КАПЕРНАУМДом апостола Петра и еврейская синагога![]() Название «Капернаум» в переводе с еврейского означает «селение Наума» или «село утешения» (Мф 4:13, 11:23, Мк 2:1, Лк 7:1, Ин 4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее. Он лежит на западном берегу Тивериадского озера, на недалеком расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и вблизи страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и вызывают немалый интерес. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф 4:13), так что Капернаум после этого стал называться Его городом (Мф 9:1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф 17:24). Здесь жили апп. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф 8:14-15, Мк 1:29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф 9:2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес (Мк 1:32-34, Лк 4:33), как, например, исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу и др. В Капернауме и в его окрестностях было произнесено Христом много притч и поучений; Он также много беседовал там с разными людьми (Мф 9:10-17, 15:1-20, Мк 9:33-50, Ин 6:22-71). Но несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не увероровал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: «и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф 11:23). Позднее Капернаум оказался полностью погребенным под землей, и по поводу его точного месторасположения долгое время возникали споры. Таким вероятным местом считается сегодняшний Телль Хум (арабский эквивалент иудейского названия Танхум). [4, 380-381] Первоначальное название «Капернаум» теперь подтверждено на основании арамейской надписи, обнаруженной профессором Сукеником в ходе раскопок, которые проводились в древней синагоге, в Хамат Гедер, вблизи устья реки Ярмук. В этой надписи говорится о людях, приносящих дары. Среди них упоминается некий Досифей из Капернаума (Кефар Наум). Руины Капернаума занимают территорию около двух тысяч метров вдоль берега озера Геннисарет [3, 345]. Археологические раскопкиКапернаумская синагогаКапернаумская синагога принадлежит к раннему галилейскому типу. Ее развалины обнаружены в 1905 г. благодаря усилиям немецких археологов Г. Коля и С. Вацингера, раскопанны в 1921 г. Синагога была отреставрирована при участии Г. Орфли в 1925 г. [2, 292] Она была построена в III-IV вв. по Р.Х., по всей видимости, на фундаменте более древней синагоги, той, в которой проповедовал Иисус Христос (Мф 1,21). [3, 345] Синагога состояла из трех частей: молельного зала (20,4 х 18,65 м); внутреннего двора на востоке (11,25 м ширины на внешней стороне); и крыльца вдоль фасада здания, которое было обращено на юг к Иерусалиму. В северо-западном углу здания находилась небольшая комната, соединяющая вход с молельным залом. [2, 292] Комплекс был окружен улицами со всех четырех сторон. Вдоль фасада существовало пять входов, три вели в молельный зал и два во внутренний двор на востоке. Внутренний двор имел три других входа на своей северной стороне. Молельный зал и внутренний двор были связаны между собой проходом. [2, 292-293] Строилось здание из белого, хорошо обработанного мелового камня, который завозили туда издалека, поэтому оно выделялось на фоне других базальтовых домов местных жителей. [2, 294] Синагога была довольно крупной по своим размерам и имела два высоких яруса. Также она известна богатством внутреннего и внешнего украшения. Фасад украшался арочными фронтонами. В синагоге был богатый резной орнамент из камня, на котором изображались символические растения, фрукты, геометрические украшения, кружева, животные и мифологические фигуры. Внутренняя часть почти не украшалась. Пол выложен квадратной плиткой. Вдоль бокового нефа находились каменные лавки. Здесь был найден переносной шкаф для Торы (арон а-кодеш), вырезанные иудейские религиозные символы (менора, виноградные листья и гроздья, плоды инжира, маген давид, шофар, план храма). На одной из колонн в центре зала сохранилась надпись на греческом языке: «Хародес, сын Мокимоса, и его сын Юстус вместе с их детьми поставили эту колонну». [1, 154] На другой колонне, которая стояла, по всей видимости, во дворе, найдена арамейская надпись: «Хальфу Бен-Зида Бен Йоханан сделал эту колонну, да будет благословен он». [1, 154] Архитектурный стиль и украшенные места датируются концом II и началом III века по Р.Х. Однако в результате более поздних археологических раскопок (1960-1970) были найдены незначительные артефакты, преимущественно монеты, позволяющие датировать синагогу IV в. по Р.Х. Список использованной литературы
Дом св. апостола ПетраПримерно в 30 метрах к югу от синагоги был обнаружен дом апостола Петра. Он был построен около I века до Р.Х. Именно в этом доме жила теща апостола Петра, которую исцелил Господь (Мк 1:29-31). [1, 154]
Внутренний двор позволял готовить еду на открытом воздухе. Ровно четверть двора предназначалась для мелкого скота, загон для которого находился в его центре. Двери комнат открывались во внутренний двор и не имели окон. Благодаря этой особенности частично обеспечивалась охрана дома. Из-за отсутствия окон комнаты имели мало света и это, возможно, объясняет, почему женщина, потерявшая одну монету, искала ее при свете лампы (Лк 15, 8). Комнаты в основном использовались как кладовые и как спальные помещения. Летом люди спали на крыше, принимали пищу, размышляли, молились, беседовали и встречались с соседями. Симон Петр пребывал в молитве на крыше в Иопии, когда ему явилось небесное видение (Деян 10:9). [3, 81] Во второй половине I века по Р.Х. он превратился в центр религиозной деятельности, в церковь, в место встреч. Надписи на стенах дома свидетельствуют о том, что люди верили в Иисуса Христа как Бога, и о том, что они почитали апостола Петра. В середине V века христиане построили удивительный восьмиугольный храм с баптистериями, развалины которого были обнаружены в 1971-1972 гг. Один паломник (около 570 г.) сообщает о том, что дом Петра был превращен в место проведения богослужений. [4, 345] В 1990 году над этой церковью была построена новая церковь, на сваях со стеклянным полом, чтобы оттуда можно было видеть внизу дом Петра и проводить над ним религиозные церемонии. (1, 154 с.) Список использованной литературы
Текст: И. Колосовский
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич
|