СМИРНА

Город с храмом Афины


География города

Смирна (греч. Σμύρνη) — один из древнейших городов Малой Азии. Она представляет собой портовый город, расположенный на западе Турции, приблизительно в 80 км к северу от Ефеса [1,318], на восточном побережье Эгейского моря, в бухте Измирского залива. Для города характерен типичный средиземноморский климат. Город окружён невысокими гористыми холмами и расположен в устье реки Мелес (ныне Кызылчулу), являющейся основным источником пресной воды.

История и археология города

На сегодняшний день развалины города Смирны находятся на территории турецкого города Измир. Он является третьим по величине городом современной Турции с население около 3 млн. [1,318]

Карта-схема раскопок в Смирне
Карта-схема раскопок в Смирне (фото с информационного стенда в Смирне)
    Условные обозначения:
  1. штаб-квартира раскопок турецкого Министерства культуры и туризма;
  2. древний фонтан (последняя четверть VII в. до Р.Х.).;
  3. остатки архаической фортификационной стены (640-620 гг. до Р.Х.);
  4. храм богини Афины (725-546 гг. до Р.Х.);
  5. улица Афины;
  6. архаическая улица, мощенная каменной плиткой;
  7. архаическая улица (VI в. до Р.Х.);
  8. классическая улица (V-IV вв. до Р.Х.);
  9. дом собраний типа мегарон (конец VII в. до Р.Х.);
  10. двойной мегарон;
  11. дома с внутренними двориками;
  12. новый храм;
  13. некрополь;
  14. древняя фортификационная стена (сер. VI в. до Р.Х.).

Первые раскопки был предприняты между 1948 и 1951 г. Университетом Анкары и Британской школой археологии в Афинах под руководством Джона Кука и Экрема Акургала. [5,119]

До последнего времени считалось, что самые старые поселения на территории Смирны датируются 3000 годом до Р.Х. [1,319], однако, в 2004 году археологи Измирского университета открыли в местности Ешильова-Хююк поселения времен неолита и халколита.

На основе археологических раскопок древнейшие поселения на территории Смирны датируются эпохой между 6500 и 4000 г до Р.Х.

В III тысячелетии до Р.Х. на склонах горы Яманлар, в то время представлявшей собой небольшой полуостров, связанный с материком узким перешейком (современный квартал Байракли, к северо-западу от позднейшего города) возникло поселение, впоследствии получившее название «Старая Смирна». [1,318]

К 1500 г. до Р.Х. область попала под влияние Хеттского царства (в хеттских документах упоминаются названия нескольких местностей близ Смирны). После уничтожения Трои и Хеттского царства, местность вновь приходит в упадок. [2,74]

В конце II тысячелетия побережье Смирны колонизируется эолийцами, которые населяют данную территорию до конца VIII столетия. После них данная территория заселяется ионийцами. Греческая керамика на территории Смирны появляется около 1000 года до Р.Х. [1,319], а к 925-900 гг. относится самый старый дом в Байракли. Он хорошо сохранился. Дом имел стены из сырцового кирпича и тростниковую крышу и состоял из одной небольшой комнаты (2,45×4 метра). Из сырцового кирпича были построены и городские стены, за пределами которых простирались поля с оливковыми деревьями и виноградниками, а также мастерские гончаров и каменотесов. Население города составляло примерно 1000 человек. В этом городе, возможно, родился Гомер, так как из семи городов-претендентов на место его рождения именно Смирна и Хиос считаются наиболее вероятными. [1,318]

Участок самого раннего эолийского и ионийского поселения в Измире находится в районе Байракли, к северу от главной части города, на холме Тепекуле. Археологи откопали здесь остатки зданий, датируемых от IX-го до VII-го в. до Р.Х. Самое важное открытие — храм Афины. Построенный в конце VII в. до Р.Х., храм был разрушен приблизительно в 600 г. до Р.Х. царем Алиаттом при завоевании города, затем восстановлен, увеличен и снова разрушен в 545 г. до Р.Х.. Археологи восстановили часть храма, считавшегося одним из самых ранних и самых прекрасных храмов в восточной части греческого мира. [1,323]

Этапы строительства храма Афины
Этапы строительства храма Афины (фото с информационного стенда в Смирне)
Храм перестраивался четыре раза в разные периоды.
Нынешние развалины относятся к интервалу между поздним геометрическим периодом и персидским завоеванием.
    Условные обозначения:
  1. геометрический период (725-675 гг. до Р.Х.) Священная рампа (пандус) шириной 3 м, окруженная стеной;
  2. субгеометрический период (675-640 гг. до Р.Х.);
  3. ранний архаический период (640-610 гг. до Р.Х.).
    I этап: 640-620 гг. до Р.Х. Размер внутренних помещений храма: 8.20 x 11.25 м. Ширина стены целлы — 0.5 м. Размер вымощенной площадки (под статуей): 1.30 x 2.5 м.
    II этап: 620-610 гг. до Р.Х. Размеры архаичного подиума 18.96 x 31.20 м. Периптер состоял из 6 x 10 колонн изготовленных из известкового туфа;
  4. среднеархаический период (610/600-546 г. до Р.Х.). Здание восстановлено после разрушения Старой Смирны Лидийским царем Алиаттом.

В этот период Смирна экономически процветала, поскольку находилась на одном из главных торговых путей через Малую Азию. О богатстве города этого времени свидетельствует то, что в Смирне найден самый древний (2-я пол. VII в. до Р.Х.) образец многокомнатного дома: двухэтажный дом с пятью комнатами и внутренним двором. Смирна была отстроена по плану Гипподама: [2,59] она имела прямые мощёные улицы, вытянутые с севера на юг и с запада на восток и пересекающиеся под прямым углом. Смирна — самый ранний пример такой планировки за пределами стран древнего Ближнего Востока. [3]

Постройки IV в. до Р.Х.
Постройки IV в. до Р.Х.: дома с внутренними двориками (фото с информационного стенда в Смирне)
Дома с внутренними двориками: три комплекса из комнат, построенных вокруг внутреннего дворика.
В доме № 1 имелось 14 комнат с главным и второстепенным входами с улицы Афины, в доме № 2 — 7 комнат с входом с улицы Афины.

Согласно истории Павсания (Описание Греции. 7.5.1-3), город был повторно основан Александром Великим в 334 г. до Р.Х. под названием Новая Смирна. Он был перенесен с полуострова, где могло уместиться лишь небольшое количество жителей, к юго-западу, на склоне горы Пагос (в настоящее время — Кедификале или «бархатная крепость»). [1,318] После смерти Александра городом завладел греческий правитель Лисимах, при котором (около 300 г до Р.Х.) на Пагосе была выстроена мощная крепость, впоследствии перестраивавшаяся и в полуразрушенном виде дошедшая до наших дней. С этого времени, и особенно под властью Пергамского царства, город переживает новый подъем: строятся театр и стадион. В 281 г. до Р.Х. город попал под контроль династии Селевкидов, а в 189 г. до Р.Х. получил статус свободного города (после того, как Рим победил царя Антиоха III). В начале первого столетия до Р.Х. античный историк Страбон (География. 14.646) называет Смирну «самым красивым из всех городов». Древние источники описывают прямые улицы города, храм Богине Матери, гимназии, Гомерион со статуей Гомера и различные святыни. [5,122]

Лояльность к Риму проявлялась в строительстве храма богам Рима в 195 до Р.Х. — Смирна стала первым городом в Малой Азии, поступившей так. Вскоре после начала I в. по Р.Х. город вошел в состав римской провинции Асия.

Смирна стала главным центром имперского культа в своем регионе. В 23 г. до Р.Х. в городе был построен храм императору Тиберию; позже были построены храмы императорам Адриану и Каракалле.

От римского периода в Смирне осталось очень мало объектов. Из того, что осталось — развалины государственной агоры, расположенной в квартале Намазах г. Измир. Агора была восстановлена при попечении императора Марка Аврелия после разрушительного землетрясения 178 г. На западной и восточной стороне агоры находились двухэтажные портики, каждый из которых был разделен на два ряда колонн. Некоторые колонны на западной стороне были установлены повторно. Над одной из арок западного портика вырезан портрет Фаустины II, жены Марка Аврелия. [1, 321] Портрет, вероятно, был помещен жителями города в благодарность за помощь императора после землетрясения. В подвальной части на северном конце западного портика сохранились остатки фонтана. На северном портике находились две лестницы, он содержал также большую подвальную часть со сводами, в которой располагалось несколько магазинов. Ворота в северной подвальной части открывались на главную дорогу позади агоры. Южная сторона агоры пока еще не раскопана полностью, но, вероятно, там находился двухэтажный портик. Одно из литературных свидетельств того периода указывает, что в центре агоры был расположен алтарь Зевсу. [2,57]

Приблизительно в 900 м к югу от агоры расположены остатки Золотой дороги. Секции дороги, выложенные большим камнем, видны в настоящее время. Эта дорога, построенная в римское время, была одним из двух главных проездов города и составляла важную часть римской дорожной инфраструктуры.

Одна из самых старых частей города — район, теперь известный как Кадифекале («Бархатная крепость»). Стены и башни на вершине горы — хорошо сохранившиеся остатки средневековой крепости, построенной на более ранних фундаментах. Со стен крепости открывается прекрасный вид на агору и гавань. [2,59]

На дороге между Измиром и Ефесом сохранилось несколько римских акведуков, поставлявших воду в город.

Во время арабских набегов VII-ого столетия город был поврежден, но не разрушен. В последующие столетия Смирна находилась под властью византийских правителей, турок-сельджуков и турок-османов.

Смирна в Священном Писании

В Смирну рано проникло христианство. Смирнская церковь среди семи церквей Малой Азии упоминается уже в Откровении. Согласно церковному преданию, святой Иоанн Богослов жил некоторое время в Смирне и назначил её первым епископом своего ученика св. Вукола. После смерти последнего между 100 и 110 гг. епископом стал другой ученик ап. Иоанна — св. мученик Поликарп. Он считался святым покровителем города, и именно ему посвящена древнейшая из сохранившихся в городе трёх церквей. [1, 320]

В книге Откровения, которую св. ап. Иоанн Богослов адресовал церквам семи городов Малой Азии, послание к Смирнской церкви (Откр 2:8-11) является самым коротким. Церковь в этом городе была одной из двух церквей, которые получили похвалу без какого-либо порицания в тексте этой библейской книги (другой была Филадельфия). [1,323] Из послания можно сделать вывод, что община была бедной (Откр 2:8). Это звучит парадоксально, ведь Смирна была экономически богата и ее христианские жители имели все возможности процветать и в этом отношении. Причина их бедности не упомянута; возможно, церковь в Смирне привлекла своих сторонников из низших социально-экономических групп города, не исключено также, что их бедность была следствием некоей экономической дискриминации христиан гражданами города. Несмотря на материальную бедность св. ап. Иоанн передает слова Господа о том, что они «богаты» — подразумевая, очевидно, богатство духовное (2:9).

Возможно, иудеи и христиане Смирны находились в конфликте друг с другом, что следует из Откр 2:9: «Знаю ‹...› и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Это резкое порицание иудеев отражает местную ситуацию, при которой они осуждали христиан. В глазах правительственных чиновников, также, как и большей части народных масс, иудеи и христиане принадлежали к одной и той же группе. Поскольку иудаизм был юридически защищенной религией, христиане, пока их причисляли к иудеям, могли пользоваться теми же привилегиями, что и последние. Если бы на христиан донесли властям, что они не являются иудеями, их могли арестовать, например, за такие нарушения общественного порядка, как незаконные собрания. Св. ап. Иоанн предупреждает церковь в Смирне, что такое преследование скоро усилится, но будет, тем не менее, способствовать их благочестию.

Список использованной литературы

  1. Fant C.E., Reddish M.G. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. Oxford, 2003. 395 p.
  2. Cimok F. A Guide to The Seven Churches. Istambul, 2009. 96 p.
  3. Bueyuekkolanci M. The Life and the Monument of St. John. Efes, 2000. 107 p.
  4. Blake E.C., Edmonds A.G. Biblical Sites in Turkey. Istambul, 2000. 184 p.
  5. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Istambul, 2007. 367, 112 p.
Текст: Александр Гурьев
Фото и видео: прот. Димитрий Юревич


Улица Афины Улица Афины (справа) и постройки IV в. до Р.Х. (по центру) Постройки IV в. до Р.Х. Дома с внутренними двориками: три комплекса из комнат, построенных вокруг внутреннего дворика. В доме № 1 имелось 14 комнат с главным и второстепенным входами с улицы Афины, в доме № 2 — 7 комнат с входом с улицы Афины Постройки IV в. до Р.Х. (другой ракурс) Видео: Постройки IV в. до Р.Х.
Видео: Траншея «H» (1050-330 гг. до Р.Х.) включает с себя археологические слои десяти различных поселений Дом собраний типа мегарон (последняя четверть VII в. до Р.Х.) Дом собраний типа мегарон (другой ракурс) Дом собраний типа мегарон (другой ракурс) Видео: Дом собраний типа мегарон (последняя четверть VII в. до Р.Х.)
Двойной мегарон. Прекрасный пример дома VI в. до Р.Х. в траншее «H». Площадка перед ним использовалась как внутренний двор. Остатки стен имеют максимальную высоту около 2 м — это указывает на то, что это здание имело два этажа. Двойной мегарон — один из первых примеров многокомнатных домов с внутренним двором в эллинистическом мире Двойной мегарон (другой ракурс) Видео: Двойной мегарон Дом для запасов (750-650 гг. до Р.Х.) Ванная комната (640-600 гг. до Р.Х.)
Храм Афины: прямо виден подиум, справа по центру — несколько восстановленных колонн периптера Храм Афины (другой ракурс) Храм Афины (другой ракурс) Храм Афины (правая часть подиума) Видео: Храм Афины
Храм Афины: восстановленные колонны Храм Афины: восстановленные колонны (другой ракурс) Городские ворота Городские ворота Городская стена, восточная часть (2-я пол. VII в. до Р.Х.)
Некрополь, который находился между крепостными стенами (1-я пол. VI в. до Р.Х.) Некрополь (другой ракурс) Некрополь (другой ракурс) Фортификационная стена IX в. до Р.Х. из сырцового кирпича Фортификационная стена IХ в. до Р.Х. (другой ракурс)


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.