Рим, 63 г. до Р.Х. - 400 г. по Р.Х. Надписи




Погребальная стела Лицинии Амиас. Мрамор. Нач. III в. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. № 32156.  Одна из древнейших христианских надписей. Верхний ряд: греческая надпись ΙΧΘΥC ΖΩΝΤΩΝ — "РЫБА ЖИВЫХ"; в данном случае ΙΧΘΥC ("РЫБА") — это аббревиатура  Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ ("Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель"). Средний ряд — изображение рыбы и якоря. Нижний ряд: надпись на латинском языке LICINIAE AMIATI BE/NEMERENTI VIXIT, т.е. "Лициния Амиас хорошо и достойно жила..." Надгробная надпись на захоронении молодого человека по имени Датий. 2-я пол. IV в. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристано. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Плита закрывала погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Слева — изображение воскрешения Лазаря Христом (Христос изображен справа без усов и бороды). Надпись: "От родителей их горячо любимому сыну Датию, прожившему 20 лет в мире". Христианская надпись на надгробии. IV в. (?) Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Корабль (символизирующий Церковь) плывет к маяку. Плита закрывала погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Христианская надпись на надгробии. IV в. (?) Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. номер не указан в экспозиции музея. По центру изображение искушения Адама и Евы. Плита закрывала погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Христианская надпись на надгробии. IV в. (?) Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Плита закрывала нишу погребальную нишу (loculus) в катакомбах.
Христианская надпись на надгробии. Мрамор. IV в. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. № 28596. Плита закрывала детскую погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Из хри­сти­ан­ско­го лапида­рия. Най­де­на в ката­ком­бах св. Иппо­ли­та на доро­ге в Тиво­ли (via Tiburtina) и пере­да­на папой Кли­мен­том XI в кабинет семьи Аль­ба­ни. Изображения св. апп. Петра и Павла, монограммы Константина и надпись: "Asellu bene mberenti qui vicxit annu sex mesis octo dies XXVIII [Asello bene merenti qui vixit annos sex menses octo dies XXVIII]". "Достой­но­му Азел­лу, кото­рый про­жил шесть лет, восемь месяцев, 28 дней". Надпись императора Тиберия. 27-28 гг. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1694. Эта надпись говорит об акте эвергетизма (добровольного дарения) от Тиберия городу Вейи. Листы свидетельства о гражданстве. Бронза, Бригецио (современная Венгрия), 122 г. по Р.Х. Британский музей. GR 1930.4-19.1. Два листа представляют собой лицевую и оборотную стороны документа из 4-х листов, свидетельствовавшего о предоставлении гражданства военному ассистенту по имени Гемеллий после 25 лет службы. Листы свидетельства о гражданстве. Бронза, Бригецио (современная Венгрия), 122 г. по Р.Х. Британский музей. GR 1930.4-19.1. Два листа представляют собой лицевую и оборотную стороны документа из 4-х листов, свидетельствовавшего о предоставлении гражданства военному ассистенту по имени Гемеллий после 25 лет службы. Таблички, содержащие проклятие. Свинец, Каклика (запад Малой Азии), I-II вв. по Р.Х. Британский музей. GR 1934.11-21.1. Надпись, написанная задом наперед, чтобы придать дополнительную силу, проклинает по именам более дюжины человек, обидевших писателя. Такие проклятия часто скручивали и прибивали гвоздями, но в данном случае таблички были скреплены кольцами как шарнирами и помещены в горшок с костями.
Основание статуи императора Максимиана (ок. 250-310 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1704. Из церкви Санта Мария Нова у подножия Палатина. Посвящена Максимиану сенатором Септимием Валенцио в первый год его четвертого консульства (293-296 г. по Р.Х.).


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.