Греция, 586-330 гг. до Р.Х.

  Стела с правилами. Греция, 460 г. до Р.Х. Британский музей. 1785.5-27.2. Содержит выдержку из декрета с правилами совершения общественного жертвоприношения в Афинах; имеет надписания с трех сторон. Центральная часть содержит часть текста присяги, приносимой должностными лицами.  
<-- (+) -->
  Стела с правилами. Греция, 460 г. до Р.Х. Британский музей. 1785.5-27.2. Содержит выдержку из декрета с правилами совершения общественного жертвоприношения в Афинах; имеет надписания с трех сторон. Центральная часть содержит часть текста присяги, приносимой должностными лицами.  


Фрагмент плиты. Греция, после 423 г. до Р.Х. Британский музей. 1816.6-10.173. Список афинян, павших в битве в 423 г. до Р.Х. Имена сгруппированы по родам. Фрагмент плиты. Греция, ок. 440 г. до Р.Х. Британский музей. 1816.6-10.206. Содержит фрагмент договора между  Афинами и южноитальянским г. Регионом. Договор был составлен до 440 г. до Р.Х. Когда договор был возобновлен при архонте Апсевдии (433/2 до Р.Х.), преамбула (составляющая первые восемь строк) была вырезана заново. Этрусский ритуальный календарь. Глина, Ветере, Италия, ок. V в. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Фрагмент плиты. Греция, ок. 450 г. до Р.Х. Британский музей. 1816.6-10.346. Содержит выдержку из Афинского декрета о принятии демократической конституции в ионическом городе Эритра в Малой Азии, который находился в союзе с Афинской империей с 450 г. до Р.Х. Фрагмент стены храма богини Афины в Приене (Иония). Иония (совр. Турция), ок. 334 г. до Р.Х. Британский музей. 1870.3-20.88. Часть стены храма богини Афины в Приене. Содержит надписи; верхняя гласит: "Царь Александр посвятил храм Афине Полийской". Нижняя содержит текст договора между Александром Великим и городом Приеной.
Фрагмент стены храма богини Афины в Приене (Иония). Иония (совр. Турция), ок. 334 г. до Р.Х. Британский музей. 1870.3-20.88. Часть стены храма богини Афины в Приене. Содержит надписи; верхняя гласит: "Царь Александр посвятил храм Афине Полийской". Нижняя содержит текст договора между Александром Великим и городом Приеной. Три декрета собрания Калимны. Греция, IV в. до Р.Х. Британский музей. 1856.8-26.6. Три декрета собрания Калимны, в которых иностранцы назначены  в качестве проксенов (консулов, проживающих за рубежом) с освобождением от местных налогов и с другими привилегиями. Стела с фрагментом Афинского декрета. Камень, Греция, ок. 447 г. до Р.Х. Британский музей. 1816.6-10.167. Содержит фрагмент Афинского декрета, который регулирует сбор просроченной задолженности у союзников Афинской империи. Сте́ла (лат. stela от др.-греч. στήλη — «столб») — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита (или столб) с высеченными на ней текстами или изображениями. Стелы устанавливались в качестве памятных или погребальных знаков. Стела с правилами. Греция, 460 г. до Р.Х. Британский музей. 1785.5-27.2. Содержит выдержку из декрета с правилами совершения общественного жертвоприношения в Афинах; имеет надписания с трех сторон. Центральная часть содержит часть текста присяги, приносимой должностными лицами. Фрагмент стены из гробницы. Греция, 432 г. до Р.Х. Британский музей. 1816.6-10.348. Фрагмент стены из гробницы с эпитафией, посвященной афинянам (генералу Каллиасу и 150 мужам), павшим в Потидее в 432 г. до Р.Х.
Фрагмент стелы: девушка за игрой и наблюдатели. Мрамор, Босфор, кон. V в. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 945. Две девушки сидят друг напротив друга и обхватывают левыми руками жезл. Одна из них протянула к жезлу и правую руку. Это либо игра (морра), либо возможное воссоздание техники прорицания. Две женщины и маленький мальчик наблюдают за сценой. Зеркало "Два танцора". Бронза, гравировка. Ок. 500 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Fr. 17. Этрусские бронзовые ручные зеркала имели одну отполированную сторону (которая и использовалась как зеркало), а оборотная сторона обычно украшалась чеканкой, реже — рельефом. На оборотной стороне обычно изображались либо сюжеты из мифов (часто про Диониса или Афродиту), либо сцены водных купаний и ухода за собой. Известные нам мастерские располагались в Вульчи, Перуджии, Пренесте и Вольсинии. Прорись гравировки зеркала "Два танцора" (см. предыд. фото). Зеркало "Талос и сыновья Борея". Бронза, ок. 460 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Inv. 30480. Прорись рельефа зеркала "Талос и сыновья Борея" (см. предыд. фото).
Зеркало "Талос и сыновья Борея". Бронза, гравировка, ок. 325-300 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Fr. 150. Прорись гравировки зеркала "Талос и сыновья Борея" (см. предыд. фото). Зеркало "Ахилл и Пентесилея". Бронза, гравировка, Вульчи, Италия. Ок. 430 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Fr. 148. Прорись гравировки зеркала "Ахилл и Пентесилея" (см. предыд. фото). Зеркало "Орест убивает Клитемнестру". Бронза, гравировка, ок. 440 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Fr. 6240.
Прорись гравировки зеркла "Орест убивает Клитемнестру" (см. предыд. фото). Зеркало со сценой омовения. Бронза, Пренесте, Италия, ок. 350 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Misc. 6240. Прорись гравировки зеркала со сценой омовения (см. предыд. фото). Зеркало с головой Фуфлунса / Диониса. Бронза, гравировка, ок. 350 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Fr. 58. Прорись гравировки зеркала с головой Диониса (см. предыд. фото).
Зеркало "Девушка, делающая прическу". Пренесте, Италия, ок. 400-375 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Misc. 6241. Прорись гравировки зеркала "Девушка, делающая прическу" (см. предыд. фото). Кувшин для хранения. Глина, Афины, ок. 550-540 гг. до Р.Х. Британский музей. GR 1868.6-10.2. Содержит изображение брачной процессии. Две женщины на дальнем конце колесницы несут сито для просеивания. На свадьбах в Древней Греции было принято, чтобы мальчик, у которого оба родителя были живы, предлагал гостям хлеб из сита для просеивания. Осколок кувшина для хранения. Глина, Афины, ок. 430 г. до Р.Х. Британский музей. GR 1931.1-14.5. Содержит изображение скорбящего человека. Портретный бюст Перикла (494-429 гг. до Р.Х.). Мрамор, Лесбос, ок. 430 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1530. Сохранилось четыре копии головы первоначальной статуи Перикла. Оригинал находится в Афинском акрополе. В V в. до Р.Х. такие статуи были выражением величайшего почета. Этот идеализированный портрет с коринфским шлемом соответствует изображениям, типичным для высших афинских чиновников, военачальников и полководцев.
Голова Аспазии (470-400 гг. до Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 470-460 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 605. Аспазия была женой афинского военачальника Перикла. Однако остается неясным, действительно ли греческий оригинал, который явился прототипом этой копии, изображает Аспазию. С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот совершенно не индивидуальный тип головы принадлежит облаченной в мантию статуе раннего классического периода, сохранившейся в нескольких экземплярах. Голова Аспазии (470-400 гг. до Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 470-460 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 605. Аспазия была женой афинского военачальника Перикла. Однако остается неясным, действительно ли греческий оригинал, который явился прототипом этой копии, изображает Аспазию. С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот совершенно не индивидуальный тип головы принадлежит облаченной в мантию статуе раннего классического периода, сохранившейся в нескольких экземплярах. Скульптурный портрет Александра Великого в стиле Эрбаха (356-323 гг. до Р.Х.). Мадитос, 340 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 329. Этот портрет македонского царя, названный по лучшей копии в замке Эрбаха (Германия), является самым ранним в своем роде. Он изображает Александра молодым человеком с длинными волосами, что напоминает гомеровский идеал красоты для героев: голова, характерно откинутая назад от центрального положения. Скульптурный портрет Александра Великого в стиле Эрбаха (356-323 гг. до Р.Х.). Мадитос, 340 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 329. Этот портрет македонского царя, названный по лучшей копии в замке Эрбаха (Германия), является самым ранним в своем роде. Он изображает Александра молодым человеком с длинными волосами, что напоминает гомеровский идеал красоты для героев: голова, характерно откинутая назад от центрального положения. Голова печальной Пенелопы. Мрамор, Рим, ок. V в. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 603. Изображена женщина, преисполненная печали и от этого опустившая голову на руки. Этот мотив, сохранившийся в типе статуй и рельефе "Милеаны", приобрел свое имя от добродетельной жены Одиссея, которая 20 лет ждала возвращения своего мужа. Данная римская копия, возможно, была частью погребальной статуи.
Погребальный рельеф девушки с женщиной-служанкой, так называемый "рельеф сирены". Мрамор, Афины, 400 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 755. Умершая в последний раз украшает себя, чтобы войти в царство подземного мира как "невеста Аида". Изображение покойной женщины, надевающей на себя украшения при помощи слуги, было довольно частым. Сцена может показаться банальной, но приобретает более глубокий смысл благодаря паре неземных сирен сверху. Украшение погребальной стелы в форме сфинкса. Аттика, 410-400 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 886. С архаического периода сфинксы становятся символами защиты надгробных монументов. Эти гибридные создания — крылатые львы с человеческой головой — были переняты греками с Ближнего Востока в VII веке до Р.Х. Другие мотивы восточного происхождения — такие, как сирены, вопиющие о смерти, — пользовались равной популярностью. Часть трубы, которая подавала воду в греческую колонию Аполлонию. Глина, недалеко от Созополя, ок. IV-II вв. до Р.Х. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Предмет был частью системы водоснабжения Аполлонии. Часть трубы, которая подавала воду в греческую колонию Аполлонию. Глина, недалеко от Созополя, ок. IV-II вв. до Р.Х. Британский музей. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Предмет был частью системы водоснабжения Аполлонии.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.