Месопотамия, 1850-1450 гг. до Р.Х.

  Кодекс Хаммурапи. 1792-1750 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с кодексом законов Хаммурапи из Вавилона. Гипсовая копия. Хаммура́пи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793-1750 гг. до Р.Х., из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Ко́декс Хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до Р.Х. Один из древнейших правовых памятников в мире. Современные исследователи делят законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Законы Хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. В качестве вершины развития клинописного права древней Месопотамии, законы оказывали влияние на правовую культуру Древнего Востока на протяжении многих столетий. Система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима.  
  (+) -->
  Кодекс Хаммурапи. 1792-1750 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с кодексом законов Хаммурапи из Вавилона. Гипсовая копия. Хаммура́пи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793-1750 гг. до Р.Х., из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Ко́декс Хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до Р.Х. Один из древнейших правовых памятников в мире. Современные исследователи делят законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Законы Хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. В качестве вершины развития клинописного права древней Месопотамии, законы оказывали влияние на правовую культуру Древнего Востока на протяжении многих столетий. Система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима.  


Кодекс Хаммурапи. 1792-1750 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с кодексом законов Хаммурапи из Вавилона. Гипсовая копия. Хаммура́пи — царь Вавилона, правил приблизительно в 1793-1750 гг. до Р.Х., из I Вавилонской (аморейской) династии. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. Хаммурапи — первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи. Ко́декс Хаммура́пи — законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до Р.Х. Один из древнейших правовых памятников в мире. Современные исследователи делят законы на 282 параграфа, регулирующих вопросы судопроизводства, охраны различных форм собственности и брачно-семейных отношений, а также частного и уголовного права. Законы Хаммурапи — результат крупной реформы существовавшего правопорядка, призванной унифицировать и дополнить действие неписаных норм поведения, зародившихся ещё в первобытном обществе. В качестве вершины развития клинописного права древней Месопотамии, законы оказывали влияние на правовую культуру Древнего Востока на протяжении многих столетий. Система права, закреплённая вавилонским сводом, стала передовой для своего времени и по богатству нормативного содержания и используемых юридических конструкций была превзойдена лишь позднейшим правом Древнего Рима. Кодекс Хаммурапи. 1792-1750 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон (фрагмент). Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с кодексом законов Хаммурапи из Вавилона. Гипсовая копия. Кодекс Хаммурапи. 1792-1750 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон (фрагмент). Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с кодексом законов Хаммурапи из Вавилона. Гипсовая копия. Древневавилонский квадратный цилиндр с каталогом имен рабочих. XVIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Древневавилонский цилиндр с таблицей мер объема жидких и сыпучих веществ. XVIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.
Повествование о потопе и круглом ковчеге. Клинописная табличка. Глина, Вавилон, ок. 1750 г. до Р.Х. Британский музей. Частная коллекция. Эта недавно переведенная табличка содержит шестьдесят строк из древней вавилонской "Истории потопа", в которой бог Эа дает герою Атрахасису инструкции по созданию спасительного ковчега. Им должно стать круглое судно, сделанное из свернутой в спираль веревки и покрытое водонепроницаемым битумом. Животных вошли в ковчег по двое, дверь закрыли до начала поднятия воды. Вавилонская история потопа. Клинописная табличка. Из Месопотамии, ок. 1635 г. до Р.Х. Британский музей. ME 78941. Это  одна из трех табличек, содержащих "Эпос об Атрахазисе", герое вавилонской истории о потопе. В табличке говорится о том, как боги предприняли несколько попыток уничтожить человечество, которое стало слишком шумным. Наконец, боги условились потопить мир. Бог мудрости Энки тайно предупредил своего приверженца Атрахазиса о том, что должно произойти, тем самым позволив ему приготовить ковчег, в котором он, его домочадцы и животные были спасены. Клинописные таблички. Юридический документ. 1812-1793 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Описаны устройство поместья и распределение его между несколькими сыновьями. Клинописная табличка. Список синонимов. Глина, Месопотамия, 1500-539 гг. до Р.Х. Британский музей. ME K 4375. Писари иногда встречают редкие или сложные слова. В этом списке подобные слова объясняются через использование синонимов, соединенных с ними в параллельные столбцы. Во многих случаях цифра "два" , написанная двумя вертикальными штрихами, используется для выражения "то же самое" . Клинописная табличка. Из Месопотамии, XVIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 91076. Описывается восстановление храма Шамаша, бога Солнца, в Ларсе, произведенное при царе Хаммурапи.
Письмо на клинописной глиняной табличке. Из Месопотамии, XVIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 12815. В письме содержится приказ, обязывающий мужчин явиться в Вавилон для слушания в суде. Это письмо от Хаммурапи адресовано чиновнику по имени Син-иддинам. Клинописная табличка со списком вавилонский царей. Месопотамия (возможно, Сиппар), XVII в. до Р.Х. Британский музей. ME 80328. Эта глиняная табличка содержит список имён царей Вавилона вплоть до эпохи царя Аммидитана (1683-1647 гг. до Р.Х.). Список также содержит имена предков нескольких аморейских племен, духам которых приносили еду и питьё. Клинописная табличка с конвертом. Глина, из Месопотамии, ок. 1700 г. до Р.Х. Григорианский египетский музей. D710, D711. Хорошо виден подписанный и запечатанный глиняный конверт для клинописной таблички. Старо-вавилонская булла из глины с печатью. XVIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. 4097, 1097. "Царица ночи". Месопотамия, XVIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 2003,0718.1. Одна из древних месопотамских богинь. Возможно, это Иштар, богиня плотской любви и войны, или Эрешкигал, сестра Иштар и её соперница, которая правила подземным миром. Изначально изображение было красного цвета. На богине головной убор с рогами, она держит сосуд и кольцо справедливости (оба являются месопотамскими символами божественности). Её разноцветные крылья опущены, а ноги переходят в когти, как у сов, что сидят позади её. Богиня стоит на спинах двух львов, чешуйчатый узор внизу символизирует горы. Это изображение, вероятно, было сделано в Вавилонии в правление царя Хаммурапи.
"Царица ночи" (реконструкция в цвете). Месопотамия, XVIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 2003,0718.1. Часть обетного памятника. Сиппар, XVIII в. до Р.Х. Британский музей. ME 22454. Фигура, изображенная слева — царь Хаммурапи, правая рука которого воздета в молитве. Надпись сообщает, что статуя была посвящена богине Ашратум в её храме от имени Хаммурапи. На несохранившейся части монумента должно было быть изображение богини, обращенной к царю. Человек, сделавший посвящение Хаммурапи, назван высоким чиновником Итур-Ашдумом. Возможно, он был правителем города, находящегося под властью царя государства Мари в Сирии, и  присягнул Хаммурапи после захвата последним этой территории. Культовый рельеф. 1-я пол. 2-го тыс. до Р.Х. Гипсовый камень. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Амулет из камня против демона болезней Ламашту. 1-я пол. 1-го тыс. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.