время, что и Нумейра. Однако, если в Нумейре последним слоем является равномерный слой пепла, что свидетельствует о гибели города от огня, таких однозначных свидетельств о гибели Баб эд-Дры от пожара не имеется.

В то же время следует помнить, что книга Бытия описывает не только разрушение Содома и Гоморры в 19 главе, но и случившиеся относительно незадолго до этого захват и разграбление указанных городов в результате операции Кедорлаомера в 14-ой главе (14:8-11). Если Баб эд-Дру идентифицировать с Содомом, то именно осада во время войны с Кедорлаомером могла стать причиной того, что жители города заложили основные городские ворота, ведшие на запад. [1, 72]

Баб эд-Дра прекратил свое существование в конце периода ранней бронзы III, причем сохранилось достаточно свидетельств в разных местах, говорящих о разнообразных бедствиях, постигших город. Северо-восточные ворота были разрушены огнем, о чем свидетельствует древесный уголь, разбитые и упавшие кирпичи и зоны с пеплом. Имеется внушительное нагромождение из кирпича на западе, что предполагает сильные разрушения этой части города. В это время городская стена упала, и кирпичная структура святилища претерпела разрушения, предположительно после пожара. [1, 72]

После разрушения имеются следы поселения рядом с городом, но вне городских стен в период ранней бронзы IV. После этого небольшого периода город был оставлен навсегда. [1, 72]

Поскольку описание гибели Содома и Гоморры напоминает извержение вулкана, то логично было бы предположить, что именно такое физическое средство избрал Бог в качестве орудия наказания. Однако когда геолог Фредерик Клапп (Frederick G. Clapp) посетил данный регион в 1929 г., а затем в 1934 г., он не нашел никаких следов лавы или извержения пепла, которые можно было бы датировать примерно 2000 г. до Р.Х. Он пришел к выводу, что последние извержения вулкана в данной местности имели место за тысячелетия до этого. С этим выводом согласились и более поздние исследователи. [1, 75]

Однако он установил, что регион в районе южной части Мертвого моря очень нестабилен, поскольку содержит линии разлома земной коры, идущие с восточной и с западной стороны моря. Землетрясения достаточно обычны в этой местности. После изучения геологии местности, Ф. Клапп пришел к выводу, что города были разрушены горючими материалами из земли. Он нашел в этом регионе битум и нефть, а также сопровождающие их обычно природный газ и серу. Могло произойти извержение этих горючих материалов из-под земли в результате землетрясения и сдвига пограничных слоев в местах разломов. Геологи, изучавшие эту местность позже, согласились с выводами Ф. Клаппа. В случае воспламенения этих горючих веществ во время их извержения на города, картина разрушения должна быть именно такой, как она кратко описана в Быт 19:24-25 и где в качестве характеристики бедствия упоминаются "сера и огонь". Важно отметить, что как Баб эд-Дра, так и Нумейра расположены точно на восточной линии разлома земной коры. [1, 75]

Серьезной причиной, не позволяющей полностью и безоговорочно принять Баб эд-Дру и и Нумейру в качестве Содома и Гоморры, но заставляющей рассматривать их всего лишь как возможных кандидатов на идентификацию с этими библейскими городами, является вопрос хронологии. Разрушение городов произошло в конце III периода ранней бронзы. Исследователи, проводившие раскопки на этих объектах, датировали абсолютно этот момент 2350-2300 гг. до Р.Х. [1, 78] В то же время, если принять раннюю датировку исхода (сер. XV в. до Р.Х.), то библейская хронология предполагает разрушение городов примерно в 2070 г. до Р.Х. (1450 г. — исход (3 Цар 6:1; Суд 11:26) + 430 лет пребывания в Египте (Исх 12:40) + 130 лет — возраст Иакова в момент, когда он пришел в Египет (Быт 47:9) + 60 лет, возраст Исаака в момент рождения Иакова (Быт 25:26) = 2070 г. до Р.Х.). Как объяснить несоответствие в 230-280 лет, что является достаточным сроком, чтобы поставить под сомнение идентификацию?

В археологии известно, что те или иные, устанавливаемые по культурным слоям и керамике, относительные периоды (имеется в виду классификация каменный — бронзовый — железный века с подробной внутренней систематизацией) наступают в разных регионах не одновременно, а в различные моменты, где-то раньше, где-то — позже, что отражает собственную логику развития человеческих цивилизаций в том или ином регионе. Кроме того, достаточно трудно дать точную абсолютную хронологию для археологических данных периода ранней бронзы III в регионе Мертвого моря. [1, 78] На сегодняшний день вообще не имеется возможности абсолютно достоверной синхронизации понятия "период ранней бронзы III" с абсолютной шкалой времени. В то же время, имеется несколько свидетельств для предыдущего периода ранней бронзы II, который, предположительно, соответствует архаичному периоду Первой и Второй династий в истории Египта, т.е. около 3100-2700 гг. до Р.Х. [1, 78] Попытка установить абсолютную хронологию для начала периода средней бронзы дает связь с 12 династией египетскогго Среднего царства, около 1970 г. до Р.Х., а начало этого периода в Палестине датируется около 1900 г. [1, 78]

Таким образом, попытка установить абсолютную хронологию приводит к тому, что для периодов ранней бронзы III и IV остается около 800 лет: c 2700 по 1900 гг. до Р.Х. Однако переход от периода III к IV (на который и пришелся интересующий нас момент разрушения городов) не обязательно должен был произойти точно посередине данного отрезка времени в 800 лет (т.е. около 2300 г.). Есть основания предполагать, что период ранней бронзы III был значительно длинее периода IV, поскольку в первый из этих периодов отмечены множественные фазы строительства зданий и многократные разрушения, что имеет место на разных археологических объектах, включая и Баб эд-Дру. [ссылки на литературу см.: 1, 78] Поэтому вполне возможно, что конец периода ранней бронзы III — и, соответственно, разрушение Баб эд-Дры и Нумейры — соответствует в абсолютной хронологии примерно 2100 г. до Р.Х., что в целом согласуется с библейской датой ниспровержения Содома и Гоморры.

Литература к части I
  1. Wood B. The Discovery of the Sin Cities of Sodom and Gomorrah // Bible and Spade. 1999. Vol. 12. # 3. P. 67-80.
  2. Sanders M. Biblical Mysteries: Sodom and Gomorrah / Video on DVD. 2008.
  3. Donner H. The Mosaic Map of Madaba. Kampen, The Niderlands: Kok Pharos Publishing House, [1992]. 102 p.
Протоиерей Димитрий Юревич

II. Археология объекта

1. Введение

Место Баб эд-Дра (Bab edh-Dhraʿ) расположено на Иорданской стороне Мёртвого моря, на востоке от полуострова Лисан (Lisan) и города Эль-Мацра (el-Mazra'a), на юго-востоке Мёртвого моря. Оно находится на возвышенности, состоит из окружённого стеной города на южном берегу пересохшего русла потока Керак, нескольких мест обитания вне стен на юге и на востоке от города и большого кладбища на юго-западе от города, которое теперь отделяет асфальтовая дорога. Баб эд-Дра – интересный археологический объект, дающий информацию о городской жизни эпохи ранней бронзы. Ниже приводится описание археологических находок на основании [1, 130-136]. Хотя были найдены некоторые следы деятельности, относящиеся к эпохе халколита, основные события жизни этого места связаны с промежутком времени от периода A ранней бронзы I до ранней бронзы III (EBIA-EBIII; 3300-2350 гг. до Р.Х.).

2. Период A ранней бронзы IA (EBIA; 3300-3150 гг. до Р.Х.)

Это – начало бронзового века (3300-3150 гг.). Материал, относящийся к этому времени, был найден, в основном, в могилах-шахтах. Большинство шахт были округлыми, лишь несколько – прямоугольными. На дне шахты были вырублены камеры глубиной от 1 до 5 м. Их формы менялись от круглой к квадратной, они имели плоский или куполообразный потолок, высота их была 0.75-1.25 м. Останки распологались так: в центре – нагромождение расчленённых костей, черепа поставлены в ряд слева от нагромождения, если смотреть от входа. Под костями часто была циновка. Там же находилась керамическая посуда: широкие глубокие чаши, большие кувшины с ручками-выступами, средние кувшины с ручками в виде петли и кувшинчики. Большинство предметов было тщательно обработано, имело тонкие стенки и глиняное красно-оранжевое покрытие, которое часто было отполировано. Декор представлял собой либо пунктирную, либо выпуклую рубленную полоску. Некоторые формы имеют параллели с тем, что найдено в прото-урбанистических могилах в Иерихоне. Для отдельных же предметов, имеющих отличительные обработку и декор, пока не известны соответствия. Кроме глиняной посуды были также найдены каменные булавы, браслеты из ракушек, каменные кувшины, бусы, глиняные фигурки и остатки одежды.

Немногие свидетельства жизнедеятельности в этот период сконцентрированы вокруг кладбища и, вероятнее всего, относятся к сезонным или временным поселениям. На северной оконечности кладбища была найдена яма с костями и большим количеством посуды, относящейся к EBIA. Исходя из вторичных захоронений отдельных костей, что характерно для этого времени, а также отсутствия свидетельств о постоянном обитании в этот период, можно сделать вывод о временном использовании этой местности. Скорее всего, происходили периодические возвращения некоторой пастушеской общины для перезахоронения их умерших в традиционном месте. Некоторые захоронения нерасчлененных скелетов могут быть связаны или со случаями смерти во время этих визитов или с более поздним временем.

3. Период B ранней бронзы I (EBIB; 3150-3000 гг. до Р.Х.)

Культурный материал этой эпохи и уровни жизнедеятельности, в том числе и некоторые останки каменных и кирпичных сооружений, были обнаружены вблизи горной породы во многих местах, что свидетельствует об организации оседлого поселения. На юго-западе города были раскопаны два здания из кирпича, слои обитания, очаг, выложенный булыжником. На севере от кладбища было раскопано сооружение, имеющее в фундаменте стены высотой в семь уровней кладки из небольших булыжников. Кирпичи, остатки штукатурки, фрагменты крыши указывают на то, что здесь велось большое строительство. Баб-эд-Дра – один из примеров поселений, развивавшихся в Палестине в EBIB. Традиции захоронения сохранились от предыдущего периода, хотя есть и новшества. Были раскопаны четыре могилы-шахты, два поверхностных захоронения, два округлых кирпичных склепа. Два поверхностных захоронения с глиняной посудой EBIB были расположены прямо над шахтами могил EBIA. Отличительная особенность этого периода – два круглых склепа одинакового размера (3.5-3.7 м в диаметре). На входе находились вертикальные камни по бокам, каменная верхняя перемычка, на пороге была одна ступенька вниз, ведущая во внутреннее помещение. Последние захоронения содержали нерасчлененные скелеты. Возможно, в обоих зданиях останки убирали в сторону после того, как плоть полностью разлагалась. В одном из зданий имеются следы сильного горения, на трех черепах сохранились следы от ран, нанесённые острым оружием. Кроме того, были найдены обширные плотные слои пепла, относящиеся к EBIB. Можно, поэтому, предполагать насильственное разрушение поселения в это время. Никаких свидетельств жизни в EBIC не было обнаружено.

4. Период ранней бронзы II (EBII; 2900-2500 гг. до Р.Х.)

Появляются первые следы возникающей городской культуры. Были построены защитные стены вокруг города и большие общественные здания на городских возвышенностях. Наблюдается существенное развитие и рост популяции. С севера и юга место ограждают естественные гребни породы. С востока долина между ними была отгорожена массивной кирпичной стеной. Обнаруженные фрагменты этой стены, шириной 2.5 м, в некоторых местах достигают высоты в 19 уровней кладки. Отдельное кирпичное строение, расположенное к востоку и, возможно, связанное со стеной, могло быть башней у городских ворот. Следы городской стены этого периода в других местах не были найдены. На западе более поздняя стена была сооружена на материале, относящемся к EBII, были обнаружены стены кирпичного строения и двора, одна из них располагалась как раз под более поздней городской стеной. Вполне возможно, что предыдущая стена в этом месте была разрушена, а на юге и севере для защиты использовались природные возвышенности. На юго-западе города, на возвышенности, было построено святилище. Фундамент этой просторной комнаты 12х6 м был из камней среднего размера, оштукатуренных снаружи. Пять больших деревянных колонн, идущих посередине, поддерживали крышу.

На северо-востоке, над потоком Керак, в самом возвышенном месте города, находилось большое здание, имевшее, по крайней мере, четыре комнаты. Наиболее раннее его использование относится к EBII. Размер, расположение, скамейки, стоявшие вдоль стен нескольких комнат, незначительное количество домашней утвари и другие особенности дают основание рассматривать это здание как административный центр. В центральной части города были обнаружены две стены фундамента некоей структуры, относящейся к позднему EBII, ограничивающей двор, где была найдена глубокая, обложенная глиной силосная яма и остатки двух деревянных цистерн. На кладбище в начале EBII сохранились традиции предыдущего периода. Одно из погребальных зданий, содержащее, в основном, материал EBII, имело закруглённые на концах прямые стены. Были найдены также четыре склепа прямоугольной формы, которые использовались в EBIII, но содержали глиняную посуду, относящуюся к EBII. Можно предположить, что они были построены уже в рассматриваемый период.

5. Период ранней бронзы II (EBIII; 2500-2350 гг. до Р.Х.)

Город достиг своего расцвета в это время. С восточной, южной и западной стороны вокруг города была возведена непрерывная стена на каменном основании с кирпичной надстройкой. На севере она была обнаружена только на восточном и западном конце, что может объясняться сильной эрозией, так как в этом месте находится крутой склон к потоку Керак. Для фундамента использовалась плоская осколочная порода из местной каменоломни. Большие западные ворота выходили на площадь, с южной стороны которой возвышалось святилище. Деревянные брусья на южной стороне ворот позволяют предположить, что сам вход имел деревянную дверь. В дальнейшем этот проход был заблокирован каменной стеной. В начале этого периода новое святилище было построено на фундаменте прежнего. Внутреннее устройство изменилось. Южная половина имела пол из кирпичей и мергеля [Мергель – осадочная камнеподобная горная порода смешанного глинисто-карбонатного состава. – Прим. ред.]. Северная часть была приподнята, пол выложен каменными плитами, имелась кирпичная лестница. Вход был с западной стороны, в широкой стене. На западе находился двор, выложенный оштукатуренным кирпичом, и полукруглый каменный алтарь. Были найдены деревянная колонна с инкрустацией, отпечаток цилиндрической печати, изображающий фигуры за стеной, несколько скребков в форме веера, которые могли быть использованы для забоя животных.

Внутри города строились стены из кирпича и камня для предотвращения эрозии, террасы – для выравнивания поверхности под новые здания. Некоторые стены были наклонены под углом примерно 45 градусов, что, вероятно, стало следствием землетрясения. На северо-востоке города обнаружено строение, сооружение которого было начато в EBII. К концу EBIII оно было перестроено, появились две башни, имевшие массивный фундамент из камня и дерева, шириной в 4 метра. Пространство между башнями (3-4 м.) скорее всего служило проходом, поэтому его стали рассматривать как ворота. Поскольку западные ворота в это время были заблокированы, здесь находился главный вход в город в конце EBIII. Захоронения в этот период были, в основном, в прямоугольных склепах, построенных на востоке от главного кладбища. Было раскопано семь таких зданий. Вход находился всегда в одной из главных стен, по бокам стояли большие каменные глыбы. За каменным порогом была ступенька, спускавшаяся во внутреннее пространство. Наименьшее здание имело размеры 2.8х4.8 м; наибольшее – 7.5х15 м. Захоронения были первичны, прежние останки отодвигались к стенам. Были найдены глиняные предметы: блюда, блюдца, кувшины, чашки, лампы, миниатюрные формы. Здания использовались одновременно длительное время, что следует из встречающихся повторений типов посуды. В самом большом из них были найдены золотые украшения, что свидетельствует о социальной стратификации. Были также найдены: бронзовые ножи и секиры в виде полумесяца, сланцевые палетки, деревянные гребни, разнообразные бусы и ракушки, многочисленные образцы одежды, включая льняную высокого качества. Четыре здания имели обширные выгоревшие пространства, были найдены обгоревшие части деревянных балок и фрагменты плетёной крыши.

Разрушение произошло в конце EBIII, хотя обнаружены более поздние захоронения с глиняной посудой EBIV. Можно утверждать, что городское пространство в этот период составляло около 9 акров. За стенами города тоже были поселения на востоке и западе. Пространство в городе и окрестностях и ресурсы были вполне достаточны для 600-1000 жителей. Основной едой был, вероятно, ячмень, но употреблялись также пшеница, виноград, оливки, финики, горох, чечевица, лён, фисташки, миндаль. Большие размеры льняных семян указывают на то, что использовалось орошение. Было и местное текстильное производство, так как были найдены ткацкие инструменты и большое количество льняной одежды в захоронениях. Среди животных, остатки которых были найдены, преобладают овцы и козы. Есть и большие кости млекопитающих: коров и ослов. Местный товарообмен подтверждается керамическими объектами, имеющими раскраску, которая обнаружена ещё только в Нумейре. Сланцевые палетки, гребни, возможно, одна или две цилиндрические печати имеют наилучшие параллели в Египте. Большинство предметов, указывающих на международные связи, включая отпечатки цилиндрических печатей, украшения, некоторые формы глиняной посуды, резную бычью голову, отражают Сирийское или Месопотамское влияние. Два металлических кинжала тоже сделаны в сирийском стиле. Один из них относится к числу наболее ранних из найденных бронзовых предметов древней Палестины.

6. Конец периода ранней бронзы III и период A ранней бронзы IV (EBIII, EBIVA; не позднее 2200 г. до Р.Х.)

Свидетельства о последнем использовании этой местности были обнаружены в разных местах: на юге, на востоке от города и в северной части города. К югу от города отдельные места, где находились печи, относятся к EBIII, а группа прямоугольных зданий с просторными комнатами с каменным фундаментом содержала материал EBIVA. На северной оконечности города, над потоком Керак, были обнаружены следы последовательного использования в EBIII и EBIVA. К EBIII относятся две стены для террасы, каменная и кирпичная, две ямы для хранения, вырезанные в естественной породе. В период EBIVA территория была преобразована в то, что напоминает двор перед святилищем. Были воздвигнуты стены, на последнем этапе на каменном основании был водружён большой плоский камень, что, возможно, было жертвенником. Множество рогов животных, своеобразная архитектура и место для воскурения указывают на то, что это было культовое сооружение, относящееся к EBIV. На кладбище одна могила-шахта относилась к EBIII, в четырёх других был найден материал из EBIV. Более поздняя могила находилась под каменным фундаментом прямоугольного здания, в котором не было найдено следов обитания. Проход на дне шахты вёл в две большие камеры. В одной из них нашли артикулированные скелеты и небольшую группу глиняных горшков вроде тех, что были в последних слоях погребальных зданий. Нечто похожее было найдено и в могилах позднего EBIII в Иерихоне. Во второй камере нашли 13 скелетов и бронзовый кинжал. Ещё две могилы периода EBIV были раскопаны на главном кладбище. Каждая из них представляла собой выложенную камнем шахту и большую камеру с частично-артикулированными останками и большой группой глиняной посуды EBIV.

Трудно сказать, чем занимались жители Баб эд-Дра в это время и сохранилась ли непрерывная популяция после разрушения в EBIII. Но ясно, что последнее поселение было открытого типа. Никаких следов жизнедеятельности на территории города, за исключением культового сооружения на северной окраине города, не было найдено даже в тех местах, которые не пострадали от эрозии. Можно предположить, что эрозия, с которой боролись жители периода EBIII и разрушение городской стены сделали это место неподходящим для обитания. Бытовые изменения этого времени могут быть связаны с прекращением торговли и возвращением к более простым формам, типичным для EBIB, так как именно этому периоду соответствует найденная посуда. Исследования позволяют датировать последний период жизнедеятельности 2200-м годом до Р.Х.

Литература к части II
  1. Schaub R.T. Bab edh-Dhraʿ // The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol.1. Jerusalem: The Israel Exploration Society & Carta; N.Y.; L.; Toronto; Sydney; Tokyo; Singapore: Simon & Schuster, [1993]. P. 130-136.
Олег Пушин


Баб эд-Дра. Вид с юга Баб эд-Дра. Вид с юга на западную часть (более крупным планом) Баб эд-Дра. Вид с юга на западную часть (крупным планом) Видео: Вид на тель с юга. Движущийся в кадре автомобиль позволяет понять масштабы археологического объекта Вид с западной части теля на запад. Видны западная городская стена (проходящая слева направо вверху фотографии) и западные городские ворота
Вид с западной части теля на запад (стена и ворота — справа вверху) Видео: Западная городская стена и западные городские ворота (вид с востока, изнутри теля) Западные городские ворота и стена (вид с востока, изнутри теля) Западные городские ворота и стена (другой ракурс) Западные городские ворота (вид с востока, изнутри теля)
Западная городская стена и ворота (другой ракурс, вид с северо-востока) Видео: Западная городская стена и ворота (другой ракурс, вид с северо-востока) Видео: Западные городские ворота (вид с востока) Западные городские ворота. Хорошо видна перемычка Западные городские ворота (другой ракурс)
Вид на городские ворота и далее — на запад, на Мертвое море Видео: Городская стена и вид на запад от нее Вид с запада на городскую стену и ворота Вид с запада на городскую стену и ворота (более крупным планом) Вид с запада на городскую стену и ворота (крупным планом)
Вид с запада на городскую стену и ворота (другой ракурс) Вид с запада на городскую стену и ворота. Слева на фотографии видно колено ворот (в виде буквы L) Видео: Вид с запада на городскую стену и ворота Общий вид с запада на городскую стену и ворота (включая колено ворот в виде буквы L) Общий вид на Баб эд-Дру с запада, от Мертвого моря
Видео: Общий вид на Баб эд-Дру с запада, от Мертвого моря Видео: Вид со стороны Баб эд-Дры на Мертвое море Юго-западная часть теля. Зона XII. Остатки святилища ранней бронзы (сзади) и полусферического алтаря (впереди). Подробнее об этом см.: Rast W.E., Schaub R.T. Preliminary Report of the 1979 Expedition to the Dead Sea Plain, Jordan // BASOR. 1980. Fall. 240. P. 21-62. Конкретно: P. 30-31. Видео: Остатки святилища ранней бронзы и полусферического алтаря в юго-западной части теля, зона раскопок XII Полусферический алтарь


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.