ГОРА НЕВО

Место, откуда Моисей смотрел на землю Обетованную


1. Гора Нево

Гора Нево находится на востоке от реки Иордан, в 7 км от города Мадаба. Ее высота – 817 м над уровнем моря. Согласно Библии, именно на эту гору взошел пророк Моисей (Втор 34:1). В Ветхом Завете гора Нево – часть Аваримской горы (Втор 32:49). Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские Древности» упоминает название Аварим [3,56].

С вершины горы открывается прекрасный вид на моавитские равнины – местность, в которой расположились израильтяне во времена пророка Моисея перед тем, как вступить в Ханаан. Гору Нево посещали византийские паломники. Евсевий писал, что гора Нево находится по ту сторону Иордана, напротив Иерихона, в земле Моавской (Onomastikon. 136. 6). Епископ Газы, Петр Иберийский (V в.), описал в мельчайших подробностях посещение Мемориала Моисея на горе Нево в Аравии. Паломник Феодосий (первая половина VI в.) рассказывал, что к востоку от реки Иордан паломники могли посетить воды, вытекающие из скалы, то есть целебные источники Моисея, куда прокаженные приходили, чтобы получить исцеления (Theodosius. De situ Terrae Sanctae. 19). Паломник из Пьяченцы (Piacenza) (вторая половина VI в.), добавлял, что от Иордана до того места, где умер Моисей — восемь миль (Itinerarium. 10. 5). [1, 115]

Согласно надписи Меша, царя Моава, на горе Нево был город, расположенный на высоком плато Моава, в регионе Мадабы: «и Кемош [моавитское божество] сказал мне: иди, возьми Нево у Израиля. И я пришел ночью, и сражался от зари до полудня, убивая их. Семь тысяч мужей, мальчиков, женщин, девочек и служанок, поскольку я принес их в жертву Аштар-Кемош. И я взял [сосуды?] Ягве и поставил их перед Кемошем» (The Moabite Stone. 14-18) [4, 320].

Евсевий знал местность Нево как пустыню. Составитель жизнеописания епископа Петра Иберийского во второй половине V в. говорил о горе Нево как о поселении христиан.

Само название «Нево» было пущено в современный научный оборот в 1838 году Эдвардом Робинсоном и Эли Смитом.

Местные бедуины также называли гору как Джабаль Набо или Джабаль Муса. По материалам воспоминаний паломницы Егерии (открытым в Ареццо (Италия) и изданным под редакцией Франческо Гаммурини в 1886 году) и биографии на сирийском языке Петра Иберийского (открытой в 1895 году) был идентифицирован Мемориал Моисея на северо-западном отроге горы Нево. Впервые эти руины посетил и описал французский исследователь герцог де Люинь в 1864 году.

В 1933 году археологи из института Библейских исследований францисканского ордена (Studium Biblicum Franciscanum) в Иерусалиме начали изучать пик Сиягха (Siyagha). В 1933, 1935 и 1937 годах раскопками руководил Сильвестр Зайлер. Исследования привели к открытию базилики и большого монастыря, возникшего в византийский период на месте небольшой часовни. В 1963 году восстановление базилики начал Виржилио Корбо, а с 1976 года работами руководил Мишель Пикирилло (Piccirillo). Выяснилось, что в IV веке христиане построили мемориал в честь Моисея на пике Сиягха (Siyagha). (Рядом с мемориалом Моисея сейчас находится крест из ажурного железа, установленный в XX веке итальянцем Фантони). Это была триапсидальная церковь с притвором, гробницами под мозаичным полом и двумя часовнями с каждой стороны. С южной стороны двора перед фасадом храма был проход, который вел в часовню, где находился баптистерий крестообразной формы. По заказу византийских властей часовня была украшена великолепной мозаикой. Работа была полностью закончена только в августе 531 года при епископе Мадабы Илие и римском консуле Оресте (имеются данные о том, что в V веке храм был расширен).

Через 66 лет здесь была возведена базилика с мозаичным полом. В начале VII века была пристроена часовня Пресвятой Богородицы. Предположительно, на месте, где прежде находился главный престол монастыря, археологи обнаружили квадратный пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы были обнаружены археологами и в других местах горы Нево [2]. Постепенно размер монастыря уменьшился. Археологические исследования церковных зданий в долинах вокруг горы Нево подтвердили вывод Сайлера о том, что монахи жили в долинах около водных источников.

Монастырь был полностью заброшен в IX веке [1,115-116].

2. Хирбет эль-Мукайат

Согласно результатам раскопок францисканского ордена, в укрепленном месте Хирбет эль-Мукайат, на юго-восточном отроге горы Нево, начиная с бронзового века до римско-византийского периода находилось постоянное поселение.

В 1863 году французский исследователь Фелисьен де Саусли упоминает название теля. В 1901 году Алоис Музиль посетил и описал это место. Он был первым, кто предложил его идентификацию. В 1935 году францисканцы приобрели здесь участок. В следующем году Джером Михаик начал археологические исследования. Зайлер и Беллармино Багатти опубликовали результаты в 1949 году. В 1962 году Юлий Рипармонти из университета в Каракасе (Венесуэла) предпринял систематическое изучение некрополя в этом месте и раскопал небольшой монастырь и башню железного века. Зайлер впоследствии изучал керамику, найденную в могилах. Керамика послужила отличным ориентиром для установления хронологической датировки поселения на холме эль-Мукайат.

Были раскопаны могила ранней бронзы III на юго-западном склоне акрополя и несколько гробниц железного века II. Зайлер в 1967 году опубликовал результаты раскопок гробниц эллинистическо-римского периода. Также в Хирбет эль-Мукайат были раскопаны три церкви и небольшой монастырь: церковь святого Георгия, построенная на вершине Акрополя в 536 году во времена епископа Мадабы Илии, украшенная мозаикой; церковь св. Лота и Прокопия, построенная во времена епископа Мадабы Иоанна (VI век); церковь пророка Амоса и небольшой монастырь с противоположной стороны. Недавние раскопки доказали, что Церковь Амоса является самой древней. Она, возможно, была построена во второй половине V века и примыкала с северной стороны к помещению с водной цистерной, высеченной в скале. Небольшой монастырь аль-Канисах (al-Kanisah), построенный на восточном склоне горы, включал в себя часовню с мозаикой и еще несколько помещений, построенных на северном склоне горы. Пещера, вырытая под монастырем, использовалась как хранилище. [1,117]

3. Долина Айн Муса

Идентификация близлежащих руин Сиягха (Siyagha) с Мемориалом Моисея началась с археологических исследований долины Айн Муса (источник Моисея) в 1984 году. Во время своего посещения горы Нево в IV веке паломница Егерия встречалась со многими монахами в долине рядом с источником Моисея и видела их кельи и небольшую церковь. Согласно ее воспоминаниям, между церковью и кельями был родник с чистой водой, приятной на вкус, который бил из скалы.

До открытия письменных воспоминай Егерии первым описанием Айн Муса был рассказ герцога де Люиня, написанный в 1864 году, в котором говорится о христианском ските, высеченном в скале. В 1934 году Нельсон Глюк (Nelson Glueck) обследовал крепость аль-Мешхед рядом с источником и нашел там черепки, а также ряд глиняных фигурок. В 1949 году Зайлер и Багатти идентифицировали несколько византийских руин вдоль тропинки, ведущей к римской дороге. Эта дорога известна из исследования, проведенного Джермером Дюраном в 1884 году. Зайлер и Багатти составили общий очерк о регионе с его дольменами, гробницами, крепостями, и византийскими зданиями. Более подробная карта римской дороги была составлена в 1973 году членами экспедиции, производившей раскопки в Хесбане (Эсбусе; Hesban / Esbus) и обследовавшей римско-византийскую крепость аль-Махатта (al-Mahatta).

Благодаря раскопкам библейского францисканского института Studium Biblicum Franciscanum (SBF) под руководством Мишеля Пикирилло (Piccirillo) в 1984-1985 годах среди виноградников была обнаружена церковь небольшого монастыря с двумя мозаичными полами, носившая имя Кайанос (Kaianos). Верхняя церковь, как и нижняя, имела слегка приподнятую алтарную часть. В верхнем храме была найдена интересная мозаика, изображающая арабского всадника с набедренной повязкой и накидкой на плечах, сидящего на верблюде. Нижний храм был построен во времена епископа Мадабы Кира, в начале VI века, на двух могилах. В алтарной части были двуязычные погребальные надписи: на греческом и палестинском диалекте арамейского языка.

Вторая церковь располагалась на пути между источником и Римской дорогой. Она была частью небольшого монастыря, построенного на склоне горы. Он был раскопан SBF в 1986-1987 годах, имел квадратную форму и включал в себя церковь с мозаикой на юге и мощеный двор. Мозаичный пол церкви остался почти нетронутым и является одной из наиболее хорошо сохранившихся работ местных мастеров.

В 1994 году SBF раскопали небольшой монастырь Каниса (Kanisah), располагавшийся к востоку от источника в Айн аль-Вади и к югу от горы. Там находилась часовня, посвященная Пресвятой Богородице, как указано в мозаичной надписи [1,117-118].

Литература
  1. Piccirillo M. Nebo, Mount // The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Ed. E.M. Meyers. Vol. 4. N.Y.; Oxford: Oxford Univesity Press, 1997. P. 115-118.
  2. Гора Нево — место кончины пророка Моисея // Сайт «Православие.ru». URL: http://www.pravoslavie.ru/put/070914115615.htm (дата обновления: 14.09.2007, дата обращения: 05.12.11).
  3. Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2-х тт. Т. 1 / Пер. с греч. Г.Г. Генкеля. Минск: Беларусь, 1994.
  4. Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament. Ed. by J.B. Pritchard. 3 ed. Princeton, 1969.
Сергей Юдинцев (в редакции О. Пушина, А. Сергеева и К. Дашевского)


Вершина горы Нево, известная под названием Сиягха. На ней уже в IV в. был возведен христианский Мемориал Моисея; сюда приходили паломники из Иерусалима и других мест. Здесь находились небольшой монастырь св. Георгия (536 г.), а также церкви свв. Лота и Прокопия (557 г.), свв. Амоса и Касисея с пристроенной к ней часовней (V в.), св. Кайаноса (VI в.) и св. диакона Фомы (VI в). Мозаичные фрагменты из этих церквей экспонируются в паломническом центре францисканцев, расположенном на вершине горы Вершина горы Нево Сиягха (другой ракурс) Вершина горы Нево Сиягха (другой ракурс) Вершина горы Нево Сиягха (другой ракурс) Видео: Вершина горы Нево Сиягха и открывающийся с подножия вершины вид на землю Обетованную
На вершине горы Нево располагается современный францисканский паломническиий центр Место, на котором мог стоять Моисей, отмечено специальным знаком, установленным в XX в. — жезлом с медным змием на нем На "площадке Моисея" имеется специальный указатель, позволяющий понять, какие части Св. Земли видны в хорошую погоду и насколько далеко Согласно этому указателю, с данного места в хорошую погоду видны Хеврон, Вифлеем, Иерусалим, Иерихон, Наблус (Сихем) и Тивериадское озеро Вид с г. Нево на землю Обетованную: Мертвое море (слева) и Иорданская долина
Вид с г. Нево на землю Обетованную: направление на Иерусалим Вид с г. Нево на землю Обетованную: направление на Иерихон Вид с г. Нево на землю Обетованную: направление на Тивериадское озеро Видео: Вид с г. Нево на землю Обетованную Мозаика из часовни, находившейся с южной стороны от Мемориала Моисея
Мозаика из церкви св. Георгия, VI в. Мозаика из церкви св. Кайаноса, VI в. Надпись на греческом языке из нижнего храма св. Кайаноса, 762 г. по Р.Х. Надпись на на палестино-арамейском  языке из нижнего храма св. Кайаноса Мозаичная надпись из часовни в честь Пресвятой Богородицы


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.