ВИФЕЗДАМесто исцеления больных ангелом Господним![]() Из евангелия от Иоанна (5:2-9) известна купальня около Овечьих ворот, называемая Вифездой. Вифезда́ — это арамейское слово, транслитерированное на греческий язык. В разных рукописях название этой купальни имеет различные варианты прочтения: Вифезда (Bethesda) — «дом милосердия», Вифзафа (Beth-Zatha) — «дом олив», Вифсаида (Bethsaida) — «дом рыбы». Ясность в это разночтение привносит найденный в Кумране медный свиток, написанный между 25 и 68 годами по Р. Х. [1]. Согласно ему, именно Вифезда наиболее соответствует еврейскому обозначению этого места [5, 595]. Кроме того, это форма двойственного числа, на формирование которой могла повлиять особенность архитектуры данного сооружения, состоящего из двух бассейнов. [1] Один из археологов выдвинул предположение, что название «Овчая купель» происходит из того, что там омывали овец, предназначенных для жертвоприношений в Храме. Книга Неемии (Неем. 3:1), в связи с восстановлением городских стен, также упоминает об Овечьих воротах в северной стене Храмовой горы. Это указывает на то, что северные ворота после расширений Храмовой горы при царе Ироде сохранили имя Овечьих ворот, поскольку только через эти ворота приводились животные, предназначенные для жертвоприношений. А Вифезда располагалась примерно в 80 метрах от Овечьих ворот [3, 54]. Вифезда образована двумя разными по величине бассейнами, имеющими в основании трапециевидную форму. Частью они вырублены в скале, частью обложены обтесанным камнем. Бассейны были разделены каменным барьером (дамбой) шириной 6 м, в котором имелись каналы для стока воды. Общая длина двух бассейнов с севера на юг составляла 97 м. Малая (северная) купель с северной стороны имела ширину около 60 м, в то время как большая (южная) купель с южной стороны была шириной около 76 м. [1; 5, 595] Существуют разные версии расположения Вифезды (водоем Биркет Израэль, расположенный между церковью прав. Анны и храмовой зоной на юге; небольшие водохранилища на территории монастыря Сестер Сиона на Крестном Пути; пруд возле Гиона на склонах холма Офель), но традиционно с Овечьей купелью отождествляют руины у Овечьих ворот, в северо-восточном углу стены Иерусалима, немного к западу от церкви превомученика Стефана и рядом с церковью прав. Анны. Последняя версия местоположения Вифезды была подтверждена находкой в 1866 году в помещениях под церковью прав. Анны древних (II-III вв.) вотивов (от лат. votiva — обетная; у древнеримских язычников — подарок богам, у латинских католиков — памятная доска или изображение (обычно сердца, руки, ноги и т.д.), установленные в храме в знак благодарности за исполнение прошения, чаще всего об исцелении) и, немного позднее, открытием подземных помещений того же времени с малыми купальнями, каналами, остатками живописи и мозаики. Эти находки указывают на то, что участок был местом святилища римской эпохи с бассейном для омовений. Евреи почитали это место, т.к., согласно евангелию, Ангел Господень раз в год сходил туда и «возмущал» воду, после чего, первый, кто искупается в нем, исцелялся. Находки указывают на то, что это место было почитаемо не только евреями, но и римлянами в эпоху правления императора Адриана (II в.), при которых комплекс Вифезды был перестроен в храм, посвященный богу-целителю Асклепию [1]. Дата создания самой купели точно не известна, но, по мнению Б. Мазара, сооружение можно отнести ко времени первосвященника Симона (220-195 гг. до Р.Х.). [4, 187]. Архитектурный стиль сооружения и надпись на нем (обнаруженная в 1932 г. на южной стене купели) свидетельствуют, что оно относится к периоду Ирода Великого (при раскопках также было найдено много капителей, баз и стволов колонн типичных для того времени). [5, 596] Позже, в V веке по Р.Х., на этом участке была построена византийская трехнефная базилика, которая впоследствии, в VII в., была разрушена. [6, 240-241]. Затем на месте базилики отмечают существование маленькой часовни, уничтоженной в 1009 г. После 1099 года на месте базилики крестоносцами была построена церковь, позже разрушенная турками. Никаких следов пяти притворов (портиков), упомянутых в Евангелии от Иоанна и описанных многими византийскими историками, до сих пор не найдено. Однако указание на то, как они могли функционировать, дают Ориген (231) и святитель Кирилл Иерусалимский (347), которые отмечают, что было четыре портика вокруг бассейнов и один — в середине между ними. [3, 55] Список использованной литературы
Текст: В. Соколов, редакция Д.Г. Добыкина
Фото, видео и подписи к ним: прот. Димитрий Юревич
|