ГАДАРА

Место исцеления бесноватых Иисусом Христом


Umm Qeis (древняя Гадара) располагалась на территории северной трансиорданской равнины, на востоке Иорданской рифтовой долины (32°37'N, 35°41'E). План и размеры древнего города, скорее всего, были приспособлены к топографии известнякового плоскогорья, которое резко обрывалось на севере, юге, и западе на высоте 364 метра над уровнем моря. Из этой местности открывается панорамный вид на огромную равнину Иорданской долины, Тивериадское озеро (библ. Генисаретское озеро), долину Ярмук, Голанские высоты и гору Ермон. [1, 281]

Уже в 1806 Ульрих Зетцен отождествил древний город Гадара с местом развалин современного Umm Qeis, и в течение длительного времени эта точка зрения считалась незыблемой. Основным доказательством являлись горячие источники в Эль-Хамма (El-Hamma), в долине Ярмук, которые по сей день находятся там. Благодаря им была известна находящаяся рядом Гадара (расположенная на высоте 553 метра над Эль-Хамма). Первое упоминание об этих источниках было сделано римским географом Страбоном в I веке до Р.Х. С тех пор они прославились за свои целебные свойства. [1, 281]

Согласно Зигфриду Митману, Гадара находилась в 16 римских милях от Капитолиады (Бейт Раса) и Скифополиса (Бейт Шеана). Римские мильные камни все еще стоят по сторонам обеих дорог, как и той, которая ведет от Гадары в Тивериаду. Источники, также называемые термы Элиа (Termae Haelia), упоминаются на третьем мильном камне, расположенном на дороге между Капитолиадой и Тивериадой. [1, 281]

Клавдий Птолемей (Geographia 14. 22), римский писатель, живший во II в. до Р.Х., включает Гадару в свой список восемнадцати городов, принадлежащих к Келе-Сирии и Десятиградию. Плиний Старший (Nat. Hist. 18.74) указывает, что историки не соглашаются друг с другом в едином перечне городов Десятиградия, его собственный список состоит из десяти городов и датируется первым столетием после Р.Х. Из всех городов Десятиградия, Гадара наиболее известна как место рождения знаменитых людей, из них стоит упомянуть Филодемуса Эпикурейца, современника Цицерона, и известного поэта Мелеагера. [1, 281]

Впервые Гадару посетил Зетцен в 1806 году, а тщательно исследовал Готтиб Шумахер в 1886 году. Гораздо позднее там производились полевые работы, в результате которых удалось отреставрировать купальню эпохи поздней античности в северо-западной части объекта с мозаичным полом и мозаичною надписью (1959), подземный мавзолей (1968). Также была расчищена одна позднеримская могила (1969). [1, 281]

С 1974 года Германский евангелический институт археологии на Святой Земле предпринял систематические исследования, раскопки и реставрационные работы в Umm Qeis. Исследования 1974 года подтвердили существование этого города уже в начале 7 века до Р.Х. Однако в рассмотрении истории Umm Qeis традиционно доверяют свидетельству Полибия, который описывал территорию Гадары как одно из нескольких месторасположений войск под управлением Птолемея, пока они не были завоеваны Антиохом III в 218-217 году до Р.Х. После окончательного завоевания Трансиордании и Палестины Антиохом в 198 до Р.Х. Гадара была включена в Селевкидское царство – это было важным событием в истории города. Согласно Стефану Византийскому (Ethnika. 128. 30) город был назван Антиохия и Селевкида, а также были отчеканены монеты с надписью «Антиохия», в знак почтения к Селевкидам. [1, 281]

Иосиф Флавий упоминает (Иудейские древности. 13. 13. 3; Иудейская война. 1. 4. 2), что Гадара была освобождена от власти Хасмонейского царя Александра римским полководцем Помпеем во время его похода в Сирию в 63 году до Р.Х. Это был один из этапов образования провинции Аравия. Позднее, в начале II в. после Р.Х, в ее состав вошло также Набатейское царство со столичным городом Петра. Дополнительная реорганизация произошла в Римской империи при создании провинции Палестина. Приблизительно к 429 году после Р.Х. Палестина и Трансиордания были подразделены на Palaestina Prima, Palaestina Secunda и Palaestina Tertia. Адам Смит указывает (Smith A. Historical Geography of the Holy Land. L., 1931), что Гадара была одним из городов Palaestinae Secundae. [1, 281]

Согласно евангелию, Иисус посетил Гадару, где он совершил изгнание бесов, вселившихся в стадо свиней (Мф 8:28). В начале IV века по Р.Х. в Гадаре был епископ, который присутствовал на Никейском соборе в 325 году. В результате открытия ее великолепной базилики Германским евангелическим институтом археологии на Святой Земле под управлением У. Вагнер-Люкс (Ute Wagner-Lux; 1976-1980) Гадара стала одним из главных христианских центров в Трансиордании, вместе с Герасой (Джерашем), Мадабой и Петрой. В городе имеются остатки и других археологических памятников: два храма, два театра, укрепленный акрополь, мощеные улицы с колоннадами, знаменитые ворота, некрополь, нимфеум, два мавзолея, стадион, и две общественные купальни, расположенные вдоль южной части decumanus maximus. [1, 281-282]

Раскопки купальни в 1977-1983 гг., которые проводила датская группа, возглавляемая С. Голм-Нильсоном (Sven Holm-Nielsen) выявили три основных периода в ее истории. Первый закончился разрушением, возможно, из-за землетрясения около 400 года по Р.Х. Во втором строение использовалось также, как купальня, однако в значительно меньшем размере, что указывает на постепенный экономический упадок в Гадаре. В 1-ой половине VII века здание перестало использоваться как купальня. В третий период ее существования купальня использовалась как жилое помещение и мастерские. В здании также, возможно, находилась мусульманская молельня в омейядский период. Арабский историк девятого века Аль-Баладури говорит, что в середине седьмого века Гадара была захвачена мусульманами и стала одним из городов нового арабского административного округа Палестины. Нам мало известно об истории города в период правления династии Аббасидов и позднее. Ни христианские, ни мусульманские писатели не дают никаких сведений относительно положения Гадары в эпоху Айюбидов и Мамлюков. Согласно свидетельствам арабских путешественников и географов, отмечается резкий спад в благосостоянии города и постепенный переход от значимого греко-римского города, в котором в период расцвета был даже университет, к полю, покрытому руинами. Частота и распределение осколков из этого периода (XI - XIII вв. по Р.Х) в Гадаре возможно отражает существование там всего нескольких ферм. [1, 282]

Литература
  1. Hadidi A. Umm Qeis // The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Ed. E.M. Meyers. Vol. 5. N.Y.; Oxford: Oxford Univesity Press, 1997. P. 281-282.
Георгий Бонка


Общий вид на Гадару с востока. Гадара как поселение возникло во II в. до Р.Х. на холме, с которого сделана фотография, и впоследствии (в римский и позднеримский периоды) расширялось на запад вдоль основной дороги, ведшей с востока на запад (на фото эта дорога идет из правого нижнего угла в левый верхний). Справа вверху видно побережье Тивериадского озера. Где-то в этом районе Господь Иисус Христос встретил и исцелил бесноватых Общий вид с востока на Гадару и на берег Тивериадского озера (другой ракурс) Берег Тивериадского озера в окресностях Гадары В какой-то из пещер (гробниц) на склоне этих холмов на берегу Тивериадского озера жили бесноватые, которых исцелил Христос Видео: Берег Тивериадского озера в окресностях Гадары
Видео: Участники экспедиции осматривают берег Тивериадского озера в районе Гадары Схема археологических объектов Гадары (фото с информационного стенда): 1 - городская стена, 2 - базилика, 3 - жилые кварталы, 4 - западный театр, 5 - улица с магазинами, 6 - церковная терасса, 7 - главная дорога, 8 - нимфеум, 9 - византийские бани, 10 - подиум, 11 - северный театр, 12 - эллинистический храм, 13 - восточные городские ворота, 14 - водяной туннель, 15 - гробница Модеста, 16 - гробница Германи, 17 - святилище, 18 - северный мавзолей, 19 - бани Гераклида, 20 - бани, 21 - раннеримские ворота, 22 - тивериадские ворота, 23 - подземный мавзолей, 24 - базилика, 25 - позднеримские ворота, 26 - западное кладбище, 27 - ипподром, 28 - монументальные ворота Западный театр (II в. по Р.Х.) Западный театр (II в. по Р.Х.) Видео: Западный театр (II в. по Р.Х.)
Западный театр (II в. по Р.Х.): верхний ярус Западный театр (II в. по Р.Х.) Улица с магазинами Видео: Улица с магазинами, сверху — церковная терасса Улица с магазинами, сверху — церковная терасса
Церковная терасса. В византийский и затем в раннеисламский период две церкви были построены на терассе, сконструированной на западном склоне акрополиса во II в. по Р.Х. Церкви заменили собой более раннее римское общественное здание, вероятно, зал с колоннами или торговую базилику. В 1-ой пол. VI в. примерно в центре терассы была построена прямоугольная церковь с октогональным интерьером. С севера (на фото — справа) к церкви был пристроен атриум (двор с колоннами). С главной дороги (на фото осталась справа за кадром) на террасу вели трое врат. С юга к церкви (т.е. на фото слева) во 2-ой пол. VI в. была пристроена небольшая базилика. Церковь и базилика были разрушены во время землятресения в сер. VIII в. (как и западный театр и множество других строений в Гадаре) Церковная терасса Церковная терасса Видео: Церковная терасса Нимфеум
Нимфеум (справа), вход на церковную терассу (слева) Видео: Нимфеум Главная дорога в направлении от нимфеума и церковной терассы дальше на запад. Город расширялся в западном направлении, о чем свидетельтсвуют несколько сохранившихся городских ворот на главной дороге, строившихся по мере переноса пределов города: раннеримские ворота, ворота Тиверия, позднеримские ворота и монументальные ворота византийского периода Главная дорога в направлении на запад Подиум
Главная дорога Главная дорога (другой ракурс) Схема главной дороги Гадары в римский период. В римский период ширина дороги составляла 6,5 м, она была вымощена базальтовым камнем. На некоторых участках вдоль дороги были возведены колонны (по два ряда с каждой стороны), крытые сверху, внутри колонн находились магазинчики торговцев Видео: Главная дорога Святилище раннеримского периода
Видео: Святилище реннеримского периода Городские ворота раннеримского периода Тивериадские ворота (по центру фото — южная башня ворот) Видео: Тивериадские ворота (южная башня) Тивериадские ворота (другой ракурс). Справа — южная башня, слева — место, где находилась северная
Тивериадские ворота (другой ракурс) Подземный мавзолей римского периода Развалины базилики, построенной в 360-370 гг. над подземным мавзолеем. Предполагают, что в мавзолее мог быть похоронен кто-то из христианских святых, соответственно, базилика с момента постройки и до раннеисламского периода являлась христианской церковью. После периода крестоносцев была переделана в мечеть и некоторое время использовалась в таком качестве Видео: Подземный мавзолей и базилика над ним Остатки cооружения римского периода (дворик с колоннами)
Видео: Строения римского периода в Гадаре Дворик с колоннами Дворик с колоннами (другой ракурс) Позднеримские городские ворота Видео: Позднеримские городские ворота
Позднеримские городские ворота (другой ракурс) Монументальные ворота византийского периода Монументальные ворота Видео: Монументальные ворота Монументальные ворота (вид сверху на остатки одной из башен)
Видео: Башня монументальных ворот Видео: Монументальные ворота


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.