АШКЕЛОН

Филистимская крепость


История города

Ашкелон (или Аскалон) — город на юге Израиля, расположенный на берегу Средиземного моря, в 20 км севернее Газы. Название города — «Ашкелон» — происходит от слова «шекель» [1, 336] (подходящее наименование для города, который на протяжении многих веков был торговым портом). Благодаря своему местоположению — на прибрежном пути из Египта на север — он имел важное стратегическое значение для всех завоевателей и правителей, армии которых не раз осаждали и разрушали Ашкелон.

Сегодня на месте древнего Ашкелона можно увидеть земляной вал (длиной более 2 км, высотой — до 15 м, шириной основания — 30 м) с арочными воротами. Этот вал служил городской стеной и был построен около 4 тысяч лет назад [1, 337.].

Примерно к этому времени относятся и первые упоминания об Ашкелоне. В Библии он упоминается как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13:3; Суд 14:19), в египетских «текстах проклятий» — как ханаанский, где указано на его враждебность Египту [2, 591]. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем Ашкелона Уйдийей войска фараона провиантом (№ 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно Ашкелон, Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру — врагам Египта (№ 287) [2, 591]. Египтяне захватили Ашкелон, рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого... в минуту слабости» (ANET № 256) [2, 591]. На восьмом году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян Ашкелон, Ашдод, Екрон, Газу и Геф [2, 591].

После завоевания Ханаана избранным народом Ашкелон входил в территорию колена Иуды, однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13:3; Суд 1:18-19). В эпоху Судей Ашкелон упомянут в рассказе о Самсоне, убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14:19); Давид называет Ашкелон среди филистимских городов, правители которых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (2 Цар 1:20); гибель Ашкелону предрекал пророк Амос (1:8).

Ассирийские источники VIII в. до Р.Х. ещё признают Ашкелон филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р.Х. Тиглатпаласар III принуждает Ашкелон платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет [2, 591].

После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору, за что Ашкелон к зиме 604 г. до Р.Х. был разрушен, его царь и многие жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персидского господства [2, 591].

В эллинистический период Ашкелоном овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях Ашкелон оставался независимым. К 111 г. до Р.Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В римский период Ашкелон — свободный греческий город [2, 591].

Ашкелон сохранял свою независимость даже во дни Хасмонеев и царя Ирода [1, 338]. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады (Иосиф Фл. Иуд. войн. I. 422). В начале Иудейской войны в греческом Ашкелоне были убиты 2500 евреев (Там же. II. 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он всё ещё был известен своим производством сельскохозяйственной продукции (Strab. Geog. XVI. 2. 29) [2, 591].

Во времена римского правления Ашкелон достигает максимального расцвета. Здесь жили многие философы и еврейские мудрецы. Ашкелон сохранил свой статус и в византийские времена [1, 338]. Епископ Ашкелона присутствовал уже на I Всел. Соборе (Fedalto. Hierarchia. P. 1016) [2, 591].

Арабы, захватив город в 636 г., стали называть его «Аскалан» [1, 340]. В это время — вплоть до прихода крестоносцев — евреи и христиане всё же продолжали там жить. В 940 г. была разрушена церковь Богородицы Виридской (St. Maria Viridis) и епископ Ашкелона был вынужден бежать в Рамлу. Крестоносцы не могли взять город до 1153 г. В 1187 г. Ашкелон сдался Салах ад-Дину, но в 1191 г. Ричард I Львиное Сердце отвоевал разрушенный мусульманами город. Частично отстроенный Ричардом, Ашкелон был в конце концов снесён согласно договору с Салах ад-Дином. Замок, воздвигнутый в 1240 г. на руинах герцогом Корнуэлльским Ричардом, в 1270 г. уничтожил мамлюкский султан Байбарс [2, 591].

В XIX в. возле развалин древнего Ашкелона начали селиться арабы. Здесь появились городок Маджаль и деревня Джура. Для строительства арабы использовали камни из развалин Ашкелона. Множество камней и колонн города перекочевали из Ашкелона в Газу и Яффо [1, 340].

Окрестности Ашкелона стали вновь застраиваться израильтянами только после арабо-израильской войны 1948 г. Так появился и вырос современный Ашкелон, находящийся севернее древнего города [1, 340].

Археологические достопримечательности

Городище Ашкелона (ныне Национальный археологический парк им. И. Ядина) сохранило остатки ок. 20 поселений, которые датируются временем от эпохи неолита (сер. IV тыс. до Р. Х.) до сер. II тыс. по Р.Х. Первый успех принесли исследования 1920-1922 гг. (Дж. Гарстанг, У. Фидиан-Адамс). С 1985 г. начат новый этап раскопок, до сих пор не завершённый (под рук. Л. Стейджера и др.). При раскопках в Ашкелоне последовательно обнаружены слои и укрепления ханаанской, филистимской, эллинистической, рим., визант., мусульм. эпох и времени крестоносцев [2, 591].

Земляной вал и ворота города

Длинный земляной вал был построен во времена среднего ханаанского периода, т. е. среднего бронзового века (ок. 2000-1550 гг. до Р. Х.). Длина вала — более 2 км, высота — до 15 м, ширина основания — 30 м. В ханаанской стене сохранились ворота, которым около 4 тыс. лет, их арка держится по сей день [1, 340.].

Ашкелон того времени оказался укреплённым портовым городом хананеев, одним из крупнейших в ту эпоху. Его стены с башнями и воротами перестраивались четырежды только в эпоху бронзы, они охватывали полукольцом стоявший на приморском холме город (видимо, тот самый, который упоминают «тексты проклятий») с населением ок. 15 тыс. чел. Предполагается, что город был уничтожен египтянами [2, 591].

Храм ханаанского города и фигурка тельца

Это — ценный памятник древности, обломки которого не очень выделяются на местности. Он расположен за Ханаанскими воротами на спуске к морю.

Здесь же была обнаружена бронзовая, покрытая серебром, скульптура тельца. Для реконструкции идолопоклонства у хананеев и предыстории культа «золотого тельца» очень важна эта находка телёнка (символа божества Эла или Ваала), помещённая в глиняную модель святилища (до 1550 г. до Р. Х.) [2, 591]. Высота статуэтки — 10,5 см. Сегодня её можно увидеть в музее Израиля.

Раскопки филистимского Ашкелона периода раннего железа (ок. 1200-586 гг. до Р. Х.) дали сведения о времени и характере появления в Палестине «народов моря». По размеру город не уступал своему предшественнику эпохи хананеев, а его укрепления, построенные ок. 1150 г., включали башни из сырца и валы. По мнению Л. Стейджера, в Ашкелоне обнаружено производство ранней монохромной керамики, близкой к микенской и свойственной «народам моря», в эпоху ок. 1175 г. до Р.Х. и более позднюю (ок. 1150), а также смена её бихромной расписной (чёрно-красной) «филистимской» посудой, впитавшей местные (ханаанские, египетские и др.) мотивы в Юж. Палестине. Развитие ранних филистимских поселений, таким образом, приходится на третью четверть XII в. до Р.Х. Обнаружение в Ашкелоне глиняных привесок для прядения шерсти определённого типа, который характерен только для Эгейского бассейна (о. Кипр), подтверждает их принадлежность носителям микенской культуры.

В персид. период в Ашкелоне вновь побеждает традиция ханаанской культуры в новой, финикийской, версии, что подтверждают финикийские надписи, появление финикийской керамики, наличие религ. «знаков» богини Танит и кладбище собак V в. до Р.Х. с тысячами погребений (изучены ок. 700), видимо, связанное с магией врачевания.

Новая эпоха принесла процветание: её слои достигают 2-3 м, появляются новые типы каменных зданий, откладываются серии монетных и ювелирных кладов, предшествующих разорению Ашкелона ок. 300 г. до Р.Х. В римскую, византийскую и исламскую эпохи Ашкелон был центром космополитической культуры, что находит археологическое подтверждение как в типичном для эллинистического периода строительстве Ирода Великого, так и в находках, отражающих проникновение синкретических культов (например, обилие светильников, украшенных эротическими сюжетами; «кладбище» младенцев, умерщвлённых в канализации терм по демографическим или ритуальным причинам).

После победы христианства, в ранневизантийскую эпоху, город пережил новый расцвет, став важнейшим центром паломничества. Через Ашкелон в Европу вывозили вино для церковных нужд. Его изображения появились наряду с др. местами паломничеств на мозаиках Иордании («карта» из церкви в Медеве, VI в.; ц. св. Стефана в Уммэр-Расас, VIII в.). Неоднократно описывали Ашкелон и пилигримы-крестоносцы.

В Ашкелоне исследованы остатки 3 церквей-базилик нач. V-VIII вв. (раскопки 1954, 1967, 1985 гг.), в т. ч. с мозаичными полами, содержащими надписи и даты. Первая из них — Богородицы Виридской (Santa Maria Viridis), ок. 400 г. постройки. «Изначально в ней было 6 гранитных колонн, которые поддерживали вход и покатую крышу. В 938 г. была разрушена разъярённой толпой мусульман и иудеев. В 1153 г. восстановлена крестоносцами, которые перестроили её в крестово-купольную. Они украсили потолок и стены фресками» [1, 341].

Крестоносцы, имевшие в Ашкелоне епископа, успели превратить ряд мечетей в христианские церкви (собор св. Иоанна, позже св. Павла, из большой мечети кон. VII - нач. VIII вв., и др.), а также построили новые, базиликального плана, остатки которых сохранились до наст. времени (храм девы Марии, госпиталь монастыря св. Феодосии, капелла св. Михаила; Д. Принглом учтено 11 зданий).

Стена Ашкелона

Пешеходная тропа ведёт от руин церкви Богородицы Виридской вдоль древней стены — до её окончания у берега моря.

Стена в её нынешнем виде была построена мусульманами во времена правления династии Фатимидов в сер. XII в. по Р.Х. Её строительство началось прямо на огромном земляном валу города ввиду угрозы вторжения крестоносцев. Крестоносцы, захватив город, укрепили стену и построили крепость в юго-западной части города. Западная стена города была разрушена морем, в дополнение к разрушениям, чинимым человеком. Но, тем не менее, некоторая часть от неё осталась. Это было массивное сооружение, поддерживаемое гранитными колоннами [1, 341].

Крестоносец Уильям из Тира в XII в. так описывал Ашкелон: «Ашкелон лежит на берегу моря. По форме он напоминает полукруг, как лук, тетива которого вытянута вдоль берега моря, а дуга — на суше, смотрит на восток. Сам город сидит в долине, которая спускается к морю, а вокруг со всех сторон его окружает искусственный вал, на котором стоит стена с башнями. Вокруг города есть ещё и внешний вал, добротно построенный и тщательно укреплённый. В стене проделано четверо ворот...» («История заморских деяний». С. 17, 22), одни из которых сохранились до наших дней.

Список использованной литературы

  1. Алон А. Путеводитель по национальным паркам и заповедникам Израиля. Природа. Достопримечательности. История. Иерусалим: Карта, 2006.
  2. Беляев Л.А. Аскалон // Православная энциклопедия. Т. 3. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 591-593.
А. Мосейко
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич


Городские ворота и стена Городская стена Место, где был найден идол ханаанского бога шторма Ваала в виде серебряного тельца Место, где был найден идол ханаанского бога шторма Ваала в виде серебряного тельца Видео: Городские ворота и стена
Городские ворота Городские ворота и стена Городская стена Видео: Городская стена, включая место, где был найден идол ханаанского бога шторма Ваала в виде серебряного тельца Городские ворота
Городские ворота Видео: Городские ворота Городские ворота Коридор городских ворот Коридор городских ворот
Коридор городских ворот Городские ворота: вид изнутри Городская стена: вид сверху Городская стена: вид сверху Городская стена: вид сверху
Видео: Городская стена: вид сверху Вид на стену со стороны моря Вид на тель со стороны моря


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.