ДАНГрех Иеровоама: священная высота с золотым тельцом![]() 1. Общие сведенияГород на севере Палестины, до израильского завоевания называвшийся Лаисом (Суд 18:7,29) или Ласемом (Нав 19:47). Данитяне, захватив город (Нав 19:47; Суд 18:7-29), переименовали его в Дан (Нав 19:47; Суд 18:29). Являлся пограничным городом на севере Израиля, принадлежащем уделу колена Дана (см. Иез 48,1)1. В Библии неоднократно встречается выражение «от Дана до Вирсавии» (крайние северная и южная точки), подразумевающее весь Израиль (1 Цар 3:20; Суд 20:1; 2 Цар 3:10; 17:11; 24:2,15; 3 Цар 4:25; 1 Пар 21:2; 2 Пар 30:5; ср. Втор 34:1). После разделения в 931 году до Р.Х. [6, 42] единого Израильского царства на Северное и Южное, город вместе с коленом Дана стал входить в Северное царство — Израиль [6, 45]. В 722 году до Р.Х. [6, 42] население города Дана при израильском царе Осии было угнано Саргоном II [6, 52] в плен в Ассирию (4 Цар 17:6,23). 2. Археологические и исторические сведенияВ 1838 году древний Дан был идентифицирован Э. Робинсоном с большим холмом Тель Дан (ранее известным как Тель эль-Кади («холм судьи»), и называющимся так и в настоящее время). Он расположен на севере Израиля у подножия горы Ермон, вблизи одного из главных истоков Иордана, в северной части долины озера Хуле, на важнейшем перекрестке путей от побережья на восток к Дамаску. Площадь холма — 50 акров, высота над равниной — около 20 м, угол склона — 40 градусов. [2, 719; 1, 96]. Раскопки, начатые в 1966 году А. Бираном, ведутся до сих пор. Полученные результаты указывают, что город был основан в конце раннебронзового периода II и процветал в течение раннебронзового периода III. Было открыто много фаз, представляющих богатую материальную культуру. Дан (тогда Лаис) снова был заселен в среднебронзовом веке IIа [2, 719; 1, 96]. К концу этого периода были построены мощные земляные валы с твердыми стенами, являющимися ядром этих валов, что все вместе до сих пор придает городу вид крепости. В одной раскопанной секции твердая стена, достигавшая высотой около 10 м, построена из камня. В других секциях стена была построена из сырцовых кирпичей. Основание насыпи достигает в ширину 50 м. Уклон валов составлял 45 градусов для обеспечения огромной защитной системы. В юго-восточной части вала построены трехарочные ворота из сырцового кирпича. Каменные ступени вели к воротам со стороны равнины и вниз от ворот на улицу внутри города [2, 719; 1, 96]. Ворота состоят из двух башен, каждая шириной около 5 м и высотой около 7 м. Причем башни поставлены с востока и запада от уступчатого арочного прохода шириной около 5 м. Внутри ворота разделены 4-хметровой стеной в направлении с севера на юг с арочным проемом (2 другие арки — на внутреннем и внешнем фасадах башен). Но стены и башни прослужили недолго, и уже вскоре въезд в город был перенесен в южную часть города; известны небольшие его остатки [2, 719-720]. После постройки этих стен и ворот в течение некоторого времени город процветал. К периоду поздней бронзы относится раскопанное большое здание с каменными стенами [2, 720; 1, 96]. К концу XIII — начала XII века до Р.Х. был завоеван племенем Дана. Но город не был разрушен, сменилась только культура города, тогда уже получившего название Дана. [2, 720]. Город был разрушен пожаром около середины XI века. [2, 720; 1, 96]. Постепенно его заново укрепили и в железном веке II Дан, наряду с Вефилем, стал религиозным и административным центром Израильского (Северного) царства (3 Цар 12:28-32; 4 Цар 10:29; Ам 8:14). Иеровоам I поставил в городе золотого тельца (3 Цар 12:28-31) [2, 720; 1, 96; 4, 224]. К археологическим слоям IX-VIII веков относятся остатки крупной оборонительной системы. В IX веке при израильском царе Ахаве были расширены стены и ворота города. Перед воротами снаружи была устроена площадка, мощеная камнем. Внутри ворот был мощеный двор, открытый к главной части ворот — 4-хкамерному зданию с 2-мя сторожевыми башнями. Далее мощеная дорога вела от ворот в город. При ассирийском нашествии в конце VIII века до Р.Х. эта конструкция погибла, и при царе Иеровоаме II 4-хкамерные ворота построили уже на самой вершине холма. [2, 720]. Справа во внешних воротах были найдены культовые камни [2, 720]. Обычно камни представляли Ваала, божество, почитаемое в Палестине и Сирии, или вообще божество мужского пола. [5, 948; 3, 112]. В Дане известны еще три подобных сооружения. Были обнаружены остатки храмовой территории с винодавильней, которую ранее считали установкой для церемоний возлияния воды. [2, 721; 1, 96]. Святилище возникло задолго до прихода израильтян. Но первые монументальные сооружения построили именно они. Как указывалось выше, Иеровоам I поставил в Дане золотого тельца и на «высотах» практиковались культы, осуждавшиеся в Священном Писании (3 Цар 12:28-31; 4 Цар 10:29; ср. Ам 8:14) [2, 720-721]. При царе Ахаве территория святилища была расширена и построена каменная структура размером приблизительно 19 на 19 метров, окруженная земляным внутренним двором. [1, 96]. Юго-западнее «высоты» было открыто святилище с жертвенником с «рогами» — небольшими вертикальными выступами по углам [2, 721; 1, 96]. Это святилище соотносят с эпохой Иеровоама II [2,721]. В районе ворот Дана в 1993 году был найден фрагмент так называемой победной стелы покорившего город царя (либо правителя Дамаска Азаила, либо Венадада) с надписью на арамейском языке (датируемой 2-й пол. IX-VIII в.), содержащей имена царей Израиля и царей (как сказано в надписи) «дома Давида» (последнее подтверждает истинность аналогичного названия династии Давида, имеющегося в Библии) [2, 720]. После 722 года [6, 42] город служил пришельцам опорным пунктом и был снова заселен до начала VI века, когда жители его покинули. Но в IV-III веках наблюдается активность богослужений. Тогда же территория храма была огорожена каменной стеной, внутри встроен бассейн, смазанный с обеих сторон глиной (внутренний диаметр 1,2 м; глубина 1,3 м) [1, 113; 2, 721]. Имеются остатки небольшого, возможно, храма из тесаного камня со ступенями. [2, 721]. С этим предполагаемым храмом связывают найденную в 1977 году надпись на греческом (3 строки) и арамейском (1 строка) языках, переводимую как «Богу, который в Дане, Зоил принес обет. Вот обет Зоила божеству Дана». Надпись напоминает инвективы в Ам 8:14 и может свидетельствовать о синкретизме жителей. Несомненно, надпись принадлежит эллинистическому периоду и важна для понимания взаимопроникновения местной и эллинской культур [2, 721]. Список использованной литературы
Текст: Максим Нефедов
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич
|