Месопотамия, 1400-1030 гг. до Р.Х.

  Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89556. Митаннийская печать с сильным среднеассирийским влиянием. На прорисованных завитках стоят богиня, жрец и демон-грифон, держащий пальмовую ветвь и сосуд. Два обнаженных героя крепко держат штандарт, верхняя часть которого увенчана звездным диском.  
<-- (+) -->
  Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89556. Митаннийская печать с сильным среднеассирийским влиянием. На прорисованных завитках стоят богиня, жрец и демон-грифон, держащий пальмовую ветвь и сосуд. Два обнаженных героя крепко держат штандарт, верхняя часть которого увенчана звездным диском.  


Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Вавилон. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Надпись и три списка с символами богов. Известняк. Сте́ла (лат. stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Стелы устанавливались в качестве памятных или погребальных знаков. Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Вавилон. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела для защиты дарованного царем земельного участка. Ниппур. Сер. XII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Верхняя часть с символами богов. Историческая запись Тиглатпаласара I (1115-1076 гг. до Р.Х.). Месопотамия (Ассур), ок.1110 г. до Р.Х. Британский музей. ME 91033. Терракотовый октаэдр был закопан у одного из углов зиккурата. В тексте перечисляются военные и гражданские достижения царя Тиглатпаласара I, а также говорится о его успехах в охоте. Учредительные документы. Ассур. XIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Надписи были помещены царем Тукулти-Нинуртой I внутри и под стенами храма богини Иштар. К известняковым блокам крепились золотые, серебряные и свинцовые таблички с надписями. Надписи содержали титулатуру царя, историю его царствования и построек, пожелания на будущее и проклятие врагам.
Стела Салманасара I, царя Ассирии  (ок. 1274-1244 гг.). Известняк, Ассирия, 1270 г. до Р.Х. Британский музей. 115691. Послание короля Тушратты из Митанни. Клинописная табличка. Примерно 1370 до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Тушратта, царь Митанни, правил прибл. в 1370-1350 гг. до Р.Х. Письмо из Тель эль-Амарны. Письмо царя Алашия к фараону. Клинописная табличка. Примерно 1380 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Эпос о творении. Клинописная табличка. Глина, Месопотамия, 1100-539 гг. до Р.Х. Британский музей. ME K 3473. В этом отрывке эпоса о творении бог Аншар созывает богов на пир. Они празднуют назначение Мардука верховным богом после его победы над Тиамат, богиней первобытного хаоса. Высокая и узкая форма таблички характерна для этой серии. Слева: клинописная табличка и запечатанный конверт. XII в. до Р.Х. Глина. Берлинский музей Пергамон. VAT 15490. Комплексные процессы управления делали в Месопотамии письменную документацию необходимой. Запечатывались договора и документы, иногда письма или почтовые отправления. Наличие печати должно было удостоверять подлинность документа. Справа: таблички с прокатанными оттисками печатей ассирийского царя Эриба-Адада I, XIV в. до Р.Х. Глина. Берлинский музей Пергамон. VAT 9009, VAT 19867.
Архитектурный элемент из зиккурата царя Унташа Напириша. Иран, 1340-1300 г. до Р.Х. Ватикан. Григорианский египетский музей. 56631. Формованные кирпичи из фасада храма Инанны. Урук / Варка. Конец XV в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Сердолик, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89128. Перед сидящим богом Солнца Шамашем видны крест и роза, которые, вероятно, являются солярными символами. В молитве к Шамашу, "богу неба и земли", называется имя владельца печати — "Ша-иллима-дамка", занимавшего высокую должность под властью касситского царя Бурна-Буриаша II (1359-1333 гг. до Р.Х.). Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89128. Перед сидящим богом Солнца Шамашем видны крест и роза, которые, вероятно, являются солярными символами. В молитве к Шамашу, "богу неба и земли", называется имя владельца печати — "Ша-иллима-дамка", занимавшего высокую должность под властью касситского царя Бурна-Буриаша II (1359-1333 гг. до Р.Х.). Касситы (аккад. kaššū, кашшу) — древние племена, обитавшие в горных местностях Западного Ирана, в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Известняк, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89232. Бородатый бог с шапкой из перьев на голове поднимает кубок и держит звезду. Перед ним находится символ Мардука, бога Вавилона. Служитель машет веером над горшками. Клинописные знаки "бог" и "человек" написаны над их изображениями.
Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89232. Бородатый бог с шапкой из перьев на голове поднимает кубок и держит звезду. Перед ним находится символ Мардука, бога Вавилона. Служитель машет веером над горшками. Клинописные знаки "бог" и "человек" написаны над их изображениями. Цилиндрическая печать касситов и ее оттиск. Известняк, Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89386. Это изображение — типичный пример "третьего касситского стиля", где два животных (здесь — бык и лев) обращены лицом друг к другу. Треугольники наверху и внизу сделаны в подражание золотым крышкам более дорогих печатей. Оттиск цилиндрической печати касситов (см. предыд. фото). Месопотамия, ок. 1400-1350 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89386. Это изображение — типичный пример "третьего касситского стиля", где два животных (здесь — бык и лев) обращены лицом друг к другу. Треугольники наверху и внизу сделаны в подражание золотым крышкам более дорогих печатей. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Фаянс, Месопотамия (долина р. Хабур), ок.1450-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 125795. Типичная фаянсовая печать, которая изначально была глазурованной и блестела. На ней изображен облаченный человек, который стоит, воздев руки в молитве перед стилизованными деревьями. Мита́нни — древнее государство (XVII-XIII вв. до Р.Х.) на территории северной Месопотамии и прилегающих областей. Население Митанни состояло из хурритов и семитов, официальными языками были хурритский и аккадский. Столица Митанни Вашшуканни (Хошкани) располагалась на реке Хабур. Предполагается, что этот город стоял на месте современного города Серекани в Сирии. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия (Хорсабад), ок.1450-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89819. Изображена полуобнаженная женщина-служанка или богиня, обмахивающая веером сидящего бога или царя, который пьёт через трубочку из горшка.
Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1400-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89569. Бог, держащий серповидный меч, стоит лицом к служителю и богине; между ними маленькие фигурки, розетки и голова быка. Остальная часть рисунка, между бегущими спиральными границами и ниже ряда рук, изображает эпизод из популярного эпоса о Гильгамеше: Гильгамеш и Энкиду убивают коленопреклоненного великана Хумбабу, защищающего кедровый лес. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Гематит, Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89556. Митаннийская печать с сильным среднеассирийским влиянием. На прорисованных завитках стоят богиня, жрец и демон-грифон, держащий пальмовую ветвь и сосуд. Два обнаженных героя крепко держат штандарт, верхняя часть которого увенчана звездным диском. Митаннийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Празем (зеленоватый кварц), Месопотамия, ок.1350-1250 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 102540. Два грифона сидят друг напротив друга по разные стороны от дерева, под их крыльями находятся козлы, наверху изображены спирали. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок. 1350-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 134855. Над двумя быками на коленях стоит бородатый герой, держа хвосты двух грифо-львов. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок. 1300 г. до Р.Х. Британский музей. ME 129548. Дерево с изогнутым стволом и кругом расширяющихся ветвей растет из холмика, состоящего из перекрывающихся дуг, по обе стороны от которых возлежат маленькие козлики, с параллельными рогами, изогнутыми назад в полукруг. Два крупных самца горных козлов или козерогов с ребристыми рогами окружают группу и подпрыгивают, чтобы посмотреть на ветви дерева. Рог животного слева неполон из-за надписи, а рог животного справа поврежден большим осколком. За сценой находится крест с четырьмя концами, заканчивающимися пучками и связанными свитками. Выше располагается горизонтальная клинописная надпись: "Печать Адад-апла-усур
Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Месопотамия, ок.1250-1200 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 129572. Изображены лев, стоящий на задних лапах, и конь, расправивший крылья. Между ними лежит жеребёнок. Треугольная композиция была характерна для времени правления ассирийского царя Тикульти-Нинурты I (1243-1207 гг. до Р.Х.). Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Яшма, Месопотамия, ок.1300-1200 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89806. У этой необычной печати имеется две интерпретации. 1. Возможно, здесь изображен договор между сидящим господином и двумя вассалами, каждый из которых держит табличку в руке. Господин и один из мужчин касаются головы животного, лежащего на столе. Другой мужчина держит сосуд, напоминающий по форме голову животного. 2. Важная персона, вероятно, правитель, восседает на троне с высокой спинкой. Перед ним стоит стол, на который слуга кладет голову оленя, из пасти оленя торчит серповидная рукоятка кинжала. На столе рядом с головой оленя лежит хлеб или пирог. Голова другого животного, вероятно лошади, принесенная вторым слугой, судя по всему, является искусственным сосудом. Рядом со столом сидит обезьяна, подняв руку к хлебу или пирогу на столе. Неподалеку от второго слуги сидит собака, выше изображен петух. Хищная птица с распростертыми крыльями протягивает ногу к верхушке кресла правителя; птица образует визуальный противовес льву, прыгающему через верхнее поле над головой оленя с другой стороны крылатого диска с восьмиконечной звездой. В небе изображен полумесяц. Среднеассирийская цилиндрическая печать и ее оттиск. Лазурит, Месопотамия, ок. 1400-1300 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89361. Полудрагоценный камень лазурит поставлялся из Афганистана и высоко ценился за его насыщенный голубой цвет. На этой большой печати изображен жрец перед курильницей для ладана и алтарем, держащий символы вавилонского бога Мардука. Цилиндрическая печать (оттиск см. на след. фотографии). Месопотамия, XV-XIV вв. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 6935. Оттиск цилиндрической печати (см. предыд. фото). Месопотамия, XV-XIV вв. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 6935.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.