Месопотамия, 1400-1030 гг. до Р.Х.

  Письмо из Тель эль-Амарны. Письмо царя Алашия к фараону. Клинописная табличка. Примерно 1380 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.  
<-- (+) -->
  Письмо из Тель эль-Амарны. Письмо царя Алашия к фараону. Клинописная табличка. Примерно 1380 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.  


Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Вавилон. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Надпись и три списка с символами богов. Известняк. Сте́ла (лат. stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Стелы устанавливались в качестве памятных или погребальных знаков. Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Вавилон. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Ниппур. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Верхняя часть с символами богов. Историческая запись Тиглатпаласара I (1115-1076 гг. до Р.Х.). Месопотамия (Ассур), ок.1110 г. до Р.Х. Британский музей. ME 91033. Терракотовый октаэдр был закопан у одного из углов зиккурата. В тексте перечисляются военные и гражданские достижения царя Тиглатпаласара I, а также говорится о его успехах в охоте. Учредительные документы. Ассур. XIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Надписи были помещены царем Тукулти-Нинуртой I внутри и под стенами храма богини Иштар. К известняковым блокам крепились золотые, серебряные и свинцовые таблички с надписями. Надписи содержали титулатуру царя, историю его царствования и построек, пожелания на будущее и проклятие врагам.
Стела Салманасара I, царя Ассирии  (ок. 1274-1244 гг.). Известняк, Ассирия, 1270 г. до Р.Х. Британский музей. 115691. Послание короля Тушратты из Митанни. Клинописная табличка. Примерно 1370 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Тушратта, царь Митанни, правил прибл. в 1370-1350 гг. до Р.Х. Письмо из Тель эль-Амарны. Письмо царя Алашия к фараону. Клинописная табличка. Примерно 1380 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Эпос о творении. Клинописная табличка. Глина, Месопотамия, 1100-539 гг. до Р.Х. Британский музей. ME K 3473. В этом отрывке эпоса о творении бог Аншар созывает богов на пир. Они празднуют назначение Мардука верховным богом после его победы над Тиамат, богиней первобытного хаоса. Высокая и узкая форма таблички характерна для этой серии. Слева: клинописная табличка и запечатанный конверт. XII в. до Р.Х. Глина. Берлинский музей Пергамон. VAT 15490. Комплексные процессы управления делали в Месопотамии письменную документацию необходимой. Запечатывались договора и документы, иногда письма или почтовые отправления. Наличие печати должно было удостоверять подлинность документа. Справа: таблички с прокатанными оттисками печатей ассирийского царя Эриба-Адада I, XIV в. до Р.Х. Глина. Берлинский музей Пергамон. VAT 9009, VAT 19867.
Архитектурный элемент из зиккурата царя Унташа Напириша. Иран, 1340-1300 г. до Р.Х. Ватикан. Григорианский египетский музей. 56631. Формованные кирпичи из фасада храма Инанны. Урук / Варка. Конец XV в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Сердолик, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89128. Перед сидящим богом Солнца Шамашем видны крест и роза, которые, вероятно, являются солярными символами. В молитве к Шамашу, "богу неба и земли", называется имя владельца печати — "Ша-иллима-дамка", занимавшего высокую должность под властью касситского царя Бурна-Буриаша II (1359-1333 гг. до Р.Х.). Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89128. Перед сидящим богом Солнца Шамашем видны крест и роза, которые, вероятно, являются солярными символами. В молитве к Шамашу, "богу неба и земли", называется имя владельца печати — "Ша-иллима-дамка", занимавшего высокую должность под властью касситского царя Бурна-Буриаша II (1359-1333 гг. до Р.Х.). Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Известняк, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89232. Бородатый бог с шапкой из перьев на голове поднимает кубок и держит звезду. Перед ним находится символ Мардука, бога Вавилона. Служитель машет веером над горшками. Клинописные знаки "бог" и "человек" написаны над их изображениями.
Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89232. Бородатый бог с шапкой из перьев на голове поднимает кубок и держит звезду. Перед ним находится символ Мардука, бога Вавилона. Служитель машет веером над горшками. Клинописные знаки "бог" и "человек" написаны над их изображениями. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Известняк, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89386. Это изображение — типичный пример "третьего касситского стиля", где два животных (здесь — бык и лев) обращены лицом друг к другу. Треугольники наверху и внизу сделаны в подражание золотым крышкам более дорогих печатей. Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89386. Это изображение — типичный пример "третьего касситского стиля", где два животных (здесь — бык и лев) обращены лицом друг к другу. Треугольники наверху и внизу сделаны в подражание золотым крышкам более дорогих печатей. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Фаянс, Месопотамия (долина р. Хабур), ок.1450-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 125795. Типичная фаянсовая печать, которая изначально была глазурованной и блестела. На ней изображен облаченный человек, который стоит, воздев руки в молитве перед стилизованными деревьями. Мита́нни — древнее государство (XVII-XIII вв. до Р.Х.) на территории северной Месопотамии и прилегающих областей. Население Митанни состояло из хурритов и семитов, официальными языками были хурритский и аккадский. Столица Митанни Вашшуканни (Хошкани) располагалась на реке Хабур. Предполагается, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия (Хорсабад), ок.1450-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89819. Изображена полуобнаженная женщина-служанка или богиня, обмахивающая веером сидящего бога или царя, который пьёт через трубочку из горшка.
Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1400-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89569. Бог, держащий серповидный меч, стоит лицом к служителю и богине; между ними маленькие фигурки, розетки и голова быка. Остальная часть рисунка, между бегущими спиральными границами и ниже ряда рук, изображает эпизод из популярного эпоса о Гильгамеше: Гильгамеш и Энкиду убивают коленопреклоненного великана Хумбабу, защищающего кедровый лес. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89556. Митаннийская печать с сильным среднеассирийским влиянием. На прорисованных завитках стоят богиня, жрец и демон-грифон, держащий пальмовую ветвь и сосуд. Два обнаженных героя крепко держат штандарт, верхняя часть которого увенчана звездным диском. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Празем (зеленоватый кварц), Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 102540. Два грифона сидят друг напротив друга по разные стороны от дерева, под их крыльями находятся козлы, наверху изображены спирали. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок. 1350-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 134855. Над двумя быками на коленях стоит бородатый герой, держа хвосты двух грифо-львов. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок. 1300 г. до Р.Х. Британский музей. ME 129548. Дерево с изогнутым стволом и кругом расширяющихся ветвей растет из холмика, состоящего из перекрывающихся дуг, по обе стороны от которых возлежат маленькие козлики, с параллельными рогами, изогнутыми назад в полукруг. Два крупных самца горных козлов или козерогов с ребристыми рогами окружают группу и подпрыгивают, чтобы посмотреть на ветви дерева. Рог животного слева неполон из-за надписи, а рог животного справа поврежден большим осколком. За сценой находится крест с четырьмя концами, заканчивающимися пучками и связанными свитками. Выше располагается горизонтальная клинописная надпись: "Печать Адад-апла-усур
Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок.1250-1200 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 129572. Изображены лев, стоящий на задних лапах, и конь, расправивший крылья. Между ними лежит жеребёнок. Треугольная композиция была характерна для времени правления ассирийского царя Тикульти-Нинурты I (1243-1207 гг. до Р.Х.). Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Яшма, Месопотамия, ок.1300-1200 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89806. У этой необычной печати имеется две интерпретации. 1. Возможно, здесь изображен договор между сидящим господином и двумя вассалами, каждый из которых держит табличку в руке. Господин и один из мужчин касаются головы животного, лежащего на столе. Другой мужчина держит сосуд, напоминающий по форме голову животного. 2. Важная персона, вероятно, правитель, восседает на троне с высокой спинкой. Перед ним стоит стол, на который слуга кладет голову оленя, из пасти оленя торчит серповидная рукоятка кинжала. На столе рядом с головой оленя лежит хлеб или пирог. Голова другого животного, вероятно лошади, принесенная вторым слугой, судя по всему, является искусственным сосудом. Рядом со столом сидит обезьяна, подняв руку к хлебу или пирогу на столе. Неподалеку от второго слуги сидит собака, выше изображен петух. Хищная птица с распростертыми крыльями протягивает ногу к верхушке кресла правителя; птица образует визуальный противовес льву, прыгающему через верхнее поле над головой оленя с другой стороны крылатого диска с восьмиконечной звездой. В небе изображен полумесяц. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Лазурит, Месопотамия, ок. 1400-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89361. Полудрагоценный камень лазурит поставлялся из Афганистана и высоко ценился за его насыщенный голубой цвет. На этой большой печати изображен жрец перед курильницей для ладана и алтарем, держащий символы вавилонского бога Мардука. Цилиндрическая печать (оттиск см. на след. фотографии). Месопотамия, XV-XIV вв. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 6935. Оттиск цилиндрической печати (см. предыд. фото). Месопотамия, XV-XIV вв. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 6935.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.