АРАДГород с альтернативным израильским храмом![]() Арад (עֲרָד) — в древности крупный город в восточной части пустыни Негев. Он контролировал главный путь в Эдом и Эйлат. В Библии Арад упоминается как ханаанский, кенитский и израильский город. Арад был разрушен 2700 лет назад. Современный Арад расположен на горном перевале в Иудейской пустыне на высоте около 600 м над уровнем моря, в 35 км к востоку от Беер-Шевы и в 20 км от Мертвого моря, в непосредственной близости с развалинами древнего Арада. Упоминания в БиблииВ книге Судей (1:16) указывается, что та часть пустыни Негев (в синодальном переводе — «пустыня Иудейская»), где располагался Арад, была заселена кенитами — народом, к которому принадлежал Иофор, тесть Моисея. Впервые Арад упоминается в книге Чисел. Царь Арада разбил евреев, которые наступали из Кадес-Варни через Афарим (Числ. 14:44-45; Втор. 1:44). Во время второго Израильского похода на Ханаан (Числ. 21:2-3) царь Арада вступил в сражение с израильтянами и некоторых из них взял в плен. Однако он был вскоре побежден, город и жители были преданы заклятию. Впоследствии израильтяне переименовали это место в «Хорму», что значит «погибель». Позже Арад был покорен Иисусом Навином (Нав. 12:14) и город вошел в удел колена Иудина (Нав. 15:21). В последнем отрывке дается еще одно название Арада — Едер. В конце X века до Р. Х. крепость Арад была сожжена, возможно, египетским фараоном Сусакимом (в исторической литературе — Шешонк I) во время войны против Иудеи (3 Цар. 14:25-26). Это событие подтверждается Карнакской надписью, в которой названы 2 разрушенные крепости в Южной Палестине — «Больший Арад и Арад дома Иерухама» (вероятно, Иерахмеела; ср. 1 Цар. 27:10; 30:29) [3, 162]. Раскопки в АрадеСамые крупные раскопки проводились между 1962 и 1967 годами по поручению Еврейского университета в Иерусалиме, Израильского департамента древностей и Израильского исследовательского общества. Обнаруженные на месте остатки двух различных поселений Р. Ариманом и У. Ахарони были отнесены к городу эпохи раннего бронзового века и крепости железного века. К 1980 году было проведено 14 сезонов раскопок. Все они были возглавляемы Р. Ариманом [2,30]. Раскопки велись одновременно на двух уровнях телля: нижнем — городе раннего бронзового века, и верхнем — крепости железного века. Была раскопана основная часть территории крепости и обнаружено большое количество остраконов с надписями. Они фрагментарны или состоят из 1-2 слов, но позволили создать стратифицированную эпиграфическую шкалу и дали материал для изучения древнееврейской письменности [3,161]. Ранний Бронзовый век (2900-2700 до Р. Х.)Городу предшествовало открытое поселение энеолита. Затем Арад был окружен каменной стеной примерно 2,5 метра толщиной, поддерживаемой полукруглыми смотровыми башнями. Большой укрепленный город существовал здесь в течение раннего бронзового века II. Город был разделен на различные районы, и дома были построены в соответствии с фиксированным архитектурным замыслом отдельного «просторного дома», т. е. имеющего вход на одной из более длинных сторон. Уникальной находкой оказалась глиняная модель одного из этих домов. Другие интересные находки — сосуды, привезённые из Египта, а также множество расписной и отлично отполированной глиняной посуды. Подобную посуду находят в египетских гробницах эпохи 1-ой династии. Находки свидетельствуют об оживлённой торговле с Египтом и важны для датировки различных культурных слоёв. Последний уровень был полностью уничтожен и заброшен перед концом раннего бронзового века II, т. е. не позже 2700 г. до Р.Х. Железный векНовое поселение, которое было найдено в юго-восточной части старого города относится к XI веку до Р. Х. Это была маленькая открытая деревня и в ее центре находилась серповидная платформа и квадратный алтарь. В X или XI веке до Р. Х. Арад стал сильно укрепленной царской крепостью [3, 162], основанной, вероятно, Соломоном. В течение периода монархии он был разрушен и сожжен шесть раз (первый раз фараоном Шешонком, который оставил памятную надпись на стеле в Карнаке [1, 401]), но всегда быстро восстанавливался и существовал до конца Первого храма как царский, военный и административный центр пограничной территории. Крепость имела четырехугольную форму, ее окружала стена толщиной 4 метра с маленькими выступами и единственными восточными воротами. Крепость также существовала здесь и позднее, в персидский, эллинистический, римский и в период до падения Набатейского царства в 106 году по Р.Х. [2, 30]. По поводу датировки верхнего телля до сих пор ведутся различные споры. Согласно мнению израильских археологов Ахарони и Херцога, первое поселение железного века (X в. до Р. Х.) на верхнем телле не было укрепленным, но вскоре на его остатках выстроили крепость, которая просуществовала, хотя и со значительными перестройками, около тысячи лет [3, 162]. В верхнем телле выделяют 7 периодов (которые обозначаются от A.I до A.VII) [3, 161]. В конце 80 гг. XX века израильский археолог Д. Уссышкин и некоторые другие археологи предложили другую датировку святилища и всех нижних слоев, относя их к VII веку до Р.Х., святилище — к концу VII - нач. VI в. до Р. Х., перестройку стен — к А.IV (т.е. к эллинистическо-римскому времени) [3,162]. Перестройка Арада как крепости была связана с необходимостью охранять пути к Вади эль-Арабу, Моаву и Едому (1 Цар. 22:47-48; 2 Пар. 17:10-12). Если датировать перестройку X веком, то ее можно связать с деятельностью иудейских царей Асы (911-870 до Р.Х.; 2 Пар. 14:4-6; 1 Цар. 15:23) или Иосафата (870-848 до Р.Х.; 2 Пар. 17:1-2, 12-13; 21:3). Выделяемый в крепости слой следующего разрушения связывают с восстанием Едома (2 Пар. 21:8, 10) и вторжениями филистимлян (2 Пар. 21:16-17) в 840-х гг. до Р.Х. В восстановленном Араде (при Озии, ок. 767 г. до Р.Х.) сохранилась старая планировка, но позже святилище засыпали землей, возможно при реформе Езекии и уничтожении храмов вне Иерусалима около 715 г. до Р. Х. (2 Цар. 18:4, 22; 2 Пар 31:1; 32:12). Эту дату подкрепляет керамика, идентичная III слою Лахиша. Арад вновь был разрушен во время вторжения ассирийского царя Синаххериба (701 до Р. Х.), после чего стены отстроили только в VII в. до Р. Х. (при царе Манасии или его внуке-реформаторе Озии). В одно из нашествий вавилонского царя Навуходоносора II в Иудее (597 г. до Р.Х.; 2 Цар. 24:2; Иер. 13. 18-19) Арад вновь разрушили. Его руины сохранили остраконы со списками имущества, написанными египетским иератическим письмом, а также 3 печати «Элиашива, сына Осиаху» (возможно, начальника или интенданта гарнизона, которому адресовано большинство остраконов этого слоя). Вскоре по руинам старых укреплений прошла новая стена, усиленная башнями. Сопоставление палеографии арадских надписей с Лахишскими письмами Лахиша II и керамикой позднего железного века говорит о том, что Арад VI мог быть отстроен в конце VI в. до Р. Х. (см. Иер. 51:59; ср.: 27: 2-28. 17), после того как был разрушен идумеями при походе Навуходоносора в Иудею в 587 г. до Р. Х. (Авд. 10-14; Пс. 137:7), что подтверждает одно из писем, в котором Элиашиву приказывают отправить подкрепления в соседний Рамот-Негев «страха ради идумеев» [3,162]. Две самые замечательные находки в крепости — израильский храм и керамические черепки (остраконы), найденные в доме наместника Элиашива, сына Осиаху. Израильский храм в АрадеСамая замечательная находка в Араде — храм, занимавший северо-западный угол крепости. Это — самый ранний Израильский храм, найденный во время каких-либо раскопок. Его ориентация, основной план и содержание сходны с Храмом Соломона. Храм состоит из одного главного помещения, на западе находится возвышенное место для поклонения — Святое святых, или Давир. Обрамляли вход в него два жертвенника для курения фимиама. Восточная часть здания была относительно большим внутренним двором, разделенным на большую внешнюю территорию и меньшую внутреннюю. Вход в храм обрамляли две каменных плиты, вероятно, основания колонн, похожие на колонны Иахин и Воаз в храме в Иерусалиме (1 Цар. 7:21; 2 Пар. 3:17). В открытом внутреннем дворе был алтарь для жертвоприношения, построенный из земли и необтёсанного камня (ср. Исх. 20:25 и далее). Алтарь был площадью 5 на 5 локтей и 3 локтя высотой, как алтарь в скинии (Исх. 27:1; ср. 2 Пар. 6:13). Алтарь не использовался с конца VIII века до Р.Х., и в дальнейшем храм был уничтожен во время сооружения последней израильской крепости во второй половине VII века до Р. Х. [2, 31]. Храм свидетельствует о том, что богослужения велись с самого начала Израильской эпохи и до дней Езекии, который централизировал богослужения в Иерусалиме. Два алтаря воскурения были перенесены отсюда в музей Израиля. На их месте в храме Тель-Арада, в святая святых, стоят копии [1, 401]. ОстраконыПри раскопках Арада обнаружено большое количество остраконов — глиняных черепков с чернильными надписями. Были обнаружены 88 древнееврейских надписей X-VI вв. до Р.Х., десятки арамейских надписей V-IV вв. до Р.Х., несколько греческих I-II вв. по Р.Х. и арабских VII-IX вв. по Р.Х. Наибольший интерес вызывают древнееврейские остраконы, которые являются свидетельством существования древнееврейского языка как письменного в X-VI вв. до Р. Х. в его южной (иудейской) разновидности, на что указывает отсутствие стяжения дифтонгов и использование теофорного элемента в личных именах [3, 162]. На основании датировки по палеографическим данным остраконы из Арада можно распределить по следующим группам:
Арамейские остраконы — это преимущественно списки персидских гарнизонов, включающие списки имён, отрядов и количество различных предметов потребления, таких как вино, масло, мука и серебро. Кроме остраконов было найдено много глиняной посуды, которую можно разделить на 6 категорий: а) посуда для хранения продуктов; б) посуда для варки продуктов; в) посуда для сервировки стола; г) маленькие сосуды для хранения благовоний; д) светильник; е) декоративная посуда» [1,402]. Список использованной литературы
Д.Г. Добыкин, В. Маслаков
|