ВИФАНИЯ ЗАИОРДАНСКАЯ (ВЕФАВАРА)Место крещения Господа Иисуса Христа в Иордане![]() Долгое время предполагаемая область, где мог проповедовать Иоанн Креститель и креститься Сам Иисус Христос, была закрыта для исследователей, так как являлась Иорданской военной зоной. С 1994 года Иорадния и Израиль подписали мирный договор, который позволил открыть данную территорию для туристов, паломников и археологов [1, 3]. Данный регион интересен тем, что с ним связан ряд библейских событий:
Далее будет сделана попытка рассмотреть библейские отрывки, указывающие место проповеди Иоанна Крестителя и крещения Иисуса Христа, проанализировать имеющиеся свидетельства паломников относительно этих мест, а также рассмотреть имеющиеся археологические находки данного региона, с целью определить возможное место для указанных событий Ветхого и Нового Завета. 1. Свидетельства библейского текста1.1. Библейский текстИз всех четырех евангелистов только Иоанн Богослов указывает точное место, где проповедовал Иоанн Креститель, где принял крещение Иисус Христос. Апостол Матфей лишь констатирует факт: «тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься от него» (Мф 3:13). Евангелист Марк добавляет, что Иисус пришел из Назарета Галилейского (Мк 1:9). Апостол Лука указывает определенную область проповеди Иоанна: «и он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк 3:3). В Евангелии же от Иоанна мы читаем: «А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифании за Иорданом, где крестил Иоанн» (Ин 1:24-28). Данный библейский отрывок повествует о первых днях крещальной деятельности Иоанна, кроме того, Иоанн Богослов называет и место, где Креститель осуществлял свое пророческое служение Предтечи Мессии: «Вифания за Иорданом». На это место, согласно евангелию от Иоанна, приходит Иисус Христос во время возросшей против Него агрессии со стороны иудейских начальников (Ин 10:40-42). Бартон Макдоналд (Burton Macdonald) полагает, что именно здесь жили ученики Иоанна Крестителя, именно у них находит убежище гонимый Иисус и видит плоды веры, которых не было в родной земле. Исследователь считает, что это событие имело в своей основе богословский характер: Иисус Христос скрывается от иудейских начальников ввиду того, что еще не пришло время крестных страданий [2, 83]. В другом месте Иоанн Богослов снова касается географии служения Иоанна Крестителя: «И пришли к Иоанну и сказали ему: Равви! Тот, Который был с тобою за Иорданом и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Этот текст рассматривает случай, когда к Иоанну пришли его же ученики и сообщили о крещальной деятельности Иисуса Христа. В этом фрагменте также имеется указание на то, что Иисус пребывал с Иоанном за Иорданом. 1.2 Вифания или ВефавараВ большинстве древних рукописей (например, в Ватиканском и Синайском кодексах) предполагаемое место служения Иоанна Крестителя именуется как Вифания за Иорданом (в Синайском кодексе: ταυτα εγενετο εν βηθανια περαν του ιορδανου ποταμου (Ин 1:28), cм.: соответствующий материал на сайте Синайского кодекcа). Однако у Оригена Вифания ассоциировалась с Иерусалимской Вифанией, где жили сестры Марфа и Мария, с братом Лазарем. В связи с этим Ориген заменяет Вифанию на Вифавару, полагая что последний термин, означая «место переправы», в большей мере отвечает событиям крещения [2, 85]. Следуя традиции Оригена, Евсевий Кесарийский именует данный регион как Вифавара, а Иероним как Вефавара [2, 5]. Оба историка указывают, что Вифавара находилась на восточном берегу реки Иордан, т.е. за Иорданом. Сохранившаяся мозаика Мабада, также вслед за Оригеном, называет рассматриваемый регион Вефаварой, однако, помещает его на западном берегу реки, что явно противоречит свидетельствам историков [1, 5]. Таким образом, мы имеем две традиции, которые могут именовать изучаемый регион как Вифания, так и Вефавара, но так или иначе данный регион не имеет ничего общего с Вифанией Иерусалимской, а также имеет достаточно убедительные аргументы, позволяющие разместить этот регион на восточном берегу реки Иордан, т.е. за Иорданом. 1.3 Енон близ Салима как альтернативное место пророческого служения Иоанна КрестителяЕвангелие от Иоанна говорит и о том, что Иоанн крестил в Еноне, близ Салима: «а Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин 3:23). Енон – арамейская форма слова «весна», Салим означает «мир». Существует ряд версий локализации Енона и Салима. Согласно одной из версий, Енон – область Заиорданья, то самое место, на которое указывает сам евангелист в Ин 1:28. В подтверждение данной теории можно привести свидетельства карты Мабада, которая размещает Енон севернее Мертвого моря [2, 87]. Согласно другой традиции, Енон находился в северной долине Иордана, на западном берегу. Основываясь, прежде всего, на свидетельстве библейского текста, Б. Макдоналд полагает, что Иоанн мог крестить как в Вифании за Иорданом, так и в Еноне, близ Салима в северной долине Иордана на западном берегу [2, 88]. 2. Свидетельства паломниковСохранился ряд свидетельств христианских паломников, которые в своих записках коснулись описания той местности, где мог крестить и проповедовать Иоанн Предтеча. Одним их таких подобных свидетельств является заметка паломника Бордо. Согласно его записям место, где крестился Иисус, находится в пяти милях от Мертвого моря. Более того, путешественник определил холм, с которого мог быть вознесен на небо пророк Илия: данное место было выше, на противоположном берегу [2, 91]. Стоит также отметить и паломническое путешествие в Палестину Феодосия, датируемое 530 годом. Он смог обнаружить мраморное место, на котором стоял железный крест. Там же располагался храм Иоанна Крестителя, который был сооружен императором Анастасием. Особенность храма была в том, что он стоял на арках, под которыми протекала река Иордан, однако частые наводнения способствовали его разрушению. Располагалось же все это на восточном берегу [1, 7]. Таким образом, сохранившиеся заметки паломников свидетельствуют о том, что место крещальной деятельности Иоанна было хорошо известно христианам, а также являлось местом особого почитания. 3. Археологические свидетельстваВ 1899 г. на восточном берегу Иордана исследователи обнаружили остатки христианской церкви. Найденный объект посчитали частью существовавшего на этом месте монастыря [2, 97]. Недавние археологические раскопки обнаружили артефакты, датируемые римским, византийским, и раннеисламским периодами. Данные артефакты и объекты свидетельствуют о том, что данная область была заселенна во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, а также подтверждают, что на данной территории проживали монахи в византийский период и в начале раннего исламского периода [2, 98]. 3.1 Монастырь РеториусМонастырь именовался Реториус. Находился же он на холме пророка Илии, который связан с местом крещения Иисуса Христа, в 1,5 км от него. Сам монастырь состоял из нескольких церквей, имел также некоторые служебные постройки [2, 98-99]. В монастыре было три водоема. Самый ранний датируется III или IV в. Два других датируются позднеримским периодом. В этих водоемах совершалось таинство Крещения. 3.2 Церковь Иоанна КрестителяВ ста метрах от монастыря археологами была обнаружена церковь Иоанна Крестителя. Остатки храма сохранили структуру, поддерживаемую столбами (первый храм), нижнюю базилику (второй храм), базилику (третий храм), южную комнату, лестничный пролет, четыре опоры, часовню (четвертый храм), и некоторые поздние структуры, отмечает Б. Макдоналд [2, 106]. Все это было построено на месте, где, по преданию, крестился Иисус Христос. Со временем, многие храмы были разрушены, но потом снова восстановлены [2, 106]. 4. ЗаключениеПроанализированные свидетельства Священного Писания, церковных историков, паломников Святой Земли, а также ряд археологических раскопок дают убедительные аргументы, которые позволяют заключить, что пророческое служение Иоанна Крестителя, крещение Самого Иисуса Христа имеют прямое отношение к найденным и изученным объектам восточного берега реки Иордан, а также проследить тесную связь между событиями, связанными с жизнью пророков Илии и Иоанна Крестителя. Литература
Священник Дионисий Харин
|