ЛАОДИКИЯ

Торгово-финансовый центр римской эпохи


Географическое положение и история города

Лаодикия (греч. Λαοδίκεια, «народный суд»; упоминается в Кол 2:1; 4:13; Откр 1:11; 3:14) — город в Малой Азии; находился в области Фригии Пакатанской, на границе с Лидией, на реке Ликус, несколько выше слияния с рекой Меандр, недалеко от города Колоссы, в 28,5 км от Ефеса [2,429]. Город изначально носил имя Диосполис или город Зевса. Он назывался также Роас (от греч. ροα — «гранат») — вероятно, по чрезвычайному изобилию в этой области гранатовых деревьев. Последнее название города — Лаодикия — было дано в честь супруги царя Сирийского Антиоха II (261-246 гг.) Лаодики. Так как Антиох развелся с Лаодикой в 253 г. до Р. Х., можно предположить, что город получил это имя не позже указанной даты [5,234]. Страбон связывает имя города с рекой Ликус. В отличие от четырех других городов, носивших то же имя, этот город называли Лаодикия на Ликусе. [4,91] Через город проходили две дороги имперского значения: с севера на юг (от Сардиса до Пергама) и с запада на восток (от Ефеса до Евфрата).

В I в. до Р. Х. Лаодикия переходит под контроль Рима. Местоположение города на границе трех областей — Лидии, Карии и Фригии — дало повод причислять его к каждой из наименованных областей. Незначительная к концу римской республики Лаодикия во времена империи считалась, чуть ли не первым городом Азии. Этому способствовало ее выгодное положение на торговой дороге, соединявшей Восток с Западом. Плодородная земля и обилие тонкорунной породы черных овец составляли немалую долю доходов промышленности. Это был большой и богатый город, с величественными зданиями, который вел активную торговлю [1,340]. Гиерон, Зинот Ритор и сын его Птоломей, возведенный Кесарем Августом в царское достоинство, наиболее украсили этот город [4,91]. Лаодикия была также одним из центров науки и искусства. Здесь жил стоик Антиох и была медицинская школа. О процветании искусства говорят существующие развалины старого города [1,340].

Спустя короткое время после написания послания св. ап. Павлом к Колоссянам Лаодикия пострадала от сильного землетрясения, случившегося около 60 г. по Р.Х., но затем была быстро восстановлена [6,140]. Лаодикийская Церковь находится в числе семи Малоазийских Церквей, упоминаемых св. ап. Иоанном Богословом в Откровении (3:14) в связи с грозным обличением лаодикийцев за недостаток горячей веры, земные пристрастия и чувственные удовольствия. Ангелу Церкви Лаодикийской так провещал Господь через Тайновидца: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а ни горяч и ни холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг» (Откр 3:14-17). Город часто упоминался древними церковными писателями, в течение нескольких столетий здесь находилась кафедра Лаодикийских епископов, и в 365 г. был проведен поместный Лаодикийский собор.

Роскошь лаодикийцев возросла до высшей степени: торговые обороты их города, особенно через обмен монет, сделали его одним из богатейших в Азии; руно его стад затмило знаменитое Милетское руно. Тацит говорит, что когда Лаодикия была разрушена землетрясением, жители её отказались от помощи Рима и сами восстановили с прежним великолепием свой город (то же самое было, когда ранее его разрушил Митридат Евпатор в 88 г. до Р.Х.) [4,95].

Однако золото лаодикийцев, не было тем очищенным золотом, которое предлагал им Господь в книге Откровения (Откр 3:18). Все сокровища лаодикийцев не могли уже восстановить их пышный город от последующих ударов. В 1255 г. город был взят турками, а в 1402 г. разрушен завоевателем Тамерланом, после чего он уже не смог вернуть свое прежнее величие [1,340].

Лаодикийская Церковь

Паства семи церквей Малой Азии досталась в удел любимому апостолу Господа, Иоанну.

Из послания св. апостола Павла к Колоссянам мы видим, что первая церковь в Лаодикии была устроена в доме Нимфана, который причтен Православной Церковью к числу апостолов. «Приветствуйте братьев в Лаодикии», — пишет ап. Павел, — «и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол 4:15). Также, исходя из содержания послания, можно допустить, что и св. Архипп, пострадавший в Колоссах, был епископом Лаодикийским: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол 4:17). Однако обо всех делах этих церквей св. ап. Павел узнавал через Епафраса, который был первым епископом в Колоссах. Со II века стало известным так называемое послание ап. Павла к Лаодикийцам; но Тертуллиан и св. Епифаний прямо называли его подложным, того же мнения были св. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит и блаж. Иероним [4,97].

После святых Архиппа и Нимфана мы видим на епископском престоле Сагариса, одного из первых, по времени, учеников апостола Павла; он принял мученический венец в Лаодикии, что следует из послания св. Поликрата Ефесского к Виктору о праздновании Пасхи. За ним следует блаженный епископ Сизипий, при котором жил св. мученик Артемон, пресвитер Лаодикийский. Из жизни этого святого мы видим, что в то время церковь Лаодикийская была вне стен города, а в городе были два языческих храма – Аполлона и Дианы; истуканы этого последнего храма были разрушены Сизипием и Артемоном, отчего они едва не подверглись казни, но чудесное исцеление через молитвы Сизипия римского военачальника Патрикия, шедшего для гонения на христиан, заставило его признать Божество Иисуса Христа. Тот же самый Патрикий, сделавшись впоследствии отступником, принудил престарелого пресвитера Артемона следовать за ним в Кесарию Палестинскую и, несмотря на величайшие чудеса, им явленные, предал его истязаниям [4,101-102].

В начале царствования Константина Великого (306–337 гг.) Лаодикийской Церковью управлял епископ Евгений, который во время гонений на христиан при Максимиане (285–310 гг.) пострадал за веру, но после этого окормлял паству еще в продолжение 25 лет. Он же построил в Лаодикии великолепную церковь с портиком, с живописными украшениями. Кроме того, в Лаодикии сохранились христианские символы, приблизительно относящиеся к той эпохе. В Никейском Соборе в качестве представителя от Лаодикии участвовал епископ Нунехий I. Затем в Лаодикии короткое время занимал епископский престол Кекропий, подпавший под влияние ереси Ария. Император Констанций перевел его из Лаодикии в Никомидию также на епископство, но он погиб во время землетрясения в 358 году. В работе Ефесского Собора (431 г.) принимал участие Аристоним Лаодикийский. Также известно имя Нунехия II, подпись которого была поставлена на документах Халкидонского Собора. В документах пятого, шестого и седьмого Вселенских Соборов подписались епископы Лаодикийские Иоанн, Тиверий и Евстафий. Во время патриарха Фотия в Лаодикию был направлен епископ Феодор. Затем управляли Лаодикийской Церковью Павел и Симеон. В числе сочинений знаменитого Фотия осталось его послание к Павлу, епископу Лаодикийскому. Император Алексей Комнин назначил в 1082 году в Лаодикию митрополита Михаила. В 1140 году при императоре Иоанне Комнине при собрании епископов против ереси богомилов была поставлена подпись Лаодикийских иерархов, имена которых не сохранились. Последним известным предстоятелем Лаодикийской Церкви был Феофилакт, который присутствовал в собрании епископов, созванном в 1450 г. против Флорентийского собора 1439 г. [4, 102,104].

Археологические достопримечательности

Лаодикийский храм. Развалины Лаодикийского храма расположены на северном конце прямоугольного внутреннего двора, окруженного портиками (58 на 42,33 метров с 54 колоннами), на северной стороне улицы Сирии. Главный вход во внутренний двор следует через портик улицы. Кроме того, также есть лестничная площадка на северо-западном и северо-восточном портиках храма. Пол внутреннего двора полностью выложен мраморными плитами. Храм имеет четыре колонны во фронте, рифленые по спирали, и имеет размеры в длину 27,75 м и в ширину 13,60 м. Построенный во II в. по Р.Х., храм был отремонтирован во время правления императора Диоклетиана (284-305 гг.). Раскопки показали, что в IV столетии здание использовалось под архив и даже после землетрясения 494 г. храм продолжал выполнять эту функцию. После землетрясения, бывшего в начале VII в., мраморные блоки храма были взяты для повторного использования в другом месте или послужили материалом для получения извести [Информационный стенд в Лаодикии].

Лаодикийский храм
Лаодикийский храм (фото с информационного стенда)

Акведук и водопроводная система города. Рядом с театрами на южной части склона видны развалины акведука — каменного водопровода, по которому доставлялась вода из родника возле Денизли в юго-западной части города. Акведук был подведен к водонапорной башне конической формы, часть которой сохранилась. Можно увидеть вертикальные терракотовые трубы, по которым вода проходила на самый верх башни. Башня, возможно, была сделана с целью распределения запасов воды для города. Далее акведук был проложен к северу от фонтана и заканчивался рядом с водохранилищем [3,235,237].

Спортивно-банный комплекс. Рядом с фонтаном находятся руины большого здания, это — спортивно-банный комплекс. Он, был построен в первой половине II в. по Р.Х. Комплекс состоял из ряда комнат, выходивших на южную сторону, и прямоугольной площадки (возможно, для спортивных упражнений). В соответствии с надписью, найденной на здании, оно было построено в честь императора Адриана и его жены Сабины [3,237].

Дом заседания совета. Примерно в 100 метрах к северу от стадиона и спортивно-банного комплекса находятся впечатляющие руины дома заседания совета. Все, что видно, это рассеянные фрагменты камня и руины нескольких рядов сидений [3,237].

Баптистерий и большой банный комплекс. Примерно в 200 метрах к северу от дома совета находятся руины небольшого здания. Оно имело кольцевую форму с тремя внутренними апсидами. Часть мрамора и украшенный крест были найдены неподалеку.

Считается, что это место служило для богослужений. Возможно, это был баптистерий или маленькая церковь. Дальше на север находятся уцелевшие части большого банного комплекса римского периода. Здание размерами около 55 на 85 м содержало четыре или пять отделов вдоль южной стороны, вдоль северной стороны был зал. Возможно, уже в IV веке здание было перестроено в церковь [3,237].

Нимфеум императора Септимия Севера. К северо-западу от банного комплекса находится монументальный фонтан Нимфеум, искусно украшенный различными статуями, некоторые из которых были натуральной величины, например статуя богини Исиды (или жрицы Исиды). Фонтан, построенный в начале III в. по Р.Х. был посвящен императору Септимию Северу (198-211 гг.).

Нимфеум императора Септимия Севера
Нимфеум императора Септимия Севера (фото с информационного стенда)

Фонтан имел большой бассейн в северо-западном углу, с колоннадой на востоке и юге. До V в. фонтан ремонтировался четыре раза. Монумент был разрушен в результате землетрясения происшедшего в 494 г., а затем преобразован в стены комнаты, которая, по-видимому, использовалась для собрания христиан [3,237].

Портал Пропилон I. Монументальный портал Пропилон I находится на улице Сирии напротив западного угла центральной агоры. Он образует углубление к северу от улицы, причем арочные секции в дверях приводили к четырем отделам и к лестнице, которая обеспечивала доступ к северной части. С двух сторон портал поддерживался с помощью опор и колонн, внутренний интерьер портала был наполнен архитектурными украшениями. Портал был построен в конце периода правления императора Септимия Севера (193-211 гг.). Пропилон был поврежден сильным землетрясением в царствование императора Диоклетиана (284-305 гг.) и впоследствии восстановлен. Окончательно он был разрушен во время землетрясения 494 г. [Информационный стенд в Лаодикии].

Портал Пропилон I
Портал Пропилон I (фото с информационного стенда)

Нимфеум императора Каракаллы. Этот монументальный фонтан находится на стыке улицы Сирии и стадиона. Он был построен в честь императора Каракаллы (211-217 гг.) по случаю его визита в Лаодикию. Монумент прошел четыре фазы ремонта, последняя из которых восходит к началу V века. Длина фонтана 16,70 метров, ширина 7,90 метров. В углу фонтана находится прямоугольный бассейн квадратной формы размером 8,90 на 7,90 метров, по обеим сторонам которого расположены две апсиды. Парапет бассейна украшен сценами из мифов c участием Геракла, похищением Ганимеда Зевсом и убийством Минотавра Тесеем [Информационный стенд в Лаодикии].

Нимфеум императора Каракаллы

Нимфеум императора Каракаллы (фото с информационного стенда)

На окраине города в 79 г. был построен стадион, посвященный императору Титу и имевший около 280 м в длину и 70 метров в ширину. По словам Цицерона, стадион использовался как для спортивных соревнований, так и для гладиаторских представлений [3,237].

Театры. Сохранилось два театра, которые были врезаны в структуру холмов [7, 222, 225].

Западный театр
Западный театр (фото с информационного стенда)

Западный театр был построен в середине II в. по Р.Х. [3, 240] в земляном углублении по всем правилам эллинистической традиции. Верхний радиус театра составляет 94,5 метров, центральная платформа поднята на высоту 6-7 метров. Он вмещал около 8 тысяч зрителей, причем нижние сидения, находящиеся ближе к сцене, были сделаны из мрамора. Театр функционировал вплоть до VII столетия [Информационный стенд в Лаодикии].

Северный театр был построен после возведения западного, который к тому времени уже не вмещал всех желающих из числа посетителей. Он был возведен в греческом стиле и вмещал 12 тыс. человек, имел 46 рядов, 19 внизу и 27 вверху. На сиденьях были вырезаны названия гражданских гильдий и влиятельных семей [8, 251].

Список использованной литературы

  1. Лаодикия // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 17. СПб., 1896. 482 с.
  2. Лаодикия // Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад — Джорданвилль: Центр изучения церковной истории русского зарубежья; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 860 с.
  3. Fant C.E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford: Oxford University Press, 2003. 395 р.
  4. Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. СПб., 1847. 298 с.
  5. Cimok F. A Guide to the Seven Churches. Istanbul, 2009. 237 р.
  6. Blaik E.C., Edmonds A.G. Biblical Sites in Turkey. Istanbul, 2006. 184 p.
  7. Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011. 264 с., илл.
  8. Wilson M. Biblical Turkey. A Guide to the Jewish and Christians Sites of Asia Minor. Istambul, 2010. 399 p.
Текст: Алексей Подколзин
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич


Начало улицы Сирии Городская улица — улица Сирии Улица Сирии Улица Сирии Видео: Городская улица Сирии с кварталами
Христианская символика креста Видео: Городская улица Сирии и символика креста Видео: Городская улица Сирии и лаодикийский храм А Развалины лаодикийского храма А Развалины лаодикийского храма А (другой ракурс)
Развалины лаодикийского храма А (другой ракурс) Развалины лаодикийского храма А (другой ракурс) Развалины лаодикийского храма А (другой ракурс) Видео: Развалины лаодикийского храма А Нимфеум А (фонтан императора Септимия Севера)
Видео: Нимфеум А (фонтан императора Септимия Севера) Христианский символ Портал Пропилон I Видео: Портал Пропилон I Нимфеум императора Каракаллы (211-217 гг.)
Нимфеум императора Каракаллы Видео: Нимфеум императора Каракаллы и мозаика Западный театр Западный театр (другой ракурс) Видео: Западный театр


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.