Рим, 63 г. до Р.Х. - 400 г. по Р.Х. Скульптура, исторические лица

  Статуя императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). После 37 г. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1511. Вместе с другими изображениями императора являлась частью культового цикла, установленного в общественном здании римской колонии. Тиберий был сыном Ливии от ее первого мужа. В 4 г. по Р.Х., после смерти всех потенциальных наследников престола (таких, как Гай Цезарь), Август окончательно утвердил Тиберия в качестве своего наследника. Тиберий, будучи императором, боролся с Сенатом и жестко утвердил свою власть.  
<-- (+) -->
  Статуя императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). После 37 г. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1511. Вместе с другими изображениями императора являлась частью культового цикла, установленного в общественном здании римской колонии. Тиберий был сыном Ливии от ее первого мужа. В 4 г. по Р.Х., после смерти всех потенциальных наследников престола (таких, как Гай Цезарь), Август окончательно утвердил Тиберия в качестве своего наследника. Тиберий, будучи императором, боролся с Сенатом и жестко утвердил свою власть.  


"Зеленый Цезарь" (100-44 гг. до Р.Х.). Граувакка, Египет, 1-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 342. Этот посмертный портрет изображает Цезаря государственным чиновником, облаченным в тогу. Его изощренное изображение передает энергию, аскетизм и авторитет. Инкрустация глаз современная. Будучи, согласно классическому типу, смягченным и идеализированным, в отличие от более ранних портретов Цезаря, этот портрет был адаптирован ко вкусу раннего имперского века. "Зеленый Цезарь" (100-44 гг. до Р.Х.). Граувакка, Египет, 1-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 342. Этот посмертный портрет изображает Цезаря государственным чиновником, облаченным в тогу. Его изощренное изображение передает энергию, аскетизм и авторитет. Инкрустация глаз современная. Будучи, согласно классическому типу, смягченным и идеализированным, в отличие от более ранних портретов Цезаря, этот портрет был адаптирован ко вкусу раннего имперского века. Октавиан Август в образе Юпитера. Мрамор. 1-я пол. I в. Найдена в городе Кумы в Кампании, Южная Италия (?). Эрмитаж. ГР-4191 (А.399). Октавиан Август Римский император (31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Октавиан Август в образе Юпитера. Мрамор. 1-я пол. I в. Найдена в городе Кумы в Кампании, Южная Италия (?). Эрмитаж. ГР-4191 (А.399). Октавиан Август Римский император (31 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Изображение императора Августа (63 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Базальтовая голова бюста, датируемая нач. I в. до Р.Х., размещена на древнем, не соответствующем ей бюсте из тускло-серого мрамора. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 2078, 2080.
Скульптура головы императора Августа (63 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 14 г. по Р.Х. Британский музей. GR.1879.0712.9. Август был первым императором и важной фигурой нового политического порядка. Необходимо было, чтобы общество постоянно видело его образ. Поэтому использование скульптуры  имело важное пропагандистское значение. Этот идеализированный портрет, вероятно, сделанный после его смерти в возрасте 76 лет, изображает его молодым человеком. Скульптура головы императора Августа (63 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 14 г. по Р.Х. Британский музей. GR.1879.0712.9. Август был первым императором и важной фигурой нового политического порядка. Необходимо было, чтобы общество постоянно видело его образ. Поэтому использование скульптуры  имело важное пропагандистское значение. Этот идеализированный портрет, вероятно, сделанный после его смерти в возрасте 76 лет, изображает его молодым человеком. Изображение императора Августа (64 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор, Каир, 27 до Р.Х. - 14 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 344. В своем основном портретном типе, узнаваемом по характерной прическе с "бахромой" и "вилкой" в середине лба, Август изображен как молодой человек. Задняя часть головы была добавлена — признак того, что голова была произведена в Египте, потому что мрамор приходилось импортировать. Изображение императора Августа (64 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор, Каир, 27 до Р.Х. - 14 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 344. В своем основном портретном типе, узнаваемом по характерной прическе с "бахромой" и "вилкой" в середине лба, Август изображен как молодой человек. Задняя часть головы была добавлена — признак того, что голова была произведена в Египте, потому что мрамор приходилось импортировать. Скульптура головы императрицы Ливии (58 г. до Р.Х. - 29 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 25-1 гг. до Р.Х. Британский музей. 1856.12-26.17221. Ливия Друзилла была третьей женой императора Августа. Они поженились  39 г. до Р.Х. и были вместе более 50 лет. Она была очень влиятельной и иногда говорила, что причастна к безвременной кончине наследников императора Августа. Ее сын Тиберий сменил Августа в 14 г. по Р.Х.
Скульптура головы императрицы Ливии (58 г. до Р.Х. - 29 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 25-1 гг. до Р.Х. Британский музей. 1856.12-26.17221. Ливия Друзилла была третьей женой императора Августа. Они поженились  39 г. до Р.Х. и были вместе более 50 лет. Она была очень влиятельной и иногда говорила, что причастна к безвременной кончине наследников императора Августа. Ее сын Тиберий сменил Августа в 14 г. по Р.Х. Скульптура головы императрицы Ливии. Мрамор, Сицилия, ок. 30-50 гг. Британский музей. GR 1911.9-1.1. Фрагмент статуи. Императрица Ливия изображена в возрасте 29 лет в виде богине Цереры. Молодые черты Ливии хорошо сочетаются со сложным венком, символизирующим богатство сельского хозяйства, покровителем которого была богиня Церера. Скульптура головы императрицы Ливии. Мрамор, Сицилия, ок. 30-50 гг. Британский музей. GR 1911.9-1.1. Фрагмент статуи. Императрица Ливия изображена в возрасте 29 лет в виде богине Цереры. Молодые черты Ливии хорошо сочетаются со сложным венком, символизирующим богатство сельского хозяйства, покровителем которого была богиня Церера. Скульптура головы императрицы Ливии. Мрамор, Сицилия, ок. 30-50 гг. Британский музей. GR 1911.9-1.1. Фрагмент статуи. Императрица Ливия изображена в возрасте 29 лет в виде богине Цереры. Молодые черты Ливии хорошо сочетаются со сложным венком, символизирующим богатство сельского хозяйства, покровителем которого была богиня Церера. Портрет Ливии. Мрамор. Вторая четверть I в. Эрмитаж. ГР-3017 (А.116). Ливия (58 г. до Р.Х. - 29 г. по Р.Х.) — жена императора Октавиана Августа.
Статуя обожествленной императрицы Ливии (58 г. до Р.Х. - 29 г. по Р.Х.). Мрамор, Театр в Фалерии, Италия, 42-54 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 587. В 42 г. по Р.Х. Ливия была обожествлена ее внуком Клавдием. Уже раньше она изображалась с божественными атрибутами, такими, как колосья или рог изобилия, которые должны были обеспечить благосостояние и процветание императорской семьи. Голова императрицы Ливии в образе Цереры (58 г. до Р.Х. - 29 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 30-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 435. С идеализированными чертами лица, диадемой, венком и лавром, образ Ливии создавался, чтобы напоминать богиню растительности и плодородия Цереру. Таким образом, изображение иллюстрирует роль императрицы как Цереры Августы и, следовательно, гаранта плодородия и процветания. Изображение Марка Випсания Агриппы (63-12 гг. до Р. Х.). Пританский мрамор, Магнезия на Меандере, Турция, 1-25 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1858. Возможно, здесь изображен Агриппа (63-12 гг. до Р.Х.) — один из сподвижников, советников, лучших друзей, а также зять Октавиана Августа. Предназначенная для вставки в статую, эта голова была найдена вместе с другими портретами императорской семьи в ратуше Магнезии у западного побережья Малой Азии. Изображение Марка Випсания Агриппы (63-12 гг. до Р. Х.). Пританский мрамор, Магнезия на Меандере, Турция, 1-25 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1858. Возможно, здесь изображен Агриппа (63-12 гг. до Р.Х.) — один из сподвижников, советников, лучших друзей, а также зять Октавиана Августа. Предназначенная для вставки в статую, эта голова была найдена вместе с другими портретами императорской семьи в ратуше Магнезии у западного побережья Малой Азии. Изображение Марка Випсания Агриппы (63-12 гг. до Р. Х.). Пританский мрамор, Магнезия на Меандере, Турция, 1-25 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1858. Возможно, здесь изображен Агриппа (63-12 гг. до Р.Х.) — один из сподвижников, советников, лучших друзей, а также зять Октавиана Августа. Предназначенная для вставки в статую, эта голова была найдена вместе с другими портретами императорской семьи в ратуше Магнезии у западного побережья Малой Азии.
Бюст юноши из семьи императора Октавиана Августа. Мрамор. Кон. I в до Р.Х. Эрмитаж. ГР-3563 (А.229). Портрет мальчика из семьи императора Октавиана Августа. Мрамор. Кон. I в до Р.Х. - нач. I в. по Р.Х. Эрмитаж. ГР-32 (A.314). Изображение Гая (20 г. до Р.Х. - 4 г. по Р.Х.) или Луция (17 г. до Р.Х. - 2 г. по Р.Х.) Цезаря. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1228. Голова на современном бюсте. Изображение Цицерона. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1359. Прежде считалось, что это — изображение великого оратора Марка Туллия Цицерона (106-43 г. до Р.Х.). Предположение строилось на подписи XVI века, которая сейчас подвергается сомнению. Возможно, это — изображение известного лица, жившего между поздним республиканским периодом и ранним периодом Августа. Друз Старший (38-9 гг. до Р.Х.). Афины, Греция, 25-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 392. Хотя Друз погиб еще во время Германской компании в 9 г. до Р.Х., его брат Тиберий и его сын Клавдий хранили его портреты во время своих царствований. Венок, возможно, указывает на военную дань. Портрет был создан в греческой мастерской.
Статуя императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). После 37 г. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1511. Вместе с другими изображениями императора являлась частью культового цикла, установленного в общественном здании римской колонии. Тиберий был сыном Ливии от ее первого мужа. В 4 г. по Р.Х., после смерти всех потенциальных наследников престола (таких, как Гай Цезарь), Август окончательно утвердил Тиберия в качестве своего наследника. Тиберий, будучи императором, боролся с Сенатом и жестко утвердил свою власть. Торс с изображением императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). Бронированный торс. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1250. Торс позднего периода Флавиев переделан в большой бюст с головой Тиберия. Скульптурный бюст императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 4-14 гг. по Р.Х. Британский музей. 1812.6-15.2. Тиберий был сыном Ливии от ее первого мужа. В 4 г. по Р.Х., после смерти всех потенциальных наследников престола (таких, как Гай Цезарь), Август окончательно утвердил Тиберия в качестве своего наследника. Тиберий, будучи императором, боролся с Сенатом и жестко утвердил свою власть. Голова императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 4-37 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1872. Данный скульптурный портрет был создан, возможно, после усыновления Тиберия в 4 г. по Р.Х. После смерти своего внука Гая Август возвысил своего пасынка и мужа свей дочери Юлии до звания наследного принца. Голова императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 4-37 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1872. Данный скульптурный портрет был создан, возможно, после усыновления Тиберия в 4 г. по Р.Х. После смерти своего внука Гая Август возвысил своего пасынка и мужа свей дочери Юлии до звания наследного принца.
Скульптурный бюст императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.; правил в 14-37 гг. по Р.Х.). Мрамор, 1-я четв. I в. по Р.Х. Найден в Афинах (?). Эрмитаж.  ГР-1732 (A.54). Скульптурный бюст императора Тиберия (42 г. до Р.Х. - 37 г. по Р.Х.; правил в 14-37 гг. по Р.Х.). Мрамор, 1-я четв. I в. по Р.Х. Найден в Афинах (?). Эрмитаж.  ГР-1732 (A.54). Изображение Калигулы (12-41 г. по Р.Х.). До 37 г. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1978. Статуя императора Клавдия (41-54 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1505. Изобразительный стиль тела статуи напоминает традицию Поликлета, которая часто использовалась в римский период для героических изображений. Голова Клавдия древняя, но статуе не принадлежит. Статуя императора Клавдия (10 г. до Р.Х. - 54 г. по Р.Х.). 41-54 г. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1505. Изобразительный стиль тела статуи напоминает традицию Поликлета, которая часто использовалась в римский период для героических изображений. Голова Клавдия древняя, но статуе не принадлежит.
Статуя императора Клавдия (10 г. до Р.Х. - 54 г. по Р.Х.). Рим, Музей Пио Климентино. Инв. 244. Император изображен здесь подобно Юпитеру, носящим венец из дубовых листьев и с орлом около ног. Первоначально этот памятник украшал театр в Ланувио. Скульптура головы императора Клавдия (правил в 41-54 гг. по Р.Х.). Мрамор, Приена, ок. 50 г. по Р.Х. Британский музей. GR 1870.3-20.200. Фрагмент статуи из святилища Афины Полии в Приене, западная Малая Азия. Из серии портретов членов первой императорской семьи, установленных горожанами Приены. Скульптура головы императора Клавдия (правил в 41-54 гг. по Р.Х.). Мрамор, Приена, ок. 50 г. по Р.Х. Британский музей. GR 1870.3-20.200. Фрагмент статуи из святилища Афины Полии в Приене, западная Малая Азия. Из серии портретов членов первой императорской семьи, установленных горожанами Приены. Скульптура головы императора Клавдия (правил в 41-54 гг. по Р.Х.). Мрамор, Приена, ок. 50 г. по Р.Х. Британский музей. GR 1870.3-20.200. Фрагмент статуи из святилища Афины Полии в Приене, западная Малая Азия. Из серии портретов членов первой императорской семьи, установленных горожанами Приены. Бюст императора Клавдия (10 г. до Р.Х. - 54 г. по Р.Х.). Мрамор, Ачерра, Италия, 37-54 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Inv. 1965.10. Этот портрет Клавдия был переделан из статуи его предшественника Калигулы, который был обречен на забвение после насильственной смерти. Таким образом, только завитки с бахромой и черты лица были изменены на таковые у Клавдия, тогда как более старая прическа на макушке и затылке осталась нетронутой.
Изображение императора Клавдия (10 г. до Р.Х. - 54 г. по Р.Х.). Рим, Музей Пио Климетино. Инв. 242. Голова императора, носящего венец из дубовых листьев. Первоначально, должно быть, принадлежала статуе племянника и предшественника этого императора, Калигуле (37-41 по Р.Х.), сидящего на троне. Эта античная переделка является результатом осуждения Калигулы на "проклятье памяти" (damnatio memoriae). Статуя Юлия Клавдия. Мрамор, Рим. Голова: 5 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х., статуя: 69-90 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 343. Голова и статуя были соединены в позднейшее время. Изображение принца династии Юлиев Клавдиев. Мрамор, Малая Азия, 1-25 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1788. Расположение локонов на лбу указывает на человека, являющегося членом семьи Юлиев Клавдиев. Сходство с некоторыми портретами Тиберия говорит в пользу его сына, младшего Друза, изображения которого присутствуют в многочисленных группах статуй этой семьи. Портрет Ливиллы (?). Мрамор, ок. 20-30 гг. по Р.Х., о. Самос (Греция; ?). Ливилла (ум. в 31 г. по Р.Х.) была женой младшего Друза (см. предыд. фото), сына императора Тиберия, от которого она родила двойняшек в 20 г. по Р.Х. Ее волнистая прическа напоминает прическу ее матери, младшей Антонии, но дополнена завитками на лбу. 162 Портрет Ливиллы (?). Мрамор, ок. 20-30 гг. по Р.Х., о. Самос (Греция; ?). Ливилла (ум. в 31 г. по Р.Х.) была женой младшего Друза (см. предыд. фото), сына императора Тиберия, от которого она родила двойняшек в 20 г. по Р.Х. Ее волнистая прическа напоминает прическу ее матери, младшей Антонии, но дополнена завитками на лбу.
Изображение императора Нерона (37-68 гг. по Р.Х.). Паросский мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Из Палатина, район храма Аполлона. Изображение императора Нерона (37-68 гг. по Р.Х.). Паросский мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Из Палатина, район храма Аполлона. Бюст императора Домициана (51-96 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 81-96 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 351. Бюст был создан в честь вступления на престол императора Домициана и оставался в силе в течение всего срока его правления. Пряди волос, прилегающие ко лбу, предназначены для покрытия начального облысения, кроме того, они являются признаком элегантной прически, восходящей к прическе Нерона. Бюст Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.) Мрамор. I в. по Р.Х. Приобретен в Риме в 1790 г. Коллекция антиквариата. Берлинский Новый музей. SK 348. Бюст значительно дополнен в новое время.  Флавий Веспасиан был искусным полководцем и государственным деятелем. Он принял участие во вторжении в Британию в 43 г. и позже вместе со своим сыном Титом подавил иудейское восстание. Самый известный памятник, Колизей (амфитеатр Флавия), был построен им на золото, вывезенное из покоренного Иерусалима. Скульптура головы императора Веспасиана (69-79 гг. по Р.Х.). Мрамор, Карфаген, ок. 70-80 гг. по Р.Х. Британский музей. 1850.3-4.35. Флавий Веспасиан был искусным полководцем и государственным деятелем. Он принял участие во вторжении в Британию в 43 г. и позже вместе со своим сыном Титом подавил иудейское восстание. Самый известный памятник, Колизей (амфитеатр Флавия), был построен им на золото, вывезенное из покоренного Иерусалима.
Изображение императора Веспасиана (9-79 гг. по Р.Х.). Изображение датируется первыми годами его правления (69-79 гг.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1291. Сильно отреставрированная голова, должно быть, принадлежит статуе. Изображение принадлежит к так называемому "основному типу" и сделано с использованием изображения императора Нерона. Изображение императора Тита (39-81 гг. по Р.Х.). Изготовлено после 96 г. по Р.Х. посредством переделки изображения его брата Домициана. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1687. Изображение императора Тита (39-81 гг. по Р.Х.). Изготовлено после 96 г. по Р.Х. посредством переделки изображения его брата Домициана. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1687. Рельеф с изображением императора Тита (39-81 гг. по Р.Х.) Белый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума. Скульптура головы императора Тита (79-81 гг. по Р.Х.). Мрамор, Утика, ок. 70-81 гг. по Р.Х. Британский музей. 1909.6-10.1. Тит был сыном императора Веспасиана и вместе с отцом участвовал в кампании по подавлению еврейского восстания в Иудее. Во время короткого правления Тита случилось извержение Везувия в 79 году, которое разрушило Помпею и Геркуланум.
Скульптура головы императора Тита (79-81 гг. по Р.Х.). Мрамор, Утика, ок. 70-81 гг. по Р.Х. Британский музей. 1909.6-10.1. Тит был сыном императора Веспасиана и вместе с отцом участвовал в кампании по подавлению еврейского восстания в Иудее. Во время короткого правления Тита случилось извержение Везувия в 79 году, которое разрушило Помпею и Геркуланум. Изображение императора Траяна (53-117 гг. по Р.Х.).  Рим, Музей Киарамонти. Инв. 2079, 2081. Современное изображение размещено на серой колонне из гранита. Голова из базальта, сам бюст — из алебастра. Скульптурный бюст императора Траяна (98-117 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, ок. 108-117 гг. по Р.Х. Британский музей. GR 1805.7-3.93. Это один из многочисленных бюстов, выпущенных в ознаменование юбилейной десятой годовщины вступления Траяна на престол. Обнаженный бюст должен был напомнить классические греческие изображения человеческой фигуры. Бюст императора Траяна (53-117 гг. по Р.Х.). Датируется первыми годами правления Адриана, который правил в 117-138 гг. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1931. Найден в районе порта Траяна, Остия. Изображение размещено на современном бюсте и, вероятно, сделано по заказу его преемника Адриана. Изображение императора Траяна (53-117 гг. по Р.Х.). Тазианский мрамор.  Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С северных склонов Палатина.
Изображение императора Траяна (53-117 г. по Р.Х.). Тазианский мрамор.  Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С северных склонов Палатина. Адриан (император в 117-138 гг.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.162. Портретный бюст римского императора Адриана (правил в 117-138 гг. по Р.Х.). Мрамор. 120-130 годы по Р.Х. Берлинский Новый музей. SK 1950. Император Адриан (76-138 гг. по Р.Х.). Темно-зеленый базальт, Рим, 120-130 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 358. Предположительно, император изображен, как генерал: в кирасе и с плащом генерала. Новый для императорского портрета стиль бороды либо намекает на любовь Адриана к греческой культуре, либо характеризует его как воина. Изображение императора Адриана (76-138 гг. по Р.Х.). Датируется первыми годами его правления (годы правления 117-138 гг.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1230.
Скульптурный бюст императора Адриана. Мрамор, Рим, ок. 117-138 гг. по Р.Х. Британский музей. 1805.7-3.94. Адриан, подобно всем римским императорам, использовал статуи для распространения своего образа по всей империи. Статуи часто показывали императора как генерала или священника. Этот бюст изображает Адриана нагим. Нагота — обычный греческий стиль, показывающий, что император был героем и подобным богу. Бюст императора Адриана (76-138 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Пио Климентино. Инв. 253. Скульптура, установленная на современном бюсте, изображает Адриана с довольно идеализированными чертами, и относится к изобразительному типу, который хорошо засвидетельствован рядом копий, созданных, возможно, после смерти императора в 138 г. Голова императрицы Сабины (85-136/137 гг. по Р.Х.). Мрамор, Малая Азия, Турция, 130-140 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Inv. 1973.3. Вибия Сабина — жена императора Адриана, с 128 г. стала носить официальный титул Августы, что привело к созданию многочисленных портретных статуй. Портрет Сабины. Мрамор. II в. Эрмитаж. ГР-20674 (А.400а). Сабина (85-136/137 г.) — жена императора Адриана. Изображение Сабины, жены императора Адриана (ок. 85-137 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1350. Изображение демонстрирует позднюю официальную изобразительную традицию императрицы.
Портрет Антиноя как Диониса. Мрамор. II в. Эрмитаж. А 27. Греческий юноша Антиной — любимец римского императора Адриана, трагически погибший во время путешествия в Египет в 130 г. и обожествленный по велению императора. Многочисленные статуи Антиноя в образе богов Диониса, Гермеса, Сильвана украшали виллу Адриана в Тиволи. Туловище Аполлона Офалоса, измененное под Антиноя. Мрамор, Рим, ок. 130 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 510. Этот торс, измененный так, чтобы напоминать статую Антиноя Капитолийского, найден в Риме в реке Тибр в 1744 г. и принадлежит к серии древних копий так называемого Аполлона Омфалоса. Знаменитый греческий оригинал времени ок. 460 г. до Р.Х. сохранился в нескольких древних копиях. Статуя Антиноя с рогом изобилия и змеей. Мрамор, Рим, ок. 130-140 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 361. Голова и тело статуи древние, однако были соединены не ранее XVIII в. На портрете изображен любимец императора Адриана Антиной. Атрибуты позволяют интерпретировать статую как "агафос даймон" ("дух-хранитель"). Статуя Антиноя (110-130 гг. по Р.Х.). Черный мрамор, Венеция, Италия, 130-140 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 362. Антиной, любимец императора Адриана,  утонул в Ниле во время путешествия в Египет в 130 г. по Р.Х. По повелению Адриана скульптурные изображения Антиноя были поставлены во всех уголках Римской империи. Бюст Антиноя (110-130 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 130-140 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 364. По повелению Адриана изображения Антиноя были поставлены во все уголках Римской империи. Красиво завитая прическа стала основополагающей для стиля молодежных портретов наследников престола от Марка Аврелия до Каракаллы.
Скульптурный бюст Антиноя. Мрамор, Рим, 130-138 гг. по Р.Х. Британский музей. 1805,7-3.97. Антиной был любимцем императора Адриана. В 120 г. он в подростковом возрасте встретил императора. После его таинственной смерти в Ниле в 130 г. Адриан публично его оплакивал. Адриан воздвиг святилища и статуи, изображающие Антиноя юношей, мужчиной и даже богом — греческим Дионисом или египетским Осирисом. Портрет Антиноя-Ганимеда. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1205. Молодой мужчина из Вифинии, любимец Адриана, утонул в Ниле в 130 г. В большинстве изображений, установленных Адрианом, он ассоциировался с богом. Данное изображение вызывает ассоциацию с троянским пастухом Ганимедом, похищенным Зевсом, чтобы стать виночерпием у богов. Портрет Антонина Пия (император в 138-161 гг.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.290. Изображение императора Антонина Пия (86-161 гг. по Р.Х.). Тазианский оломитовый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Изображение императора Антонина Пия (86-161 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1236. Найдено в Остии, в районе так называемого Круглого храма.
Изображение Фаустины Старшей (100-141 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 140-160 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 367. Императрица Фаустина Старшая была женой Антонина Пия и матерью Фаустины Младшей. Она умерла в 141 г. и сразу же была обожествлена. Это, вероятно, объясняет большое количество посмертно созданных портретов императрицы. Ее художественные плетеные прически стали законодателями моды того времен. Изображение Марка Аврелия как наследника трона (121-180 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 138-144 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 370. Когда Антонин Пий пришел к власти в 138 г. по Р.Х., он избрал 17-летнего Марка Аврелия в качестве наследника престола. Это и есть время возникновения первого портрета. Изображение молодого Марка Аврелия (121-180 гг. по Р.Х.). Датируется периодом династии Антонинов (138-192 гг. по Р.Х.). Лунный мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Из Палатина, район Сан-Теодоро. Статуя императора Марка Аврелия (121-180 гг. по Р.Х.). Италия. Голова: ок. 150 г. по Р.Х, статуя: ок. 50-80 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 368. Значительно восстановленная статуя и голова не имеют никакого отношения друг ко другу. Голова изображает Марка Аврелия в его втором портретном типе, который, вероятно, возник ок. 140 г. в связи с его назначением консулом и который заменял его портрет юноши, сохранившись с небольшими изменениями до его прихода к власти в 160 г. Статуя императора Марка Аврелия (121-180 гг. по Р.Х.). Италия. Голова: ок. 150 г. по Р.Х, статуя: ок. 50-80 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 368. Значительно восстановленная статуя и голова не имеют никакого отношения друг ко другу. Голова изображает Марка Аврелия в его втором портретном типе, который, вероятно, возник ок. 140 г. в связи с его назначением консулом и который заменял его портрет юноши, сохранившись с небольшими изменениями до его прихода к власти в 160 г.
Статуя императора Марка Аврелия (император в 161-180 гг. по Р.Х.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.163. Торс — итальянская реставрация XVIII в. Скульптурный бюст императора Марка Аврелия (161-180 гг. по Р.Х) в плаще с бахромой. Мрамор, Кирена, ок. 160-170 гг. по Р.Х. Британский музей. GR 1861.11-27.15. Один из императорских бюстов из резиденции Джейсона Магнуса, известного гражданина Кирены. Портрет Марка Аврелия в юности (император в 161-180 гг. по Р.Х.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.63. Голова императрицы Фаустины Младшей (130-175 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 161-170 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 376. Фаустина Младшая родила своему мужу Марку Аврелию 13 детей, причем каждое рождение давало повод для нового портретного типа. Материнское изображение с волнистой прической и большим пучком волос было сделано в 161 г. по Р.Х. по случаю рождения мальчиков-близнецов. Изображение Фаустины Младшей (ок. 130-175 г. по Р.Х.), императрицы и жены Марка Аврелия, дочери императора Антонина Пия и Фаустины. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 366.
Изображение Фаустины Младшей, императрицы и жены Марка Аврелия (ок. 130-175 гг. по Р.Х.). Датируется периодом династии Антонинов (138-192 гг. по Р.Х.). Греческий мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума, дом весталок. Изображение Фаустины Младшей, императрицы и жены Марка Аврелия (ок. 130-175 гг. по Р.Х.). Датируется периодом династии Антонинов (138-192 гг. по Р.Х.). Греческий мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума, дом весталок. Изображение юной принцессы (возможно, дочери Марка Аврелия). Датируется периодом династии Антонинов (138-192 г. по Р.Х.). Белый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. Портрет Люция Вера (император в 161-169 гг. по Р.Х.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.859. Голова Люция Вера (130-169 гг. по Р.Х.). Мрамор, Париж, Франция, 160-170 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 378.
Портрет Люция Вера (император в 161-169 гг. по Р.Х.). Мрамор. II в. Эрмитаж. А.316. Изображение римского императора Луция Вера (130-169 гг. по Р.Х.). Копия сер. III в. по Р.Х. Белый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума. Изображение римского императора Луция Вера (130-169 гг. по Р.Х.). Копия сер. III в. по Р.Х. Белый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума. Изображение молодого Коммода (161-192 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1235. Найдено в Остии. Это изображение создано до его восшествия на трон. Голова императрицы Криспины (178-183 гг. по Р.Х.). Мрамор, Париж, Франция, 178-180 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 451. В 178 г. Криспина вышла замуж за Коммода, который стал впоследствии императором, а она получила титул Августы. Прическа в популярном тогда стиле "дыни" должна была подчеркивать молодость принцессы.
Портрет Септимия Севера (император в 193-211 гг.). Мрамор. III в. Эрмитаж. А.57. Император Септимий Север (146-211 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 200-211 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 382. После прекращения династии Антонинов Септимий Север из Лептис-Магны в Ливии основал новую династию. Четыре "кудряшки-сераписа" , падающие на его лоб, восходят к культовому образу египетского бога Сераписа, к которому Север из Северной Африки чувствовал себя особенно привязанным. Изображение императора Септимия Севера (146-211 гг. по Р. Х). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1293. Многочисленные изображения Севера имеют четыре локона на лбу, а прическа типична для изобразительного типа египетского бога Сераписа. Статуя императора Септимия Севера (император в 193-211 гг. по Р. Х.). Мрамор, Александрия, ок. 193-200 гг. по Р.Х. Британский музей. GR 1802.7-10.2. Статуя императора Септимия Севера (император в 193-211 гг. по Р. Х.). Мрамор, Александрия, ок. 193-200 гг. по Р.Х. Британский музей. GR 1802.7-10.2.
Изображение Юлии Домны, супруги Септимия Севера. Датируется периодом династии Северов (193-211 гг. по Р.Х.). Лунный мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума, дом весталок. Изображение принцессы. Датируется поздним периодом династии Северов (192-235 гг. по Р.Х.). Белый мрамор. Рим, Музей Палатина. Инв. номер не указан в экспозиции музея. С римского форума, район храма Сатурна. Портрет Каракаллы в юности (император в 211-217 гг.). Мрамор. Кон. II - нач. III в. Эрмитаж. А.845. Бюст императора Каракаллы (188-217 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим, 212-217 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 384. Император Каракалла изображен как властный самодержец. Строгие и твердые черты лица, а также пояс с мечом и V-образный плащ характеризуют императора как военачальника. Портрет Александра Севера (император в 222-235 гг.). Мрамор. III в. Эрмитаж. А.281.
Изображение Александра Севера (208-235 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1481. Скульптура датируется первыми годами его правления (император в 222-235 гг.). Бюст императора Гордиана III (император в 238-244 гг. по Р.Х.). Мрамор, Париж, Франция, 233-242 гг. по Р.Х. Sk 361. Император Гордиан был из тех недолго правивших императоров, кого возвели на престол солдаты. Изображения римского императора Гордиана III (225-244 гг. по Р. Х.). 238-241 гг. по Р.Х. Лунный мрамор. Рим, Музей Палатина. С римского форума, дом весталок. Изображение императора Галлиена (218-268 гг. по Р.Х.). Мрамор. Париж, Франция. 253-260 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 423. Это — первое изображение Галлиена; оно сделано по образцам, которые были присущи портретам семьи Августа. Голова императора Констанция Хлора (250-306 гг. по Р.Х.). Мрамор, Рим. 293-306 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 462. В 293 г. по Р.Х. Констанций, отец ставшего впоследствии императором Константина, был назначен Диоклетианом на должность цезаря (заместителя императора) на Западе. В 305 г. он поднялся до ранга Августа. Энергичный поворот головы и короткие волосы на портрете — признаки успешного военачальника.
Изображение императора Констанция Хлора (250-306 гг. по Р.Х.). Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1981. Константин. Эпоха Константина, вероятно 330-337 гг. по Р.Х. Золоченая бронза. Рим, Капитолийский музей, Палаццо-деи-Консерватори. Инв. 5.13. Константин. Эпоха Константина, вероятно 330-337 гг. по Р.Х. Золоченая бронза. Рим, Капитолийский музей, Палаццо-деи-Консерватори. Инв. 5.13.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.