САРДИС«Я приду, как тать ночью» (Откр 3:3)![]() История СардисаСтолица древнего Лидийского царства Сардис (или Сарды; греч. Σάρδεις) была построена вдоль реки Пактола (Pactolus), у подножия горы Тмола (Tmolus) [1, 303; 6, 659] к западу от акрополя [4, 261]. В I тыс. до Р.Х. Сардис становится центром могущественного Лидийского царства, охватывавшего большую часть земель на западе Малой Азии [1, 303; 3, 124]. Ныне древний город лежит приблизительно в 97 км к востоку от г. Измира вдоль современной автомагистрали (E96/300), соединяющей Измир и Анкару в долине реки Гермы (сегодняшнее название — Гедиз) [1, 303]. Часть развалин города расположена по соседству с трассой и поэтому легко доступна [1, 303]. ![]() Рельефный план местности Сардиса (фото с информационного стенда)
Ранние лидийские правители принадлежали к династии Гераклидов, которая правила 505 лет [1, 303]. Эту династию сменила династия Мермнад, первым царем которой был Гигес (около 680-652 гг. до Р.Х.) [1, 303; 3, 124; 5, 73]. Многие ученые видят в Гигесе, известном по Ассирийским памятникам как Гугу [1, 303; 3, 124], возможную фигуру правителя Гога в Иез 38 и Откр 20:8, который понимается как олицетворение зла [1, 303]. Самым известным Лидийским царем был Крез (561-547 гг. до Р.Х.); по легендам того времени — самый богатый человек в мире [1, 304; 3, 124; 6, 659]. Во время его правления в Сардисе проводили свое время такие знаменитые люди, как древний рассказчик Эзоп и законодатель Афин Солон [1, 304]. К своему концу Лидийское царство подошло тогда, когда персидский царь Кир захватил Сардис и победил Креза в 547 году до Р.Х [1, 304; 3, 124]. Во времена персидского владычества Сардис стал столицей одной из провинций и был мощной цитаделью на западе [3, 124], на дороге, соединяющей Малую Азию со столицей Сузы в Персии [1, 304; 5, 75]. Персидский период заканчивается в 334 году до Р.Х. когда Сардис сдался без сопротивления императору Александру Великому. После его смерти город находился под управлением Селевкидских царей с 280 по 190 гг. до Р.Х. и являлся одним из трех правительственных центров династии Селевкидов [1, 305; 5, 75]. В 133 году до Р.Х. последний Пергамский царь Аттал III добровольно отдал город римлянам [1, 305; 5, 75]. Во времена Римской империи Сардис — административный центр, в котором процветают торговля и промышленность [1, 305]. После сильного землетрясения в этой области в 17 году по Р.Х., разрушившего "12 городов за одну ночь" [4, 262], римский император Тиверий предоставил денежные средства на восстановление города [1, 305; 4, 262; 6, 659], а также освободил Сардис от уплаты налогов в течение пяти лет [4, 262]. В 1979 году в Сардисе было найдено основание статуи Тиверия, на которой была надпись в честь императора как "основателя города" [4, 262]. В I-II вв. по Р.Х. население города достигало 100 тысяч [1, 305], а по некоторым данным — 120 тысяч человек [4, 261; 5, 75]. В ранневизантийский период (350-600 гг. по Р.Х.) Сардис продолжает быть жизненно важным центром империи. В этот период в нем происходила реконструкция некоторых сооружений [1, 305]. С VII века город начинает терять свое величие. В VIII веке арабы периодически нападают на город, а с XI века город подпадает под власть турок [1, 305]. В 1402 году завоеватель Тамерлан полностью разграбил город и разрушил его до основания [1, 305; 6, 659]. Ныне ничтожная деревушка Сарт лишь своими древними развалинами напоминает о некогда бывшем цветущем городе [6, 659]. Упоминание в Священном ПисанииСамое раннее упоминание Сардиса встречается у пророка Авдия: "...а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде..." (Авд 20). Этот текст, написанный в VI-V вв. до Р.Х., указывает на окончательное возвращение иудейских изгнанников в Обетованную землю [1, 306]. Так как есть лингвистическое сходство между "Сефарад" (лидийское название Сардиса) и "Сфард" (персидское название Сардиса), то велика вероятность что Сефарад и есть древний Сардис [1, 306; 2, 399]. Если это отождествление верно, то в начале VI века до Р.Х. в городе уже была значительная иудейская община [1, 306; 2, 399]. Другое упоминание Сардиса находится в книге Откровения, в перечислении семи малоазийским церквам (Откр 3:1-6). Христиан Сардиса Иоанн предупреждает о вреде беспечности в ожидании суда Божия, ибо Христос может прийти "как тать ночью" (Откр 3:3), тем самым намекая на два несчастных случая из жизни города, когда он был совершенно неожиданно взят завоевателями [1, 306]. Археологические раскопкиСамыми важными раскопанными архитектурными памятниками являются синагога и банно-гимназический комплекс, находящиеся севернее автотрассы Измир-Анкара [3, 126]. ![]() Схема банно-гимназического комплекса и синагоги (фото с информационного стенда) Цифровые обозначения:
2 — банно-гимназический комплекс и синагога; 3 — участок Дома бронзы; 4 — защитная стена лидийского периода; 5 — стена позднего римского города; 6 — участок с различными сооружениями: завод по переработке сахара, алтарь Кибелы, Римский особняк и христианская церковь византийского периода. Банно-гимназический комплексБанно-гимназический комплекс, присущий всем римским городам, — покрытое крышей здание общей площадью 22 тыс. кв. м. Он был расположен в самом центре города [1, 306]. Большая часть комплекса была завершена к середине II века по Р.Х. [4, 263]; различные дополнения к нему добавлялись вплоть до VII века по Р.Х., когда Сардис был захвачен Сасанидами [1, 306]. Первоначальный вход был с восточной стороны через большой внешний двор — палестру, т.е. площадь для занятий и упражнений гостей гимназии [1, 307; 3, 126]; после занятий гости отправлялись через красивую колоннаду Мраморного двора в ванны (теплую, горячую, холодную) и в плавательный бассейн. Водные процедуры заканчивались массажем [1, 307]. ![]() Схема банно-гимназического комплекса (комплекс с термами; фото с информационного стенда) СинагогаНа южной стороне палестры — здание в стиле базилики, подвергавшееся в своей истории трем значительным реконструкциям [1, 307]. Первоначально построенное как комнаты для переодевания или лекционные залы, здание во II веке по Р.Х. было реконструировано в приемную (вестибюль) для Римского гражданского суда, а позднее, скорее всего, в III веке по Р.Х., оно было отдано иудейской общине Сардиса для синагоги [1, 308; 4, 263]. Были добавлены скамьи в апсиде в западной части и мраморная облицовка стен [1, 308]. Третья реконструкция произошла в середине или во второй половине IV века по Р.Х., когда появились колоннада внешнего двора, резервуар для воды, усыпальницы, кафедра, стол с изображением орлов и мозаика на полу [1, 308]. Синагога Сардиса — наибольшая из найденных в диаспоре, и она имеет несколько интересных особенностей [1, 308]. Находящаяся в сердце римского города и являющаяся неотъемлемой частью банно-гимназического комплекса, синагога свидетельствует об известности иудейских жителей Сардиса и их интеграции с обществом города [1, 308]. Минимальное количество человек, которые могли находится на богослужении в синагоге — 1000 [1, 308]. Стол с изображением орла и две статуи львов (каждая пара спиной к спине) — неиудейские предметы в синагоге, свидетельствующие о большой степени участия иудеев в римской жизни города [1, 308]. Орел — символ Рима, а лев часто сопровождал изображения богини Кибелы [1, 308]. В синагоге львы, вероятно, олицетворяли Иуду (Быт. 49:9-10). Сегодня стол и статуи львов — всего лишь репродукции, оригиналы находятся в музее Маниса [1, 308]. Вход в синагогу был с восточной стороны и вел во внешний двор, содержащий большой резервуар для воды в центре [1, 308]. В главное здание с внешнего двора вели три двери, между которыми были две большие усыпальницы; южная — место для хранения свитков Торы [1, 308]. В противоположность обычной синагоге, эта не содержала в себе скамьи вдоль стены, и, кроме того, не имела явно отделенного места для женщин [1, 308]. Богослужение, скорее всего, было только для мужчин [1, 308]. Внутренняя часть синагоги имеет в длину 60 м и в ширину 18 м [1, 308]. На полу можно увидеть мозаичное изображение в виде геометрических форм [1, 308]. Надписи, найденные в синагоге, показывают социальный и политический статус иудейской общины Сардиса; по крайней мере, упомянутые восемь человек-жертвователей были высокого ранга: городской советник, представитель прокуратора и императорский финансовый администратор [1, 308]. Магазины и римская дорогаЮжнее синагоги можно увидеть ряд магазинов, построенных в IV веке по Р.Х. и просуществовавших до VII века по Р.Х. [1, 309]. Магазины были двухэтажными, верхний этаж иногда использовался для жилья (некоторые дома имели места для жительства и на первом этаже) [1, 309]. Надписи и артефакты, найденные здесь, указывают, что 6 строений были иудейскими магазинами или местами жительства, 10 — христианскими. Были также найдены мастерские для окраски одежды, рестораны, склад для металлических изделий, магазины для продажи посуды и др. [1, 309]. Магазины выходят на улицу с колоннами, которая была вымощена мраморными блоками [1, 309]. Начало строительства этой улицы относят ко времени императора Тиверия, а завершение — ко времени Клавдия (I в. по Р.Х.) [4, 262]. Она находится недалеко от места где проходила древняя персидская королевская дорога от Сардиса до Суз, зимней резиденции и главной столицы Персидской империи [1, 310; 4, 262]. На юго-западе находится общественный туалет [1, 310]. Храм АртемидыЮжнее от автомагистрали Измир-Анкара находятся руины храма Артемиды — четвертого по размеру ионического храма в мире и одного из семи самых больших греческих храмов [1, 312]. В длину он составлял 91 м, в ширину — 49 м [1, 312]. Большая часть развалин относится к римскому периоду [1, 312]. ![]() Колонны храма Артемиды и Зевса перед раскопками в 1910 году (фото с информационного стенда) В период 1910-1914 гг., а также в 1922 г., экспедицией, сформированной представителями Принстонского университета под руководством Ховарда Батлера, проводились раскопки в результате которых было найдено большое количество артефактов, в том числе — Храм Артемиды [2, 399; 3, 125; 4, 264]. Вскоре вышел 17-томный труд, переиздававшийся впоследствии 9 раз [4, 262]. Найденные произведения искусства, датируемые VI веком до Р.Х., сейчас находятся в столичном музее Нью-Йорка [3, 125]. С 1958 года раскопки были возобновлены под руководством Дж. Ханфмана при участии ASOR (American School of Oriental Researches, Американской школы ближневосточных исследований), Гарвардского и Корнелльского университетов [3, 125]. ![]() Храм Артемиды и Зевса: история строительства (сверху — запад, снизу — восток; фото с информационного стенда)
Начальное строительство датируется 300 годом до Р.Х. [1, 312; 2, 400; 3, 127; 4, 264]. По плану это должен был быть храм с двумя рядами колонн вокруг — диптера [1, 312; 3, 127-129]. Замысел не был завершен из-за прекращения финансирования, второго ряда колонн не было [1, 312]. После землетрясения 17 года по Р.Х. храм подвергся реконструкции и в это время были сооружены те колонны, которые мы видим сегодня [1, 312]. Должно было быть 78 колонн, но замысел опять не удался и храм превратился в храм имперского культа [1, 312]. Эта перемена привела к возведению стены, разделяющей внутреннюю часть храма на два участка, создающих эффект двойного храма [1, 312]. Одна сторона храма была посвящена Артемиде и Фаустине (жене римского императора Антония Пия 138-161 гг. по Р.Х.), а другая — Зевсу и Антонию Пию [1, 312; 3, 128]. Богослужение в храме прекратилось в IV веке по Р.Х. и приблизительно в это же время в юго-восточном углу была построена христианская погребальная часовня [1, 312; 5, 77]. С западной стороны храма можно увидеть алтарь, датируемый VI-V вв. до Р.Х. Первоначально это был отдельно стоящий алтарь [1, 313; 3, 127]. АкропольАкрополь, лежащий к востоку от храма Артемиды, находится на холме (подъем занимает как минимум 45 минут); большинство руин относится к византийскому периоду [1, 313; 4, 261]. Однако при раскопках в 1960 году были найдены останки мраморной башни эллинистического периода, построенной Антиохом III (III-II вв. до Р.Х.) [3,131]. Рядом с этой башней была также найдена часть стены, построенная из зеленого песчаника и относящаяся ко времени Персидского завоевания [3,131]. К северу от акрополя — небольшие останки римского театра (на 20 тысяч мест) и стадион [1, 313; 3, 126]. Севернее этих руин через дорогу можно увидеть останки Византийской церкви [1, 313; 3, 126]. Современные раскопкиС южной стороны современной автотрассы археологами были найдены многочисленные останки как лидийского периода (VII-VI вв. до Р.Х.), так и позднего римского (т. е. византийского: IV-VII вв. по Р.Х.) [1, 310]. Так как в этой стороне ведутся раскопки, то доступа для посетителей сюда нет [1, 310]. Жилой комплекс римского периода представлен домами с настенными фресками и черепичной крышей, а внутренний двор окружен колоннами [1, 310]. Также обнаружен дом VI века по Р.Х., который назван Домом бронзы из-за многочисленных объектов из бронзы, найденных в его основании [1, 310; 3, 126; 4, 264]. К лидийскому периоду относятся защитная стена, рынок, мастерские и жилой квартал [1, 310]. Использованная литература
Текст: священник Елисей Ротко
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич
|