ФИАТИРА

«Врата жертвоприношения»


Географическое положение и история города

Фиатира (греч. Θυάτειρα, «Врата жертвоприношения») — античный город в Лидийской области, в Малой Азии. Сегодня его руины расположены на территории турецкого города Акхисар («белый мрамор»). Фиатира находилась приблизительно в 70 км от Эгейского моря, и располагалась на обширной равнине, близ небольшой реки, ветви реки Каик, к юго-востоку от Смирны (75 км), между Сардисом и Пергамом [1].

Находки бытовой утвари говорят о поселениях, относящихся к 3 000 г. до Р.Х.[2, 330].

В античную эпоху это был небольшой, ничем не выдающийся городок называвшийся Пелопия [3, 175]. Но положение изменилось после завоеваний Александра Македонского, когда в начале III в. до Р.Х. город был повторно отстроен Селевком I Никатором (311-280 до Р.Х.) как военная застава, чтобы охранять уязвимый юго-восточный подход к Пергаму [4, 68].

Фиатира из-за своего географического положения постоянно подвергалась нападению и разграблению армиями, которые проходили через эту область на пути к Пергаму, что мешало развитию города. В 133 г. до Р.Х. правитель Пергама Аттал III умер, не оставив наследника и завещал свой город Риму: завоевания прекратились, город стал Римской провинцией, началось время мира и процветания [2, 328]. Ко времени земной жизни Иисуса Христа Фиатира стала большим городом, славившимся своими красильнями, и крупным центром торговли. Найденные надписи содержат списки большого количества торговых гильдий; упоминаются многочисленные категории работников по отделке шерсти, льна, кожи и бронзы; также процветало гончарное ремесло, работорговля [2, 328]. Согласно этим же надписям в древнем городе находилось три гимназии.

В Фиатире преобладал культ бога солнца Аполлона, в честь которого были установлены игры. Особенно почитались такие божества как Эскулап, Вакх и Артемида. Когда город перешел под власть Рима, поклонение римскому императору стало частью культа Аполлона [2,329].

Императоры Адриан и Каракалла посещают город приблизительно в 124 и в 214 годах по Р.Х. Последний сделал город административным центром района. В середине III в. Фиатира, как и вся часть западной Анатолии, пострадала от вторжения готов [2, 329]. После разделения Римской империи на западную и восточную части в 395 году по Р.Х. город перешел под власть Константинополя.

В XI в. началось нашествие племён турок-османов, и Фиатира в течение двух столетий переходила от Византии к Османской империи и обратно, а в XIII в. навсегда стала частью последней и была переименована в Акхисар.

Сегодня это районный центр в Турции с населением чуть более 80 000 человек.

Фиатирская Церковь

О Фиатире в первый век христианства мы знаем только из Деяний апостольских (16 гл.) и из Откровения (2 гл.). Когда апостол Павел, вместе с Силой и Тимофеем проповедовал слово Божие [2, 329] в Македонском городе Филиппах, то «одна женщина из Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее, внимать тому, что говорил Павел» (Деян 16:14). Это дает основание полагать, что уже тогда Церковь фиатирская существовала и вероятно обязана была своим началом св. апостолам Павлу или Иоанну [3, 175].

Немного сведений о фиатирской Церкви дошли с середины III века. Известно, что среди жителей Фиатиры в III веке была распространена ересь монтанизма, вследствие чего церковь долго не получала прочного устройства. Это дало повод некоторым еретикам, против которых писал св. Епифаний, отвергать Апокалипсис, так как в нем говорится о Церкви фиатирской, тогда будто бы не существовавшей [3, 178]. Из истории страданий свв. Карпа и Папилы известно, что Карп был епископом Фиатиры, и имел при себе диакона Папила. Их, выступавших против поклонения идолам, предали на истязания в Сардисе во время правления императора Декия (249-252); с ними же пострадал их слуга Агафадор. На первом Никейском Соборе (325 г.) присутствовал епископ Фиатиры — Созон, а в документах Ефесского Вселенского Собора (431 г.) подписался Фоск, епископ Фиатирский. В соборном послании Лидийской провинции к императору Льву об умерщвлении св. Протерия Александрийского (+457 г.), есть имя Диамония, епископа Фиатирского. В документах седьмого Вселенского Собора (787 г.) подписался пресвитер Исоний, а в документах собора по случаю восстановления патриарха Фотия (861 г.) — Василий Фиатирский [3, 178-179]. Вот все сведения, дошедшие до нас. Вероятно, Церковь существовала еще какое-то время до захвата города турками.

Археологические открытия

Археологические раскопки в Фиатире проводил Рустем Дюуран в 1986-1987 годах [5, 244]. Поскольку современный город Акхисар занимает территорию Фиатиры, было раскопано мало археологических объектов древнего города.

В центре города, на том месте, что сегодня является территорией государственной больницы, были обнаружены могилы и некоторые руины эллинистического периода. Неподалеку от здания больницы находится самая старая в городе мечеть — Большая мечеть (Ulu Cami). Вероятно до XIV в. это был византийский храм, время его постройки остается неизвестно.

Главные руины древнего города, который может быть рассмотрен сегодня, находятся в части города, называемой Тепемезари. Раскопки открыли остатки большого строительного комплекса, состоящего из базилики (40 х 10 м) и другим, смежным прямоугольным зданием. Этот строительный комплекс относят к V-VI вв. по Р.Х. Ученые считают, что базилика, скорее всего, — гражданское здание, а не церковь, так как апсидная часть расположена с северной стороны.

Поблизости, восточнее, можно увидеть остатки 100-метровой улицы с колоннадой коринфского ордера (портик), ведущей к монументальному входу. Приблизительное время датировки — II-IV в. по Р.Х. Предполагают, что колонны относятся ко II в., а арки надстроены ближе к IV в. по Р.Х. [2, 330-331]. Здесь было найдено множество древних надписей, 21 из них, наряду с другими экспонатами, обнаруженных в Фиатире, хранится в музее города Маниса [5, 244], расположенном в 45 км к юго-востоку от Акхисара.

Список использованной литературы

  1. Фиатир // Сайт Словопедия. Полная популярная библейская энциклопедия [Электронный pесурс]. URL: http://www.slovopedia.com/13/212/1008853.html (дата обращения: 28.01.11).
  2. Fant C.E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2003. 395 p.
  3. Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. СПб., 1847. 298 с.
  4. Cimok F. A Guide to the Seven Churches. Istanbul, 2009. 96 p.
  5. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, 1991. 432 p.
Текст: Виталий Казанцев
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич


Развалины древней Фиатиры: общий вид с запада Видео: Развалины Фиатиры: базилика (V-VI вв.) со смежным зданием Базилика (V-VI вв.). Построена из щебня с известковым раствором, со слоями кирпичной кладки Развалины базилики: фрагмент западной стены (вид с востока). В некоторых местах высота сохранившихся стен достигает 5 м Руины восточной стены базилики (вид с востока)
Развалины с восточной стороны у абсидной части базилики. Возможно, фрагменты крыши (фриза) базилики Изображение креста на фрагменте развалин Восточная стена базилики (вид с востока) Видео: Развалины портика, стоявшего на западной стороне античной улицы с колоннадой, северная часть Видео: Развалины портика, южная часть
Развалины портика, который когда-то стоял на западной стороне улицы, южная часть Развалины античной улицы с колоннадой (портика), центральная часть Остатки от колон и арок портика, датируются приблизительно II-IV вв. по Р.Х. Верхняя часть колонны (капитель, коринфский ордер) Арки портика (II-IV вв.)
Греческая надпись на развалинах древнего города


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.