ПЕРГИЯПервый город, который посетил св. ап. Павел в Малой Азии![]() Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии.
Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. Деян 13:13 История городаПергия (или Перге; греч. Πέργη, лат. Perge) — один из хорошо сохранившихся памятников римской культуры. Руины древнего города расположены в 18 км от Анталии (античной Атталии). История города восходит ко времени окончания Троянской войны. Согласно легенде, он был основан прорицателем Калхасом, хотя о времени возникновения города или, точнее, первых поселений на этом месте, единого мнения не существует. Ряд источников связывает основание города с переселением «народов моря» из Эгейского региона на побережье Средиземного моря в XII в. до Р. Х. и датирует основание Пергии временем около 1000 г. до Р. Х. Другие источники связывают основание города с хеттами, которые, предположительно, именовали город Парга. В таком случае город мог быть основан в XVII-XIII вв. до Р. Х. [1, 329] Археологические исследования в городе в настоящее время ведутся учёными Анатолийского университета, причем многие найденные здесь экспонаты выставлены в археологическом музее города Антальи. Расположение города было выбрано из соображений безопасности — в 12 км от моря на берегах судоходной тогда реки Кестр. Благодаря этому богатая Пергия имела возможность торговать, не подвергаясь опустошающим нападениям морских пиратов. В VII в до Р. Х. город вошел в состав Лидийского царства, а после его разгрома царем Киром, стал персидским. [2, 357] В 333 г. до Р. Х. город был покорен Александром Македонским и не подвергся уничтожению только благодаря большой дани, заплаченной знатными жителями города победоносному полководцу. В эллинистический период Пергия входила во владения Селевкидов, позднее — в составе Пергамского царства. [1, 330] В III веке до Р. Х. здесь жил ученик Архимеда, Аполлоний Пергский — один из величайших геометров Античности, который разрабатывал теорию неравномерности движения планет, идею, которой затем подхватили Гиппарх и Птолемей. Со II в. до Р. Х. Пергия стала римским городом. С этого времени начинается расцвет Пергии, которая становится столицей провинции Памфилия. Величественные руины свидетельствуют о том, что это был богатый и преуспевающий город Римской империи. [4, 14] Археологические объектыВ настоящее время город представляет собой частично открытые руины, которые активно исследуют археологи. Значительная часть города продолжает оставаться скрытой под землей. Знакомство с городом начинается с театра и стадиона. В театре, вмещавшем до 15 тыс. человек, ведутся археологические и реставрационные работы, поэтому в настоящее время он закрыт для доступа. Стадион Пергии сохранился достаточно хорошо: он рассчитан на 12 тыс. человек и имеет 234 м в длину и 34 м в ширину. [1, 331] Городские ворота делятся на более изящные внутренние ворота эллинистического периода (с круглыми башнями; III в. до Р.Х.) и грубые, но фундаментальные внешние ворота римского времени. Сохранились также стены города высотой 12 м эллинистического периода. В римскую эпоху размеры города увеличились настолько, что перешагнули за крепостные стены (самые популярные места для горожан — театр и стадион — лежат вне городских стен), ведь пребывание в составе империи гарантировало безопасность. За воротами находится небольшой U-образный двор с нишами в стенах. Когда-то здесь стояли статуи богов, императоров и основателей города. Во время раскопок вблизи этих ворот были обнаружены некоторые из этих скульптур. Сейчас они выставлены в Археологическом музее в Анталии, а в ниши поместили камни с надписями на греческом языке.[1, 332] Несмотря на то, что значительная часть города еще не раскопана, легко угадывается его планировка. Хорошо сохранилась агора с мощной колоннадой (75 x 75 м) и местом для жертвоприношений в центре. Обнаружены рельефы, возможно изображающие орудия этих жертвоприношений.[2, 358] По высоте колонн и осколкам черепицы можно предположить, что в основном Пергия была двухэтажным городом под черепичными крышами. Главная улица города имеет колонаду и каскадный водный канал посередине. Канал берет начало из фонтана, устроенного богатой горожанкой. Фонтан представляет собой сооружение более семи метров в высоту, украшенное аркой с женской скульптурой. Со стороны гор спускается акведук, питавший фонтан и город в целом. Водоснабжение было очень важным фактором для города, находящегося среди скальной породы, ведь копать колодцы в ней было невозможно.[5, 33] О богатстве жителей свидетельствуют южные термы (из названия «южные» следует, что таковых в городе было несколько). Изнутри они были выложены не мрамором, как в других местах империи, а полудрагоценным ониксом. Как известно, термы представляли собой не столько бани, сколько места для полноценного отдыха и проведения досуга. Хорошо сохранились и подземные коммуникации — система подачи и нагрева воды. Обращают на себя внимание характерные апсиды вдоль одной из стен. Не исключено, что в состав комплекса входили и некие религиозные сооружения. [4, 16] Упоминание города в Священном ПисанииВо время первого миссионерского путешествия св. ап. Павел и его соратники проходили через этот город по пути в Антиохию Писидийскую. В Книге Деяний не упоминается о проповеди апостола в Пергии; говорится лишь, что там Иоанн Марк оставил своих товарищей и вернулся в Иерусалим (Деян 13:13-14). Если предположить, что св. ев. Лука обязательно написал бы о проповеди св. ап. Павла в Пергии во время их пребывания там, мы можем только догадываться, почему этого не произошло. Храм Артемиды и связанный с ним культ должны были скорее подтолкнуть его к проповеди истинного Бога, нежели смутить. Возможно, апостол был болен (некоторые комментаторы связывают этот случай с упоминаемым в Гал 4:13), но тогда следовало бы ожидать, что его место займет св. ап. Варнава. Связано ли возвращение Иоанна Марка в Иерусалим с возможными спорами с ап. Павлом по вопросу благовестия язычникам, как предполагают некоторые толкователи, сказать трудно. [3, 106] На обратном пути апп. Павел и Варнава проповедовали «слово Господне в Пергии» перед тем, как отправиться в Атталию, где они сели на корабль, плывущий в Антиохию Сирийскую (Деян 14:25-26). Результаты этой проповеди неизвестны; по-видимому, христианство в первые века не процветало в Пергии в той же степени, как в некоторых других городах Малой Азии. В какой период происходит христианизация Пергии — достоверно неизвестно. Сохранившиеся руины VI века интерпретируются как базилика, что можно понять из имеющейся надписи, так как само здание не раскопано и не изучено. Cписок использованной литературы
Текст и фото: Андрей Волков
|