ПЕРГАМ

Там, где был «престол сатаны» (Откр 2:13)




Развалины Пергама на территории современной Турции производят сильное впечатление — удивительный вид театра, врезанного прямо в крутой склон акрополя, руины Траянума на вершине горы, фундамент Великого алтаря Зевса, древний медицинский центр асклепейон, храм Сераписа ("Красный двор"), археологический музей и др. — все это привлекает внимание посетителей [1,273].

Местоположение и история

Древний Пергам (греч. Πέργᾰμος или Πέργαμον) располагался в районе современного города Бергама, находящегося в западной части Турции приблизительно в 105 км севернее Измира и в 26 км от Эгейского моря на склоне горы на высоте 355 м над уровнем моря.

По одной из версий, учитывающей древнегреческую мифологию, Пергам был основан Телефусом (Telephus), царем Малой Азии и сыном Геракла. Археологические раскопки указывают, что Пергам был заселен уже в начале VIII в. до Р.Х. Первое историческое упоминание восходит к Ксенофонту, греческому историку, который, будучи солдатом и участвуя в военном походе против персов, упоминает, что в 399 году до Р.Х. он проводил некоторое время в Пергаме.

Мало что известно о Пергаме до эллинистического периода, когда город и вся Малая Азия попала под управление Александра Македонского. После смерти Александра Великого в 323 году до Р.Х. Лисимах (Lysimachus), один из генералов Александра, в конце концов добился контроля над всей Малой Азией. Он оставил на хранение в Пергаме значительное количество богатств и назначил своего офицера Филетера (Philetaerus) наместником. Позднее Филетер около 283 года до Р.Х. выступил против Лисимаха и, победив его, использовал сокровища города для основания Пергамского царства со столицей в Пергаме. Будучи неженатым, Филетер усыновил своего племянника Евмена I как наследника [1,273-274; 3,69; 4,266; 5,61].

Евмен I (263-241 гг. до Р.Х.) успешно вел военную кампанию против Селевкидского царя Сардиса Антиоха I, в результате чего господство Пергама расширилось по всей долине реки Кекус (Caicus) и по всему пути до Эгейского моря. Наследником Евмена I стал приемный сын Аттал I Сотир (241-197 гг. до Р.Х.). Одной из ранних успешных военных кампаний Аттала I стала победа над галлами, которые вторглись в Малую Азию. Благодаря этой победе, он получил имя Сотир (греч. "Спаситель") и титул царя. Защищая свое государство от эллинистических правителей, он вступил в союз с Римом. Этот союз продолжался и при следующем царе — Евмене II (197-159 до Р.Х.), сыне Аттала I. В союзе с римским войском Евмен II нанес поражение Селевкидскому царю Антиоху III в битве при Магнезии в 189 г. до Р.Х. В благодарность за помощь Риму под управление Евмена II была выделена большая часть Малой Азии [1,274; 3,69].

Правление Евмена II — это зенит Пергамского царства; под его руководством оно становится одним из самых могущественных держав этого региона. После смерти Евмена II царем стал его брат Аттал II Филадельф (159-138 гг. до Р.Х.). Одним из достижений Аттала II было строительство колоннады в агоре в Афинах. Преемником Аттала II стал слабый и неспособный правитель Аттал III Филометр (Philometer), его племянник (138-133 гг. до Р.Х.), правивший всего 5 лет. С его смертью завершилась династия Атталов, которая царствовала приблизительно 150 лет. По своему завещанию его царство перешло Риму. Но не все жители города были согласны с этим решением царя. Аристоник (Aristonicus), объявивший себя внебрачным сыном царя Евмена II, заявил о своих правах на трон. Он объявил всех рабов свободными и начал военную кампанию против Рима. После трехлетней войны он был схвачен, отведен в плен в Рим, где и был казнен. В 129 году до Р.Х. западная часть древнего Пергамского царства стала римской провинцией Асия, а остальная часть была присоединена к другим областям и провинциям [1,274; 5,61].

Несмотря на то, что Пергам получил статус свободного города, в Римский период у него не было каких-либо определенных достижений. Сокровища города были перевезены в Рим, и народ был подвержен тяжелому налогообложению. Митридат VI, царь Понтии, проводивший кампанию против Рима (89-84 гг. до Р.Х.), завоевал большую часть Малой Азии и Греции и выбрал Пергам как одну из своих столиц. Пергамцы по приказу Митридата вырезали всех римлян в городе. Но, когда Митридат был побежден, римский генерал Сулла жестоко наказал город. Пергам потерял независимость и был обложен значительной данью. В течение раннего римского периода Пергам оставался столицей римской провинции Асия, хотя и был в тени Ефеса как лидирующего города в этой местности [1,274].

К концу I века до Р.Х. Пергам начинает восстанавливать свое былое влияние. В 29 году до Р.Х. император Август отдал распоряжение о строительстве в городе храма в честь римских богов. Нет никаких археологических свидетельств этого храма, но его можно увидеть на некоторых древних монетах Пергама. В начале II века по Р.Х. Пергам снова становится главным городом в Малой Азии. В царствование Траяна и Адриана были построены новые здания: огромный храмовый комплекс в честь императора Траяна (Траянум), Красный двор и многочисленные строения в асклепейоне (малый театр, террасы с колоннадами, новые корпуса для лечения больных и их проживания). Также были расширены внешние границы города, достигавшие границ современного Бергама. [1,275] Предполагают, что население Пергама во II веке по Р.Х. насчитывало 200 тыс. человек. [6, 136]

III век по Р.Х. — век начала падения Пергама. Хотя была очевидна важность города как культурного центра, что подтверждается изучением там философии в это время. В течение VII-VIII вв. по Р.Х. город регулярно осаждался арабами и впоследствии уже не смог обрести прежнее величие и славу [1,275; 5,62], а в 1330 году окончательно перешел под турецкое управление [3,71].

Иудейское присутствие в Пергаме можно отнести к началу I века до Р.Х., о чем имеется свидетельство Цицерона. Он пишет, что в 62 году до Р.Х. римский правитель Флакк объявил о конфискации золота в Пергаме, которое иудеи собрали для отправки в Иерусалим.

К концу I века по Р.Х. в городе была христианская община; книга Откровения адресует послание церкви Пергама (1:11; 2:12-17). Во II веке по Р.Х. город стал центром христианской жизни в регионе. Были найдены останки некоторых церквей: в агоре, в Мегалесии, во святилище Афины и в Красном дворе (храме Сераписа). Согласно христианской традиции, Пергам был местом мученичества трех христиан: Карпа, Павла и Агафоника. Дата их смерти точно не известна, имеется две версии: время Марка Аврелия (161-180 гг. до Р.Х.) или время Декия (249-251 гг. до Р.Х.) [1,275-276].

Упоминание города в Священном Писании

В книге Откровения св. ап. Иоанн Богослов отправляет послания семи церквам в семи городах Малой Азии, включая Пергам. Церковь в Пергаме восхваляется и критикуется. С одной стороны, прославляется за верность христианству даже перед лицом гонений и мученичества. Св. Иоанн упоминает одного христианина — Антипатра, который принял мученическую смерть за веру. С другой стороны, церковь критикуется за толерантность к группе Николаитов, которые "едят пищу, посвященную идолам, и практикуют блуд" (Откр 2:14). Откровение описывает Пергам как место, где "находится престол сатаны" (Откр 2:13). Комментаторы предлагают несколько вероятных идентификаций "престола сатаны" — Великий алтарь Зевса, асклепейон или город имперского культа [1,276; 2,358].

Пергам косвенно упоминается и в 1 Макк 8:8, где описываются события римских завоеваний в древнем мире. После повествования о неудаче Антиоха III против Рима утверждается, что римляне передали часть территории Антиоха III Евмену, царю Пергамскому [1,276].

Археологические раскопки

Археология Пергама представлена в 4-х различных местах: асклепейоне, археологическом музее Бергама, Красном дворе и Акрополе. Каждое из этих мест находится недалеко от современного Бергама. Между Акрополем и асклепейоном находятся руины стадиона, театра и амфитеатра [1,276; 3,73].

1. Асклепейон

Одним из самых известных богов врачевства в греко-римском мире был Асклепий. В его честь строились святилища (называвшиеся асклепейоны) в разных городах: Афинах, Коринфе, а позднее и в Риме. Обычно эти святилища включали в себя храм, источник воды (родник) для ритуального очищения и помещения для стационарного лечения; нередко еще и театр, термы, гимназиум и библиотеку. Те, кто приходил в святилища для исцелений зачастую проводили здесь время целыми неделями, следуя установленным предписаниям. В случае исцелений люди приносили благодарственную жертву Асклепию и маленькую модель той части тела, которая была исцелена. В музее Бергама показаны образцы этих моделей [1,278].

Асклепейон Пергама был знаменитым оздоровительным центром. Он получил популярность во II веке по Р.Х., когда были построены большая часть зданий, видимые сегодня. Гален, один из знаменитых врачей древности, родился в Пергаме в 129 году по Р.Х. В возрасте 16 лет он начал учиться в асклепейоне Пергама, а продолжил свое обучение в Смирне, Коринфе и Александрии. Вернувшись обратно в Пергам в возрасте 28 лет, Гален был врачом у гладиаторов 4 года. После этого уехал в Рим, став придворным врачом у трех римских императоров. Оратор 2 века по Р.Х. Аэлий Аристид, страдавший многими заболеваниями, провел 2 года в святилище Пергама и описал свое лечение. В своих рассказах он указывает некоторые формы лечения: холодные ванны, кровопускание, голодание, физические упражнения, музыка и грязевые процедуры [1,278; 2,358].

От города в асклепейон вела так называемая Священная дорога — улица, украшенная колоннадой и ведущая во внутренний двор асклепейона. Вымощенная блоками из андезитного камня, она начиналась в римской части города рядом с акрополем и театром и была в длину около 800 м. Приблизительно в 140 м от этой улицы рядом с асклепейоном были произведены раскопки и найдены колонны, являющиеся частью портика над улицей. Где-то на середине дороги с южной стороны находятся останки небольшого круглого здания, считающегося надгробным памятником времен Августа. Священная дорога заканчивается внутренним двором. В середине двора находился алтарь, посвященный Асклепию; на алтаре видны изображения змей — символ Асклепия [1,278-280; 2,358].

На западной стороне внутреннего двора была монументальная арка с надписью "Смерти вход воспрещен" [6, 149] — большие ворота с 4 колоннами в коринфском стиле, служившие входом в асклепейон. Эти ворота были построены во II веке по Р.Х. Клавдием Хараксом (Charax) — консулом и историком из Пергама. Фронтон над входом содержит надпись о том, что Харакс получил полномочия на строительство арки. В настоящее время этот фронтон лежит на земле, рядом с аркой. Крытая колоннада окружала асклепейон с северной, южной и западной стороны. На восточной стороне северной колоннады, справа от арки, находится квадратное здание, которое использовалось как библиотека и как святыня-храм, посвященный императорам (здесь во время раскопок была найдена обнаженная статуя императора Адриана; сейчас она находится в музее Бергама) [1,280].

Ниши в стене первоначально предназначались для хранения манускриптов, а большая ниша в одной из стен — для статуи Адриана. До настоящего времени сохранились в хорошем состоянии несколько колонн северной колоннады. Первоначально построенные в Ионийском стиле, ближайшие к библиотеке 10 колонн были возвращены на место, после того как они были разрушены во время землетрясения в 175 году по Р.Х. Эти колонны, объединяющие коринфский и ионический стили, были короче первоначальных и поэтому стояли на подставке [1,280].

Позади западной части северной колоннады находится театр, вмещающий 3500 человек. Театр использовался для игр, торжественных речей, чтения стихов или музыкальных представлений для облегчения страданий и получения утешения посетителями оздоровительного центра [1,280].

Первые три ряда в театре предназначались для важных персон. Чуть южнее от театра находился бассейн для пациентов. Этот бассейн был построен из мрамора в римский период и находился на открытом воздухе. К югу от бассейна можно увидеть следы трех эллинистических храмов, посвященных Асклепию-Спасителю, Аполлону Каллитекносу и Хигии (Hygieia), дочери Асклепия. Предположительно в этом же месте находился храм, посвященный молодому богу Телесфору, который ассоциировался с Асклепием. Далее к югу и перед западной колоннадой был другой бассейн; открытый и вырезанный в камне он предназначался, видимо, для принятия грязевых ванн [1,280].

Третий бассейн, датируемый эллинистическим периодом, располагался к западу от входа в тоннель. Вода из священного источника, считавшаяся целительной, попадала в этот бассейн по трубопроводу; бассейн был крытый, сделан из андезита и предназначался не для купания, а для питья. К юго-западу находились помещения, предназначенные для медицинского лечения. Здесь пациенты засыпали в ожидании посещения Асклепием в их снах. Посещение Асклепия сопровождалось или исцелением, или описанием нужного лечения, которое интерпретировали жрецы или врачи. "Толкователи" снов могли и изменить методы лечения: чаще всего изменения заключались в купании в холодной или горячей ваннах, упражнениях, грязевых купаниях, массажах, специальных диетах, обмываниях или намазываниях маслами [1,281].

Позади западного портика находилось строение с колоннами в дорическом стиле. Вход в это здание был через дверь в середине западного портика. Позади колонн вдоль северной стороны было несколько комнат, которые использовались как магазины. Останки эллинистической гимназии были раскопаны к югу от дорических колонн [1,281].

В юго-западном углу портика находятся останки двух общественных туалетов. Больший и наиболее совершенный (сидячий на 40 человек) был для мужчин — с мраморными полом и сиденьями. В центре туалета находились 4 коринфские колонны, покрытые крышей с небольшими проемами для света и вентиляции. Меньший, более скромный (сидячий на 17 человек) туалет был для женщин. Помещение, которое находится рядом с женским туалетом, скорее всего, предназначалось для заседаний или собраний [1,281].

Тоннель, имеющий в длину 78 м, построен в римский период и соединяет центральную площадь святилища с помещением на юго-востоке этого святилища. В этом тоннеле, который служил также и коридором, предусматривалось прохладное место для отдыха в летнюю жаркую погоду [1,282].

На севере оздоровительного центра находился храм Асклепия, самый значительный храм святилища. Сегодня можно видеть лишь его останки. Храм, построенный в 150 году по Р.Х. как подарок римского консула Луция Руфина, был круглым строением, по размеру меньше подобного храма в Риме. Куполообразная крыша в диаметре составляла около 24 м и имела отверстие в центре для освещения. Колоннадный вход в храм был на западе, колонны можно увидеть и сегодня. Внутри колоннады пол и стены украшены мраморной мозаикой. Вокруг внутренней стены были 7 круглых и треугольных попеременно-меняющихся ниш, в которых находились статуи богов, а в нише напротив входа в храм Асклепия была статуя самого Асклепия [1,282].

2. Музей Бергама

Археологические открытия древнего Пергама находятся в музее Бергама, основанном в 1936 году. У музея существует хорошая материальная поддержка; все описания предметов даны на двух языках: английском и турецком. Разнообразные каменные архитектурные части (колонн, капителей, бордюров), надгробных стел и саркофагов представлены в саду внутреннего двора при входе в музей. Среди многих заслуживающих внимания предметов, представленных в музее, следующие: статуя Адриана из библиотеки Асклепия в Пергаме; мозаичный пол III века по Р.Х. с изображением Медузы из нижнего города Пергама; медицинские инструменты и различные благодарственные подношения и жертвы Асклепию; модель Великого алтаря Зевса; некоторые произведения искусства из святилища Деметры с ее изображением, стоящую у алтаря и держащую в одной руке светильник и привязанное жертвенное животное; стелла из Красного двора со сценами боев гладиаторов с животными, а также алтарь Римского периода с изображением орла [1,283].

3. Красный двор (храм Сераписа)

В современном городе Бергаме можно видеть останки Красного двора (иначе: Красного холла, англ. Red Hall). Название связано с красным кирпичом, из которого он построен. Красный двор в комплексе всех своих зданий и сооружений имел длину 195 м, в ширину — 98 м. Внутренний двор окружен стеной высотой 13 м. Главный вход в святилище был через большую дверь в центре восточной стены внутреннего двора. Первоначально облицовка здания была мраморная, часть которой можно видеть и сегодня. С двух сторон Красного двора (с южной и северной) находятся два круглых здания — двойные башни, которые были храмами. Эти здания, построенные из кирпича и мраморной крыши, высотой 20 м и диаметром 12 м, были автономными, но соединялись стенами с Красным и внутренним дворами. В настоящее время северная башня используется под мечеть, а южная — под склад [1,284].

Перед каждой башней был двор, окруженный со всех сторон портиком. В основании портика были атланты (колонны в виде мужской фигуры) и кариатиды (колонны в виде женской фигуры). Каждая колонна имела две фигуры, располагались они спиной к спине. Эти храмы, вместе с большим внутренним двором, составляют храмовый комплекс, посвященный почитанию египетских богов. Построенный в первой половине II века по Р.Х. Красный двор был посвящен или Серапису, или Изиде. По этой причине строение иногда называется храмом Сераписа. Главное здание (из красного кирпича) было большим холлом в длину около 60 м и 26 м в ширину. Внутренний холл был разделен на две части речным стоком, который тянулся с севера на юг [1,284].

Западная часть холла содержит 5 окон на верхнем этаже. Эта часть здания открыта для посещения. В ней, параллельно водному каналу, находился неглубокий бассейн, имевший ширину приблизительно 5 м. Внутри бассейна было три треугольных резервуара для ритуального очищения. На стенах в холле было 12 ниш, в которых располагались статуи различных божеств [1,284].

Восточная часть холла не имела окон и была местом пребывания жрецов. Впоследствии, в середине V века по Р.Х. Красный двор был реконструирован в христианскую базилику и посвящен св. апостолу Иоанну Богослову, а восточная стена была разрушена и превращена в апсиду [1,284].

4. Акрополь

Сооружения акрополя древнего Пергама датируются эллинистическим периодом. Археологические останки древнего города показывают на склоне горы акрополь, включающий в себя три территории: верхний, средний и нижний акрополи [1,287].

4.1. Верхний Акрополь

Вход в верхний акрополь был через ворота древней городской стены. Слева от ворот находится героон (место почитания героев), построенный в честь пергамских царей, особенно Аттала I и Евмена II. Он включает в себя двор, окруженный колоннами, главный вход на северо-востоке двора и комнату для совершения культа. Рядом находился ряд домов и складов эллинистического периода. В древности главная улица верхнего акрополя как раз проходила между местом почитания героев и рядом магазинов и вела к большим воротам. Эти ворота были входом в город. Слева при входе находилась большая монументальная арка — вход в святилище Афины [1,287; 3,74].

Справа находятся останки жилых помещений эллинистического периода. Многие из этих домов построены с перистилями (перисти́ль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой) и различными комнатами. Предназначение этих комнат до конца не ясно, но, очевидно, что многие из них использовались как дворцы для древних пергамских царей — как резиденция Евмена II, Аттала I, Аттала II и Филетера. Датировка Пятого дворца (комната на южной стороне) вполне возможна, поскольку здесь была найдена мозаика на полу с фрагментами, имеющими отношения к Великому алтарю Зевса. Он построен Евменом II. Здесь же находились и комнаты для воинов, и военный арсенал. Самая северная резиденция (резиденция Филетера) в эллинистический период была перестроена в казармы [1,289].

4.1.1. Храм Траяна

Строительство храма Траяна началось при императоре Траяне (98-117 гг. по Р.Х.) и было завершено при Адриане (117-138 гг. по Р.Х.). Поклонялись в храме обоим императорам, как это видно по останкам (голова и другие части тела) огромных статуй этих императоров, найденным при раскопках храма. Храм также был посвящен и Зевсу; статуя Зевса находилась в храме. В своей основе платформа, на которой находился храм, имела длину 57, 6 м и ширину 66,2 м и была окружена аркой с восточной, западной и северной сторон. Размеры храма составляли 32 на 20 м [1,289; 3,82].

4.1.2. Библиотека

Библиотека Пергама, построенная Евменом II, вторая самая большая в древнем мире (после библиотеки в Александрии), как известно, содержала свыше 200.000 томов. Плиний Старший рассказывает историю о соперничестве между александрийской и пергамской библиотеками, когда Птолемей запретил экспорт папируса в Пергам. В результате в Пергаме был придуман другой способ письма — на пергамене (на шкурах животных). Даже если эта история не совсем правдива, письменный материал получил свое название по имени города [1,29; 4,267].

Библиотека состояла из четырех комнат. Наибольшая комната, расположенная на восточной стороне, вероятно, была читальным залом; ее приблизительные размеры 14 м на 16 м. На северной и восточной стенах читального зала находились горизонтальные углубления для полок. Предположительно, эти полки служили для хранения книг. Перед северной стеной в читальном зале стояла трехметровая статуя Афины (созданная по образцу статуи в Афинах). Вход в библиотеку был с южной стороны [1,291].

4.1.3. Храм Афины

На западе святилища находился храм Афины. Построенный в III веке до Р.Х. в дорическом стиле, он имел по шесть колонн с каждого конца и по десять колонн вдоль каждой стороны. Сегодня виден только небольшой фрагмент основания храма. Двухъярусный портик окружал святилище с северной, восточной и южной сторон. Портик и арка были построены во II веке до Р.Х. Внутри святилища находились статуи из бронзы; самая известная — "Умирающий Галл", мраморная копия которого находится в Капитолийском музее Рима [1,291-292; 3,76-79].

4.1.4. Театр

Одно из впечатляющих строений Пергама — театр, построенный в III веке до Р.Х. Расположен театр на одном из крутых склонов, зрителям театральных представлений открывался великолепный обзор окрестностей города. У театра было 80 рядов для сидения, поделены эти ряды на три части с общим количеством возможных посетителей около 10.000 человек [1,293; 3,83].

4.1.5. Храм Диониса

На северной стороне святилища находился храм Диониса. Построен во II веке до Р.Х. в ионическом стиле с прекрасно сделанными 25 ступенями. Алтарь находился перед храмом. Римский император Каракалла (Caracalla; 211-217 гг. по Р.Х) перестроил здание в мраморе (после этого в храме совершалось почитание императора как "Нового Диониса") [1,293; 3,84-85].

4.1.6. Великий алтарь Зевса

Южнее храма Афины располагался Великий алтарь Зевса (в настоящее время между алтарем Зевса и храмом Афины находятся останки портика эллинистического периода). Возможно, Алтарь был посвящен не только Зевсу, но и Афине. Построен Евменом II. В византийский период Алтарь был разрушен, некоторые его части были использованы в конструкции защитной стены и для конюшен. В конце XIX века немецкие археологи, раскапывая Пергам, нашли часть алтаря и перевезли его в Германию, создав реконструкцию. В настоящее время он находится в музее Берлина. Размеры алтаря — около 37 м на 35 м. Алтарь находится на платформе, окруженный портиком с северной, южной и восточной сторон. С западной стороны можно видеть широкие ступени, ведущие к алтарю [1,294; 2,358; 3,86; 4,267].

4.1.7. Рынок

Южнее Алтаря Зевса находилась верхняя агора, частично окруженная портиками в дорийском стиле. В ее западной части находились многочисленные магазины и склады, был также небольшой храм Зевса, датируемый временем Аттала I (около 241-197 гг. до Р.Х.). Основание этого маленького храма — это все, что осталось на сегодняшний день. Главная улица Пергама проходила с юго-востока на северо-запад через рынок и заканчивалась воротами цитадели (верхнего акрополя). На севере рынка в конце улицы установлен памятник Карлу Хуманну, немецкому археологу, нашедшему Великий алтарь Зевса [1,294; 3,87].

4.2. Средний акрополь

Дорога, ведущая с рынка на юг, приводит к среднему акрополю. Останки римской бани и туалета расположены на западной стороне улицы, приблизительно в 92 м южнее рынка. Далее по улице слева находился небольшой гимназический комплекс с ванной комнатой, концертным залом и культовым зданием (посвященным героям). Вход в баню был с главной улицы. Перед комплексом находился двор (палестра) для упражнений и занятий. Полукруглая ниша в северной стене была бассейном с холодной водой. Круглая комната на юге двора — бассейн с теплой водой. Между баней и концертным залом находились три маленькие комнаты — буфет или кухня для приема пищи. Концертный зал с круглыми рядами сидений использовался не только для концертов, но и для спектаклей и собраний. Культовое здание было посвящено Диодору Паспаросу (Diodorus Pasparos), жившему в начале I века до Р.Х., гражданину и благодетелю Пергама (это культовое здание иногда называли "мраморной комнатой", т.к. стены и пол были сделаны из мрамора) [1,295; 4, 270].

Во время раскопок культового здания археологами были найдены мраморное изображение головы Диодора и несколько рельефных настенных декораций. Репродукции этих находок можно найти на месте, а оригиналы находятся в музее Бергама. Справа от культового здания был ресторан; в этом месте были найдены духовка и жаровня. Расположенное рядом здание было или рестораном, или магазином по продаже вина или масла (в этом месте были найдены отверстия в полу для хранения вин и масел). Вдоль восточной стены винного магазина наверх вела узкая лестница и выводила к залу, где совершалось почитание Диониса. Этот холл назывался также Залом аналоя или Залом подиума (Podium Hall), т.к. внутри находился подиум (2,5 м шириной и 0,9 м в высоту), на который совершители культа Диониса облокачивались или наклонялись над ним, участвуя в принятии священной пищи. Ниша в северной стене напротив входа в холл была для статуи Диониса. В период со II в по Р.Х. по IV по Р.Х. этот холл использовался для пиршества (торжественного обеда) и других празднеств, посвященных культу Диониса [1,297].

Далее по главной дороге справа находятся останки большого здания с перистилем, возможно, это Мегалесион, где совершалось почитание богине Кибеле, Великой матери (в византийский период храм был разрушен и на его месте построена христианская часовня). Сразу за храмом Кибелы главная улица поворачивает на запад и переходит на небольшую улицу, которая ведет к святилищу Геры (жена Зевса). Храм Геры построен во II веке до Р. Х. Ведет к храму широкая лестница с 12 ступенями, расположенная слева от вестибюля и справа от портика [1,297; 3,90].

Слева от храма Геры находятся останки городского холла Пергама. К юго-западу от холла — останки строения, которое использовалось как здание встреч или собраний (возможно, с культом Диониса). Южнее — храм Асклепия и далее — останки храма Деметры. В честь Деметры устраивались различные торжества. Самым большим праздник в ее честь была Фесмофория (Thesmophoria) — сельскохозяйственный фестиваль, отмечавший плодородие, питание и урожайность. Этот фестиваль, как и культ Деметры, предназначался для женщин; мужчинам не позволялось принимать в нем участие. Фестиваль содержал воспроизведение (через жертвоприношения, ритуальные омовения и различные удовольствия) истории похищения Аидом (богом подземного царства) дочери Деметры Коры (Персефоны) в подземное царство и ее чудесного возвращения [1,298; 3,91].

Одним из самых больших строений в середине города был гимназический комплекс, расположенный в трех различных местах. Три части комплекса — верхняя, средняя и нижняя гимназии — были построены в эллинистический период, а в римский период были дополнены: верхняя гимназия была предназначена для юношей, средняя — для подростков, нижняя — для детей. Верхняя гимназия была самой большой. Она включала в себя большой двор (для упражнений и игр), окруженный со всех сторон портиком. На каждой стороне двора был банный комплекс, в юго-западном углу был небольшой театр на тысячу мест, использовавшийся для лекций и музыкальных концертов. В середине северного портика была комната (эфебион), предназначавшаяся, согласно найденным здесь надписям, для римского императора, когда он здесь бывал. Комната сделана из мрамора, на каждой стороне имеется апсида. Под южным портиком верхней гимназии находилась длинная беговая дорожка (иногда называемая Basement Stadium), использовавшаяся для спортивных игр и атлетических соревнований [1,298; 3,96; 4,270].

Средняя гимназия состояла из двора для упражнений и игр и портика в коринфском стиле вдоль северной стороны двора. На восточной стороне двора найдены останки храма и алтаря, посвященных Гермесу и Гераклу, а также находится лестница со сводом, ведущая вниз к следующему комплексу — нижней гимназии. Лестница построена в эллинистический период. Восточнее лестницы можно увидеть треугольный общественный фонтан. В настоящий момент сохранилась часть северной стены нижней гимназии [1,299; 3,97-98].

4.3. Нижний акрополь

Древняя дорога от нижней гимназии (приблизительно 5 м шириной) выложена большими андезитными блоками, в некоторых местах ее можно видеть потертые выбоины от древних колесниц. На правой стороне, где дорога поворачивает на западное направление, находятся руины нескольких магазинов. Позади них находится дом консула Аттала. Это — двухэтажный дом с перистилем, построенный в эллинистический период. Настенные фрески и мозаичный пол этого дома можно видеть в настоящее время. Далее улица проходит через площадь с несколькими магазинами и домами. Современные строения, расположенные здесь, используются под офисы и склады для немецких археологов, работающих на этом месте [1,299; 3,100].

Восточнее площади находился рынок, окруженный со всех сторон двухъярусным портиком (южный портик — трехъярусный). На центральной площади рынка находился фонтан, куда вода попадала по трубам из большой цистерны из двора дома Аттала. На этом рынке были найдены исписанные дощечки с правилами и установлениями отношений для строительства дорог, фонтанов, дренажа и домов Пергама. В северо-западной части рынка была найдена мраморная голова Александра Великого, датированная III-II вв. до Р.Х. Сейчас она находится в Археологическом музее Стамбула. Сегодня нижний рынок используется для склада каменных орудий, найденных в верхнем акрополе. Небольшая часовня была построена во дворе рынка в византийский период [1,299].

Cписок использованной литературы

  1. Fant C. E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2003. 395 p.
  2. Blaiklock E.M., Harrison R.K., Douglass D.R. The New International Dictionary of Biblical Archaeology. Michigan, 1983. 485 p.
  3. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. 10th Edition. Istanbul, 2007. 367 p.
  4. McRay J. Archaeology and the New Testament. Michigan, 1991. 432 p.
  5. Fatih C. A Guide to the Seven Churches. 11th Edition. Istanbul, 2009. 95 p.
  6. Урбанович Г., прот. Семь Церквей Апокалипсиса. Смоленск, 2011. 264 с., илл.
Текст: священник Елисей Ротко
Фото: Петр Александрович Коротков, священник Александр Тимофеев, Николай Останин


Вид на акрополь Пергама Асклепейон — северный портик с театром Асклепейон — театр и часть дороги Руины асклепейона Вид на городской театр Пергама
Вид на театр и акрополь Пергама Руины городского театра Вид с акрополя на руины теарта Руины Траяниума Руины Траяниума. Другой ракурс
Галлереи в искусственной террасе под храмом Траяна Руины героона — святилища в честь героев-царей Пергама Улица Текта ведущая от города к Асклепейону Улица Текта ведущая от города к Асклепейону. Другой ракурс «Красный двор»
Вид на «Красный двор» «Красный двор», вид изнутри Действующая мечеть — некогда одна из башен, примыкавших к «Красному двору» Сокранившийся фундамент пергамского алтаря Зевса Руины городской стены
Часть оборонительной стены Часть одной из башен, оборонявших Пергам Скульптурное изображение льва -экспонат музея Бергама Богато украшенные сосуды — экспонат музея Бергама Изображение гладиаторов, дерущихся с дикими зверями — экспонат музея Бергама
Мозаичный пол III века по Р.Х. с изображением Медузы из нижнего города Пергама — экспонат музея Бергама


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.