Месопотамия, 1030-586 гг. до Р.Х.

  Быки и сирруши (драконы) 1-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф не покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.  
<-- (+) -->
  Быки и сирруши (драконы) 1-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф не покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.  


Табличка с надписью, посвященной Саргону II (ок. 722-705 до Р.Х.). Хорсабад, Ирак, ок. 721-705 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 15027. Найдена во внутреннем саду дворца Саргона II в Хорсабаде. Табличка с надписью, посвященной Саргону II (ок. 722-705 до Р.Х.). Хорсабад, Ирак, ок. 721-705 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 15028. Найдена во внутреннем саду дворца Саргона II в Хорсабаде. Глиняная табличка с фрагментом текста из анналов Ашшурнацирапала II. Глина, Нимруд, Ирак, ок. 883-859 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 15026. Из тронного зала Северо-западного дворца в Нимруде. Кирпич с надписью, посвященной Саргону  II (ок. 722-705 до Р.Х.). Хорсабад, Ирак, ок. 721-705 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 15025. Найдена в царском дворце Саргона II в Хорсабаде. Надпись на камне: "Саргон, царь Вселенной, построил этот город, Дур-Шаррукин он зовется; внутри него он построил этот несравненный дворец". Кирпич Салманасара III, царя Ассирии (ок. 860-825 гг. до Р.Х.). Нимруд, Ирак. Британский музей. 90227. Содержит запись о строительстве храма в г. Кальху (Нимруд).
Хроники Сеннахириба (правил в 705-680 гг. до Р.Х.). Терракота, Ниневия, 694 г. до Р.Х. Британский музей. WA 103000. Призма содержит запись о военных кампаниях Сеннахириба  и о восстановлении им Ниневии. Захват Лахиша и осада Иерусалима произошли во время его третьего военного похода в 701 г. до Р.Х. Описание осады Иерусалима даётся в третьей колонке, строки 38-81. Из библиотеки Ашурбанипала. Призма Тейлора. Глина, Ниневия, 691 г. до Р.Х. Британский музей. ME 91032. Названа в честь предыдущего владельца артефакта. Перечисляет походы ассирийского царя Сеннахириба. Призма. Указ царя Асархаддона о восстановлении Вавилона. Глина, Вавилон, ок. 670 г. до Р.Х. Британский музей. ME 78223. Стела с царской дарственной на землю. 667-648 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. На стеле изображены символы богов и сцена заключения договора. Сте́ла (лат. stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Стелы устанавливались в качестве памятных или погребальных знаков. Аккадский кудурру (пограничный знак) времён Саргона II (721-705 гг. до Р.Х.). Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.
Стела с царской дарственной на землю. 843 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Каменный блок, на сторонах находятся изображения богов. Цилиндр. Глина, Вавилон, VI в. до Р.Х. Британский музей. МЕ 26263. Содержит описание работ на стене Вавилона при царе Набопаласаре (625-605 гг. до Р.Х.). Расписка в получении зерна. Глина, Сиппар (современный Ирак), VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Время правления Набопаласара (625-625 гг. до Р.Х.). Табличка с рассказом  потопе. Месопотамия, VII в. до Р.Х. Британский музей. ME K 3375. Одна из самых известных клинописных табличек. Это табличка с "Эпосом о Гильгамеше", который описывает, как боги послали потоп, чтобы погубить мир. Так же, как и Ной, герой эпоса Утнапиштим был предостережен и построил ковчег, чтобы спасти близких ему людей и животных. После потопа он послал птицу, чтобы найти сушу. Синхронизация истории. Глина, Месопотамия, VIII в. до Р.Х. Британский музей. ME K 4401a. Табличка описывает взаимоотношения между Ассирией и Вавилоном с XIV по VIII в. до Р.Х., обращая особое внимание на вопрос определения границы между ними.
Значение имен. Глина, Месопотамия, 680-539 гг. до Р.Х. Британский музей. ME K 4426. Имена людей в древней Месопотамии всегда имели определенное значение; например, Эсархаддон означало "Бог Ашур даровал брата". Известно, что имена переводились с одного языка на другой. В табличке многие экзотические, неаккадские имена переведены на аккадский. Они включают царские имена, личные касситские имена, а также записанные имена важных предков. Рождение Саргона. Глина, Ниневия, VII в. до Р.Х. Британский музей. ME K 3401. Эта табличка описывает происхождение Саргона, известного царя Аккада (2334-2279 до Р.Х.), и рассказывает, как в детстве он был найден в корзинке, плывшей по реке. Табличка с указанием размера святилищ Эсагилы и Эзиды. Глина, VIII-VII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Текст из Вавилона. Карта мира. Место остановки ковчега. Глина, Сиппар (?), ок. 700-500 гг. до Р.Х. Британский музей. МЕ 92687. Табличка цитирует одну строку из таблички о круглом ковчеге. Из данного артефакта следует, что ковчег Атра-хасиса остановился в треугольнике на северо-востоке — за внешним кольцом космической воды, сразу за Урарту, который поименован на карте (см. современное объяснение древней карты на следующей фотографии). Поскольку Урарту является древним названием Армении, то налицо единство идеи о месте остановки ковчега, отраженной как в данной табличке, так и в Священном Писании Ветхого Завета. Представляет интерес и сама карта, которая описывает мир как диск, окруженный кольцом из горьких вод. Вавилон находится на берегах реки Евфрат, которая течет на юг через болота к заливу. Круги используются для обозначения городов или стран. Восемь отдаленных областей, треугольной формы, населены странными или легендарными существами. Наверху писец написал: "Там, где не видно солнца", чтобы указать на север. Текст, описывающий эти области, упоминает Утнапиштима и Саргона Аккадского. Объяснение таблички "Карта мира. Место остановки ковчега" из Британского музея. МЕ 92687 (см. предыдущую фотографию). Табличка цитирует одну строку из таблички о круглом ковчеге. Из данного артефакта следует, что ковчег Атра-хасиса остановился в треугольнике на северо-востоке — за внешним кольцом космической воды, сразу за Урарту, который поименован на карте (см. современное объяснение древней карты на следующей фотографии). Поскольку Урарту является древним названием Армении, то налицо единство идеи о месте остановки ковчега, отраженной как в данной табличке, так и в Священном Писании Ветхого Завета. Представляет интерес и сама карта, которая описывает мир как диск, окруженный кольцом из горьких вод. Вавилон находится на берегах реки Евфрат, которая течет на юг через болота к заливу. Круги используются для обозначения городов или стран. Восемь отдаленных областей, треугольной формы, населены странными или легендарными существами. Наверху писец написал: "Там, где не видно солнца", чтобы указать на север. Текст, описывающий эти области, упоминает Утнапиштима и Саргона Аккадского.
Фрагменты полихромной настенной живописи. Кар-Тукульти-Нинурта, 2-я пол. II-го тыс. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота располагались в северной городской стене и назывались "Богиня Иштар". Ворота украшены изображениями быков, символов бога погоды Адада, и драконами (по-вавилонски "мушхушу"), символами Мардука, бога города (мифическое животное, имеющее голову и тело змеи, передние лапы льва, задние — птицы, и жало скорпиона на хвосте). Земляной вал и обломки ворот были обнаружены во время раскопок в Вавилоне (1899-1917 гг.) под руководством Роберта Колдевея. В музее были реконструированы только маленькие ворота высотой 15 метров. Рельефы животных и нижний регистр орнамента составлен из оригинальных фрагментов кирпича. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон.
Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Быки и сирруши (драконы) 1-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф не покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон.
Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон.
Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Берлинский Музей Пергамон. Быки и сирруши (драконы) 2-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Быки и сирруши (драконы) 2-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Быки и сирруши (драконы) 1-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф не покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея.
Быки и сирруши (драконы) 1-й фазы ворот Иштар. Обожженный кирпич, рельеф не покрыт глазурью, Вавилон, VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Макет-реконструкция. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Макет-реконструкция. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Макет-реконструкция. Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Макет-реконструкция.
Ворота Иштар. Вавилон. 604-562 гг. до Р.Х. Макет-реконструкция. Эсагила (шумерск. "дом поднятой головы") — одноэтажный храм Мардука, этеменанки ("дом основания неба и земли") — ступенчатая башня (зиккурат). VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Макет-реконструкция. В маленьком храме, который находится на верху башни, должны были располагаться кровать и стол для Мардука. Эсагила (шумерск. "дом поднятой головы") — одноэтажный храм Мардука, этеменанки ("дом основания неба и земли") — ступенчатая башня (зиккурат). VI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Макет-реконструкция. В маленьком храме, который находится на верху башни, должны были располагаться кровать и стол для Мардука. "Башня столпотворения". Берлинский музей Пергамон. Макет-реконструкция ступенчатой вавилонской башни (зиккурата), посвященной Мардуку. "Башня столпотворения". Берлинский музей Пергамон. Макет-реконструкция ступенчатой вавилонской башни (зиккурата), посвященной Мардуку.
"Башня столпотворения". Берлинский музей Пергамон. Макет-реконструкция ступенчатой вавилонской башни (зиккурата), посвященной Мардуку. Барельеф с изображением Саргона II (ок. 765-705 гг. до Р.Х.). Хорсабад, Ирак, 710-705 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 118822. Слева изображен царь Ассирии Саргон II, держащий длинный посох. Справа от него — высокопоставленный чиновник, возможно, его наследник Сеннахирим. Духи-хранители. Нимруд, ок. 845-835 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118911. Изображенные фигуры не борются друг против друга, но охраняют от темных потусторонних сил, которые могут прийти с любого направления. Этот тип духов-хранителей был известен под названием "угаллу" ("великий лев"). Статуя Ашшурнацирпалла II (883-859 гг. до Р.Х.). Гипс, Нимруд, IX в. до Р.Х. Британский музей. ME 118805. Монолит был найден Лейардом при входе в храм Нинурты в Нимруде. Над изображением царя расположены символы его богов-покровителей: Ассура, Шамаша, Сина, Адада и Иштар. Все грани стелы покрыты клинописными надписями. Внушительная публичная речь о правлении царя в то время могла быть прочитана и понята лишь небольшим числом людей. Дух-хранитель  головой орла. Нимруд, храм Нинурта, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118922.
Дух-хранитель. Нимруд, 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118877. Царь Тиглатпалассар III (745-727 гг. до Р.Х.). Нимруд, ок. 728 г. до Р.Х. Британский музей. ANE 102399. Это — левая часть огромного рельефа. Тиглатпалассар III, облаченный в церемониальные одежды и держащий лук, однажды встретился с двумя сановитыми чиновниками (сохранилась только надпись, но не само изображение). За ним стоит безбородый слуга, держащий в руках запасной лук, украшенный колчан и жезл. Царь Ашшурнацирапал II (ок. 883-859 гг. до Р.Х.). Нимруд, ок. 875-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 124563. Это изображение царя, держащего меч и опирающегося на посох, возможно, находилось в его личной комнате. Сцена суда (фрагмент; см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски. Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски.
Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обув сохранились следы краски. Сцена суда (фргмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски. Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски. Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски. Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. и след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа оружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски.
Сцена суда (фрагмент; см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124564-6. Царь Ашшурнацирапал восседает среди слуг. Эта группа окружена парой крылатых духов-хранителей. Мастерство этих панелей превосходно: одежда изобилует детально проработанными прорезями, на обуви сохранились следы краски. Официальные сцены (см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124567-9. Группа панелей показывает череду различных сюжетов, расположенных вдоль длинной стены. В данной сцене царь изображен как завоеватель с луком и стрелами и окружен духами-хранителями. Официальные сцены (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124567-9. Группа панелей показывает череду различных сюжетов, расположенных вдоль длинной стены. В данной сцене царь изображен как завоеватель с луком и стрелами и окружен духами-хранителями. Официальные сцены (см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124567-9. Группа панелей показывает череду различных сюжетов, расположенных вдоль длинной стены. На этой сцене царь держит лук и чашу и окружен прислугой. Официальные сцены (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124567-9. Группа панелей показывает череду различных сюжетов, расположенных вдоль длинной стены. На этой сцене он держит лук и чашу и окружен прислугой.
Фигура духа-хранителя с головой орла. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124576. Официальные сцены. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124567-9. Фигура духа-хранителя с головой орла. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118921. Изображения из дворца Тиглатпалассара III (745-727 гг. до Р.Х.) Нимруд. Британский музей. Тиглатпалассар III был одним из самых успешных царей Ассирии. Его завоевательные походы распространились на север в Урарту, на восток в Иран, на запад к Средиземному морю и на юг до границ Египта. Он преобразовал покоренные государства в провинции, которые управлялись напрямую ассирийскими сатрапами. К концу своего правления Тиглатпалассар начал строить новый (центральный) дворец в Нимруде, но не смог завершить строительство. Впоследствии ассирийский царь Асархаддон (680-669 гг. до Р.Х.), решил построить другой дворец (юго-западный). Когда в 1840-е гг. археолог Остин Лейард начал раскопки обоих дворцов, он обнаружил, что множество чеканных работ из центрального дворца были приготовлены для перемещения в новый дворец Асархаддона, а некоторые уже были туда перенесены. Немало из них заржавели со стороны стены и лишь некоторые сохранились в хорошем состоянии. Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118876.
Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118874. Дух-хранитель между священными деревьями. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118804. Эти священные деревья были выполнены на смежных панелях: расположенная справа находится в Дрездене, а та, которая слева, утеряна. Носители дани. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 124562. В настоящей композиции, которая располагалась в тронном зале, изображены двое из группы носителей дани. Первый с тюрбаном, который использовался в северо-западной части Сирии, поднимает вверх сжатые в кулак руки в знак повиновения. Второй, который может быть финикийцем, держит пару обезьян. Ассирийские цари получали удовольствие от коллекционирования экзотических животных. Изображения из дворца Тиглатпалассара III (745-727 г. до Р.Х.) Нимруд. Британский музей. Осада города. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Изображения из дворца Тиглатпалассара III (745-727 г. до Р.Х.) Нимруд. Британский музей. Лучники. Инв. номер не указан в экспозиции музея.
Изображения из дворца Тиглатпалассара III (745-727 г. до Р.Х.) Нимруд. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124586. Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124530. Этот четырехкрылый дух, держащий скипетр, охранял одну из дверей, ведущих в царский тронный зал. Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118803. Этот дух охранял дверь, ведущую, вероятно, в царские покои. Царь Ашшурнацирпал II (справа) и дух-хранитель. Рельеф. Алебастр, Город Кальху (Нимруд, Нордирак), XI в. до Р.Х.  Берлинский Новый музей. VA 951.
Тиглатпалассар III (745-727 гг. до Р.Х.). Нимруд, ок. 728 г. до Р.Х. Британский музей. WA 118900. Царь Ашшурнацирпал II (883-859 гг. до Р.Х.; на композиции — справа) во время культового возлияния в окружении крылатых ангельских существ. Правая часть композиции (см. также след. фото). Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Ангельские существа. Фрагмент композиции "Царь Ашшурнацирпал II (883-859 гг. до Р.Х.) во время культового возлияния в окружении крылатых ангельских существ" (см. предыд. и след. фото). Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Ангельское существо. Фрагмент композиции "Царь Ашшурнацирпал II (883-859 гг. до Р.Х.) во время культового возлияния в окружении крылатых ангельских существ" (см. предыд. и след. фото). Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Царь Ашшурнацирпал II (883-859 гг. до Р.Х.) во время культового возлияния в окружении крылатых ангельских существ. Часть композиции (см. также предыд. фото). Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан  экспозиции музея.
Рельефы дворца. Алебастр, Нимруд, 883-859 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Рельефы дворца. Алебастр, Нимруд, 883-859 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Гипсовый слепок с изображением ассирийского царя Асархадонна (680-669 гг. до Р.Х.). Берлинский музей Пергамон. VAG 31. Рельеф был вырублен в скале в устье Нар-Эль-Кальб на севере от Бейрута. Крылатый дух с головой орла. Нимруд, Ирак, ок. 883-859 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 14990. Барельеф с изображением крылатого духа. Нимруд, Ирак, ок. 883-859 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 14989. Крылатый дух стоит на коленях перед священным деревом. Из северо-западного дворца в Нимруде.
Барельеф с изображением ассирийского сановника. Нимруд, Ирак, ок. 883-859 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 14998. Ассирийский сановник ведет за собой группу заключенных. Барельеф располагался в тронном зале северо-западного дворца в Нимруде. Голова Ашшурнацирпала II. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 135156. Дух-хранитель с головой орла. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118921. Дух-хранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 124574. Другие части этой панели находятся в музее принца Уэльса в Бомбее и в музее в Ираке. Барельеф с изображением ассирийского придворного. Хорсабад, Ирак, ок. 710-705 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118823. Безбородый человек (возможно, евнух) стоит перед царём с аккуратно сложенными руками, что выражает почтение. Вероятно, он принадлежал к кругу придворных.
Голова бородатого мужчины. Гипс, Хорсабад, Ирак, ок. 710-705 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 118818. Артефакт из дворца царя Саргона II. Часть фигуры человека, идущего в процессии приносящих дань. Головной убор, прическа и форма бороды указывают на его происхождение из западной части империи, возможно, с сирийского побережья Малой Азии. Голова евнуха в красной повязке. Хорсхабад, Ирак, ок. 710-705 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 118825. Часть композиции, изображающей посещение царя придворными. Царь убивает льва. Глина, Ниневия, 660-640 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 93011. На рельефе изображено, как царь убивает льва копьём. Умирающий лев. Ниневия, ок. 645 г. до Р.Х. Британский музей. ME 1992-4-4,1. Из серии гипсовых барельефов, изображающих царскую охоту. Дух-хранитель с головой орла. Нимруд, ок. 865-860 гг. д Р.Х. Британский музей. WA 124577.
Символическая сцена. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124531. Царь Ашшурнацирпал II изображен дважды — в ритуальной одежде (слева) и с царским жезлом (справа). Напротив него находится священное дерево, которое, возможно, символизирует жизнь, а царь совершает поклонение божеству в виде парящего диска с крыльями. Этот бог, который может быть богом солнца Шамашом, в одной руке держит кольцо —  древний месопотамский символ дарованного богом царствования. За царем с обеих сторон находятся духи-хранители. Эта симметричная картина, исполненная символизма, находилась за царским троном. Была также другая, которая находилась напротив главной двери тронного зала. Похожие сцены занимали важные местоположения и в некоторых других ассирийских дворцах; они также вышивались на царских одеждах. Царь Царь Ашшурнацирпал II в окружении духов-хранителей с головами орлов. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124584. Эта пара панелей располагалась в верхней части дворцовой комнаты, сохранившаяся стена которой полностью посвящена изображениям духов-хранителей и священных деревьев. Две фигуры духов-хранителей с головами орла. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124583. Пара женских духов-хранителей у священного дерева. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 124581. Два духа-хранителя со священным деревом. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124580.
Сцена сражения. Рельеф дворца (см. также след. фото). Терракота. Ашшур, IX в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Рельеф дворца (см. также предыд. и след. фото). Терракота. Ашшур, IX в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Рельеф дворца (см. также предыд. и след. фото). Терракота. Ашшур, IX в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Рельеф дворца (см. также предыд. фото). Терракота. Ашшур, IX в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Охота на львов. Рельефы дворца. Алебастр, Нимруд, 883-859 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Охота на львов была привилегией царских особ и часто изображалась на (ново-)ассирийских рельефах. На этой сцене из западного крыла северо-западного дворца Ашшурнацирпала II царь изображен на колеснице.
Захваченные верблюды (см. также след. фото). Нимруд, ок. 728 г. до Р.Х. Британский музей. ANE 118901. Женщина слева и стадо верблюдов, следующих за ней, составляют часть процессии пленников, захваченных вместе с добычей во время одного из походов Тиглатпалассара III против арабов. Захваченные стада (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 728 г. до Р.Х. Британский музей. ANE 118881. Овцы и козы, захваченные в походе против арабов, отводятся в ассирийский лагерь. Эта сцена украшала дворец Тиглатпалассара III и является продолжение сцены, изображенной на предыдущем фото. Царский служитель, держащий мухобойку. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118927. Охота на львов. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124534. Царь Ашшурнацирпал II стреляет в раненого льва. Охота на львов являлось царским видом спорта в Ассирии, символизирующим роль царя как защитника народа от дикой природы. Считалось, что Ашшурнацирпал II за свою жизнь убил 450 львов. Возлияние. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124535. Царь Ашшурнацирпал  после охоты, изображенной ранее, возливает вино на мертвого льва. Царь окружен царедворцами и придворными слугами, а два музыканта играют на горизонтальных арфах.
Взятие города. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124536. Царь Ашшурнацирпал II, защищенный щитоносцем, пускает стрелы с расстояния. Справа от него изображена осадная машина на колесах, из которой осуществляется обстрел стен. Враги отстреливаются в ответ, но один из них, кажется, уже сдается. Смотр пленников (см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124537. Царь Ашшурнацирпал II, спустившись с колесницы, осматривает пленников. Ассирийский воин, который целует ноги царя, вероятно, один из тех, кто отличился в бою. Продолжение изображения процессии на панели справа (см. след. фото). Смотр пленников (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124539. Ассирийские чиновники приводят к царю пленников. Захваченные трофеи изображены висящими в воздухе: к ним относятся металлические котелки, которые часто упоминаются в ассирийских списках трофеев, а также пара слоновых клыков. Эта сцена является продолжением изображенной на левой панели (см. предыд. фото). Сцена битвы (см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124540. Царь Ашшурнацирпал II в колеснице атакует вражескую пехоту. Ему помогает божество, которое летит перед ним и также пускает стрелы. Битва продолжается на сцене справа (см. след. фото). Сцена битвы (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124542. Продолжение предыдущей сцены. Ассирийские колесницы вступают в сражение. Эти две классические повозки, возможно, символизируют богов Адада и Нергала.
Переправа через реку (см. также след. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124541. Ассирийские чиновники наблюдают за тем, как армия переправляется через реку (вероятно, Евфрат). Некоторые из солдат плывут на вздутой коже, другие загружают две колесницы на лодку. Переправа через реку (см. также предыд. фото). Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 124543. Лошади плывут, сопровождаемые своими конюхами, в то время как колесница, ложе и кувшин перевозятся на "коракле" (рыбачьей лодке). Изображение людей на поверхности реки целиком (а не погруженными в воду, как это должно быть в реальности) является особенностью ассирийского искусства. Царь Ашурнацирпал II, за которым следует телохранитель. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118928. Смотр пленников. Нимруд, ок. 728 г. до Р.Х. Британский музей. ANE 118880. Эта картина является частью серии барельефов, на которых изображены пленные арабы, приведенные к царю Тиглатпалассару III. На самом краю панели справа видны руки двух пленниц. Заключенных ведут ассирийские чиновники. Изображение царя должно было находиться на панели слева. Ассирийский барельеф. Ниневия, Месопотамия, 648-631 гг. до Р.Х. Ватикан, Григорианский египетский музей. 14997. Изображение с подоженными в пустыне палатками арабов в конце победоносного нападения ассирийцев. Найдено в северном дворце Ашурбанипала в Ниневии.
Терракотовая пластина с изображением дракона. Терракота, Вавилон, 800-550 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 103381. На пластине изображено священное животное Мардука, бога Вавилона. Носильщик дани. Из Хорсабада, ок. 710-705 гг. до Р.Х. Британский музей. WA118836. Носильщик дани в одной из процессий, прибывшей из Сирии или других западных частей Ассирийской империи. Из 10 комнаты царского дворца в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад). Шествие заключенных. Из Ниневии, ок. 700-692 гг. до Р.Х. Британский музей. WA124902-3. Заключенные, которые, возможно, были взяты в плен во время одного из походов Сеннахириба в Иране или Малой Азии, приведены для смотра перед царем. Цилиндрическая печать и ее оттиск. Карнеол, Тарбису, ок. 850-825 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89135. Царь изображен дважды, по обе стороны от стилизованного дерева, под крылатым солнечным диском, из которого поднимается бог солнца. За ним — орлоголовые духи-хранители. Клинописная надпись гласит: "Печать Мушезиба-Нинурты правителя, сына Нинурты-Эреша, такого же [по должности], сына аманухи-шар-Илани, такого же [по должности]". Цилиндрическая печать и ее оттиск. Карнеол, Месопотамия, ок. 720-700 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89145. Четырехкрылый божественный герой хватает за передние лапы двух вставших на дыбы крылатых быков. Надпись гласит: "Пусть тот, кто верит в тебя, не будет посрамлен, о Набу, пусть он последует за тобой. Даруй ему наслаждаться богатством, продли его жизнь". Набу — бог мудрости, покровитель писчего искусства, писцов и каллиграфов. Почитался в городе Борсиппа, пригороде Вавилона; входил в список 12 основных богов города Вавилона.
Цилиндрическая печать и ее оттиск (см. также предыд. фото). Серый халцедон, Месопотамия, ок. 700-600 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89581. Эта печать имеет дизайн, аналогичный приведенному на предыдущей фотографии, но со сфинксами вместо быков. Такой "незаконченный" внешний вид, вероятно, был популярен в VII в. до Р.Х. Оттиск цилиндрической печати (сам артефакт был временно изъят из экспозиции). Зеленый гранат, Месопотамия, ок. 720-700 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89769. Безбородый культовый служитель мужского пола смотрит на воинственную богиню Иштар, которая стоит на льве. Их обрамляют обращенные друг к другу козы и пальма. Мельчайшие детали красиво вырезаны. Цилиндрическая печать и ее оттиск. Халцедон, Ниневия, ок. 800-750 гг. до Р.Х. Британский музей. ME 89331. На изображении коза кормит своего козленка, газель и ее детеныш бегут от горного солдата, а служитель культа стоит перед символами богов. Наверху — крылатый солнечный диск, звезда, полумесяц и группа Плеяд (скопление звезд под названием "Семь сестер"). Фигура огромного льва-хранителя. Нимруд, 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118895. Этот 15-тонный лев символизировал Иштар, ассирийскую богиню войны, и охранял вход в ее храм. На статуе присутствуют клинописные надписи с указанием имени строителя — Ашшурнацирпала II (883-859 гг. до Р.Х.). Лев был раскопан Остином Генри Лейардом в 1850 году. Фрагменты второго льва-близнеца были найдены иракскими археологами в 2001 году. Фигура огромного льва-хранителя. Нимруд, 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. ANE 118895. Этот 15-тонный лев символизировал Иштар, ассирийскую богиню войны, и охранял вход в ее храм. На статуе присутствуют клинописные надписи с указанием имени строителя — Ашшурнацирпала II (883-859 гг. до Р.Х.). Лев был раскопан Остином Генри Лейардом в 1850 году. Фрагменты второго льва-близнеца были найдены иракскими археологами в 2001 году.
Крылатые быки с человеческими головами. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118872, WA 118873. Эти духи-хранители сторожили вход в помещение покоев царя. Крылатый бык с человеческой головой. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118872. Крылатый бык с человеческой головой. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118873. Крылатый бык с человеческой головой. Нимруд, ок. 865-860 гг. до Р.Х. Британский музей. WA 118802. Это одна из двух фигур, которые стояли у входа в тронный зал Ашшурнацирпала II (883-859 гг. до Р.Х.). Крылатый бык с человеческой головой. Хорсабад, Ирак, VIII в. до Р.Х. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Скульптура из дворца Саргона II (ок.765-705 гг. до Р.Х.), располагавшегося в тогдашней столице Ассирии Дур-Шаррукине (нынешний Хорсабад). Пара крылатых быков с человеческими головами первоначально стояла у ворот крепости в качестве стражей против несчастий.
Крылатый бык с человеческой головой. Хорсабад, Ирак, VIII в. до Р.Х. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Скульптура из дворца Саргона II (ок.765-705 гг. до Р.Х.), располагавшегося в тогдашней столице Ассирии Дур-Шаррукине (нынешний Хорсабад). Пара крылатых быков с человеческими головами первоначально стояла у ворот крепости в качестве стражей против несчастий. Крылатый бык с человеческой головой. Хорсабад, Ирак, VIII в. до Р.Х. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Скульптура из дворца Саргона II (ок.765-705 гг. до Р.Х.), располагавшегося в тогдашней столице Ассирии Дур-Шаррукине (нынешний Хорсабад). Пара крылатых быков с человеческими головами первоначально стояла у ворот крепости в качестве стражей против несчастий. Львиные скульптуры внутренних ворот замка в Самаль / Зенджирли. Базальт, Самаль /Зенджирли (Турция), VIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 3001, 2718, 2719, VAG 1042. Основание колонны с двумя сфинксами. Базальт, Самаль / Зенджирли (Турция), VIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 3018. Основание колонны с двумя сфинксами. Базальт, Самаль / Зенджирли (Турция), VIII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 3018.
Бассейн. Базальт, Ассирия, 704-681 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Бассейн. Базальт, Ассирия, 704-681 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Бассейн. Базальт, Ассирия, 704-681 гг. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Стела с изображением царя Ассирии Асархаддона (680-669 гг. до Р.Х.). Базальт, Самаль / Зендирли (Турция), 671 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 2708. В ходе египетских походов ассирийскому царю Асархаддону удалось подчинять многочисленные сирийские города-государства, среди них Самаль. Памятная стела изображает царя со сверхчеловеческим ростом, в особо украшенной короне, его правая рука поднята для служения богам. В левой руке он держит жезл и две веревки, концы которых привязаны к кольцам, продетым через губы покоренных пленников. Стоящий на коленях пленник (меньшая из двух фигур), похоже, представляет собой коронованного египетского принца. Стоящий на ногах пленник, вероятно, является правителем сирийского города. На левом торце стелы изображена фигура Шамаш-шум-укина, позднего вавилонского правителя, на правом — фигура Ашшурбанипала, преемника по правлению в Ассирии. Клинописные надписи внизу лицевой стороны стелы представляют собой описание побед во время походов Асархаддона. Стела с изображением царя Ассирии Асархаддона (680-669 гг. до Р.Х.). Базальт, Самаль / Зендирли (Турция), 671 г. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA 2708. В ходе египетских походов ассирийскому царю Асархаддону удалось подчинять многочисленные сирийские города-государства, среди них Самаль. Памятная стела изображает царя со сверхчеловеческим ростом, в особо украшенной короне, его правая рука поднята для служения богам. В левой руке он держит жезл и две веревки, концы которых привязаны к кольцам, продетым через губы покоренных пленников. Стоящий на коленях пленник (меньшая из двух фигур), похоже, представляет собой коронованного египетского принца. Стоящий на ногах пленник, вероятно, является правителем сирийского города. На левом торце стелы изображена фигура Шамаш-шум-укина, позднего вавилонского правителя, на правом — фигура Ашшурбанипала, преемника по правлению в Ассирии. Клинописные надписи внизу лицевой стороны стелы представляют собой описание побед во время походов Асархаддона.
Колонна. Базальт, Аcсирия, XI в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Колонна. Базальт, Асcирия, IX в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Черный обелиск Салманасара III (858-824 гг. до Р.Х.). Британский музей. 1848, 1104.1 Сторона А. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А. Рельеф 1. Салманасар, держа лук, получает "дань от Суа Гильзанеянина". Он смотрит на своего военачальника и другого чиновника. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А. Рельеф 2. Салманасар под зонтом принимает "дань Иауа из дома Хумри" в 841 г. до Р.Х. Это — израильский царь Ииуй (из династии или "дома" Амврия / Омри), о котором говорится в Библии (4 Цар 9-10).
Черный обелиск Салманасара III. Сторона А. Рельеф 3. Слуги приносят "дань из Мусри: двугорбых верблюдов". Мусри, что означает "пограничье", вероятно, относится к стране, находящейся далеко на востоке. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А. Рельеф 4. Львы и олень из "Мардук-апла-усур Сухана", вероятно, для королевского охотничьего парка. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А. Рельеф 5. "Дань от Карпарунды Патинеянина: серебро, золото, олово, "крепкая" бронза, слоновая кость, черное дерево". Черный обелиск Салманасара III. Сторона В. Черный обелиск Салманасара III. Сторона В, верхняя часть. Рельеф 1. Два ассирийских чиновника, конюх-иностранец и конь с богатой сбруей показывают лошадей, которыми славился Гилзану. Рельеф 2. Два ассирийских чиновника и три подателя дани из Израиля с "серебром, золотом,... золотыми сосудами,... оловом". Рельеф 3. Экзотические животные из Мусри: "речной бык [буйвол], [индийский] носорог, антилопа". Скульптор явно никогда не видел носорога.
Черный обелиск Салманасара III. Сторона В, середина. Рельеф 4. Четыре данника из Суху с "серебром, золотом,... виссоном [тканью], одеждой с разноцветной отделкой и льняным полотном". Рельеф 5. Два ассирийских чиновника принимают трех данников с данью из Патины. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С, верхняя часть. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Рельеф 1. Двое слуг приводят "двугорбых верблюдов" из Гилзану. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Рельеф 2. Более пяти данников из Израиля с "золотым кубком, золотой миской, золотыми чашами, золотыми ведрами, оловом, "царским посохом", копьями".
Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Рельеф 3. "Самки [индийских] слонов, самки макак, обезьян" из Мусри. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Рельеф 4. Пять данников с "серебром, золотом, золотыми ведрами, слоновой костью [бивнями], копьями" из Сухи. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С. Рельеф 5. Пять данников с "золотыми и серебряными" сосудами и "бронзовым котлом" из Патины. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Рельеф 1. Пять данников с "серебром, золотом, оловом, бронзовыми котлами, "царскими посохами" из Гилзану.
Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Рельеф 2. Пять данников из Израиля с "серебром, золотом, золотой чашей, золотой миской, золотыми сосудами, золотыми ведрами, оловом". Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Рельеф 3. Снова "обезьяны" и их хранители из Мусри. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Рельеф 4. Четыре данника с "серебром, золотом, золотыми ведрами, слоновой костью, копьями" из Сухи. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D. Рельеф 5. Четыре данника с "золотыми и серебряными" сосудами и "бронзовым котлом" из патины. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А, вершина. Надпись: "Ашшур, великий повелитель, царь всех великих богов; Ану, царь всего живого на небесах и на земле, бог, повелитель мира; Бел, верховный повелитель, отец всех богов, создатель; Эа, царь бездны, вершитель судеб, царь престолов, пьющий в великолепии; Риммон, венценосный герой, повелитель каналов; Шамаш, судья небес и земли, побудитель всего; Мардук, правитель богов, повелитель битв; Адад, внушающий ужас, [повелитель] всего живого на небесах и на земле, безмерно могучий бог; Нергал, могущественный [бог], царь сражения; Набу, податель высокого скипетра, бог, верховный Отец; Белтис, жена Бела, мать [великих] богов; Иштар, владычица небес и земли, чей лик представляет идеальную доблесть; великие [боги], вершители судеб, создали величие моего царства. Я, Салманасар, царь множества людей, правитель и герой Ашшура; могучий царь; царь четырех сторон света, идущий по всему миру; сын Ашшур-нацир-пала, великого героя, чья доблесть заставила весь мир целовать его ноги".
Черный обелиск Салманасара III. Сторона В, верхняя часть. Надпись: "Благородный потомок Тукульти-Нинурты, надевший ярмо на все земли, враждебные ему, который смел их подобно урагану. В начале моего царствования, когда я воссел на трон могущественной власти, я собрал колесницы моего войска. В долины страны Симеси я спустился. Я взял город Ариду, крепленный город Нинни. В 1-й поход я пересек Евфрат во время разлива. К морю Заходящего солнца я пошел. Я омыл свое оружие в этом море. Я совершил жертвоприношения богам. Направился я к горам Аман. Я нарубил стволы кедров и сосен. В страну Лаллар я взошел. Образ моего величества я вырубил в середине ее. Во 2-ой поход в город Тиль-Барсип я отправился. Города Ахуни, сына Адини, я захватил. В его городе я запер его. Через Евфрат в половодье я переправился. Я взял город Дабигу, лучший город Хатти, вместе с зависимыми от него городами. В 3-й поход Ахуни, сын Адини, бежал пред лицом моего могущественного оружия, а город Тиль-Барсип..." [продолжение на вершине стороны С, см. след. фото]. Черный обелиск Салманасара III. Сторона С, вершина. Надпись (продолжение, нач. см. предыд. фото): "...царский город, он укрепил. Я переправился через Евфрат. Город в Ассирию я возвратил. Я взял его. Я взял себе также город, который находился на дальнем берегу Евфрата, на реке Сагур, который царь Хатти называл Питру. На обратном пути я спустился в долины страны Алзи. Я завоевал стану Алзи, страну Дайени и Элам и город Арзашку, царский город Арамы в стране Урарту, страну Гозан и страну Хубушкия. В год, когда эпонимом был Дайан-Ашшур, я вышел из Ниневии. Я пересек Евфрат в верхней его части. Затем к Ахуни, сыну Адини, я пошел. Холмы по берегам Евфрата он превратил в свои твердыни. Я взял эти горы. Ахуни с его богами, колесницами, лошадьми, сыновьями и дочерьми я увел. В город Ашшур я пригнал их. В том же году я пересек страну Куллар. Я направился в страну Замуа Битани. Я взял города Нигдиару и Идианс. В 5-ый поход в страну Касьяри я отправился. Их твердыни я взял. Элхитти из Серурианс  запер в его городе. В большом количестве я получил от него дань. В 6-ой поход к городам на берегу реки Балих..." [продолжение на вершине стороны D, см. след. фото]. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D, вершина. Надпись (продолжение, нач. см. предыд. фото): "...я подступил. Гиамму, их правителя, я покарал. К городу Тель-абил-ахи я спустился. Я пересек Евфрат в верхней его части. Дань от царей Хатти я получил. В те дни Риммон-идри из Дамаска, Ирхулани из Хамата и люди с морского побережья вверили свои силы друг другу и пошли на битву против меня. Под руководством Ашшура, великого бога, моего повелителя, я сразился с ними. Я нанес им поражение. Их колесницы, их военный транспорт, их оружие я забрал себе. 20.500 их воинов я сразил стрелами. В 7-ом походе к городам Хабини, к городу Тель-Абни я пошел. Я взял город Тель-Абни, его твердыню, вместе с зависимыми городами. Затем я пошел к истокам Тигра, месту откуда вытекают воды. Я дал покой оружию Ашшура в его величии. Я совершил жертвоприношения моим богам. Пиры и празднования я устроил. Я воздвиг большое изображение моего величества. Законы Ашшура, моего господина, я записал на моей стеле и все, что я сделал в мире, я увековечил. В центре [страны] я ее поставил" [продолжение см. на след. фото]. Черный обелиск Салманасара III. Сторона А, основание. Надпись (продолжение, см. предыд. фото): "В 8-ом походе против царя Кардуниаша Мардук-шуми-иддина восстал его молочный брат Мардук-Бел-усате. Чтобы наказать его, против Мардук-шуми-иддина я пошел. Я взял город воды Дхурнат. Во время моей 9-ой кампании я во второй раз отправился в страну Аккад. Я осадил город Гана-нате. Безмерный страх перед Ашшуром и Мардуком овладел Мардуком-Бел-усате и для спасения своей жизни он забрался в горы. Я погнался за ним. Мардук-Бел-усате и мятежных офицеров, которые были с ним, я поразил своими стрелами. К великой крепости я подошел. В Вавилоне, Барсиппе и Куте я совершил жертвоприношения. Благодарственные молитвы великим богам я вознес. В страну Халди я спустился. Взял их города. Дань от царей страны Халди я получил. Могущество моего оружия потрясло все земли вплоть до моря. В 10-ом походе восьмой раз я переправился через Евфрат. Города Сангары из Каркемиша я захватил. Затем направился я к городам Арамы. Я захватил Арне, царский город, и 100 других поселений. В 11-ом походе в 9-ый раз я переправился через Евфрат. Несчетное число городов я захватил. К городам Хатти в земле Хамата я направился. 89 городов я взял. Риммон-идри из Дамаска и 12 царей Хатти объединили свои силы. Я нанес им поражение. Во время моей 12-ой кампании я в 10-ый раз пересек Евфрат. В землю Пагар-хубуна я пошел. Их добро я унес. В 13-ом походе в страну Яуди я спустился. Их добро я забрал. В 14-ом походе страну я созвал и пересек Евфрат. 12 царей вышли против меня. Я сразился с ними. Я нанес им поражение. В 15-ом походе я пошел к истокам Тигра и Евфрата. В их низине я вырубил изображение моего величества. В 16-ом походе воды Заба я пересек. В страну Зимри я направился. Мардук-муддамик, царь страны Зимри, для сохранения своей жизни подался в горы. Я забрал в Ассирию его сокровища, его воинов и его богов. Яансу, сына Ханбана, я поставил на царство" [продолжение см. на след. фото]. Черный обелиск Салманасара III. Сторона В, основание. Надпись (продолжение, см. предыд. фото): "В 17-ом походе я пересек Евфрат. В земли Амана я отправился. Стволы кедра я там нарубил. В 18-ом походе в 16-й раз я перешел Евфрат. Хазаель из Дамаска вышел со мной на битву. Я захватил 1.221 его колесницу и 470 повозок из его лагеря. Во время моей 19-ой кампании я в 18-й раз пересек Евфрат. В земли Амана я отправился. Стволы кедра я там нарубил. В 20-ом походе в 20-й раз я перешел Евфрат. В землю Кахю я пошел. Я взял их города. Я забрал их имущество. Во время моей 21-ой кампании я в 21-й раз пересек Евфрат. К городам Хазаеля из Дамаска я пошел. Четыре его крепости я взял. Дань от Тира, Сидона и Библа я получил. Во время моей 22-ой кампании я в 22-ой раз пересек Евфрат. В страну Табал я пошел. В те дни я получил богатства 24 царей страны Табал. Я пошел, чтобы захватить серебро, соль и камень для скульптур. В 23-ем походе я пересек Евфрат. Я взял город Уэтас, укрепленный город, принадлежащий Лалли из земли Мелид. Цари страны Табал выступили. Их дань я получил. В 24-ом походе я пересек Нижний Заб. Я прошел через землю Халиммур. В страну Зимри я направился. Яансу, царь Зимри, перед лицом могущества моего оружия бежал и для сохранения своей жизни забрался в горы. Города Сихисатах, Бит-Тамул, Бит-Сакки и Биь-Седи, его твердыни, я взял. Его бойцов я убил. Его имущество я забрал. Города я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Оставшиеся в живых враги бежали в горы. Я взошел на вершины гор и захватил их. Их воинов я перебил. Их добро и имущество я унес. Из страны Зимри я ушел. Дань от 27 царей страны Парсуа я получил. Из страны Парсуа я ушел. К твердыням земли Амадай, Арациас, Хархар я направился. Города Куа-кинда, Хаццанаби, Эрмул, Кин-аблила с зависимыми поселениями я взял. Их воинов..." [продолжение см. на след. фото].
Черный обелиск Салманасара III. Сторона С, основание. Надпись (продолжение, см. предыд. фото): "...я убил. Их добро я забрал. Города разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Изображение моего величества в стране Хархара я поставил. Яанву, сына Хабана, вместе с его бесчисленными сокровищами, его богами, с сыновьями и дочерьми, с многочисленными его воинами я угнал в Ассирию. Во время моей 25-ой кампании я пересек Евфрат в половодье. Дань от всех царей Хатти я получил. Страну Аман я прошел. К городам Кати в стране Кахуианс я направился. Город Тимура, его укрепленный город я осадил и взял. Их воинов я убил, их богатства забрал. Множество поселений я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. На обратном пути город Муру, твердыню Арама, сына Агузи, я забрал себе во владение. Я разметил там пространство. В середине я построил дворец для моего величества. В 26-ом походе в 17-й раз в страну Аман я направился. В четвертый раз я пошел в город Кати в стране Кахуианс. Я приблизился к городу Танакун, твердыне Тулки. Безмерный страх перед Ашшуром, моим господином, овладел им, он вышел и пал мне в ноги. Я взял у него заложников и получил серебро, золото, железо, быков, овец в качестве дани. Из города Танакун я ушел и направился в страну Ламена. Люди собрались. Неприступные горы они заняли. Вершины гор я покорил и захватил. Их воинов я перебил. Их добро, быков и овец я забрал с собой из гор. Их города я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Я пошел к городу Хацци. Они обняли мои ноги. Я получил от них серебро и золото. Кирри, брата Кати, правителем над ними я поставил. На обратном пути в страну Аман я спустился. Стволы кедров я нарубил и в мой город Ашшур доставил. В 27-ом походе я собрал мои колесницы. Дайан-Ашшура, туртана, военачальника во главе армии я поставил и отправил в страну Урарту. Он спустился в Бит-Замани. К городу Аммас он направился. Реку Арцания он пересек. Сардури из Урарту услышал об этом и понадеялся на силу своего многочисленного воинства; и пошел он на битву против меня. Я сразился с ним и нанес ему поражение. Я покрыл бескрайние поля трупами его юношей подобно цветам. В 28-ом походе, когда я оставался в Калахе, мне принесли весть, что правитель Паттины Лубарна был убит и что Сурру, который не был наследником, занял трон. Я отправил Дайан-Ашшура, туртана, военачальника, во главе своего войска. Евфрат в половодье он пересек. В царском городе Киналуа он учинил резню. Великий страх перед Ашшуром, моим господином, овладел узурпатором Сурру. Человек из Паттины от могущества моего оружия..." [продолжение см. на след. фото]. Черный обелиск Салманасара III. Сторона D, основание. Надпись (окончание, нач. см. на предыд. фото): "...бежал и дети Сурру вместе с солдатами, мятежниками, попали ко мне в руки. Тех солдат я посадил на кол. Саси из страны Уцца склонился к моим ногам. Я поставил его на царствование. Серебро, золото, свинец, бронзу, железо, рога диких быков в неисчислимых количествах я получил в качестве дани. Я поставил там огромное изображение моего величества. В 29-ом походе я отправил мою армию в поход. В страну Кирхи я спустился. Их города я взял, разрушил и сравнял с землей. На их страну я обрушился подобно урагану. Безмерный страх среди них я посеял. В 30-ом походе я оставался в Калахе; в поход во главе армии я отправил Дайан-Ашшура, туртана, военачальника. Он пересек реку Заб. Он отправился в центр Хубушкиа. Получил дань от Датаны из Хубушкиа. Города Хубушкиа он покинул. В города Маггуби в стране мадахирян он направился и получил там дань. Затем пошел он к городам царя Удаки в стране Маннеев. Удаки перед могуществом моего оружия бежал и покинул царский город Зирта. Для сохранения своей жизни он поднялся в горы. Я преследовал его. Его быков, овец, его несметное добро я забрал. Его города я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Из страны Маннеев моя армия двинулась к городам Сулусуну в стране Харруна. Я взял царский город Майрсуру вместе с зависимыми от него поселениями. Сулусуну и его сыновьям я даровал прощение. Я вернул ему страну и установил выплату дани лошадьми. Он принял мое ярмо. В города Сурдира моя армия направилась. Дань от Артаирри, правителя города я получил. Затем моя армия двинулась в страну Парсуа и я получил дань от их царя. Остальные города страны Парсуа, которые не почитали Ашшура, я взял. Их богатство и добро я забрал в Ассирию. В 31-ом походе я во второй раз установил празднование в честь Ашшура и Риммона. Пока я оставался в Калахе, Дайан-Ашшура, туртана, военачальника во главе армии я поставил и отправил в города Датаны в стране Хубушкиа. Там я получил дань. К городу Заппария, твердыне страны Муцацир, я пошел. Город Заппария вместе с 46 селениями я взял. К границам страны Урарту я подошел. 50 их городов я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. В страну Гузани я ушел. Я получил дань от Упу из Гузани, от страны Маннеев, от страны бурирян, от страны Харран, от страны сасганян, от страны Андиа, и от страны Хархар в виде быков, овец и лошадей, приученных к упряжи. В страну ... я направился. Город Перриа и город Ситварья вместе с 22 селениями я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Великий страх овладел ими. В города парфян я пошел. Укрепленные города Бусту, Сала-хаману и Кини-хаману вместе с 23 селениями я взял. Их защитников я перебил. Их добро я унес. В страну Зимри я направился. Безмерный страх перед Ашшуром и Мардуком овладел ими. Свои города они оставили и поднялись в неприступные горы. 250 их городов я разрушил, сравнял с землей и сжег огнем. Я пошел в земли Симеси правителя страны Халман". Цепь с драгоценными камнями и тисненой печатью. VII в. до Р.Х. Берлинский музей Пергамон. VA Bab 1486.1. VA 529. Тисненая печать нужна была в экономике и управлении для заключения сделок и договоров, ведения разного рода дел, поэтому указывала на статус человека в обществе. Также печать иногда рассматривалась как амулет и представляла собой драгоценность.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.