Рим, 63 г. до Р.Х. - 400 г. по Р.Х. Барельефы

  Рельеф с изображением головы императора Августа (62 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор. Рим. 30-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1345. Этот рельеф головы был вставлен в новую пластину в начале XIX в.  
<-- (+) -->
  Рельеф с изображением головы императора Августа (62 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор. Рим. 30-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1345. Этот рельеф головы был вставлен в новую пластину в начале XIX в.  


Стенка саркофага. Мрамор. Рим. II в. Эрмитаж. А 985. Сцена из мифа о Фаэтоне. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, с разрешения отца взялся управлять колесницей солнца, но не справился с огнедышащими конями, уклонился с обычного пути и зажег небо и землю. Зевс, чтобы спасти мир от гибели, поразил Фаэтона молнией, и тот упал с неба в реку Эридан. Стенка саркофага. Мрамор. Рим. Конец III в. Эрмитаж. А 1126. В центре — изображение умершей в медальоне, который поддерживают два Эрота. По сторонам — два гения плодородия. Стенка саркофага. Мрамор. Рим. Конец III в. Эрмитаж. А 1126. В центре — изображение умершей в медальоне, который поддерживают два Эрота. По сторонам — два гения плодородия. Фрагмент передней части детского саркофага. Изображен пастух с баранами и деревьями. Кон. III в. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. № 31446. Рельеф закрывающей плиты с Дионисом и Ариадной. Мрамор, Виа Аппиа, Рим, 110-130 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 850. Эта плита являлась крышкой саркофагоподобной могилы в стене. На ее рельефе изображена процессия с Дионисом и Ариадной в колеснице, запряженной пантерами, возглавляемая сатирами и менадами, танцующими и исполняющими музыку. Дионисийские мотивы очень часто встречаются на саркофагах Рима примерно до 300 г. по Р.Х.
Фигурные панели, отсоединенные от саркофага. По краям: пастухи, в центре — Оранта между апостолами. Ок. 350 г. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. 31512. Девять муз-покровительниц искусств и наук. Мрамор. Рим. Сер. II в. Эрмитаж. ГР-4097 (А 272). Стенка саркофага. Музы — дочери Зевса, их часто изображали с Аполлоном. Афина, музы и Аполлон. Мрамор. Рим. Середина III в. Эрмитаж. ГР-3088 (А 185). Стенка саркофага. Орест убивает Клитемнестру и Эгисфа. Мрамор. Рим. II в. Эрмитаж. ГР-5007 (А 461) Стенка саркофага. Сцена из греческого эпоса: Орест убивает свою мать Клитемнестру и Эгисфа из мести за смерть отца — царя Агамемнона. Аид похищает Персефону. Мрамор. Рим. Третья четверть II в. Эрмитаж. ГР-3087 (А 184). Стенка саркофага. Сцена из греческого мифа: Аид, бог подземного царства, похищает Персефону, дочь богини земледелия Деметры.
Правая сторона верхней части саркофага в форме крыши, с акротерием. Изображена телега с быками. Нач. IV в. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. 10530. Верхняя сторона саркофага в форме крыши, с акротерием.  Изображен пастух с барашком на плечах между двумя овцами и деревьями. Нач. IV в. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. 31441. Рельеф с театральными масками. 2-я пол. II в. по Р.Х. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1869. Обнаружен, возможно, в Остии. В греко-римском театре актеры носили маски, соответствующие их ролям. Данные маски использовались в комедиях. Градива. Древнеримский мраморный барельеф, повторяющий неизвестный древнегреческий оригинал периода раннего эллинизма. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1284. Изображает молодую женщину, которая шагает, слегка приподняв подол. Название переводится с латыни как "шагающая". Декоративный рельеф. Рим, Музей Киарамонти. Инв. 1409. Возможно, являлся частью монументальной балюстрады. В центре панели между двумя столбами с растительным орнаментом находится щит, украшенный головой Медузы и копьем. В верхней части, в нишах, находятся купидоны, и располагается сад с бегающими дикими животными.
Центральная часть саркофага с христологической монограммой (монограммой Константина). Рим, IV в.(?) Музей Пио Кристиано. 31550. Монограмма IXP составлена из первых двух букв греческого написания имени Иисуса Христа, дополнена буквами альфа и омега, указывающими на вечность Христа (Откр 22:13). Плита с изображением триумфального шествия. Глина, Рим, I-II вв. по Р.Х. Британский музей. GR 1805.7-3.342. BM Cat Terracottas D 625. Двух несчастных пленников везут прикованными к повозке. Они могли быть взяты в плен, когда Траян разгромил даков в 107 г. по Р.Х. Плита с изображением триумфального шествия. Глина, Рим, I-II вв. по Р.Х. Британский музей. GR 1805.7-3.342. BM Cat Terracottas D 625. Двух несчастных пленников везут прикованными к повозке. Они могли быть взяты в плен, когда Траян разгромил даков в 107 г. по Р.Х. Погребальный рельеф римского рыцаря. Мрамор, Рим, ок. 170 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Inv. 1992.12. Этот крупный рельеф принадлежал фасаду погребального памятника. На нем изображен владелец могилы, римский чиновник из сословия всадников, во время официальной поездки со спутниками. Погребальный рельеф, изображающий процессию богов и алтарь. Мрамор, Рим, 30-20 гг. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 921. Боги Аполлон, Диана и Латона идут к круглому алтарю, у которого стоит Виктория. Приношение происходит в святилище внутри храма. Торжественность ритуала подчеркивается сознательно античной, архаистической стилизацией фигур.
Посещение Дионисом драматического поэта. Мрамор. Греко-римская работа I в. до Р.Х. Эрмитаж. ГР-6979 (А 541) Пляшущие сатиры. Мрамор. Рим I в. Эрмитаж. ГР-3107 (А 204) Часть декоративного цикла с изображением Диониса и Ариадны. Три нимфы. Мрамор. Рим. I в. Эрмитаж. ГР-1712 (А 34) Рельеф посвящен Фолией, дочерью Геро, нитродийским нимфам. Происходит с острова Иския, славившегося источником теплых вод. Ганимед с орлом. Мрамор. Рим. Конец I в. до Р.Х. Эрмитаж. ГР-3098 (А 195) Ганимед, кормящий орла. В греческой мифологии Ганимед — красивый юноша-пастушок — был похищен Зевсом и стал виночерпием на Олимпе. Одиссей, избивающий женихов Пенелопы. Мрамор. Рим. II в. Эрмитаж. ГР-3099 (А 196). Фрагмент стенки саркофага. Одиссей, один из главных героев Троянской войны, вернувшись на родину после двадцатилетнего отсутствия, узнал, что множество знатных людей, считая его мертвым, ищут руки его жены Пенелопы и постоянно пируют в его доме, расточая его имущество. С помощью своего сына Телемаха и раба Евмея Одиссей отомстил женихам.
Поэт и муза. Мрамор. Рим. Третья четверть III в. Эрмитаж. ГР-5063. (А 299). Фрагмент стенки саркофага. Нимфа и речное божество. Мрамор. Рим. I в. Эрмитаж. ГР-9007 (А 799). Митра, закалывающий быка. Мрамор. Рим. II в. Эрмитаж. ГР-1711 (А 33) В индо-иранской мифологии Митра — бог солнца, света и добра. Из крови заколотого им быка произошли растения, а земля стала плодородной. Культ Митры был широко распространен в Римской империи. Рельеф с изображением головы императора Августа (62 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Мрамор. Рим. 30-50 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1345. Этот рельеф головы был вставлен в новую пластину в начале XIX в. Рельеф образцового врача. Мрамор, Венеция, ок. 50 г. до Р.Х. - 50 г. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 804. Скульптор извлек мотивы из могильных рельефов, а также из рельефов, относящихся к обетам и героям, и соединил их необычным способом. Рельеф посвящен врачу, почитаемому за героя, и, вероятно, был выставлен в его склепе, который также служил герооном (местом поклонения героям).
Две фигурные панели, отрезанные от саркофага. Слева: неподвижный пастух. Справа: закутанная женская фигура. Кон. III в. по Р.Х. Рим, Музей Пио Кристиано. Инв. 314460. Часть фриза из терм Каракаллы в Риме. Мрамор. Рим. III в. Эрмитаж. ГР-2967 (А 97) Термы императора Каракаллы (правил в 211-217 гг.) — здание, в котором находились бани, бассейны, портики, помещения для отдыха и спортивных занятий. Рельеф во исполнение обета, посвященный богине Весте. Мрамор, Рим, 140-150 гг. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Inv. 1964.21. Как гласит надпись, булочник Папий Ферминий и его жена Мудазена Трофима посвятили этот рельеф богине Весте. Погребальный рельеф с изображением Медеи и дочерей Пелия. Мрамор. Рим. II в. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 925. Рельеф, известный со времен Ренессанса и переработанный в современную эпоху, изображает приготовление к убийству царя Пелия, которого дочери пожелали омолодить, сварив с магическими травами в котле-триноге. Пелий получил ложное известие о том, что все аргонавты погибли, и решил уничтожить всю семью Ясона. Когда аргонавты вернулись в Фессалию, спутница Ясона Медея взялась отомстить Пелию. Выдавая себя за жрицу, она рассказала дочерям царя, будто знает, как вернуть ему молодость: по её словам, для этого нужно было разрубить тело Пелия на куски и сварить в котле. Чтобы убедить царевен, Медея проделала это с бараном, который превратился в ягнёнка. Тогда Пелиады убили отца, разрубили и сварили, но он, вопреки их ожиданиям, не ожил. Дочери Пелия хотели после этого покончить с собой, но их отговорил Ясон. Коварство Медеи так возмутило жителей Иолка, что и она, и Ясон были изгнаны, а престол перешёл к сыну Пелия. Артемида. Мрамор. Рим. Нач. II в. Эрмитаж. ГР- 3090 (А 187). Артемида — богиня охоты.
Надгробный рельеф гладиатора-мирмиллона с греческой надписью. Мрамор. Рим. II в. Эрмитаж. ГР-5004 (А 458) Гладиаторы по виду вооружения разделялись на группы. Мирмиллоны отличались от других тем, что их шлемы были украшены изображениями рыбы. Греческая надпись — в стихах: "Путник, здесь я лежу, / Мирмиллон, прославивший Смирну, / Пав, пораженный насмерть в кулачном бою с Гиаканфом. / Дравшись одиннадцать раз, / Никогда я не знал поражения, / Мойры ж меня погубили: так предназначено было. / Здесь, во фракийской земле Адрианополитов лежу я". Неоаттический рельеф так называемой Калафийской танцовщицы (танцовщицы "калатиско" ). Мрамор. Рим. I в. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1456. На рельефе изображена танцующая женщина в развивающихся одеждах и с подобным корзине головным убором ("калатискос"). Стилистически рельеф можно отнести к так называемым неоаттическим мастерским в Афинах, которые производили копии классических моделей для римского рынка искусств с I в. до Р.Х. Неоаттический рельеф так называемой Калафийской танцовщицы (танцовщицы "калатиско" ). Мрамор. Рим. I в. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1457. Так называемые танцовщицы "калатиско" выступали на греческих культовых фестивалях в честь различных богов. Рельефы, подобные этому (и связанная с ним часть), использовались в римских домах для создания религиозной атмосферы, а также для того, чтобы подчеркнуть эрудированность домовладельца. Погребальный рельеф Филодамоса. Венеция (Италия). I в. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 1488. На рельефе изображен человек, закутанный в широкий плащ. Он повернул свою голову налево, глядя на свою жену (данная часть рельефа утрачена). Голова более старого и высококачественного рельефа была переработана для Филодамоса примерно в 240 г. Рельеф с триподом. Датируется периодом династии Августов (27 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Пентелийский мрамор. Рим, Музей Палатина. Из Палатина, район храма Аполлона.
Рельеф, изображающий квадригу для гонок на колесницах. Датируется периодом династии Августов (27 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Пентелийский мрамор. Рим, Музей Палатина. Из Палатина, из района Сан-Теодоро. Рельеф с изображением носовой части корабля. Датируется периодом династии Августов (27 г. до Р.Х. - 14 г. по Р.Х.). Пентелийский мрамор.  Рим, Музей Палатина. Из Палатина, восточные склоны. Фрагмент рельефного изображения венатора. Глина. Рим, I-II в. по Р.Х. Британский музей. GR 1866.4-12.13. BM Cat Terracottas D 624. Венаторы, специально обученные драться с животными, первоначально одевались, как гладиаторы — с доспехами, щитами и мечами. С кон. I в. по Р.Х. венаторы носили простые туники и были вооружены охотничьим копьем. На этого отвлекшегося венатора нападает львица. Погребальный рельеф Публия Айэдиуса и его жены Айэдии. Мрамор. Рим, ок. 30 г. до Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 840. Рельефы этого типа принадлежали погребальным надгробиям освобожденных рабов, которым были предоставлены гражданские права. Одежда (тога) и сложенные руки (свадебный ритуал) гордо демонстрируют приобретенный социальный статус. Реалистичное изображение портрета является традиционным символом достоинства и добродетели. Надгробие Гая Волумния и его жены. Известняк, Северная Италия, 1-я пол. I в. по Р.Х. Берлинский Старый музей. Sk 841. Рельеф изображает супружескую пару, по сторонам от них располагаются головы сторожевых львов. Лев, поддерживаемый фигурой атласа в качестве могильного стража, сохранился только с левой стороны. Правая сторона восстановлена по аналогии, средняя вершина отсутствует.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 2019.

Использование фотографии допускается в некоммерческих целях с указанием на первоисточник
под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial 4.0 International License.