Месопотамия, 2150-1850 гг. до Р.Х.

  Цилиндрическая печать и ее оттиск. Из Месопотамии, ок. 2000 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89851. Богиня с оружием, выходящим из-за её плеч, стоит перед царем, который держит вращающуюся пращу и серповидный меч. Одной ногой он стоит на падшем враге. Данная надпись говорит о "Зардаме, царе Карахара", который, возможно, правил в предгорье Загроса, в восточном Ираке.  
<-- (+) -->
  Цилиндрическая печать и ее оттиск. Из Месопотамии, ок. 2000 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89851. Богиня с оружием, выходящим из-за её плеч, стоит перед царем, который держит вращающуюся пращу и серповидный меч. Одной ногой он стоит на падшем враге. Данная надпись говорит о "Зардаме, царе Карахара", который, возможно, правил в предгорье Загроса, в восточном Ираке.  


Клинописная табличка. Полевой текст из Ура. 2112-2004 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Время III династии Ура. Клинописная табличка. Старо-аккадский расчетный текст о полях. 2334-2004 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Клинописная глиняная табличка. Из Ура, 1887 г. до Р.Х. Британский музей. ME 131290. Список даров, принесенных в храм богини Нингаль после успешно осуществленного торгового рейса вниз по Персидскому заливу. Кирпич с именем и титулами Бур-Сина (Амар-Суэна), царя Ура. Месопотамия, XXI в. до Р.Х. Британский музей. 90034. Булла. Глина, Умма, Ирак, 2036 г. до Р.Х. Григорианский египетский музей. D619. Использовалась для того, чтобы запечатывать ящик с клинописными табличками.
Булла. Глина, Умма, Ирак, 2036 г. до Р.Х. Григорианский египетский музей. D619. Использовалась для того, чтобы запечатывать ящик с клинописными табличками. Полевой план. 2112-2004 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. 7028. Клинописная табличка. Документ платы за доставку. 2037-2029 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Документ времени Шу-Сина из Ур Умма. Коллекция цилиндрических печатей из различных материалов. IV-I тыс. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Для изготовления цилиндрических печатей использовались различные материалы, прежде всего — драгоценные камни. Предложенный здесь набор показывает многообразие драгоценных камней: темно-синий лазурит, яркий карнеол, темно-красный яспис, блестящий гематит, а также прозрачный горный хрусталь. Цилиндрическая печать и ее оттиск. Из Вавилона, ок. 2100 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89126. Владельца печати, который стоит между двумя богинями, ведут к царю, восседающему на детально прорисованном троне. Клинопись сообщает: "Ур-Намму, сильный муж, царь Ура, Хаш-хамер, глава города Ишкун-Сина, — твой слуга".
Цилиндрическая печать и ее оттиск.  Месопотамия, ок. 2075 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89131. Позади владельца печати стоит богиня. Сам же он обращен лицом к богу войны Месламтеа. Печать посвящена "Шульге, сильному мужу, царю Ура, от Килула, главы посыльных, сына Ур-Багара". Надпись на печати гласит: "Да буду жив благоволением моего господина". Цилиндрическая печать и ее оттиск. Месопотамия, ок. 2075 г. до Р.Х. Британский музей. ME 116719. Лев с крыльями и бог стоят по разные стороны холма, держась за посох. Владелец печати стоит слева от них. Надпись именует бога, изображенного здесь, как "господина Месламтеа". Она посвящена "жизни Шульги, царя Ура, царя четырех сторон [света]". Цилиндрическая печать и ее оттиск. Из Месопотамии, ок. 2000 г. до Р.Х. Британский музей. ME 89851. Богиня с оружием, выходящим из-за её плеч, стоит перед царем, который держит вращающуюся пращу и серповидный меч. Одной ногой он стоит на падшем враге. Данная надпись говорит о "Зардаме, царе Карахара", который, возможно, правил в предгорье Загроса, в восточном Ираке. Лазуритовая цилиндрическая печать и ее оттиск.  Месопотамия, г. Ур, ок. 1900 г. до Р.Х. Британский музей. ME 121418. Изображен царь, совершающий возлияние Шамашу, богу Солнца. Бог держит сосуд и кольцо справедливости, как на кодексе Хамураппи. Имя Бур-Даган, написанное на печати, возможно, принадлежало её владельцу. Печать найдена в одной из могил г. Ура. "Печать Адама и Евы". Цилиндрическая печать и ее оттиск. Месопотамия, ок. 2200-2100 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89326. Женщина и бог в головном уборе с рогами сидят возле финиковой пальмы. Позади них находится змей. Изначально это изображение стало известно под названием "печать Адама и Евы" (или "печать искушения"). Джордж Смит, ассиролог, работавший в Британском музее с 1840 по 1876 гг., предположил, что на печати изображена история, сходная с библейским повествованием о грехопадении первых людей. Современная интерпретация другая и исходит из того, что на печатях того времени встречаются подобные фигуры. Человек справа с рогами может быть понят, как бог, а женщина слева — как его служительница. При такой интерпретации дерево и змея не несут особой смысловой нагрузки.
Цилиндрическая печать и ее оттиск. 1-я пол. II тыс. до Р.Х. Карнеол. Берлинский музей Пергамон. VA 4281. Цилиндрическая печать и ее оттиск. 1-я пол. II тыс. до Р.Х. Карнеол. Берлинский музей Пергамон. VA 639. Статуя, посвященная царю Пуюр-Эштар (Puyur-Eschtar). 1950 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Статуя выше человеческого роста. Статуя Гудеа. Месопотамия, XXII в. до Р.Х. Британский музей. ME 122910. Гудеа — царь г. Лагаша, правил ок. 2150 г. до Р.Х. Царь изображен как верный служитель и посланник своего бога. Почтительная поза, когда руки сложены впереди, а также одеяние, накинутое через плечо, отражают традицию обетных статуй более ранней эпохи. Статуя Гудеа. Месопотамия, XXII в. до Р.Х. Британский музей. ME 122910. Гудеа — царь г. Лагаша, правил ок. 2150 г. до Р.Х. Царь изображен как верный служитель и посланник своего бога. Почтительная поза, когда руки сложены впереди, а также одеяние, накинутое через плечо, отражают традицию обетных статуй более ранней эпохи.
Глиняная фигура. Из Ура, 2000-1600 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 116813. Магический дух держит сосуд, из которого течет бесконечный поток воды. Глиняная фигура. Из Ларсы, 2000-1600 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 91906. Два человека борются, при этом музыканты играют на барабанах. Глиняная фигура. Из Борсиппы (город в 20 км. от Вавилона), 2000-1600 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 91911. Человек ведёт собаку. Глиняная фигура. Из Ура, 2000-1600 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 127497. Богиня Лама воздела руки в молитве.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.