ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА)Место распятия, погребения и воскресения Спасителя![]() Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте распятия Спасителя при имп. Адриане (117-138) был построен храм Венеры, а на месте воскресения — храм Юпитера. [1, 124] Возведение храма было осуществлено после обретения места распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325-326) по приказу равноап. имп. Константина и его матери царицы Елены. Его особое значение в истории христианства заключается в том, что он существовал практически непрерывно: несмотря на ряд разрушений, причиненных иноверцами, он оставался в руках христиан. [1, 124] Выделяют несколько основных этапов существования храма. Данные археологических исследований подтверждают, что место горы Голгофы оставалось вне города до постройки Иродом Агриппой третей стены в 41-44 г. по Р.Х. [1, 137] Письменные, археологические и исторические источники указывают на то, что храм был построен на месте небольшой возвышенности вблизи Иерусалима, служившей каменоломней с IX в. до Р.Х. Карьер был заброшен к началу римского периода и превращен в загородный сад, в склонах этого загородного сада были устроены гробницы. Вход в одну из гробниц, почитавшуюся как Гробница Христа, находился у подножия западного склона; вблизи этой гробницы в конце XIX в. нашли еще одну гробницу, получившую название "Гробница Иосифа Аримафейского". [1, 126] В IV в. общая площадь комплекса составляла приблизительно 1,4 га. В нем выделяют следующие структуры, описанные еще Евсевием Кесарийским: Анастасис (Гроб Господень и окружающая его ротонда); Трипортик (внутренний двор); т.н. Мартирий (базиликальная церковь); атриум (главный вход перед храмом, выходящий на главную улицу (кардо максимус)). Вход в храмовый ансамбль находился с вост. стороны от кардо максимус, широкие ступени (изображены на мозаичной карте из Мадабы) вели к 1-му атриуму, откуда через 3 входа можно было попасть в Мартирий. К западу от него, перед Гробом Господним, был еще один открытый двор (2-й атриум), с 3-х сторон окруженный колоннадой. В его юго-вост. углу возвышалась Голгофа (на ней позже был водружен символический крест, а вблизи воздвигнута часовня). Гроб Господень находился западнее, за 2-м атриумом. Первоначально гробница, видимо, представляла собой отделенную от склона скалу с вырубленной в ней пещеркой. Уже к концу правления имп. Константина гробница была окружена ротондой диаметром ок. 35 м, с деревянной крышей в виде шатра (ее стена сохр. как основание совр. ротонды). Это сооружение с конца IV в. часто называли по посвящению престола — Анастасис (греч. "Воскресение"). [1, 126-128] Мартирий. Фундаменты этого базиликального сооружения, архитектурно оформившего места, свидетельствующие о страданиях Христа, Его Крестной смерти и воскресении (название «Мартирий» от греч. "свидетельство, доказательство"), обнаружены в церкви св. Елены (армянской часовне св. Вардана), к востоку от Голгофы, в алтаре современного греческого кафоликона (основание апсиды). Они уходят глубоко, опираясь на скалу и засыпку карьера, в некоторых местах пересекая древние стены римского периода. Открытая часть апсиды базилики позволила определить, что ее ось проходит немного южнее оси ротонды. В 1970 г. Армянский Патриархат принял решение исследовать пространство к востоку от апсиды церкви св. Елены (она же армянская церковь св. Григория Просветителя), чтобы установить, есть ли за ней заложенное в прошлом помещение, или там только скала. Церковь расположена ниже уровня пола на восточном краю комплекса, из нее вниз, на восток, ведут ступени к вырубленной в скале пещере, где находится ц. Обретения Креста. Было обнаружено пространство, доступ в которое был закрыт еще в античности (эта новая часть церкви Обретения Креста получила название часовни св. Вардана или Армянских мучеников). Здесь фрагменты Мартирия сохранились лучше всего. В кон. XIX в. - нач. XX в. при археологических раскопках и архитектурных реставрациях были получены важные сведения об устройстве храма. [1, 127] Ротонда Воскресения Христова (Анастасис). О ротонде не упоминают ни свт. Кирилл Иерусалимский, ни Евсевий, ни Бурдигальский итинерарий; возможно, к моменту освящения Мартирия она не существовала и появилась только на 2-м этапе работ (337-361, имп. Констанций II). По данным археологии, Анастасис изначально был сооружением, конструкция которого опиралась на круг из колонн и 3 пар пилонов. Стена ротонды из тесаного камня опирается на скалу и сохранилась на высоту более 11 м (что выше уровня пола галереи). Внутри она в плане круглая, снаружи — многоугольная, но выше частей IV в. достройка XI в., которую отделяют от первоначальной неск. рядов кирпичной кладки, округла и снаружи. Внутри вдоль стены — концентрический круг из 12 колонн, окружающих гробницу, которая стоит не точно в его центре, а сдвинута к западу, на пересечение осей, проходящих через 3 апсиды (основание с запада вырублено в скале уже при возведении ротонды). [1, 127] Чуть западнее от центра ротонды находится кувуклия. Перед в ходом в кувуклию расположены невысокие мраморные скамьи. Сама кувуклия представляет собой купольную часовню из розового мрамора размером около 8х6 м с 16 пилястрами. Современный вид она приобрела после пожара 1808 г. (ее восстановили полностью в 1810 г.). Она разделена на две части: 1. Придел Ангела в центре, которого находится камень, отваленный от Гроба Господня. Придел имеет размеры 3,4х3,9 м. 2. Гроб Господень, который представляет собой гробницу, высеченную в скале, точнее говоря — сохранившуюся нижнюю часть одной из камер гробницы, предназначенной для положения туда тела усопшего (типичная иудейская гробница I в. по Р.Х. представляла собой центральный зал, от которого в разные стороны отходили камеры; подробнее см. об этом в разделе "Русский участок в Хевроне"), размером 2х1,9 м. В камере находится вделанное в стену мраморное надгробие, покрывающее тридневное ложе Господа нашего Иисуса Христа, стены гробницы также облицованы белым мрамором. Камень Помазания. Камень расположен при входе в храм, напротив дверей. Он представляет собой продолговатую низкую плиту (вероятно, из известняка), облицованную мрамором. На мраморной доске начертан текст из Евангелия (Ин.19:38-40). На стене за камнем Помазания — мозаичное панно с изображением Снятия с Креста и Положение во Гроб Господа нашего Иисуса Христа. Голгофа. Направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх, на Голгофу. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. В глубине находится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника. Видно скальное основание горы. VI-VII вв.В VI-VII вв. наглядно оформились, правда, мало археологически изученные, представления о существовании под скалой Голгофы «пещеры Адама». При имп. Адриане это небольшое углубление в скале было закрыто. В IV в. строители сломали стену примерно на 70 см ниже, но никак ее не оформили. Очевидно, обустройство «пещеры Адама» принадлежит патриарху Иерусалимскому свт. Модесту (местоблюститель в 614-628, патриарх в 630-634), архитектурно оформившему скалу Голгофы (после 614). При крестоносцах церковь расширили с востока, использовав как усыпальницу латинских королей. [1, 128] Под алтарем Голгофы тоже имеется часть скалы. Пятна ржавого метала средневековыми паломниками воспринимались как капли крови Спасителя. В 614 г. при нападении на Палестину войск шаха Хосрова первый храм был разрушен. С этих пор судьба комплекса прослеживается скорее по письменным источникам, нежели по натурным материалам. Уже в 615 г. свт. Модест при помощи свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, восстановил части здания над пещерой Гроба Господня и на Голгофе. Были усилены опоры кровли, и сгоревшие деревянные перекрытия были заменены сводчатыми. При захвате Иерусалима мусульманами (638) кровля, видимо, не пострадала. Мартирий простоял до 1009 г., древняя базилика, в отличие от Голгофы и ротонды, более не восстанавливалась. Гробница с этого момента уже не была монолитной скалой с высеченной в ней пещерой, а превратилась в архитектурную конструкцию. Период крестоносцевСовременный облик храма сложился в период с 1099-1149 и связан с деятельностью латинян. Паломники передвигались от часовни к другой из амбулатория по лестницам, ведущим в церковь св. Елены (вдоль ее стен сохранилось огромное количество граффити в виде крестов, выбитых на камнях), далее спускались в часовню Обретения Креста. Рядом с часовней Обретения Креста находится мраморный камень с изображенным восьмиконечным крестом. По преданию на этом месте и был обнаружен Животворящий Крест Господень. [1, 130] Храм был освящен 15 июля 1149 г., в 50-ю годовщину взятия Иерусалима. Все его св. места были собраны под одну кровлю. С юга, на месте позднего визант. дворика и аркады, ведших в храм, крестоносцы возвели 2-портальный фасад, главные двери которого стали известны как Врата Распятия. К западу от входа в храм была воздвигнута 5-ярусная колокольня с полигональным куполом. [1, 130] XIII-XVIII вв.Cултан Салах-ад-Дин не стал разрушать храм, но закрыл его на время. Он перестроил входы, сократив доступ в храм паломников, закрыл восточный портал главного входа, вход через «капеллу франков»; западный вход с улицы Патриархов на галерею ротонды, уменьшил высоту колокольни. [1, 130] 1800 г. - настоящее времяВ начале XX века храм находился в плачевном состоянии, которое усугубилось землетрясениями и пожарами. В середине этого столетия инженеры британского мандата укрепили эдикулу. Археологические работы стали производить с 60-х годов XX века. Однако до проведения регулярных архитектурно-археологических обследований представление об истории храма оставалось неполным. С середины 70-х по 80-й гг. раскопки велись под руководством М. Броши; о. Флорентино Диас Фернандес (Испания) исследовал участок в восточной части от Голгофы. В 1970 г. сотрудники греческого патриархата работали в кафоликоне, руководил этими работами архит. А. Экономопулос, в 1977 г. — в восточной части Голгофы (руководство совместно с Х. Кацимбинисом). Первые довольно противоречащие сведения о стратиграфии данного участка были получины после 30 лет работ. Каусноном эти данные были суммированы и опубликованы отдельной книгой. История храма и места, где он поставлен, постепенно проясняется, однако в топографии, датах и атрибуции отдельных частей комплекса остается много вопросов. [1, 124] Список использованной литературы
Иеродиакон Серафим (Бубнов)
|