ПЕТРА

Набатейский город в скалах


1. Петра

Петра (греч. Πέτρα — «камень» или «скала»), столица Набатейского царства в Идумее, расположена примерно в 80 км к югу от Мертвого моря. «Скала» в сочетании с «набатейцы» упоминается впервые Диодором Сицилийским (XIX. 9598), не как название населенного пункта, но как термин, означающий «определенные скалы», где набатейцы искали убежище для себя и своих товаров и имущества, когда были атакованы диадохом Антигоном I в 312 г. до Р.Х. Идентификация Петры с библейским Целой (Selah) в Эдоме происходит из Септуагинты и была принята Евсевием, который также идентифицировал Целу Джоктильскую (Selah Jokteel) с Петрой (Onom. 36, 13; 142, 7; 144, 7). Иосиф Флавий (Antiq. IV. 161), говоря о пяти мадианитских царях, которые потерпели поражение от израильтян на пути в Ханаан (Числ 31: 8), отождествляет Рекем (Rekem), город, названный в честь его основателя, с Петрой, столицей Аравии. Это определение было подтверждено набатейской надписью, видимо, I века по Р.Х., обнаруженной в Петре, в которой упоминается Ракму (Raqmu), семитское название города. [1, 1181]

2. Топография местности

Петра находится в долине Вади Муса (Wadi Musa), окруженной горными хребтами и разделенной глубокими ущельями рек, в чьих отвесных стенах набатейцы вырыли монументальные гробницы. Набатейцам понравилось необычное расположение, которое предполагало защиту и безопасность. Долина длиной около 1,5 км с севера на юг и от 400 м до 1 км в ширину. На востоке и западе крутые склоны гор достигают 300 м над поверхностью долины. В западной части долины возвышается горный массив эль-Хабис (el-Habis). На востоке хребет делится узким ущельем эс-Сик (es-Siq), которое и является лучшим входом в Петру. [1, 1183]

3. История

До эллинистического периода Петра, видимо, не была заселена, о чем свидетельствуют археологические находки. Во всех частях города, где проводились раскопки, не было обнаружено до сих пор ни керамики, ни монет, датируемых временем до IV в. до Р.Х. [1, 1181]

Арета I (иначе — Харитат; Aretas), первый известный набатейский правитель, упоминается в 2 Макк 5:8. Он являлся арабским принцем, у которого свергнутый первосвященник Ясон (Jason) попросил убежища в 168 г. до Р.Х. Может быть, это тот же Арета (Aretas), царь арабов, который упомянут в набатейской надписи из Элусы (Elusa). [1, 1181]

Набатейская королевская династия в Петре, возможно, была основана Эротимом (Erotimus) (Justin. Historiarum Philippicarum. XXXIX. 5. 5-6), что вероятно, является греческим именем Ареты II, который правил примерно в конце II в. до Р.Х. Известны большинство набатейских царей, которые царствовали в Петре с этого времени до упразднения Набатейского царства в 106 г. по Р.Х. Важным событием в истории Набатейского царства стало завоевание южной Сирии, включая Дамаск, в царствование Ареты III Филелена (Philellenos или Philhellen; ок. 87-62 гг. до Р.Х.). [1, 1181]

Тогда же была предпринята и первая попытка сломить независимость набатеев. Первый римский правитель Сирии, Марк Эмилий Скавр (Scaurus), двинулся на Петру после вмешательства Ареты III в Иудее в поддержку Гиркана (Hyrcanus) против Аристовула (Aristobulus), его брата. Набатеев заставили выплачивать дань Риму, и их царство стало зависимым. [1, 1181]

Во времена правления царей Ободата II (или ΙΙΙ) (Obodas; 30-9 гг. до Р.Х.) и Ареты IV (9 г. до Р.Х.-40 г. по Р.Х.) Петра переживала период расцвета. В начале царствования Ободата II римляне начали борьбу за контроль над караванной торговлей, последствия которой не сказались вплоть до второй половины I в. по Р.Х. История Петры во время правления двух последних набатейских царей Малика III (Malichus) (40-70 гг. по Р.Х.) и Раббиля II (Rabbel; 70-106 гг.) неизвестна в деталях. Последний царь именовался "Восстановителем" и "Спасителем" своего народа. [1, 1181]

После смерти Раббиля II в 106 г. по Р.Х., император Траян присоединил Набатейское царство, которое стало провинцией Аравией со столицей в Петре, и назначил губернатором Корнелиуса Пальму (Cornelius Palma). В 131 г. по Р.Х. император Адриан посетил Петру и даровал ей название ʽΗαδριανὴ Πέτρα (Hadriane Petra; Петра адрианова). Тем не менее, изменение направления караванной торговли и введение новых маршрутов привело к расцвету Пальмиры и упадку Петры. [1, 1181]

В позднеримский период Петра служила в основном как религиозный центр для городов в Трансиордании и южной Сирии. В 363 г. город был незначительно поврежден землетрясением. В IV веке провинция Аравии была разделена на две части. Южная часть провинции Палестины Терция (Tertia) включала в себя город Петра, который стал ее столицей. В V в. в Петру пришло христианство, и до VI в. она была престолом епископа. Греческая надпись во внутренней камере гробницы Урна указывает на то, что она была превращена в церковь в 446-447 гг. Набатейский храм, называемый ed-Deir, также использовался христианами в византийский период, о чем свидетельствуют кресты, высеченные на его задней стене. [1, 1181]

Об истории Петры в первые века арабского периода нет никакой информации. В 1127 г. город был занят Болдуином I (Baldwin I), королем Иерусалима. Крестоносцы дали ей название Долина Моисея (Li Vaux Moyse) и построили небольшие крепости на вершинах гор. Петра упоминается в источниках в последний раз под именем аль-Асвит (al-Aswit) в связи с визитом Султана Байбарса (Baybars) в 1276 г. [1, 1181-1183]

4. История открытия и исследования

Хотя первым европейским путешественником, попавшим в Петру в 1807 г., был У.Дж. Ситцен (U.J. Seetzen), он не понял, что это за место, где он оказался. Петра была идентифицирована только в 1812 г. Дж.Л. Буркхардтом (J.L. Burckhardt), который и считается ее первооткрывателем. [1, 1183]

В течение XIX в. многие путешественники посетили Петру. К концу века доминиканские отцы Французского института археологических исследований (Ecole Biblique et Archeologique Francaise) в Иерусалиме изучили Петру, они опубликовали свои первые результаты в 1896 г. Особое значение здесь имеет работа Р.Э. Брюнноу (R.E. Brünnow) и А. фон Домашевского (А. von Domaszewski), которые в 1897-1898 гг. исследовали гробницы и здания. [1, 1183]

До Первой мировой войны Г. Далман (G. Dalman) при поддержке Немецкого евангелического института по исследованию древностей Святой Земли в Иерусалиме исследовал некрополь и, в особенности, места поклонения. Х. Коль (H. Kohl) при поддержке Немецкого общества восточных исследований изучил здание Qasr Bint Far'un. Во время Второй мировой войны в Петре работал Комитет по охране памятников немецко-турецкого штаба армии под руководством В. Бахманна (W. Bachmann), К. Ватцингера (С. Watzinger) и Т. Веганда (Т. Wiegand). Они исследовали останки набатейского города раннего римского периода. [1, 1183]

Первые раскопки в Петре были проведены в 1929 г. А. Конвей-Хорсфильд (A. Conway-Horsfield) и Г. Хорсфильдом (G. Horsfield), организованные Мелчеттским фондом исследований (Melchett Exploration Fund) от имени Департамента древностей. Работа была сосредоточена на городской свалке, на нескольких участках городской стены и на нескольких могилах. [1, 1183]

В 1934 г. был проведен еще один сезон раскопок У.Ф. Олбрайтом (W.F. Albright) от Американской школы восточных исследований в Иерусалиме, а в 1937 г. — М. Мюррэй (М. Murray) и Дж. Эллисом (J.C. Ellis) от Британской школы археологии в Египте. В 1954 г. раскопки были возобновлены иорданским правительством в сотрудничестве с Британской школой археологии под руководством П.Дж. Парра (P.J. Parr) и во взаимодействии с различными американскими институтами. [1, 1183]

В 1955-1956 г. Д. Киркбрайд (D. Kirkbride) расчистил несколько секций колоннадной улицы. Монументальные ворота, городские свалки и другие части были раскопаны для того, чтобы установить хронологию набатейской керамики. В 1960 г. Дж. Райт (G.R.H. Wright) изучил и восстановил Казне (Khazneh или Khazneh Far'un, — «Сокровищницу фараона»). В 1962-1963 гг. П. Хаммонд (P. C. Hammond) при поддержке Принстонской духовной семинарии и Иорданского департамента древностей обнаружил большой римский театр. [1, 1183]

С 1973 г. Нюрнбергское доисторическое общество (Nuremberg Prehistoric Society) под руководством М. Линднера (М. Lindner) в сотрудничестве с Иорданским департаментом древностей провело исследования и раскопки в различных местах Петры и ее окрестностей. С 1973 г. П. Хаммонд начал раскопки в Храме крылатых львов. В 1982 г. Ф. Заядин (F. Zayadine) при поддержке Иорданского департамента древностей раскопал набатейскую гончарную мастерскую. [1, 1183]

5. Раскопки

5.1. Доисторический период

В Петре и ее окрестностях, особенно в Вади Бейда (Wadi Beidha), были найдены остатки эпохи верхнего (позднего) палеолита и неолита. [1, 1183-1184]

5.2. Железный век

На горе Умм эль-Бияра (Umm el-Biyara) к западу от долины исследователи обнаружили керамику, идентифицированную Дж. Хорсфильдом (G. Horsfield) и Н. Глюком (N. Glueck) как изделия эдомитян. [1, 1184]

5.3. Ранненабатейский (эллинистический) период

Литературные источники и многочисленные мелкие находки эллинистического периода, обнаруженные в Петре, особенно на городской свалке, свидетельствуют, что данное место было заселено в III веке до Р.Х., хотя нет никаких определенных доказательств того, что жители были набатейцами. Такая же картина возникает и из раскопок на набатейских участках Нессана (Nessana) и Обода (Oboda) в пустыне Негев. Британской школой были сделаны пробные зондирования в городе, чтобы установить стратиграфию участков. В самом нижнем слое, на целине, были обнаружены остатки зданий. Их основания и стены были построены из булыжников и толченой земли, а полы были глиняными. Исходя из керамики (особенно ламп и изделий из черного стекла) и находок монет (финикийских, птолемеевских и селевкидских), археологи датировали строительство зданий второй половиной III в. до Р.Х.. Здания продолжали использоваться до конца II в. до Р.Х.. Из-за ограниченной площади раскопок невозможно было установить план зданий. К этому же уровню ученые относят небольшие жертвенники воскурений и небольшие каменные фигурки в форме человеческих лиц. [1, 1184]

В более поздних уровнях (периоды Парра V и VII) были найдены монеты Ареты II (ок. 110-96 гг. до Р.Х.). Этому периоду приписывается и начало производства окрашенной набатейской керамики. Если это так, то набатейская расписная керамика появляется в Петре почти на полвека раньше, чем в Негеве. К этому периоду относится и самая ранняя набатейская надпись, найденная в Петре. Она выгравирована на триклинии у входа в ущелье Баб эс-Сик (Bab es-Siq) и датируется первым годом царствования Ободата I (96-95 гг. до Р.Х.). [1, 1184]

5.4. Средненабатейский период (римский I)

Большинство архитектурных остатков Петры относятся к периоду от последней четверти I века до Р.Х. до середины I века по Р.Х. [1, 1184]

1) Дома

До сих пор лишь только немногие остатки частных зданий встречаются в городе. Кажется, что Петра в этот период не была городом в обычном смысле этого слова. Хотя считается, что она была местом царского дома и национальных святынь, и некрополя, и обслуживавших их лиц, но ее граждане жили либо в соседнем Гайа (Gaia; к востоку от Петры; имеет более благоприятный климат), либо в палатках. В конце I века до Р.Х., вероятно, в царствование Ареты IV, здания стали возводиться из тесаного камня вместо булыжников и глины. Чтобы подготовить скалистый резервуар для строительства города, необходимо было сделать насыпь (15 м); главная улица, которая проходила с востока на запад через город, была построена на этой насыпи. [1, 1184]

В разные стороны от главной улицы уже возводились здания, обложенные камнем. Типичная набатейская керамика и простые изделия были обнаружены под полом таких зданий. К югу от долины был раскопан дом, который археологи приписывают I в. по Р.Х. Он был покрыт обломками города II римского периода, его стены сохранились на высоте до 3 метров. Дом был построен из тесаных камней, и его наружная поверхность отображает характерную для набатеев с непрямыми углами отделку. Стены грубо отесаны потому, что они были оштукатурены и украшены барельефами, остатки которого тоже сохранились. Здание было в непрерывном использовании в течение многих лет, и его план изменялся несколько раз. В своей заключительной стадии, он состоял из длинных узких внутренних дворов (30 м), которыми входил из городской стены (на юге). Невысокие стены двора вели в системы небольших комнат. В южной части двора не было ни окон, ни дверей, и, по мнению археологов, дом входил в укрепленные стены города. Открытие ранней римской керамики в фундаменте здания привело археологов к мысли о том, что это сооружение было построено в конце первой четверти I в. по Р.Х. Здание продолжало использоваться до римского завоевания Петры. Нет никакой уверенности в том, что это был частный дом. Дома в набатейском городе были построены не только в зоне долины, но и на склонах, где они были поддержаны насыпями. Дж. Хорсфильд (G. Horsfield) исследовал несколько таких домов, некоторые из которых были вырезаны в скалах, а другие построены в передней части каменной стены. Количество домов, обнаруженных на сегодняшний день, невелико и не дает подсказки относительного того, где селилось население города величиной с Петру. [1, 1184]

2) Театр

Дорога, спускающаяся к городу от ущелья Сик (Siq) сначала достигает театра, который находится над южным берегом «Долины Моисея», в месте ее расширения. Сиденья были высечены в скале песчаника, уничтожив несколько недекорированных фасадов гробниц, видимо, со второй половины I века до Р.Х. Верхние два яруса мест видны современным посетителям Петры, третий ярус был расчищен Хаммондом. Его раскопки показали, что сидячие места (cavea) были разделены на лестничные пролеты в шести клиновидных группах сидений (cunei). В крыльях сцены были обнаружены два крытых прохода. [1, 1184]

Археологи выделили три стадии строительства театра, последняя из которых была обычной разновидностью в имперский период. По мнению археологов, театр был построен в период правления Ареты IV, однако продолжал использоваться и во времена правления Обадата II, а его заключительный период существования относится к концу римского периода. Он был построен следуя витрувианскому плану, но с некоторыми локальными изменениями. В соответствии с мнением археологов, театр был местом собраний и развлечений, но это представляется очень сомнительным, так как он расположен в центре огромного главного некрополя Петры, на значительном расстоянии от центра города. [1, 1184]

А. Негев (A. Negev) предположил, что этот театр, как другое в набатейском царстве, имел культовое назначение для осуществления погребальных обрядов. По-видимому, он воздвигался Аретой IV для выполнения этих обрядов после его собственной смерти. В любом случае, с точки зрения А. Негева, немыслимо, чтобы театр, в греко-римском смысле этого слова, находился в климате Петры, да еще и в середине некрополя. Разрушение театра приписывается землетрясению в 363 г. по Р.Х. [1, 1184]

3) Улица с колоннадой

Улица с колоннадой была главной улицей, которая разделяла город пополам. Она также проходила по южному склону Вади-Муса. Колоннада отделяется от низкой насыпи подпорной стеной, которая сохранилась до высоты 5 м. Стена простирается вдоль колоннады и присоединяется к южной опоре трехсторонних ворот. Улица с колоннадой составляет 6 м в ширину, а ее наклон увеличивается на 25 см через каждые 3 метра. Пьедесталы колонн были найдены на участке улицы длиной в 65 м. По бокам улицы находились каменные тротуары, которые были на две ступени выше уровня самой дороги. Дата их постройки точно не известна, но археологи предполагают, что это было либо в 106 по Р.Х., когда Набатейское царство было присоединено к провинции Аравии, или позднее, в период правления Антонинов, период интенсивной строительной деятельности на Востоке. Первая дата подтверждается греческой надписью 114 года по Р.Х., найденной в куче мусора рядом с колоннадой. Однако, судя по тому, что известно из истории набатеев, обе даты кажутся слишком поздними. Как и большинство памятников Петры, улица, вероятно, относится к началу царствования Раббиля II, о чем свидетельствует последняя монета, найденная в 3-ей траншее Парра, хотя она могла использоваться в последующих периодах. К востоку от улицы с колоннами было найдено небольшое святилище, а в центре города – зимний сад. К югу находились три рынка: верхний, средний и нижний, – которые располагались за большим храмом. К северу – королевский дворец и гимназия. [1, 1184-1185]

4) Великий храм

Великий, или южный, храм находится южнее улицы с колоннами и является одним из основных археологических и архитектурных объектов центральной Петры. [2, 306] Его комплекс расположен на площадках двух уровней. Нижняя площадка, размером 49 х 56 м, окруженная 20 колоннами, служила в качестве священного места (теменоса), доступ туда был разрешен верующим. [3, 55] Вход на верхнюю площадку, размером 42,5 х 28 м, где располагался сам храм, был возможнен только для священнослужителей. [3, 55] Храм был построен в конце I в. до Р.Х., а его внутренняя часть была переделана в 1-ой пол. I в. по Р.Х. Храм восстанавливался несколько раз и использовался вплоть до VI в., когда был разрушен землятресением. [3, 55-56] Сооружение театра внутри храма является абсолютно беспрецедентным фактом, хотя связь между театрами и культовыми сооружениями была весьма обычной для храмов Ближнего и Среднего Востока. [3, 56]

5) Монументальные ворота

На своем западном направлении улица оканчивается трехчастными воротами. Раскопки позволили понять, что ворота были построены позже улицы — часть мостовой улицы была изъята во время строительства ворот. Ворота состоят из четырех оснований и формируют три пролета, первый — 3,5 м и два других 2 м шириной. Наиболее вероятная дата строительства ворот — период от Ободаса II до Ареты IV. [1, 1185]

6) Баня

На юг от ворот расположено большое здание бани, в котором имеется холл с колоннами и западнее — три комнаты терм, одна из которых покрыта куполом. [1, 1186]

7) Храм Каср Бинт Фарун (Qasr Bint Far'un)

Храм расположен на запад от трехчастных ворот, на краю большой площади (150 м длиной). Площадь частично окружена колоннами. Площадь заканчивается алтарным двором, который находится у основания лестницы, ведущей в храм. Археологические свидетельства позволяют датировать храм тем же периодом, что и театр, возможно, даже раньше, временем Ободаса II. [1, 1186] Греческие и римские надписи показывают, что храм использовался во времена Трояна и Адриана. Предположительно, он был заброшен после землетрясения 363 г. по Р.Х. [1, 1187]

8) Храм крылатых львов

Храм крылатых львов (северный храм, храм аль-Узза) был открыт и раскопан в 1974 г. Хаммондом. Храм (17,42 х 17,42 м) был построен над криптообразным холлом со сводчатым потолком, послужившим в качестве подиума. Здание ориентировано на север. В развалинах храма найдено множество фрагментов скульптур людей, животных и мифических существ. Археологи, проводившие раскопки, датировали его создание I в по Р.Х. [1, 1187]

9) Некрополь

В Петре было обнаружено два типа гробниц — гробницы-шахты, вырубленные в горизонтальных каменных платформах (II в. до Р.Х. - I в. по Р.Х.), и гробницы, выкопанные в вертикальных каменных стенах каньонов, окружающих высохшие русла рек в долине. Большинство гробниц в Петре — второго типа. [1, 1187]

10) Эд-Дейр

Монумент высотой 40 м и шириной 50 м вырезан в западном склоне вершины Джабаль эд-Дэйр (Jabal ad-Dayr) и прекрасно сохранился. [3, 91] Верхняя часть копирует аль-Хазне. [3, 92] Вход ведет в квадратный зал с длиной каждой стены в 11 м. [3, 93] Вероятно, эд-Дэйр служил местом для различных церемоний и трапез; не исключено, что сам памятник был посвящен памяти одного из набатейских царей, обожествленных после смерти. Однако идентификация этого царя проблематична из-за сложностей с датировкой объекта: его строительство могло происходить в течение долгого периода с сер. I в. до Р.Х. до кон. I в. по Р.Х. [3, 93]

В поздний период своего существования памятник был переделан в христианскую церковь, откуда и произошло его нынешнее арабской название "эд-Дэйр" ("монастырь"). [3, 93]

5.5. Поздненабатейский период (II в. по Р.Х. и позже)

По мнению А. Негева, за исключением некоторых погребальных объектов, памятников, принадлежащих поздненабатейскому периоду, нет. Возможно, в этот период (во II и III вв. по Р.Х.) некоторые объекты использовались повторно. [1, 1187]

Литература
  1. Negev A. Petra // The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. Vol. 4. Jerusalem: The Israel Exploration Society & Carta; N.Y.; L.; Toronto; Sydney; Tokyo; Singapore: Simon & Schuster, [1993]. P. 1181-1193.
  2. Joukowsky M.S. Petra. Recent Finds // The Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. Ed. E.M. Meyers. Vol. 4. N.Y.; Oxford: Oxford Univesity Press, 1997. P. 306-308.
  3. Tempesta C. Petra. Past and Present. Guide with Reconstructions. Rome: Vision, 2005. 96 p.
Кирилл Дашевский (в редакции прот. Д. Юревича)


Гробница с обелисками и триклиний Баб аль-Сик Вход в ущелье Сик. Видны следы, где располагалась арка Ущелье Сик — естественный проход в скалах к Петре длиной около 1200 м Ущелье Сик Ущелье Сик. Максимальная высота скал достигает 80-90 м
Ущелье Сик Видео: Туристы передвигаются по ущелью Сик на повозках, запряженных лошадьми В конце ущелья Сик В конце ущелья Сик видна аль-Хазне Аль-Хазне аль-Фарун ("Сокровищница фараона")
Аль-Хазне аль-Фарун (другой ракурс) Верхняя часть аль-Хазне Аль-Хазне. Фрагмент Аль-Хазне. Фрагмент Аль-Хазне. Фрагмент
Видео: Аль-Хазне аль-Фарун ("Сокровищница фараона") Гробница № 67 (200 г. до Р.Х. - 200 г. по Р.Х.) Вход в гробницу № 67 В гробнице № 67 видны камеры для погребения Видео: Гробница № 67
Гробница № 67 и ряд других гробниц Различные гробницы Одна из гробниц Театр, виднеющийся среди скал Театр
Видео: Театр Царские гробницы. Нет никаких прямых доказательств того, что это — гробницы набатейских царей, однако их расположение, размеры и элементы декора делают данное предположение вполне возможным Некоторые из царских гробниц Гробница с урной. Получила свое название из-за большой погребальной урны наверху фронтона. Перед гробницей находится большая открытая площадка шириной 21 м, с одной стороны которой видны дорические колонны, вырезанные в скале. Предположительно, это гробница набатейского царя Малихуса II (Malichus II; 40-70 гг. по Р.Х.). В 446-447 гг. была переделана под христианскую церковь Шелковая гробница (в левой части фотографии). Получила название из-за множества разноцветных горизонтальных линий-прожилок в каменном фасаде гробницы
Коринфская гробница. Получила название по коринфскому стилю капителей. Размер фасада 24,5 м в ширину и 28 м в высоту. Вероятно, построена во 2-ой пол. I в. по Р.Х. для погребения останков одного из последних набатейских царей Коринфская гробница (другой ракурс) Дворцовая гробница (слева). Размер фасада 49 м в ширину и 45 м в высоту. Предположительно — гробница последнего набатейского царя Раббеля II (70-106 гг. по Р.Х.) Развалины нимфеума (100-200 гг. по Р.Х.) Улица с колоннами (100-200 гг. по Р.Х.)
Лестница, ведущая к нижней площади (теменосу) великого (южного) храма Петры Нижняя священная площадь (теменос) великого храма Петры; вид от улицы с колоннами Нижняя священная площадь (теменос) великого храма Петры; вид от улицы с колоннами (другой ракурс) Видео: Улица с колоннами, нижняя площадь храма (теменос), монументальные ворота Нижняя площадь (теменос) великого храма Петры; на заднем плане видны ступени, ведущие наверх к храму
Нижняя площадь (теменос) великого храма Петры (другой ракурс) Ступени, ведущие от теменоса наверх к храму Развалины великого храма Развалины храма (другой ракурс) Театрон — дополнительная набатейская постройка в центре храма. Данная постройка, относящаяся к V фазе существования храма, необычна для классического мира. Театр вмещал до 620 человек и мог использоваться для различных целей: совершения ритуальных обрядов, для собрания совета, для театральных постановок
Театрон (другой ракурс) Видео: Великий храм Петры Монументальные ворота (вид с теменоса) Монументальные ворота (другой ракурс) Монументальные ворота (вид с противоположной стороны)
Храм Каср Бинт Фарун (Каср аль-Бинт) Храм Каср Бинт Фарун (другой ракурс) Храм Каср Бинт Фарун (другой ракурс) Лестница в скалах, ведущая на вершину Джабаль эд-Дэйр Лестница, ведущая на вершину Джабаль эд-Дэйр (другой участок)
С лестницы видны царские гробницы Лестница, ведущая на вершину Джабаль эд-Дэйр (другой участок) Вершина Джабаль эд-Дэйр Эд-Дейр. Памятник, известный под названием "Монастырь", представляет собой один из самых больших монументов в Петре (47 м в ширину и 51 м в высоту). Он был построен по образцу аль-Хазне, но вместо барельефов были сооружены ниши, в которых располагались скульптуры. Изначально двор перед фасадом был окружен портиком с колоннами. Вероятно, объект использовался как биклиний (обеденный зал) при встрече религиозных групп; кроме того, здесь могли совершаться некоторые религиозные ритуалы. Конструкция эд-Дэйра позволяет датировать его началом II в. по Р.Х., периодом правления царя Раббеля II, а найденные поблизости надписи наталкивают на мысль о том, что он был построен в память царя Ободаса II. Холл позже использовался как христианская церковь, на стенах были вырезаны кресты, отсюда произошло арабское название памятника "эд-Дэйр" ("Монастырь") Эд-Дэйр (другой ракурс)
Эд-Дэйр (другой ракурс) Эд-Дэйр (верхний фрагмент) Эд-Дэйр (вход) Эд-Дэйр (другой ракурс) Видео: Эд-Дэйр
Видео: Зал в эд-Дэйр Триклиний со львами Триклиний со львами. Получил название по изображениям львов, вырезанных слева и справа от входа. Дорический фриз декорирован двумя головами Медузы. Датируется началом I в. по Р.Х.


© Кафедра библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2014.