Месопотамия до 2150 г. до Р.Х.

  Клеймо с рельефом печати. Глина, из Ниневии, 3300-3000 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 127389.  
<-- (+) -->
  Клеймо с рельефом печати. Глина, из Ниневии, 3300-3000 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 127389.  


Кирпич, надписанный именем и титулами Ишме-Дагана (1954-1935 гг. до Р.Х.), царя г. Исина. Ур,  XX в. до Р.Х. Британский музей. 90170. Датировка, представленная на табличке артефакта (2400 г. до Р.Х.), является устаревшей и не соответствует современным научным представлениям. Кирпич Амар-Суэна (Бур-Сина; ок. 2046-2037 гг. до Р.Х.), царя Ура. Ур, XXI в. до Р.Х. Британский музей. 90024. Содержит запись о создании большого сосуда или омывальницы, которую царь посвятил богу Эа. Датировка, представленная на табличке артефакта (2400 г. до Р.Х.), является устаревшей и не соответствует современным научным представлениям. Штандарт города Ура. Из Месопотамии, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME 121201. Данный объект назван "штандартом" во время раскопок Леонардом Вулли, потому что был найден в большой царской гробнице (разграбленной еще в древности), причем он располагался рядом с плечом человека так, как если бы данный предмет несли на шесте, как военный штандарт. Внутри он пуст и его назначение до сих пор неизвестно. Со всех четырех сторон штандарт украшен мозаичными изображениями, выполненными из различных материалов. Каждая сторона разделена на три части. На торцовых поверхностях изображены причудливые картины, на длинных панелях — картина войны, а также картина мира и благополучия. Эти две картины отражают представления о двух аспектах правления шумерского царя: как воина и как посредника между своим народом и богами. Штандарт города Ура. Из Месопотамии, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME 121201. Данный объект назван "штандартом" во время раскопок Леонардом Вулли, потому что был найден в большой царской гробнице (разграбленной еще в древности), причем он располагался рядом с плечом человека так, как если бы данный предмет несли на шесте, как военный штандарт. Внутри он пуст и его назначение до сих пор неизвестно. Со всех четырех сторон штандарт украшен мозаичными изображениями, выполненными из различных материалов. Каждая сторона разделена на три части. На торцовых поверхностях изображены причудливые картины, на длинных панелях — картина войны, а также картина мира и благополучия. Эти две картины отражают представления о двух аспектах правления шумерского царя: как воина и как посредника между своим народом и богами. Штандарт города Ура. Из Месопотамии, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME 121201. Данный объект назван "штандартом" во время раскопок Леонардом Вулли, потому что был найден в большой царской гробнице (разграбленной еще в древности), причем он располагался рядом с плечом человека так, как если бы данный предмет несли на шесте, как военный штандарт. Внутри он пуст и его назначение до сих пор неизвестно. Со всех четырех сторон штандарт украшен мозаичными изображениями, выполненными из различных материалов. Каждая сторона разделена на три части. На торцовых поверхностях изображены причудливые картины, на длинных панелях — картина войны, а также картина мира и благополучия. Эти две картины отражают представления о двух аспектах правления шумерского царя: как воина и как посредника между своим народом и богами.
Клинописная табличка с записью рациона. Из Месопотамии (Гирсу), ок. 2350 г. до Р.Х. Британский музей. ME 102081. Взрослые рабочие получали стандартный рацион, состоящий из 30-40 пинт ячменя в месяц, дети получали 20 пинт. Исследователи отмечают исключительно высокий уровень мастерства писца, писавшего на данной табличке. Клинописная табличка. Суммарный счёт серебра для правителя. Из Месопотамии, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей. ME 15826. Клинописная табличка. Пиво для рабочих. Из Месопотамии, 3000-3100 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 140855. Храмы снабжали рабочих ежедневной порцией ячменного пива, которое было наиболее распространённым напитком в Месопотамии. Клинописная табличка. Список рациона на пять дней. Из Месопотамии, 3000-2900 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 116730. В каждой строке указан рацион на день. Символы для обозначения дня недели и числа от одного до пяти можно легко идентифицировать. Список рациона на пять дней (фрагменты). Из Месопотамии, 3000-2900 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 116730. Символы для обозначения дня недели.
Клинописная глиняная табличка. Из Месопотамии, 3000-2900 до Р.Х. Британский музей. ME 116625. Во время обучения писцы изучали систему письма через списки родственных символов, как, например, на этой табличке, на которой написаны названия разных мест. Подобные списки являлись очень важными при обучении писцов до конца эпохи клинописи. Клинописная табличка. Модификация чисел. Из Месопотамии, 3300-3100 до Р.Х. Британский музей. ME 140853. Пшеница отличается от ячменя через написание чисел с дополнительными чертами. Протоэламские таблички. Из Ирана (Сузы), 3000-2800 гг. до Р.Х. Британский музей. ME L 1168-9. Так называемое протоэламское письмо всё ещё не расшифровано. Очевидно влияние на него месопотамского письма того времени. Клинописная табличка, показывающая эволюцию письма. Из Месопотамии, 3300-3100 до Р.Х. Британский музей. ME 140852. Происходит усложнение знаков. В этом списке слово "рацион" составлено путем комбинации изображений человеческой головы и чаши. Каменные таблички. Из Месопотамии, 3000-2900 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 86260-1. Эти необычные каменные таблички содержат запись о продаже земли.
Табличка с пиктографическим письмом. Камень. Из Месопотамии (г. Киш), 3300-3100 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 116630. Символы обозначают человеческую голову, сани, ногу, руку и цифры от одного до трех. Табличка с архаичными числами. Гипс. Из Урука, ок. 3300 г. до Р.Х. Британский музей. ME 51-1-1.217. Каждый круглый отпечаток обозначает какое-то количество длинных отпечатков. Табличка. Царь г. Киша Лугальзагеси описывает свои труды по строительству. Из Месопотамии, ок. 2450 г. до Р.Х. Британский музей. ME 91013. Эта драгоценная лазуритовая табличка была захоронена в землю как капсула времени. Пиктографические таблички с животным и числами. Из Месопотамии, 3300-3100 гг. до Р.Х. Британский музей. ME C 206-7. "Расписка" с изображением животного. Глина. Из Месопотамии (вероятно, г. Урук), 3300-3100 гг. до Р.Х. Британский музей. ME L 107.
Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 129478. Владелец этой печати стоит в конце процессии богов плодородия, идущих к богине плодородия, сидящей на стоге сена. Один из богов несёт плуг, двое других несут коробку. Скорпион, изображенный внизу, символизирует плодородие. Аккадская цилиндрическая печать писца Кальки и ее отпечаток. Из Месопотамии (район Вавилона), ок. 2334-2279 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89137. Кальки был писцом (чиновником) и служил при Убил-Эштаре, возможно, брате царя Саргона Древнего (2334-2279 гг. до Р.Х.). Убил-Эштар изображен с двумя чиновниками. Кальки стоит за ним  и держит табличку, их ведёт вооруженный проводник. Аккадская цилиндрическая печать писца Кальки (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии (район Вавилона), ок.2334-2279 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89137. Кальки был писцом (чиновником) и служил при Убил-Эштаре, возможно, брате царя Саргона Древнего (2334-2279 гг. до Р.Х.). Убил-Эштар изображен с двумя чиновниками. Кальки стоит за ним  и держит табличку, их ведёт вооруженный проводник. Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2-ой пол. XXIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 136842. Сцена состязания. Герой атакует двух перекрещенных в центре быков. Ещё один бык стоит под надписью, в которой владелец печати назван слугой Бин-кали-шарри, сына аккадского царя Нарам-Суэна (2254-2218 гг. до Р.Х.). Аккадская цилиндрическая печать (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии, ок. 2-ой пол. XXIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 136842. Сцена состязания. Герой атакует двух перекрещенных в центре быков. Ещё один бык стоит под надписью, в которой владелец печати назван слугой Бин-кали-шарри, сына аккадского царя Нарам-Суэна (2254-2218 гг. до Р.Х.).
Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89115. Печать писца Адда. На ней изображены охотящийся бог с луком и вооруженная богиня Иштар. Бог Солнца Шамаш прокладывает себе путь через горы востока (внизу). Бога воды Эа сопровождают бык, птица Анзу и его двуликий спутник Усиму (справа). Аккадская цилиндрическая печать (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89115. Печать писца Адда. На ней изображены охотящийся бог с луком и вооруженная богиня Иштар. Бог Солнца Шамаш прокладывает себе путь через горы востока (внизу). Бога воды Эа сопровождают бык, птица Анзу и его двуликий спутник Усиму (справа). Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89308. Изображены человекобык и обнаженный герой, которые напали на двух разъяренных бизонов. Каждый из них находится по разные стороны холма, на котором растёт дерево. Аккадская цилиндрическая печать (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89308. Изображены человекобык и обнаженный герой, которые напали на двух разъяренных бизонов. Каждый из них находится по разные стороны холма, на котором растёт дерево. Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89767. Здесь изображен миф об Этане, пастухе и легендарном царе города-государства Киша. Этана был вознесен на небеса на орле, чтобы получить особое растение для зачатия детей. На его вознесение смотрят пастух и его собака, а также козлы и овцы. Наверху человек работает с горшком.
Аккадская цилиндрическая печать (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89767. Здесь изображен миф об Этане, пастухе и легендарном царе города-государства Киша. Этана был вознесен на небеса на орле, чтобы получить особое растение для зачатия детей. На его вознесение смотрят пастух и его собака, а также козлы и овцы. Наверху человек работает с горшком. Аккадская цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 103317. Вода течёт через плечи Эа, бога воды и покровителя искусств. Другие боги ведут к нему заключенного — птицу Анзу, которая, согласно месопотамской мифологии, украла скрижали судеб, дававшие власть над богами и людьми. Аккадская цилиндрическая печать (отпечаток крупным планом). Из Месопотамии, ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 103317. Вода течёт через плечи Эа, бога воды и покровителя искусств. Другие боги ведут к нему заключенного — птицу Анзу, которая, согласно месопотамской мифологии, украла скрижали судеб, дававшие власть над богами и людьми. Цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии (вероятно, г. Урук), 3300-3000 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 116722. Царь-жрец с головной повязкой и в одежде из сетки кормит цветами овец. Цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 3000 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89516. Сидящая женщина и пауки, которые, возможно, являются символами Утту, богини ткачества.
Цилиндрическая печать и ее отпечаток. Из Месопотамии, ок. 2800 г. до Р.Х. Британский музей. ME 128843. Изящно вырезанные изображения животных свидетельствуют о высоком уровне технического мастерства, достигнутого уже в столь ранний период. Аккадская лазуритовая цилиндрическая печать с золотыми крышечками и ее отпечаток. Из Месопотамии (Ур), ок. 2300-2150 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 121547. Крышечки на печати помогали сохранить ее от износа. На печати изображена сцена состязания. Длинноволосый человекобык сражается со львом, а бородатый герой хватает быка за шею и передние ноги. Другой герой вонзает кинжал в тело быка, крепко схватив его шею. Клеймо с рельефом печати. Глина, из Ниневии, 3300-3000 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 127389. Козел в зарослях. Из Ура, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME. 122200. Передние ноги козла находятся на ветвях цветущего растения (таким образом козел обычно ищет пищу). Растения с цветами и бутонами, а также морда и ноги козла сделаны из золотой фольги. Уши козла медные, шерсть и руно на плечах — лазуритовые. Внутренняя часть фигуры сделана из дерева. Золотой цилиндр, выходящий из шеи козла, играл роль подставки (возможно, для какой-то таблички). Образ козла и растения символизируют природу и плодородие, крайне важные для шумеров, которым придавалось особое значение в религии и искусстве. Козел в зарослях. Из Ура, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME. 122200. Передние ноги козла находятся на ветвях цветущего растения (таким образом козел обычно ищет пищу). Растения с цветами и бутонами, а также морда и ноги козла сделаны из золотой фольги. Уши козла медные, шерсть и руно на плечах — лазуритовые. Внутренняя часть фигуры сделана из дерева. Золотой цилиндр, выходящий из шеи козла, играл роль подставки (возможно, для какой-то таблички). Образ козла и растения символизируют природу и плодородие, крайне важные для шумеров, которым придавалось особое значение в религии и искусстве.
Козел в зарослях. Из Ура, ок. 2500 г. до Р.Х. Британский музей ME. 122200. Передние ноги козла находятся на ветвях цветущего растения (таким образом козел обычно ищет пищу). Растения с цветами и бутонами, а также морда и ноги козла сделаны из золотой фольги. Уши козла медные, шерсть и руно на плечах — лазуритовые. Внутренняя часть фигуры сделана из дерева. Золотой цилиндр, выходящий из шеи козла, играл роль подставки (возможно, для какой-то таблички). Образ козла и растения символизируют природу и плодородие, крайне важные для шумеров, которым придавалось особое значение в религии и искусстве. Лежащий овен. Примерно 3200 г. до Р.Х. Камень, Берлинский музей Пергамон. VA 7240.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.