МАДАБА

Уникальная карта Св. Земли VI в. по Р.Х.


1. Город Мадаба

Город Мадаба (Медеба, Медева) расположен в центральной части Иордании. В надписи мозаичного пола церкви Пресвятой Богородицы сохранилась древнее название города ("люди этого города Мадаба"). Символическое изображение мозаик Ипполитова зала представляет город в образе богини фортуны Тюхе (Tyche), которая сидит на троне. В Библии Мадаба упоминается как Медева среди городов долины Моав, завоеванных Израильскими племенами (Числ 21:30; Нав 13:9,16; 1 Пар 19:7; Ис 15:2) и включенный в «надел» Рувима. Современное положение Мадабы — 40 км к югу от Аммана. Город известен уже тем, что в его окрестностях состоялось сражение между армией царя Давида и коалицией аммонитян и сирийцев. Позднее Мадаба стал городом провинции Аравии. Среди различных исторических памятников, связанных с Мадабой, сохранилась греческая надпись, найденная в эль-Мушаккар (el-Mushaqqar), на дороге между Эсбусом (Esbus или Hesban) и Ливиасом (Livias или Tell er-Rameh), где упоминался священник Зайдалла Петригенус (Zaidallah Petrigenous), член городского совета Мадабы, предложивший поставить памятник в честь неизвестного римского императора. Во время императоров Септимия Севера, Каракаллы, Гета и Александра Севера Мадаба был местным монетным двором. Тогда в качестве основных клеше для чеканки монет использовались образы солнца и богини фортуны Тюхе (Tyche). [2, 394]

2. История открытия и исследования карты

Недалеко от северных ворот города располагались руины византийской базилики, которые в 1807 году впервые осмотрел Ульрих Ситзен (Ulrich J. Seetzen). В 1872 году на это место с экспедицией прибыл Кэнон Тристрэм (Canon Tristram) и исследовал его в течение 4 дней. [2, 394] Следующий этап исследования связан с христианами бедуинского племени азизиат, которые обосновались в этом районе с разрешения турецких властей в декабре 1880 года. Именно они сообщили Иерусалимскому патриарху Никодиму о найденной мозаике с изображением карты Святой Земли. Однако исследование карты началось лишь при следующем патриархе Герасиме, который благословил возвести на этом месте церковь и в 1890 году командировал для этого в Мадабу архитектора из Иерусалима. К сожалению, мозаичная карта не заинтересовала архитектора, и часть мозаики была утрачена при строительных работах. [4]

Таким образом, современная церковь была построена на том фундаменте древней трехнефной церкви, который был виден на уровне земли. Сама же эта северная церковь, как и другие храмы Мадабы, была базиликой с одним пределом и двумя боковыми ризницами с восточной стороны, разделенная на три нефа двумя рядами из четырех колонн. Пресвитерион был закрыт алтарным экраном на линии первого ряда колонн. Со стороны фасада в юго-западном углу здания церковь имела притвор и подсобное помещение с мозаиками. В 1887 году католический священник Бивер (Biever) скопировал первые два фрагмента карты, а также послал в Иерусалим транскрипцию первых надписей мозаики из церкви Девы Марии [1, 997]. В октябре 1891 года Готтлиб Шумахер (Gottlieb Schumacher) расписал план древнего здания, что было непросто сделать из-за несохранившихся южной и северной границ композиции, поэтому план здания казался неубедительным. Однако позднее его проверили P.-M. Sejourne (1892) и Frederick J. Bliss (1895), Giuseppi Manfredi (1899), A. Paulouskji и N.K. Kluge (1903), Alois Musil (1905), а также Melezios Metaxakis (1905-1907) [2, 394]. Уже в декабре 1896 г. в новой церкви можно было увидеть карту Святой Земли, с которой топограф Дж. Арванитаки (G. Arvanitaki) сделал точную копию. Лагранж (Lagrange) и Винсент (Vincent) изучали новый документ на месте, а Дженнер-Дюран (Genner-Durand) сфотографировал её. Значительный вклад в изучение карты был сделан при помощи цветных копий, выполненных с оригинала в 1902 году П. Пальмером (P. Palmer) и Г. Гуте (H. Guthe) и опубликованных в Лейпциге в 1906 г. В 1965 году Г. Донер (H. Doner) выполнил возможную эпиграфическую корректировку, после которой были выявлены новые топонимы. Эти события привлекли к Мадабе внимание ученых со всего мира [1, 998].

3. Харакеристика карты

Сегодня мозаика покрывает пол современного греческого православного храма — церкви св. Георгия, расположенного неподалеку от северных городских ворот. Ученые установили, что карта была выложена в 570 году, поэтому принято рассматривать её в контексте классического ренессанса периода Юстиниана. С тех пор от первоначального размера мозаики 15,7 на 5,6 м сохранилась лишь её четвертая часть. Из названий топонимов, и особенно из прямых ссылок на двенадцать колен ясно, что карта — прежде всего, документ библейской географии. Она включает в себя территории двенадцати колен согласно Библии и, таким образом, охватывает пределы Ханаана, которые были обещаны Аврааму. В основу её, по мнению большинства исследователей, был положен знаменитый "Ономастикон" — первый путеводитель по Палестине, составленный Евсевием Кесарийским в IV в. [1, 998]. Ученым удалось идентифицировать свыше 150 названий. Все эти места находятся на территории Ближнего Востока, от Тира и Сидона на севере до дельты Нила на юге, от Средиземного моря на западе до Аравийской пустыни на востоке. [1, 998]

Весьма достоверно переданы особенности географии Палестины. Поперек центральной оси, образованной рекой Иордан и Мертвым морем, располагается Трансиорданское плато с его долинами на востоке и горами Самарии и Иудеи на западе, четко отделенными от Средиземноморской прибрежной равнины [1, 998]. Карта ориентирована на восток, что позволяло прочитывать её каждому входящему в храм и направляющемуся к алтарю. Так же на восток ориентированы представленные на ней города, здания и сопровождающие их названия; из-за ограниченности используемого пространства карта содержит неточности и некоторые условности, тем не менее, она весьма достоверно воспроизводит существовавшую в то время систему дорог. Города классифицированы по значимости. Например, Иерусалим, Газа и Аскалон обозначены иначе, чем более мелкие города типа Вирсавии и Иерихона. Маленькие деревушки помечены воротами с башнями по бокам или же церковью. Названия земель и крупнейших городов выложены красными греческими буквами. Рядом с названиями некоторых городов сообщается информация о важнейших событиях, происходивших на этом месте. Вдобавок, природные условия данной территории так живописно представлены, что их легко узнать. Например, для водоемов, моря, гор мозаист добавил легко понятные символы: пальмовые деревья оазиса Иерихона, Зоара и источники долины Иордана, кустарники вдоль реки с бродами Иордана и характерные переправы, рыбу в проточной воде и две лодки в волнах Мертвого моря. Более важным с исторической точки зрения является указание определенных мест — колодец Иакова в Сихеме, крещальный бассейн возле Филипова источника недалеко от Бейт Цур, терпентинное дерево или мамрийский дуб, бассейны горячих источников Каллирхе, изображение Керака как укрепленного города на горе. [1, 998]

Преобладание на карте святых мест и храмов христиан, а также храма Гроба Господня в сердце Иерусалима, превращает карту в христианское осмысление истории спасения в терминах географии. Иерусалим занимает на карте самое заметное место. Он виден как бы с птичьего полета, изображен объемно и весьма реалистично, несмотря на схематичность. Неизвестный художник разделил город на две половины, используя в качестве разграничительной линии его главную улицу — Кардо: кварталы к востоку от нее наклонены к западной части карты, а западные кварталы — к нижней ее части. Автор обозначил стены, ворота, улицы и основные здания, некоторые из которых узнаваемы до сих пор. Кардо начинается на севере с площади, окруженной стенами. В центре площади располагается юбилейная колонна. От той же самой площади на севере, через арку, начинается вторая улица, которая простирается на юг и на половине своего пути пересекает улицу, идущую от восточных ворот. Помимо храма Гроба Господня на виньетке Иерусалима хорошо различимы еще две церкви. Считается, что это базилика святого Сиона и новая церковь эпохи Юстиниана в честь Пресвятой Богородицы. [1, 998]

При недостатке информации проблема датирования мозаики может быть решена только при непосредственном и качественном её исследовании. Церкви, обозначенные при фонтане Иерихона и в Вефаваре, впервые упомянуты паломником Феодосием приблизительно в 530 г. по Р.Х. Также церковь Галгала, церковь египетских мучеников около Аскалона, церковь св. Виктора около Газы и могила Захарии в Шефеле впервые упомянуты неизвестным паломником из Пьяченца, Италия, приблизительно в 570 г. по Р.Х. Кроме того, если здание на восточной стороне кардо в плане Иерусалима — в действительности новая церковь Пресвятой Богородицы, построенная по приказу императора Юстиниана и освященная 20 ноября 542 г., то из этого следует считать карту выполненной позднее 542 г. Стилистические соображения при анализе мозаики мадабской школы подтверждают эту дату [1,998].

4. Уникальность и значимость карты

Прежде всего, внимание заслуживает тот факт, что сегодня карту Мадабы используют при раскопках Иерусалима, несмотря на то, что от города, изображенного на карте, сохранилось совсем немного. Лестница храма Гроба Господня была разрушена еще крестоносцами. Вместо изображенного на карте пустыря на Храмовой горе теперь высится грандиозная мечеть Омара. Большая часть Кардо превратилась в восточный рынок. Но именно благодаря карте Мадабы ученые раскопали продолжение древней Кардо, расположенное на 4 метра ниже уровня современной улицы. [5]

Мозаика в Мадабе — это важный источник по истории христианской Церкви в целом. Например, сегодня спорным моментом является вопрос о месте крещения Господа Иисуса Христа. Проблема заключается в разночтениях относительно Ин 1:28. В Textus Receptus говориться о Вифаваре, тогда как Ватиканский, Иерусалимский и Александрийский кодексы в данном месте упоминают о Вифании. Мнение относительно Вифавары приписывают Оригену, который выбрал именно это чтение, считая, что Вифания находится в пригороде Иерусалима и не может быть местом крещения. Однако в переводе Вифавара означает «дом переправы», а Вифания — «лодочный дом». Таким образом, Дж.А. Смит (G.A. Smith) высказал мнение, что это два варианта одного и того же названия.

Вифавара идентифицируется также с Bethbarah, которое одинаково по звучанию, но располагалось не на Иордане, а на одном из его притоков (Суд 7:24). В Ватиканском и Александрийском кодексах перевода LXX присутствует Baithabara, которым обозначается то, что у масоретов передано בית הערבה [Beth ha‛arabah] (букв. "дом пустыни") и является одним из городов колена Вениаминова (Нав 18:22). Также есть мнение, что и Вифания и Вифавара — это искажение первоначального имени, в котором после Beth должны быть согласные n, b и r. В массоретском тексте есть место ("Bethabara" и "Beth-nimrah"), которое в Византийском кодексе обозначено Baithanabra (Нав 13:27), поэтому Джордж Грув (George Grove) отождествляет Бефавару и Beth-nimrah, что в принципе соответствует карте в Мадабе. Эта точка зрения является популярной, так как достаточно хорошо обоснована. [3]

Наконец, еще одна точка зрения основывается на буквальном прочтении Евангелия от Иоанна (Ин 1:29, 35, 43), где говорится о расстоянии между Каной Галилейской и местом крещения в 1 день пути, а от Иерусалима до этого же места было 2-3 дня пути. Это указывает на то, что место крещения Господа Иисуса Христа должно было располагаться гораздо выше по течению реки. В качестве возможного варианта предлагается брод, называемый Abarah, который находился рядом с местом, называющимся Beisan. [3]

Литература
  1. Piccirillo M. Medeba (Madaba) // The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 3. Jerusalem: The Israel Exploration Society & Carta; N.Y.; L.; Toronto; Sydney; Tokyo; Singapore: Simon & Schuster, [1993]. P. 992-1001.
  2. Piccirillo M. Madaba // The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Ed. E.M. Meyers. Vol. 3. N.Y.; Oxford: Oxford Univesity Press, 1996. P. 393-397.
  3. Hunter S.F. Bethabara // Сайт "Bible Tools". URL: http://www.bibletools.org/index.cfm/fuseaction/Def.show/RTD/isbe/ID/1442/Bethabara.htm (дата обращения: 17.12.11).
  4. Израиль. Мадаба // Сайт "Православный поклонник на святой земле". URL: http://palomnic.org/history/obzor/madaba/ (дата обращения: 17.12.11).
  5. Карта Мадабы // Сайт "Карта Мадабы". URL: http://dimma43.narod.ru/photoalbum25.html (дата обращения: 17.12.11).
Дионисий Вихров


Современная церковь святого Георгия в Мадабе, построенная в кон. XIX в. над мозаикой древней церкви VI в. Современный интерьер церкви св. Георгия в Мадабе Современный интерьер церкви св. Георгия в Мадабе Современный интерьер церкви св. Георгия в Мадабе (другой ракурс) Современный интерьер церкви св. Георгия в Мадабе (другой ракурс)
Видео: Мозаичная карта Св. Земли VI в. в церкви св. Георгия в Мадабе Иерусалим на карте Мадабы Вефавара -- место крещения Господа -- на карте Мадабы Мертвое море на карте Мадабы Центральная часть карты Мадабы
Иудея на карте Мадабы Вифлеем на карте Мадабы Отдельный фрагмент карты Мадабы с надписью АСКА[ЛОН], т.е. Ашкелон, относящийся к побережью Средиземного моря Южные районы. Слева -- земли на юг от Иерусалима (включая Арад и Беер Шеву), справа -- Египет и река Нил Египет и Нил на карте Мадабы
Расшифровка элементов карты Мадабы с информационного стенда у церкви св. Георгия: 1 - Иерусалим, 2 - Вифлеем, 3 - Мертвое море, 4 - Иордан, 5 - Иерихон, 6 - колодец Иакова, 7 - Средиземное море, 8 - гора Синай, 9 - дельта Нила, 10 - Карак (Кириакополис), 11 - монастырь св. Лота, 12 - Хеврон


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.